Украинская Греко-Католическая Церковь
11 Апреля 1945 року советская влась арестовала митрополита Йосипа Слипого и висший епископат УГКЦ
История УГКЦ имеет много трагических страниц. Уничтоженые в ГУЛАГе священники. Годы работы в подполье. С другой стороны есть и вина в расколе украинского православия но…
В 988 году князь Владимир Великий ввел христианство восточного (византийско-славянского) обряда как государственную религию Киевской Руси. Это произошло перед тем, как великий церковный раскол 1054 года разделил христианский Восток и Запад. Киевская Церковь унаследовала традиции византийского Востока и являлась частью Константинопольского патриархата. Однако эта Церковь также оставалась в полном сообщении единства с латинским Западом и его патриархом — Папой Римским.
Несмотря на то, что между Константинополем и Римом существовали разногласия, киевские иерархи старались сохранить христианское единство. Послы Руси принимали участие в соборах западной Церкви в Лионе (1245) и Констанце (1418). Сам киевский митрополит Исидор был одним из инициаторов Флорентийской унии (1439).
Пока Киевская митрополия работала на восстановление единства, севернее Киева, в Москве, возникла новая митрополия. Московская Церковь отказалась признать флорентийскую унию и отделилась от древней Киевской митрополии, провозгласив свою автокефалию (самоуправление) в 1448 году. В 1589 году, воспользовавшись упадком греческого православия и Константинополя под турецким владычеством, Церковь в Москве получила статус патриархата.
Киевской Церкви был брошен вызов со стороны протестантской Реформации и посттридентского католицизма. Время она переживала серьезный внутренний кризис.
Итак, к концу XVI в. стало очевидно, что положение дел, который сложился в Киевской церкви, требует радикального вмешательства. Украинское общество стало перед дилеммой: оставаться и дальше в узком мире старой византийской духовности и пасть жертвой польской культурно-религиозной экспансии, или стать на путь духовного обновления, чтобы сохранить национально-религиозную самобытность и не остаться на обочине общеевропейского культурного процесса. Тогдашние политические обстоятельства сложились так, что успешное решение этой проблемы было возможно лишь при условии культурного нейтрализации Польши. А этого добиться можно только на пути в Рим, то есть на том пути, по которому шла сама Польша, и от имени которого она осуществляла свою колонизаторскую политику на Украине.
За 1580-90-х гг ведущие украинские деятели, в частности церковные владыки и светские магнаты во главе с князем Константином Острожским, обдумывали разные пути решения проблем, стоящих перед украинской церковной общиной. Постепенно утвердился взгляд, что лучшим способом ответить на вызовы, брошенные протестантской Реформацией и польским католицизмом, который активизировался после Тридентийського собора (1545-1563 гг), было бы заключение унии непосредственно с Апостольским престолом св. Петра в Риме. Тем более, что история Киевской церкви уже имела прецеденты единение с Римом вспомним Данилову унии 1247 и Флорентийская уния между Римом и Константинополем в 1439 г., которую поддержал и подписал киевский митрополит Исидор.
И Синод принимает решение перейти под юрисдикцию Римского престола, обеспечив при этом сохранение традиционной восточной обрядности и собственной Церковной и этно-культурной самобытности. Такая модель Церковного единства была утверждена на соборе 1596 года в Бресте, с которого и начинается институционное существование Греко-Католической Церкви в Украине.
В 1620 году Ионом Борецким была восстановлена Киевская митрополия при содействии гетьмана Сагайдачного и патриарха Ерусалимского Теофила. С этого момента начался раскол украинского православия.
Это было началом конца украинской церкви которую в 1685 году неканонично присоединили к московскому патриархату. Одновремено начались гонения на униатов на территории Левобережной Украины.
Интересно изменилась бы история Украины, если бы не было церковного раскола в 1620 году, если бы единственной церковью в Украине была бы УГКЦ.