Секретные проекты чешских самолётов для Третьего Рейха. Škoda-Kauba V4, V5 и SK 257

15

Секретные проекты чешских самолётов для Третьего Рейха. Škoda-Kauba V4, V5 и SK 257

В начале 1942 года австрийский инженер Отто Кауба заинтересовал Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) разработкой самолета-снаряда. Затем в оккупированной немцами Праге, Чехословакия, RLM основало компанию Škoda-Kauba Flugzeugbau для производства этих летающих бомб. Отто Кауба получил назначение на работу в автозаводе Škoda, в то время как заниматься производством самолетов-снарядов должна была заниматься чехословацкая компания Avia. Хотя проект самолета-снаряда не увенчался успехом, компания Škoda-Kauba продолжила разработку серии небольших самолетов для RLM; все эти машины были изготовлены компанией Avia. Следующими двумя конструкциями инженера Отто Кауба стали небольшие самолеты странных форм, но четвертый проект, получивший обозначение V4, был гораздо более совершенным и аэродинамически чистым.

Škoda-Kauba V4 был разработан в качестве одноместного учебно-тренировочного самолёта для повышенной лётной подготовки. Это был аэродинамически чистый низкоплан с убирающимися основными стойками шасси с очень широкой колеей. Škoda-Kauba V4 имел простую конструкцию и при его создании использовались нестратегические материалы, такие как сталь, дерево и полотно. Передняя кромка крыла была стреловидной, а его трубчатый главный лонжерон сужался к закругленным законцовкам крыла. К лонжерону были приварены нервюры, образуя силовой набор крыла; в качестве обшивки использовалась фанера. Основу фюзеляжа составляла ферма, сваренная из стальных труб и обшитая фанерой. V4 имел стабилизатор с изменяемым углом установки, который с целью балансировки пилот мог регулировал с помощью электромотора. Силовая установка состояла из одного восьмицилиндрового инвертированного рядного двигателя воздушного охлаждения Argus As 10C-3 мощностью 240 л.с. (179 кВт). В конструкции самолета была предусмотрена установка одного 7,9-мм пулемета.

Škoda-Kauba V4 имел размах крыла 7,6 метров и длину 5,6 метров. Максимальная скорость самолета составляла 420 км/ч на высоте и 380 км/ч на уровне моря. Крейсерская скорость составляла 315 км/ч. Начальная скорость набора высоты составляла 10,2 м/с. V4 имел практический потолок 7500 метров, а дальность полета 930 километров. Масса пустого самолета составляла 1020 кг и с полной нагрузкой 1250 кг.

Škoda-Kauba V4 с двигателем Argus As 10 C-3 был элегантным и внешне привлекательным самолетом. Обратите внимание на вырез в киле, который позволял изменять угол установки стабилизатора горизонтального оперения

Škoda-Kauba V4 с двигателем Argus As 10 C-3 был элегантным и внешне привлекательным самолетом. Обратите внимание на вырез в киле, который позволял изменять угол установки стабилизатора горизонтального оперения

Škoda-Kauba V4, получивший гражданский номер регистрации D-EZWA, продемонстрировал хорошие летные и пилотажные характеристики. Поскольку самолет был изготовлен из нестратегических материалов, то эксперты RLM увидели в V4 задатки хорошего самолета. Однако нельзя упускать из виду стремление к использованию более мощной силовой установки. RLM заключило с компанией Škoda-Kauba контракт на разработку более мощного учебно-тренировочного самолёта для повышенной лётной подготовки, получившего обозначение SK 257. В RLM полагали, что SK 257 будет использоваться для подготовки пилотов технически более сложного истребителя Messerschmitt Bf 109. Вместе с разработкой было заказано изготовление четырех прототипов SK 257.

SK 257 был очень похож на V4, но был немного длиннее и оснащен более мощным двигателем. SK 257 оснащался 12-цилиндровым инвертированным рядным двигателем воздушного охлаждения Argus As 410 мощностью 485 л.с. (362 кВт). Сообщается, что SK 257 имел такой же размах крыла, что и V4 (7,6 м), но его крыло имело прямоугольные законцовки и меньшую стреловидность. При длине 7,1 метров он был на полтора метра длиннее V4. Несмотря на более мощный двигатель SK 257 развивал максимальную скорость 350 км/ч.

на данном снимке хорошо показаны отличия между прототипами учебных самолетов V4 и SK 257. Обратите внимание на другую форму крыла, более длинные носовую часть фюзеляжа с двигателем Argus As 410 и хвостовую часть фюзеляжа

на данном снимке хорошо показаны отличия между прототипами учебных самолетов V4 и SK 257. Обратите внимание на другую форму крыла, более длинные носовую часть фюзеляжа с двигателем Argus As 410 и хвостовую часть фюзеляжа

Четыре (некоторые говорят, два) прототипа SK 257 были завершены и первый полет состоялся в 1943 году. Самолет продемонстрировал отличные управляемость и летно-технические характеристики. Впоследствии RLM заказало производство тысячи самолетов SK 257 для учебных подразделений немецких ВВС. Однако очень быстро этот заказ был уменьшен до ста машин. Самолеты были изготовлены на заводе Тренчин (Trenčin), аэродром Бискупице (Biskupice), Словакия. Серийный самолет SK 257 имел хвостовое оперение с прямоугольными законцовками, в то время как прототипы имели округлые законцовки. После изготовления пяти экземпляров из конструкция была признана настолько плохой, что они не прошли проверку контроля качества в немецких ВВС. Результатом стала отмена заказа на серийное производство.

два серийных учебных самолета Škoda-Kauba SK 257 в аварийном состоянии. Обратите внимание на хвостовое оперение и фонарь кабины, отличающиеся от соответствующих узлов прототипа, и отсутствие створок нищ основных стоек шасси

два серийных учебных самолета Škoda-Kauba SK 257 в аварийном состоянии. Обратите внимание на хвостовое оперение и фонарь кабины, отличающиеся от соответствующих узлов прототипа, и отсутствие створок нищ основных стоек шасси

Несмотря на это, инженер Отто Кауба на базе учебных самолётов V4/SK 257 разработал проект истребителя, получившего обозначение V5. Истребитель, который должен был оснащаться 12-цилиндровым инвертированным рядным двигателем жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 603 мощностью 1750 л.с. (1305 кВт). Škoda-Kauba V5, расчетная скорость которого составляла 765 км/ч, должен был заменить Focke-Wulf Fw 190. Разрабатываемый истребитель должен был иметь размах крыла 12,2 метров с двумя 20-мм пушками в каждой консоли крыла, быть длиной 10 метров и весить 4500 кг. Однако дальше нескольких моделей для испытаний в аэродинамической трубе и полномасштабного макета проект Škoda-Kauba V5 не продвинулся. RLM было сосредоточено на других проектах и считало, что разработка совершенно нового истребителя с поршневым двигателем была пустой тратой времени, ресурсов и усилий.

макет истребителя Škoda-Kauba V5 в натуральную величину. Обратите внимание на эмблему авиастроительной компании Škoda-Kauba, которую также носили все прототипы и которая произошла от эмблемы компании Škoda Auto

макет истребителя Škoda-Kauba V5 в натуральную величину. Обратите внимание на эмблему авиастроительной компании Škoda-Kauba, которую также носили все прототипы и которая произошла от эмблемы компании Škoda Auto

Единственным сохранившимся свидетельством усилий компании Škoda-Kauba в области авиастроения является левая консоль крыла, включая шасси, учебного самолета SK 257. Этот артефакт выставлен в Институте военной истории (Vojenský Historický Ústav), Прага.

сохранившаяся консоль крыла учебного самолета Škoda-Kauba SK 257 в коллекции пражского Института военной истории. Обратите внимание на выступающий из консоли крыла конический трубчатый основной лонжерон. Снимок Института военной истории

сохранившаяся консоль крыла учебного самолета Škoda-Kauba SK 257 в коллекции пражского Института военной истории. Обратите внимание на выступающий из консоли крыла конический трубчатый основной лонжерон. Снимок Института военной истории

Источники:

      • German Aircraft of the Second World War by J. R. Smith and Antony L. Kay (1972/1992)
      • Československá Letadla [1] 1918-1945 by Václav Němeček (1983)
      • http://www.histaviation.com/Skoda-Kauba.html and subpages
      • http://www.vhu.cz/exhibit/kridlo-z-nemeckeho-cvicneho-letounu-sk-257/

источник: https://oldmachinepress.com/2014/02/17/skoda-kauba-v4-sk-257-and-v5/

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-uchebnye-samolety-skoda-kauba-v4-i-sk-257-i-proekt-v5

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account