Украина : Хартленд наносит ответный удар?
Ещё сам Хэлфорд Маккиндер, автор термина «Хартленд», предполагал расцвет Хартленда и закат Западной Европы при естественном ходе вещей. Ибо ««колумбова эпоха» доминирования морских держав подходит к концу. В дальнейшем геополитическая роль Хартленда будет возрастать по мере развития сети трансконтинентальных железных дорог, которые составят конкуренцию флотам морских держав и могут привести к превосходству континентальных держав над морскими. Естественен вывод, что для противостояния этому натиску странам «внутреннего полумесяца» надо объединиться, возможно, под эгидой Британской империи.» (С)
Все его последователи, в том числе Бжезинский, шлифовали эту правильную, в общем-то, идею. Но уточняя детали, они не вносили в неё ничего принципиально нового. Да, в общем-то, и не могли. Ибо раньше не существовало ещё того, что внесло бы в это противостояние какие-то принципиальные изменения. А сейчас событие уже произошло, и процесс стал необратимым. Появился и достиг эффективности инструмент, который будет держать Море подальше от Суши.
Китай последние годы реализует свой проект Нового Шёлкового Пути. В настоящее время пропускная способность железных дорог, проходящих через территорию России, близка к своему пределу. Увеличить её можно только на новой технологической базе. Это позволит перемещать грузы со скоростью, в разы большей, чем существующая сейчас. В настоящее время корабли доставляют товары из Китая в Европу за 30 дней. Если отправлять их по железной дороге, срок доставки уменьшается до 10 дней. С одной стороны, доставка по железной дороге дороже. С другой – высокая скорость позволяет иметь омертвлённые запасы товаров, находящиеся в пути, меньшими в три раза.
Что будет при росте скоростей ещё в разы? Опять-таки, дальнейшее снижение этих омертвлённых запасов. Представим ситуацию, когда скорость доставки по морю и по суше будет различаться в 6-7 раз. Соответственно, торговцы могут иметь меньший капитал. И быстрее его оборачивать. При определённых условиях ускоренная оборачиваемость компенсирует более дорогую доставку. И, более того, сделает доставку товаров по морю менее востребованной.
Это и будет экономической победой Хартленда над Западом. Однако Запад, оценивший эту опасность ещё в прошлом тысячелетии, всячески препятствовал развитию этого естественного сценария. В первую очередь – угрозой применения флота. Авианосные Ударные Группы (АУГ) до недавнего времени могли нанести по берегу удар, превосходящий возможности по его отражению. С катастрофическими для Берега последствиями.
Что же изменилось за последнее время? История вооружения – это история борьбы «брони и снаряда». То есть средств нападения и средств защиты. Применительно к противоборству Моря и Суши это борьба Противо Корабельных Ракет и системы ПВО АУГ ближнего действия. Которая, собственно, и сбивает эти ПКР, защищая корабли от поражения. Россия создала очередное поколение ракет, которое ещё более превосходит возможности ПВО АУГ им противостоять. Даже противокорабельные ракеты «Гранит» крейсеров типа «Киров» были смертельно опасными для АУГ.
Проблема с перехватом этих ракет комплексом ПВО АУГ была в том, что эти ракеты, во-первых, очень быстрые, а во-вторых, могут лететь слишком низко. И то и другое делает время реакции системы ПВО слишком малым. И система ПВО не всегда сможет вовремя ответить и отразить налёт. Ситуация усугублялась тем, что эти ракеты были ещё и очень большими. Большая скорость и большая масса при встрече с целью наносят последней запредельные повреждения. Которые усугубляются ещё и массивным зарядом. Посему одной ракеты хватало, чтобы вывести авианосец из строя. А умение «Гранитов» работать в стае делало АУГ для 4-8 ракет почти гарантированной добычей.
С тех пор, конечно, произошли изменения. Однако они лишь усугубили разницу между средствами нападения и защиты. И во время Фолклендского конфликта 1982 и во время атаки фрегата «Старк» в 1987 году ракеты «Экзосет» показали, что ПВО вполне преодолима. И корабли, при грамотном применении ПКР, вполне себе реальная добыча. При том, что «Экзосет» — дозвуковая ракета. И время, за которое система ПВО должна отреагировать на её появление, больше в разы.
Современные российские ракеты быстрее «Гранитов». А следующее поколение вообще гиперзвуковое. После принятие на вооружение системы «Циркон» наиболее массовый комплекс ПВО «Вулкан-Фалангс» станет бессмысленным, не выполняющим свою задачу. Он и с комплексом П-800 «Оникс» мог справиться далеко не всегда. А против «Цирконов» шансы будут околонулевые. В качестве «вишенке в торте» стоит упомянуть, что отечественный комплекс ПВО «Кортик» втрое скорострельней, может работать по целям на высотах от 1,5метра и гораздо быстрее реагирует на угрозы. Впрочем, принципиальной разницы это не даёт. Главное то, что корабль стал гораздо уязвимее для ПКР.
Совсем недавно российские корабли, находящиеся в Каспийском море, нанесли удар по целям в Сирии. Дальность действия Крылатых Ракет «Калибр» перекрывает и берега Персидского Залива и берега Восточного Средиземноморья. Существуют и другие КР и другие ПКР. В том числе не только корабельного, но и берегового и авиационного базирования. А также размещаемые в стандартных контейнерах. Всё это уже позволяет Берегу в противостоянии с Морем разговаривать на равных. Перспективные комплексы делают попытки Моря воевать против Берега малоперспективными.
Вот в этом и заключается коренное отличие нынешней ситуации в противостоянии Хартленда и Запада от того, которое было до недавнего времени. Это ещё существует договор о запрете создания ПКР и КР большой дальности наземного базирования. Иначе Морю станет совсем кисло! С другой стороны, нарушать его вовсе не обязательно. Можно ведь ракеты разместить в контейнерах на небольших судах. Их так даже удобнее будет перевозить и эксплуатировать.
Представьте ситуацию. СтоИт себе судёнышко в озере Никарагуа. На палубе –ржавые контейнера. Иногда сплавает в сторону Кубы. Иногда на Западное побережье Мексики по Никарагуанскому каналу что-нибудь отвезёт. Но, в случае чего, значительная часть тех же военно-морских баз США – под ударом. Причём, судёнышко может быть не только России или Китая. В принципе, это может быть судно почти любой страны. Хоть Северной Кореи! А лучшая в мире российская система ПВО прикроет не только зону канала, но, в качестве дополнения, и любой кораблик в его пределах.
Такая возможность ещё более усиливает шансы Хартленда против Запада. И делает эту борьбу в долговременной перспективе заведомо проигрышной. Берег может в перспективе держать Море на расстоянии. А причём тут Украина в названии? Да не причём! Просто в глобальном противостоянии она поставила не на ту лошадь! 🙂
21-23 мая 2017 года ЦФО.
Джерела :
-
Новая стратегия Кремля? Об авиации на Ближнем и Среднем Востоке. http://xn--80aaf2btl8d.xn--p1ai/?p=18431
-
Время первых: почему российские противокорабельные ракеты еще долго будут беспокоить США http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201705210820-6kd1.htm
-
Дырокол или проблема проколупливания дырочек в движущихся и стреляющих в ответ бронеобъектах … http://maxpark.com/community/129/content/734875
Может возникнуть вопрос, зачем в качестве первоисточника указана статья «Дырокол…»? Просто в статье про Хартленд я несколько подвинул теорию. А после прочтения статьи «Дырокол..» внимательный читатель может понять, что за всё время было всего два поручика, писавших трактаты по баллистике. Причём, Буона Парте давно мёртв. Ну и несколько внимательнее отнестись к моим словам… 🙂