Удивительно, что эти корабли по-прежнему выходят в море…
Предисловие редакции: В предыдущих выпусках нашего сборника были помещены воспоминания ветеранов Северного флота А. Л. Лифшица и В. В. Щедролосева, служивших в годы Великой Отечественной войны на эскадренном миноносце «Разумный» (1). Представляется интересным дополнить их рассказ разведывательным донесением военно-морского атташе США коммандера К. Толли (1908-2000), составленным после посещения эсминца в январе 1944 года. Этот документ был включен в качестве приложения в книгу К. Толли «Икра и комиссары: впечатления офицера ВМС США о жизни в сталинской России» [1] и впервые публикуется на русском языке с разрешения издательства «Naval Institute Press».
Содержание:
Касательно оценки технического состояния эсминца «Разумный» читателям следует напомнить, что через несколько месяцев после ввода в строй, в январе 1942 года, корабль совершил тяжелейший переход Северным морским путем в составе ЭОН-18 и уже с октября привлекался к выполнению различных боевых заданий. 20-22 ноября 1942 года «Разумный», принял участие в спасательных работах, связанных с аварией эсминца «Сокрушительный». При оказании помощи терпящему бедствие кораблю «Разумный» повредил форштевень (на палубе образовался гофр, через разрывы обшивки залило малярную, цепной ящик и погреба провизии). В течение нескольких месяцев 1942 года «Разумный» выполнил четыре боевых задания, дважды выходил в море на поиск транспортов, выполнявших одиночные, так называемые капельные рейсы из Исландии в Россию.
Корабль встречал конвой JW-51A и участвовал в проводке пяти транспортов этого конвоя в порты Белого моря. 3 апреля 1943 года, находясь в мурманском Северном доке, эсминец снова попал в тяжелую переделку: во время воздушного налета одна из бомб пробила палубу и корпус в районе 178-го шпангоута и разорвалась в доке, оставив в обшивке 122 осколочных пробоины. Другая бомба взорвалась в нескольких метрах от борта в районе 115-го шпангоута. Из пробитых цистерн вытекло около 2 т мазута, но пожара не случилось. Полученные повреждения сдвинули график ремонта, и эсминец вошел в строй только 14 июня 1943 года. Принимая во внимание крайне плохое состояние ремонтной базы Северного флота и ограниченные возможности устранения повреждений «силами личного состава», можно только удивляться вместе с нашими союзниками тому, что наши корабли продолжали выходить в море. Но, похоже, что даже сотрудники американской военно-морской миссии плохо представляли характер задач, выполнявшихся легкими силами Северного флота, и состояние его ремонтной базы.
* * *
Разведывательное донесение помощника военно-морского атташе США в СССР коммандера К. Толли о посещении советского эскадренного миноносца «Разумный»
13 января 1944 года контр-адмирал К. Олсен в сопровождении коммандера Ф. Ланга (офицера медицинской службы ВМС США), коммандера Кемпа Толли и лейтенант-коммандера Э. Йорка посетили стоящий в Полярном эсминец «Разумный».
Общее впечатление от посещения этого корабля, построенного в 1937 году [2], можно выразить следующими словами: он уступает во всех отношениях современным американским кораблям, а его боевая эффективность не выше, чем у американских эсминцев периода Первой мировой войны. Корабль имеет неважную конструкцию, и его создатели обнаруживают непонимание того, каким образом можно усилить его защиту от боевых повреждений. Артиллерийское вооружение находится в превосходном состоянии, но его технический уровень далеко не соответствует современным образцам. В остальном состояние материальной части корабля можно считать неудовлетворительным, что свидетельствует о низкой эксплуатационной дисциплине.
Корабли данного типа предназначены для эскортирования прибывающих и уходящих англо-американских конвоев, а также для сопровождения нескольких советских судов, находящихся в эксплуатации в Баренцевом море. Мало что указывает на то, что эсминцы привлекались к участию в десантных операциях или в наступательных операциях против военно-морских сил Германии, действующих у побережья Норвегии [3]. Автономность советских кораблей настолько ограничена, что они могут участвовать разве что в небольших набеговых операциях.
«Разумный» входил ранее в состав Тихоокеанского флота и перешел на Северный флот четыре года назад Северным морским путем. В настоящее время им командует офицер в звании капитан-лейтенанта (звание, аналогичное званию старшего лейтенанта в ВМС США), служивший на этом корабле еще тогда, когда тот входил в состав Тихоокеанского флота [4].
По словам командира, численность экипажа составляет 225 человек [5], что представляется чрезмерным для такого небольшого корабля, но, принимая во внимание ограниченное время его пребывания в море (обычно не более недели), можно считать приемлемым. Как это принято в русском флоте, во время пребывания корабля в базе часть экипажа размещается в казармах на берегу, особенно в период зимней стоянки.
Артиллерия главного калибра обычного для советских кораблей типа. Длина ствола относительно цапф несколько больше, чем у орудий, находящихся на вооружении в американском флоте, что вызывает необходимость компенсировать его тяжесть увеличением веса казенной части. Приборы управления наводкой дублируются (расположены с обеих сторон орудия) на случай выхода из строя наводчика или механизмов наводки с одной стороны [6]. Конструкция амбразуры орудийного щита обеспечивает герметичность при любых углах возвышения ствола, проходящего через щитовое прикрытие.
Радиолокационной станции на корабле нет; начальник штаба Северного флота и командир корабля выразили горячее желание получить такую аппаратуру [7]. Они также заметили, что ничто не могло бы им доставить более удовольствие, чем возможность увидеть на полученных из США тральщиках радиолокационные станции, стоящие на своих штатных местах.
(В связи с этим отмечу, что начальник военно-морского училища, капитан 1 ранга Сухиашвили [8], сказал мне, что в то время, когда он командовал бригадой надводных кораблей на Черноморском флоте, входящий в ее состав крейсер «Молотов» был оборудован радиолокационной станцией и выполнял задачи наблюдения за воздушной обстановкой в целях заблаговременного обнаружения германских самолетов [9].)
Управление торпедными аппаратами осуществляется с местного поста или с помощью приборов управления торпедной стрельбой, установленных на мостике побортно. Торпедные аппараты несколько длиннее американских и не имеют направляющих консолей, принятых в ВМС США.
Нижняя, выступающая за срез палубы часть трубы торпедного аппарата имеет скругленную форму, чтобы избежать повреждений хвостовой части торпеды при залпе. Оба бортовых трехтрубных аппарата могут использоваться для залповой стрельбы с углом растворения до 15 градусов [10]. Пуск торпеды осуществляется с помощью инициирующего порохового заряда. Запасных торпед не видно. Все торпедные аппараты заряжены.
Вдоль обоих бортов на корме до кормового среза проложены рельсовые дорожки. Мин на борту корабля нет.
Десять 125-кг глубинных бомб [11] хранятся в районе кормового подзора в специальных двухрядных кассетах. Глубина ячеек составляет примерно половину диаметра глубинных бомб. Глубинные бомбы, которые заливаются водой и на которые падает дождь со снегом, покрываются ледяной коркой, и сбросить их в воду можно только воспользовавшись рычагом или ломом. Многоствольные бомбометы отсутствуют, но на левом и правом бортах в кормовой части корабля, на расстоянии примерно 12 метров от кормового среза имеются бомбосбрасыватели, действующие в секторе своего борта.
Ходовой мостик открытого типа, единственной защитой которого является брезентовое ограждение высотой на уровне пояса. К ходовому мостику примыкает помещение, примерно 10 метров в диаметре, в котором находятся штурманская и рулевая рубки, а также центральный артиллерийский пост. Надстройка имеет примерно дюжину иллюминаторов, обрамленных тяжелыми шторами, что вряд ли может обеспечить удобное управление кораблем во время боя из-за плохих условий наблюдения. Боевые крышки иллюминаторов изготовлены из легкого металла и крепятся гайками-барашками.
Непосредственно над мостиком находится вращающаяся башня диаметром около 2,5 метров (имеется в виду КДП. – Прим. пер.), в которой размещены два синхронизированных дальномера и стереотруба. Похоже, что за этими инструментами осуществляется тщательный уход, как и за всем артиллерийским вооружением корабля.
На правом и левом крыльях в верхней части мостика, ближе к корме, установлены пулеметы 50-го калибра, а на нижней палубе – два 37-мм зенитных автомата с магазинным устройством заряжания. Еще одно орудие в районе кормового подзора, по всей видимости, является 3-дюймовым зенитным орудием 30-го калибра [12].
Корабль оборудован размагничивающим устройством. По словам командира, размагничивание корабля проводится каждые три месяца.
Состояние прокладок и сальников можно оценить на «хорошо» и «отлично», следов краски на них нет, хотя в целом покраска корабля сделана небрежно. На корабле используются задрайки легкого типа, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Быстро закрывающихся дверей нет. Похоже, что двери, ведущие в надстройку, не являются водонепроницаемыми. Имеется приличный запас досок для укрепления переборок, но клинья отсутствуют. Двери и люки не имеют маркировки, что указывает на низкую организацию борьбы за живучесть.
На камбузе, расположенном в кормовой надстройке, имеются три паровых камбузных котла емкостью примерно 75 литров и полутораметровая кухонная плита. Основным блюдом, судя по оборудованию камбуза и нашим впечатлениям о плавании на тральщике AM-114, является суп. На первый взгляд камбуз содержится в чистоте, но выглядит мрачным и плохо освещенным, так что недостатки в его санитарном состоянии могут оказаться незаметными. Личный состав принимает пищу за небольшими столами, напоминающими принятые в ВМС США. Во время нашего посещения корабля личный состав готовился к приему пищи (примерно около полудня), организованному исключительно просто: каждый моряк имеет миску и ложку, и прямо на стол выставляется нарезанный ржаной хлеб.
На корабле имеются три котельных отделения, расположенных одно за другим, в каждом находится по котлу, рассчитанному на предельное давление 350 фунтов [13]. Позади них расположены два машинных отделения, каждое обслуживает отдельную линию вала и функционирует автономно. Помещения тесные, что свидетельствует о плохой планировке. Машинное отделение, которое мы посетили, явно указывает, что ремонт здесь давно не выполнялся. Пробковая изоляция на подволоках крепится на подвесах и, по всей видимости, находится в таком состоянии довольно долго. Во многих местах можно было увидеть подвешенные под фланцевыми соединениями магистралей жестяные банки: так личный состав борется с капельной течью. Общее впечатление от посещения котельного и машинного отделения: и то и другое эксплуатируются небрежно.
Пост дистанционного управления котлами и турбинами размещается в выгородке глубиной около двух метров на главной палубе в кормовой части носовой надстройки. Других органов управления, за исключением ручного на местных постах, нет. Измерительные приборы поста управления (некоторые из них диаметром около 10 см) имеют смотровое окно из стекла. Потолочные светильники закрыты матовыми фарфоровыми плафонами диаметром около 15 см, украшенными орнаментом. Такого же рода светильники установлены в жилых помещениях. Хотя, по словам командира, во время выходов в море они снимаются, следует принимать во внимание, что подлетное время германских бомбардировщиков к месту нахождения корабля составляет 15 минут.
Каюты офицеров и кают-компания великолепно меблированы и обставлены многочисленными кожаными креслами. Переборки отделаны фанерными плитами, а прилегающие к ним бимсы имеют деревянную обшивку. В таких условиях оперативный доступ к обшивке для устранения боевых повреждений представляется крайне затрудненным. Во многих местах можно увидеть плотные шторы и иллюминаторы, обрамленные тяжелыми, орнаментированными занавесками.
Все нижние палубы имеют покрытие из линолеума. Верхняя палуба стальная с насечкой, полученной точечной сваркой, для повышения сопротивления скольжению.
Офицерская кают-компания находится на главной палубе под мостиком и простирается на всю ширину корабля. Четыре мощных светильника, расположенных по углам стола, позволяют использовать его в качестве операционного (отсутствующего в корабельном лазарете).
Офицерские каюты примыкают к кормовой переборке кают-компании и расположены в средней части корабля и по левому борту. По правому борту, ближе к корме, находится помещение клуба личного состава, протяженностью до кормовой переборки надстройки. В нем имеются небольшая библиотека, большой стол, музыкальные инструменты и несколько подшивок газет. Переборки обклеены грубовато раскрашенными карикатурами и иллюстрациями, рассчитанными на то, чтобы поднять боевой дух личного состава. Несмотря на значительно меньшие размеры, клуб оборудован почти так же комфортабельно, как и офицерская кают-компания. Поскольку численность личного состава составляет примерно двести человек, очевидно, что здесь может разместиться только часть из них.
Кубрики личного состава находятся главным образом ближе к носу и ниже кают офицеров. Койками обеспечена примерно половина личного состава, остальные размещаются в подвесных койках или прямо на палубе. Каюты и кают-компания старшинского состава находятся на нижней палубе в районе кормовой надстройки и комфортабельно оборудованы. Численность старшинского состава – 9 человек.
Здесь же находятся корабельная канцелярия и лазарет с койками на двух больных. Санитарные условия и состояние оборудование лазарета самого низкого разряда. Когда был открыт бокс с хирургическими инструментами, из него посыпался целый выводок тараканов, что передает в целом атмосферу этого заведения. Обязанности корабельного врача исполняет «фельдшер», прошедший всего лишь трехгодичную подготовку, квалификация которого не позволяет ему выполнять хирургические операции.
Встреченные нами во время осмотра корабля матросы выглядели расторопными и более сообразительными, чем обычные солдаты, что, в общем, типично для любой страны мира. Что касается их опрятности, то она оставляет желать лучшего; некоторых из них выглядели просто грязнулями.
Если говорить о деталях, из которых складывается общее впечатление о корабле и его боевой эффективности, то при 4-балльной шкале их состояние в целом можно оценить на тройку. Уход за шлюпками довольно неплохой, но незаметно, чтобы ими часто пользовались. Фалы прочные и хорошо уложены. Электропроводка свободна от краски, выключатели содержатся в чистоте, а электрические шины сверкают. Вахтенный у трапа находился на месте, когда мы прибыли, но когда уходили, его уже не было. Состояние формы одежды явно не соответствовало исполняемым им обязанностям.
Сигнальные флаги уложены в две стопки, содержатся в чистоте и не смяты.
Наружные поверхности устройств на верхней палубе обильно смазаны, очевидно, в целях лучшей сохранности. Комингсы люков и поручни трапов грязные и замасленные. Люки на верхней палубе закрыты плохо закрепленными изношенными брезентовыми чехлами. Окраска в целом относительно чистая, по стандартам военного времени, на верхней палубе выглядит потертой, местами стерта до металла, и кое-где проглядывает ржавчина.
Ступени трапов, маты, поручни и различная арматура, подверженные значительному износу, судя по их виду, давно уже находятся в плохом состоянии, и в американском флоте были бы давно уже заменены, как с точки зрения внешнего вида, так и их практической пользы.
Ничто не свидетельствовало о том, что к нашему визиту как-то специально готовились. Корабль находился в своем обычном состоянии.
Следует отметить, что в Советском Союзе в порядке ухода за материальной частью корабля принято проводить в течение длительного времени чистку подводной части корпуса. То, что эти корабли по-прежнему выходят в море, является еще более удивительным, чем их тяжелое материально-техническое состояние или неопрятный внешний вид матросов. Но это далеко еще не все. В советском флоте можно найти корабли, которые даже по стандартам мирного времени выглядят не хуже американских.
Например, подводная лодка К-21 является показателем того, что независимо от того, идет война или нет, состояние советского корабля и его команды может отвечать самым высоким требованиям. Офицерский и рядовой состав этого корабля в состоянии поддержать отличный порядок, заведенный их командиром – Героем Советского Союза Луниным. Тем не менее, даже состояние такого корабля находится существенно ниже обычного для кораблей ВМС США [14].
Что касается индивидуальных качеств, то советские моряки не раз демонстрировали свою храбрость, особенно в боевых действиях на берегу в составе частей морской пехоты. Но их подход к организации службы, планированию и подход к применению морской силы указывает на те же недостатки, благодаря которым германский флот уступает первоклассному противнику в бою, несмотря на то, что в большинстве случаев располагает лучшими кораблями и вооружением.
Советское судостроение, о чем свидетельствует состояние данного эсминца, демонстрирует тенденции, унаследованные со времен императорской России: уделять большее внимание комфорту офицерского состава, чем боевым качествам своих кораблей, недооценивая или пренебрегая важнейшими принципами организации борьбы за живучесть и пожарной безопасности.
Технический уровень флота существенно ниже, чем у ведущих морских держав, при незначительном использовании вполне доступных для реализации достижений зарубежных стран.
Не вызывает особых сомнений амбициозность планов развития советского флота. Несомненно, что с окончанием войны его численность увеличится, а материальное обеспечение улучшится, тем не менее, похоже, что еще в течение длительного времени он не сможет составить конкуренцию ведущим морским державам.
* * * * * * *
© Перевод с английского, подготовка к публикации и комментарии, И. В. Козырь, 2011
Примечания
[1] Tolley К. Caviar and Commissars: The Experiences of a U.S. Naval Officer in Stalin’s Russia. – Naval Institute Press, 1983.
[2] На самом деле эсминец «Разумный» заложен в 1937 г., а вступил в строй в январе 1942 г.
[3] Похоже, что американцам не было известно об атаке лидером «Баку» и эсминцем «Разумный» немецкого конвоя в составе миноносца, сторожевого корабля, тральщика и двух транспортов в ночь с 20 на 21 января 1943 г., во время которого артиллеристы эсминца показали себя с лучшей стороны: им удалось на скорости хода 32 – 34 уз добиться накрытия миноносца противника с дистанции 25 кб вторым залпом. «Разумный» за 6 мин выпустил 34 130-мм, 24 76-мм, 60 37-мм снарядов и 100 12,7-мм пуль. Носовое орудие не стреляло, так как его заливали фонтаны брызг, поднимаемые поврежденной обшивкой ледовой «шубы».
[4] Судя по тексту, речь идет о Н.И. Никольском, командовавшем кораблем с 9 августа 1943 по 9 сентября 1944 г.
[5] По штату мирного времени в 1940 г. численность экипажа составляла 197 человек (15 офицеров, 44 старшины, 138 рядовых). После установления дополнительного зенитного вооружения, радиолокационного и другого оборудования численность команды значительно увеличилась. В 1942—1943 гт. численность экипажей североморских «семерок» составляла 246 человек (15 офицеров, 52 старшины, 179 рядовых).
[6] Явное заблуждение К. Толли. С правой и с левой стороны находились разнесенные устройства управлением горизонтальной и вертикальной наводкой.
[7] По сведениям бывшего штурмана «Разумного» А.Л. Лифшица, во время ремонта весной 1943 года на корабле установили гидроакустическую станцию «Дракон 128С» и радиолокационную станцию общего обзора «SL-1». В это же время с крыльев кормового мостика сняли два пулемета «Кольт-Браунинг» и на переделанных площадках установили 37-мм автоматы. Трудно понять, было ли это попыткой дезинформации или уловкой для получения еще одной радиолокационной станции.
[8] Капитан 1 ранга К.Д. Сухиашвили был начальником ВВМУ им. М.В. Фрунзе в 1942-1944 гг.
[9] Накануне войны крейсер «Молотов» являлся единственным кораблем в ВМФ СССР, на вооружении которого находился опытный образец отечественной радиолокационной станции «Редут-К».
[10] Два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата типа 39-10 имели угол растворения крайних труб до 7°.
[11] Штатный боезапас глубинных бомб составлял 25 штук – 10 больших Б-1 и 15 малых М-1.
[12] Состав артиллерийского вооружения корабля на начало 1944 г.: четыре 130-мм орудия Б-13-2с, два 76,2-мм зенитных орудия 34-К, четыре 37-мм автоматических зенитных автомата 70-К, два 12,7-мм пулемета ДШК и два спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг».
[13] Фактические параметры: давление пара 26,65 кг/см², температура 340-360 °С.
[14] О посещении К-21 представителями американской военно-морской миссии рассказывает в своей книге «Лунин атакует «Тирпиц»» ветеран этого корабля капитан 1 ранга К. М. Сергеев. Он хорошо помнит «явного разведчика» К. Толли – «высокого, красивого парня с щегольскими усиками», проявившего особую дотошность в осмотре корабля и попробовавшего руками все закрытые двери, от опечатанных рубок до кают и гальюнов.
(1) см. «Эскадренный миноносец «Разумный»» Часть 1 и Часть 2
источник: К. Толли «Удивительно, что эти корабли по-прежнему выходят в море…» сборник «Гангут» выпуск 61, стр.139-143