У нас уже много написано о гетьмане Скоропадском, в том числе и мною. Но я не перестаю восхищаться этим человеком.
Большая трагедия Украины что гетьман не смог удержать власть, не смог стать "Маннергеймом".
Я нашел на сайте http://tyzhden.ua интересную статью об экономической политике гетьмана.
За семь с половиной месяцев правительству Павла Скоропадского удалось создать национальную экономику и финансы фактически с нуля, вопреки немецкой оккупации и тяжелому наследству, которое оставили после себя социалистические лидеры Центральной Рады
Павел Скоропадский принял страну в положении, близком к руинам. Безумная экономическая политика Центральной Рады (а точнее, ее почти полное отсутствие) практически остановила хозяйственную жизнь только что провозглашенной Украинской Народной Республики. Прописаная в III Универсале ЦР «социализация» земли и промышленности (фактически легализованы самозахваты и национализация) остановила производство и вызвала бегство капитала.
Руина социализма
К большевистскому перевороту в ноябре 1917 года Генеральный секретариат Центральной Рады не создал никаких органов исполнительной власти на местах, не имел аппарата сбора налогов и полностью зависел от финансирования из Петрограда.
В условиях, когда ЦР не признала большевистского переворота, не удивительно, что красные прекратили ее финансировать. 19 декабря 1917-го в поисках денег она ввела налог 25 руб на каждый имеющийся в Украине телефонный аппарат. 3 марта правительство установило принудительные имущественные налоги для богатых и торгово-промышленных классов городов Украины, то есть фактически обложило города контрибуцией (не хуже большевиков). Киев, например, должен был заплатить 35 млн руб, а Харьков — 50 млн.
На Центральной Раде висели астрономические суммы задолженностей — только предприятиям Донбасса на апрель правительство было должно 192 млн руб. Ко всему добавлялись собственные долги ЦР, еще 2 ноября 1917 открыла в государственной казне кредит на сумму 1 млрд руб на текущие потребности Генерального секретариата. И это не считая ущерба, причиненного большевистской нашествием, и системных экономических проблем, доставшихся Центральной Раде в наследство от Российской империи (долги последней время войны выросли от 5,5 млрд руб. На 1913 до 55 млрд руб. Весной 1917-го ). Страна погружалась в правовой беспорядок: исполнительной властью на местах были думы, а силовой — добровольческие отряды самообороны. На селе царила атаманщина — целые районы жили с того, что грабили железной дороги и нападали на города.
«Украинские государственные кассы полностью пустые, служащие уже больше месяца не получали жалования, а министерство добывает себе деньги, реквизируя кроме всего прочего сахар на сахарных заводах, а взамен денег выдает документы, подтверждающие его получения», — охарактеризовал ситуацию посол Австро-Венгрии в Украине граф Иоганн Форгач.
Согласно Брестскому соглашению на Украине висели обязательства поставлять странам Четверного Союза хлеб, пищевые продукты и сырье, которые ЦР, очевидно, обеспечить была неспособна.
А немцам становилось не до шуток — продовольственная ситуация в империи кайзера критически ухудшилась. Они были в шаге от введения полноценной военной оккупации края. При таких условиях крестьянский съезд в Киеве 29 апреля 1918 провозгласил гетманом Украины Павла Скоропадского, чем спас страну от худшего сценария, к которому готовились немцы с австрийцами.
Пан или пропал
Гетман Скоропадский прекрасно понимал, что действовать ему придется по принципу «или пан, или пропал». В том случае, если гетманат не даст реальных результатов, его противниками становились одновременно и разочарованы союзники-немцы, и озлобленные потерей власти украинские социалисты. Но наряду с этим Украина имела большой экономический потенциал, при таких условиях можно было рискнуть, и Павел Скоропадский решился.
Прежде всего гетман отменил законы ЦР о социализации.
В «Грамоте ко всему украинскому народу» от 29 апреля 1918 было провозглашено: «Права частной собственности — как фундамента культуры и цивилизации, восстанавливаются в полной мере, и все распоряжения бывшего Украинского Правительства, а равно временного правительства российского, отменяются. Происходит полная свобода по совершению купчих по купли-продажи земли … В области экономической и финансовой происходит полная свобода торга и открывается широкий простор частному предприятию и инициативе ».
Осуществить это в реальности было непросто, нужно было идти на социальные жертвы. Рабочие должны были отказаться от внедренного Центральной Радой восьмичасового рабочего дня, а крестьяне — добровольно вернуть прежним собственникам уже распределенную землю. Украинские социалисты (а за ними и большевики) изображали апокалиптические картины взимания контрибуций из крестьян господскими карательными отрядами. Свидетели подавали ситуацию несколько иначе. «Уезд небыл помещичьим — дворянам и чиновникам принадлежало 20,32% земли. Кроме того, мощных имений — крупнее 500 десятин — было только 17 … В гетманский период лишь двое лубенских помещиков воспользовались правом взыскать денежное вознаграждение за разграбленное имущество … Вообще лубенские помещики стремились ликвидировать (как тогда казалось) революцию как можно наименее безболезненно и проявили в этом направлении немало такта и понимания », — вспоминал старшина Лубенского охранного куреня, а позже офицер Добровольческой армии Николай Раевский.
Результаты восстановления частной собственности (пусть даже во многом болезненные) сказались уже осенью 1918 года. Ситуация способствовала — обязательства о поставках в Германию и Австро-Венгрии продовольствия и сырья открыли рынки этих стран для украинской продукции и фактически создали условия свободной экономической зоны. Гетманское государство воспользовалась этим с выгодой для себя.
В ответ Центральные державы поставили ряд товаров, потребность в которых испытывала уже Украина. До октября 1918 года последняя получила 21428 вагонов угля, 700 вагонов соли,25 вагонов эмалированной посуды, 1651 сельскохозяйственную машину, на 2160 тыс. руб рулонной бумаги, а также нефть, керосин, пастельную смазку для железнодорожных колес и т.п..
Распространенный социалистами Винниченко и Шаповалом (и многократно повторенный большевиками) тезис о том, что цены на товары из Украины и для нее устанавливали австрийцы и немцы с выгодой для себя, не имеет ничего общего с реальностью. Правительство настойчиво выторговывало в последних максимально выгодную для себя цену. Например, 27 мая из Германии прибыли три эшелона с сельскохозяйственной техникой. Немцы требовали за них 10 млн руб, но после переговоров с украинским властями стоимость машин была уменьшена вдвое. «С немцами и австрийцами, что нас наседали, он спорил и не сдавался, а когда приходилось где-то уступить, поскольку те становились агрессивными и угрожали ему какими-то новыми бедами, надо было видеть, насколько каждая такая уступка была ему неприятна», — так характеризовал гетман Скоропадский одного из своих министров.
Жаждущих не накормят
1918 оказался урожайным — землевладельцы от торговли с немцами получали немалую прибыль. Этот факт до умопомрачения злил малоземельных крестьян, которве только что успели разделить угодья «всем поровну». То, что государство нуждалось в немедленном решении земельного вопроса, было очевидно, но реформа наталкивалась на несколько препятствий. Во-первых, провозгласив непоколебимость права частной собственности, гетманское правительство не могло по-большевистски конфисковать и распределить всю землю — нужно было как-то объясниться с крупными землевладельцами. Помещики опирались проведению реформы через свое лобби в правительстве — министр финансов Антон Ржепецкий, например, категорически был против и отмечал, что земля перейдет к крестьянам естественным путем.
Во-вторых, для воплощения в жизнь реформы нужно сначала организовать работу земельного министерства. Был необходим земельный кадастр (здесь правительство столкнулось даже с такой проблемой, как нехватка профессиональных землемеров) и Земельный банк, который открыли 23 августа 1918 для предоставления долгосрочных займов на покупку земли. Гетман Скоропадский свое намерение описывал так: «Бесплатная передача не имеет в данном случайные никаких серьезных оснований и просто в высшей степени вредна. Выплата крестьянских денег за землю, приобретаемого наконец заставит их пустить эти деньги в оборот, что значительно облегчит правительство, давая ему возможность значительно сократить печать новых знаков. Передача земле не безземельным, а малоземельным крестьянам. В этом отношении следует иметь в виду цель — государства, а не жалкую сентиментальность ».
Замысел провести земельную реформу было доведено до сведения населения. «Был в разработке закон земельной реформы, ограничивающий собственность до 100 гектаров. Землю у крупных собственников должно выкупить государство и перепродать крестьянам на выгодных условиях », — вспоминал старшина Запорожской дивизии сотник Никифор Авраменко. «Никогда еще аграрный вопрос не было настолько близко к своему разумному решению, как в ноябре 1918 года в Украине», — отмечал в своих воспоминаниях гетман Скоропадский.
Не имея возможности немедленно наделить крестьян землей, гетманское правительство создало тепличные условия для развития на селе потребительской и производственной кооперации, что должно было улучшить положение аграриев. В течение 1918 года количество обществ потребительской кооперации возросла втрое (от 4873 1917 года до 15 000 в 1918-м). Балансовая сумма капиталов 3,3 тыс. кредитных союзов достигло 185500000 руб, а союз «Централ» даже выкупил за 17 млн марок в Германии фабрику сельскохозяйственных машин, чтобы обеспечить ими членов своих обществ.
Однако именно земельный вопрос был одной из главных причин свержения гетманата. Крестьяне уже попробовали «социализации» от Центральной Рады и хотели земли даром, а не за выкуп. А кооперативные союзы были сверху вниз освоены социалистами и стали главной площадкой для противогетманское пропаганды.
Заботы без работы
Социальная ситуация в Украине на момент прихода гетмана к власти была напряженная — в стране была безработица. В начале 1918 года состоялась стихийная демобилизация русской армии и страну заполонили 4.2 млн бывших солдат и офицеров, которые не имели никакого источника дохода. К ним добавились семьи погибших. «Это были жены офицеров, мать и две дочери, причем один и тот же день трое мужчин были убиты большевиками, и они остались без всяких средств с кучей маленьких детей на руках. Пенсий никаких. Таких просьб было очень, очень много », — вспоминал гетман Скоропадский. С большевистской России потоком валили беженцы. Демобилизованные и безработные устраивались кто как мог.
В июле 1918-го Министерство труда украинского государства зарегистрировало 200 тыс. безработных и предсказывало рост их в августе до 500 тыс. Среди этих людей проводили безумную агитацию анархисты, большевики и сторонники «единой-неделимой». Перед правительством стоит задача трудоустроить их, а для этого необходимо было стимулировать развитие. Большинство украинских предприятий имели иностранных владельцев (в частности, в 1913 году 80% украинского производства чугуна принадлежало французам), которые оказались по другую сторону фронта, поэтому было начато государственное финансирование предприятий и поощрение сотрудничества отечественных предпринимателей. Приходилось идти на компромиссы в культурных вопросах именно из-за необходимости привлечь специалистов и предпринимателей российского и еврейского происхождения. Однако промышленность потихоньку возрождалась. Добыча угля, например, во времена гетманата вырос с 30 млн пудов за ЦР до 50 млн.
Еще одно направление борьбы с безработицей — общественные работы. 5 августа 1918 гетман утвердил соответствующее постановление, согласно которому выделялись средства на укрепление Андреевской горы в Киеве, на благоустройство могилы Тараса Шевченко в Каневе, на разработку каменных карьеров возле сел Лозоватка и Поселок т.п.. Среди планов гетманской администрации были также сооружение шлюзо-канальной артериальной системы от Балтийского до Черного морей и строительство гидроэлектростанций на Днестре, Буге и Днепре.
Кошелек государства
Несмотря на то что на апрель 1918 на руках у украинцев уже находились кредитные билеты стоимостью 100 крб. и знаки государственной казны в 25 и 50 крб., главной валютой в Украине все еще оставался российский рубль, который стремительно обесценивался через массовую печать большевиками ничем не обеспеченных банкнот. Не все было в порядке и с карбованцем — при отступлении из Киева большевики захватили запасы билетов в 100 крб. и оборудования для их печати, в результате чего украинский рынок заполонили карбованцы русского происхождения.
Гетманское правительство никогда не скрывало своего негативного отношения к российской валюте. «Создать благосостояние в Украине в нынешних условиях можно только отделившись от России», — заявил 10 мая 1918 министр финансов Украинского Государства Антон Ржепецкий. С мая создавался аппарат управления, в августе начал работу по выходу Украины из рублевой зоны.
14 августа гетман утвердил закон о запрете ввоза на ее территорию российских ценных бумаг и ограничения на ввоз рублей на сумму 10 тыс. В то же время в обращение поступили украинские деньги — карбованцы, а чуть позже и гривны (1 крб = 2 грн).
Важным фактором становления национальной валюты было создание Украинского государственного банка. Формально основала его еще Центральная Рада, но фактически все свелось лишь к переименованию Киевского конторы соответствующей имперской учреждения, не были открыты фонды, не введена бухгалтерия и не налаженны связи с провинциальными учреждениями — Харьковское и Одесское отделение функционировали самостоятельно. Госбанк создавали фактически с нуля.
10 августа 1918 гетман утвердил его устав и ассигновал средства на формирование капитала.
На конец сентября 1918 начала работать таможенная служба и были открыты пограничные пропускные пункты. 10 сентября между Украиной и Центральными государствами было подписано «Соглашение о пошлинах», которым регулировались объемы платежей, вносимых на границе Украинского Государства. Немцы с австрийцами не только за поставленный хлеб рассчитывались по договорным ценам, но и платили за него пошлину — такова была странная «грабительская оккупация».
Во времена гетманата Украины провела две таможенные войны — с Румынией и Крымом. Последняя привела к тому, что в октябре 1918 года краевое правительство полуострова согласилось на правах автономии войти в состав Украины.
«За время революции население точно отвыкло от уплаты налогов. Слабое их поступления требовало создания более жесткой организации сбора, для чего издан закон о казенную зборчих и рассылочных и особенно о волостных зборчих для сельского населения », — отмечал атаман-министр (премьер) украинского правительства Федор Лизогуб. Система уплаты налогов населением до конца организована не была, особенно трудно было их взимать с рабочих, которые считали, что они созданы исключительно для имущих классов, хотя налогообложению подлежали только лица, которые зарабатывали более 1000 рублей в год (фунт белого хлеба стоил 60 к .).
Гетманское Министерство финансов в начале своей деятельности должно выяснить объемы доходов и расходов — Центральная Рада бюджет страны создать так и не смогла. То, из чего состояли прибыли, иллюстрируют государственные сметы, представленные в правительство в конце сентября 1918 года. Больше денег государству обеспечили казенные операции с сахаром — 1322 млн руб (государственную сахарную монополию правительство ввело 7 мая 1918-го), железной дороги — 693 млн рублей, а также казенные операции с алкоголем – 350,9 млн. (государственная монополия на винокурение была введена 9 мая 1918-го). В конце сентября сметы были проработаны и структура расходов стала прозрачной. За семь месяцев доходы государства составили 3,2 млрд, в то же время дефицит бюджета равен 2 млрд руб. Для экономики, построенной фактически с нуля, результат более чем достойный. «Насколько хорошим было наше финансовое положение еще в октябре, доказывает то, что мы с Ржепецкий надеялись, что смета нового года будет проведен без дефицита», — вспоминал Павел Скоропадский. Данные, полученные правительством, дали возможность сформировать бюджет страны на 1919 год — первый в истории Украины. Правда, подписывала его (и не выполнила) уже Директория УНР.