4

 

В начале 30-х годов XX века руководством ВМФ Польши было принято решение о постройке четырех разведывательных катеров типа «N» для III дивизиона Речной флотилии ВМФ [1]. Согласно требованиям к будущему тяжелому вооруженному катеру (ciężki kuter uzbrojony – CKU), сформулированным командованием Речной флотилии, тип «N» должен был заполнить нишу между классом вооруженных катеров типа «KU» и канонерскими лодками типа «Z».

Первоначально проект имел следующие тактико-технические элементы: металлический корпус из 3-4-мм листов длиной не более 18 м, шириной 4,9 м, осадкой 0,50 м (0,60 м по винтам); бортовой 10-мм броневой пояс высотой 50 см, стенки артиллерийской и командирской башен – по 8 мм, боевые посты, машинное отделение, топливные баки, артиллерийский погреб, палуба – по 6 мм; скорость не менее 24 км/ч и дальность плавания в 1250 км. Артиллерийское вооружение должно было состоять из 47-мм пушки «Гочкис» модель 85, размещенной в носовой бронированной башне с сектором обстрела не менее 270°, и спаренных 13,2-мм пулеметов «Гочкис» модель 30 на спардеке. На палубе предусматривались командирская башня и легкий наблюдательный пост (предлагалось поднимать его вверх вручную, а в боевой обстановке укрывать под палубой), легкая мачта для радиоантенны и поднятия флажных сигналов. Экипаж не более 16 человек. Из оборудования предусматривались речная лодка (4×1,1×0,5 м), радиотелеграфная станция с дальностью действия в 50 км и два сигнальных фонаря Ратьера. Катер должен был снабжаться четырехрогим речным якорем, выбиравшимся с помощью ручного шпиля. Стоимость одного катера оценивалась в 449 000 злотых в ценах 1931 года.

Предварительные модельные исследования показали невозможность уложиться в условия технического задания, и конструкторы настаивали на увеличении длины корпуса до 25 м. В результате достигнутого компромисса, новый катер должен был выглядеть так: длина корпуса 23 м, ширина 4 м, два дизельных двигателя по 225 л.с. каждый, запас хода 18 часов на полной скорости в 24 км/ч (максимальная теоретическая скорость 27,5 км/ч), 40-мм орудие «Виккерс» мод. 28. От установки спаренных 13,2-мм пулеметов отказывались, заменив их на башенку типа «Урсус» («Ursus») со стандартным для нее вооружением из 37-мм орудия и 7,92-мм пулемета. Кроме того, предлагалось внедрить ряд новшеств – в частности, контрвинты для увеличения КПД винтов и систему из трех соединенных рулей, поворачивающихся с разными угловыми скоростями (центральный длиной 1,75 м и два меньших боковых за винтами), для улучшения управляемости.

Наконец, 28 марта 1932 года был заключен договор Командования ВМФ с Государственными инженерными предприятиями (Państwowymi Zakładami Inżyniernymi) на строительство речного катера типа «N». В октябре того же года прошли окончательные модельные испытания, которые показали, что в случае небольших глубин реки, заказанные дизеля с мощностью по 225 л.с. английской фирмы «Beardmore Glasgow» окажутся недостаточными для достижения требуемой скорости в 24 км/ч. Так, на глубине 2,5 м при скорости в 16 км/ч и на глубине 3,7 м при скорости 19 км/ч наступал скачкообразный рост сопротивления. В этой связи от фирмы «Beardmore» потребовали предусмотреть возможность установки на двигатели дополнительных воздушных компрессоров, которые могли бы повысить их мощность на 25%.

Тяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». Польша

Тяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». Польша

Тяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». Польша

С окончанием серии модельных испытаний и внесением изменений в рабочий проект, осенью 1932 года на Модлинской верфи под руководством инженера А. Потырала было начато строительство первого катера серии, получившего наименование «Неухвытный» («Nieuchwytny» – «Неуловимый»). Зимой 1933 года были получены двигатели из Англии, и весной 1934 года катер был готов. 24-26 апреля прошли его сдаточные испытания, которые показали среднюю скорость в 23,86 км/ч (при глубине реки 4 м) и среднюю осадку в 52,5 см (51 см носом и 54 кормой). Испытания сочли успешными, но на мелкой воде замеры скорости не проводились по вине Модлинской верфи, якобы из-за неготовности мерной мили ввиду спешности испытаний и резкого падения воды в Висле.

Тяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». Польша

27 апреля 1934 года на тяжелом вооруженном катере «Неухвытный» был поднят флаг ВМФ Польши, и боевая единица была включена в состав Речной флотилии. Первым командиром катера стал боцманмат Ч. Маевски. Несмотря на то, что «Неухвытный» показал приемлемую скорость на официальных сдаточных испытаниях, командующий флотилией командор В. Заянчковский уже через три месяца заявил, что скорость катера недостаточна для решения тактических задач на Полесском театре и сильно зависит от глубин реки. Достаточно странное заявление «Князя Полесья», так как на тот момент «Неухвытный» был одной из самых быстроходных единиц во флотилии, уступая только глиссерам и значительно превосходя по скорости все мониторы, канонерские лодки и вооруженные катера. В то же время, калибр вооружения был «заточен» для борьбы с легкобронированными и воздушными целями на дистанциях прямой наводки, и был совершенно неэффективен против невидимых береговых целей и, тем более, против брони новых советских мониторов заказа СБ-37.

Тяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». ПольшаТяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». Польша

Здесь напрашивается сравнение катера типа «N» с его ровесником и потенциальным противником – советским бронекатером проекта 1125. Обладая очень схожими размерениями, осадкой и бронированием, катера имели разную мощность двигателей (450 л.с у польского против 850 л.с. у советского). Соответственно, заявленная скорость у советских бронекатеров достигала 33-35 км/ч (наибольшая теоретическая – 40 км/ч). На практике же бронекатера проекта 1125 с двигателем ГАМ-34 не давали больше 22-23 км/ч, пожирая при этом на полном ходу 140 л авиабензина в час. Может, это изношенные советские двигатели не давали паспортных 850 л.с.? Но так же обстояло дело в 1945 году и на бронекатерах проекта 1125 с новенькими ленд-лизовскими моторами «Паккард» 4M-2500-W-12 в 1200 л.с. – практическая скорость наибольшего хода составляла 35 км/ч вместо теоретически возможной 50 км/ч.

По мнению автора, разгадка лежит в конструкции движителей. Чтобы гребные винты на советском бронекатере не выступали из открытых тоннелей за линию днища, их диаметр пришлось уменьшить до 560 мм, а польские корабелы, не имея такого конструктивного ограничения, установили винты диаметром 700 мм (на 25% больше советских). Поэтому винты советских бронекатеров оказались гидродинамически легкими, из-за чего максимальная мощность двигателя не могла быть использована оптимальным образом [2]. Таким образом, почти двукратное преимущество бронекатера проекта 1125 в мощности двигателя из-за ограничений в конструкции гребного винта сводилось к нулю.

Казалось бы, что в вооружении советский «речной танк» гарантированно превосходит польский «речной броневик». При стрельбе по площадным целям – да, но в случае гипотетической артиллерийской «дуэли» с советским бронекатером «Неухвытный», как ни странно, имел преимущество: у 40-мм автомата «Бофорс» L/60, установленного вместо «Виккерс» модель 28 в 1938 году, практическая скорострельность достигала 100 выстрелов в минуту с дальностью прямого выстрела 1125 м по цели высотой 2 м, а его бронебойные снаряды могли уверенно поражать все посты советских бронекатеров, исключая саму башню Т-34. 76,2-мм орудие Ф-34 советского бронекатера с практической скорострельностью 6-8 выстрелов в минуту имело дальность прямого выстрела 860 м. Хотя в реальности бой между советским и польским бронекатерами не имел места, оценить воздействие скорострельной пушки на бронекатера проекта 1125 все же возможно. 8 июля 1944 года бронекатера Днепровской военной флотилии БК-1, БК-223, БК-224 и БК-302 в бою у Лахвинского перевоза на Припяти получили повреждения от попаданий «термитных» снарядов немецкой 37-мм автоматической пушки. В донесении боевые повреждения бронекатеров характеризовались как

«выведенные из строя пульбашни на всех бронекатерах».

Имелись также пробития брони боевой рубки, подбашенного отсека с возгоранием боезапаса и пожар в моторном отделении. Ответный огонь четырех 76,2-мм орудий бронекатеров результата не дал, так как точное место засады автоматической пушки установить не удалось.

Вернемся в 1934 год… Жалоба Заянчковского не осталась без внимания, и для установления причин падения скорости катера в Пинск прибыл инженер Потырала, который 15-16 сентября 1934 года провел контрольные замеры скорости катера и установил, что, действительно, при глубинах 1,8-2,0 м «Неухвытный» развивал максимальную скорость 16,71 км/ч, а на глубинах 6-7 м – 21,25 км/ч.

Были проверены также маневренные возможности катера при смене скорости с «полный вперед» на «полный назад»: 22 секунды при движении вниз по реке и 20 секунд вверх по реке. При этом катер останавливался, пройдя расстояние в 2,5 длины корпуса. Анализируя результаты испытаний, Потырала пришел к выводам, что достижение скорости катера в 24 км/ч на глубинах 1,5 – 3,7 м возможно при следующих условиях:

  1. замена 700-мм винтов на 750-мм;
  2. повышение суммарной мощности двигателей до 600 л.с. с использованием воздушных компрессоров;
  3. удлинение корпуса сразу за машинным отделением на 3-4 м для улучшения дифферентовки катера и уменьшения осадки;
  4. изменение обводов носа катера на более острые, так как широкий нос вызывал большую мертвую волну, тормозившую корабль.

На практике все ограничилось установкой новых 750-мм винтов, которые при испытаниях в 1936 года на озере Городищенском дали прирост скорости всего 0,25 км/ч при оборотах двигателя 1130 в минуту. Но для установки винтов увеличенного диаметра в корпусе пришлось сделать углубления, которые, в свою очередь, привели к появлению на максимальной скорости тряски и вибрации корпуса. В итоге от сомнительных нововведений отказались – вернули старые винты и убрали углубления в днище. К весне 1939 года тактико-технические элементы катера «Неухвытный» были следующими:

  • • водоизмещение нормальное 38,5 т;
  • • длина корпуса наибольшая 23,0 м (по ватерлинии 22,7 м);
  • • ширина по миделю 4,0 м;
  • • высота борта 1,2 м;
  • • осадка нормальная 0,53 м (полная 0,63 м);
  • • два 6-цилиндровых дизеля «Beardmore Glasgow» по 225 л.с. (при 1200 об/мин.);
  • • два гребных винта диаметром 700 мм;
  • • скорость 24 км/ч;
  • • запас хода 26 часов;
  • • бронирование: командирская башня – 12 мм, борт – 6 мм, палуба – 4 мм;
  • • одно 40-мм автоматическое орудие «Бофорс» L/60 в бронированной (8 мм) артиллерийской башне, имевшей створки в передней части крыши для стрельбы по воздушным целям;
  • • одно танковое 37-мм орудие «Пюто» SA-18 и 7,92-мм пулемет «Гочкис» образца 1925 г. в бронированной (10 мм) башне типа «Урсус»;
  • • экипаж – 18 человек.

«Неухвытный» должен был стать прототипом серии, но в измененном пятилетнем плане строительства кораблей для Речной флотилии, принятом в 1936 году, катера типа «N» отсутствовали вовсе – проект сочли неудачным.

В 1939 году тяжелым вооруженным катером «Неухвытный» командовал поручик флота Ольгерд Корью, его помощником был боцманмат С. Марчиж.

В преддверии начала войны, 1 марта 1939 года из состава Речной флотилии был выделен Отдельный отряд реки Вислы. В числе немногих катеров, которые удалось перебросить из Пинска [3], был и «Неухвытный». Габариты катера допускали его транспортировку по железной дороге, но был выбран водный путь через Крулевский канал, Буг и Нарев, так как катер еще буксировал жилую баржу К-5.

«Неухвытный» стал «флагманом» маленького отряда, поскольку он был единственным кораблем под командованием офицера ВМФ. С 14 апреля 1939 года Отдельный отряд базировался в Модлине, с 20 июня – в Торуне, и, наконец, с 6 июля – в Брдустье. После оперативного подчинения Армии «Поморже» Отдельный отряд усилил оборону мостов в нижнем течении Вислы в районе Тчев-Добжин. До начала военных действий «Неухвытный» участвовал в гидрографической разведке течения Вислы ниже Брдустья, так как оказалось, что имеющиеся германские и российские лоции начала XX века безнадежно устарели.

Боевые действия для «Неухвытного» начались 2 сентября 1939 года с отражения авианалета пяти самолетов на железнодорожный мост у г. Фордон. В этом бою был сбит немецкий бомбардировщик, который записали на счет всех кораблей Отдельного отряда, но следует отметить, что действенным оружием ПВО – 40-мм автоматической пушкой – обладал только «Неухвытный». Тем не менее, пикирующим бомбардировщикам удалось добиться попадания в уже подготовленный к подрыву мост, и обломки ферм загромоздили фарватер. На следующий день катер участвовал в эвакуации 2-го полка Старогардских легких улан через Вислу под Стрельцами, затем, вслед за армией, отошел вверх по Висле к Торуню и 7 сентября прикрывал переправы около Влоцлавека. Вслед за KU-30, «Неухвытный» с постоянными посадками на мель шел вверх по реке. На левом берегу стали появляться немецкие конные патрули. Для предотвращения захвата корабля противником, по личному приказу командира катера, «Неухвытный» был затоплен вечером 9 сентября ниже Плоцка в районе Поплацин. Катер не затонул полностью – над поверхностью воды возвышались командирская башня и крыша машинного отделения. В польской историографии незначительная роль CKU «Неухвытный» в событиях 1939 года объясняется, в первую очередь, сложными гидрологическими условиями на Висле.

Тяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». Польша

Осенью 1939 года «Неухвытный» без труда был поднят немцами, английские дизели были заменены на немецкие «MAN» (2×180 л.с.) с новой системой разводки выхлопных труб [4]. Известные на сегодняшний день фотоснимки показывают, что вооружение осталось прежним, только крыша артиллерийской башни была демонтирована для улучшения условий работы расчета пушки. «Неухвытный» был введен в строй в качестве патрульного катера «Пионир» («Pionier») и использовался речной инженерно-саперной ротой «Висла» (Fluft-Pionier-Kompanie «Weichsel») на участке Модлин-Варшава. В августе 1944 года польской группой сопротивления «Щупак» («Szczupak») Армии Крайовой планировалась операция по его захвату, но диверсия сорвалась из-за спешной смены катером стоянки. Считается, что «Пионир» принимал участие в подавлении Варшавского восстания осенью 1944 г., обстреливая со стороны реки предместье Старе Място.

Тяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». Польша

Тяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». Польша

Тяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». Польша

В декабре 1944 года «Пионир» был затоплен немцами у Плоцка при оставлении театра. Весной 1947 года поднят, отремонтирован в Плоцке и осенью того же года включен в состав группы вспомогательных судов ВМФ Польши под именем «Окун» («Okoń» – «Окунь»). В 1955-1957 годах «Окун» нес службу в составе войск охраны границы (WOP) в Штеттинском заливе. В 1973 году исключен из состава флота и сдан на слом.

Тяжелый вооруженный катер «Nieuchwytny». Польша

Литература

Bieniecki I. Cięzki kuter uzbrojony «Nieuchwytny» // «Okręty Wojenny», nr. 4/1993.
Borowiak M. Cięzki kuter uzbrojony «Nieuchwytny», scigacz rzeczny KU 30 // «Wielki Leksykon Uzbrojenia Wrzesien 1939». T.45. – Warszawa, 2014.
Zarzycki P. Niezrealizowane projekty okrętow dla flotylli rzeczney w Pirisku // «Nowa Technika Wojskowa», nr. 11/1995.
Dyskant J.W. Oddzia) wydzielony «Wisla»: zarys dzialari bojowych OW «Wista» Flotylli Rzecznej we wrzesniu 1939 r. – Warszawa: Wyd. MON. 1982.
Pertek J. Wielkie dni matej floty. – Poznan: Wydawnictwo Poznanskie, 1981.
Groner E. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945. Bd.8/1. – Munchen: Bernard & Graefe Verlag, 1982.


  • [1] До 17 октября 1931 г. – Польская Пинская флотилия.
  • [2] Размер винта существенно влияет на загрузку двигателя. Так, при увеличении диаметра винта всего на 5%, мощность двигателя необходимо увеличить на 30% чтобы получить то же число оборотов винта.
  • [3] Из Пинска на Вислу были также переведены быстроходный катер KU-30 («речной истребитель»), вооруженные катера KU-4, KU-5, катер разведки и связи KU-6, посыльные катера KM-12, КМ-13.
  • [4] Утверждение справочника Тренера об установке дизелей «Maybach Panzer III Otto» опровергается табличкой «MAN» на фотоснимках.

источник: Валерий СПИЧАКОВ «ТЯЖЕЛЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КАТЕР «НЕУХВЫТНЫЙ»» // «Арсенал-Коллекция» №8'2015

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account