Тяжелый ночной перехватчик флота Kugisho P1Y-S «Kyokkō»
Появление в составе флотской авиации Японии новейшего и весьма перспективного пикирующего бомбардировщика P1Y GINGA, обладавшего хорошей скоростью, не осталось без внимания со стороны вездесущего дайсё (капитана 1 ранга) Ясуна Кодзоно (Yasuna Kozonо), командира 302 кокутай ночных истребителей. Подразделение это было сформировано в марте 1944 г. на авиабазе Кисарацу и призвано было усилить оборону центрального сектора в районе Токио — Нагоя.
Полтора года назад именно по инициативе Кодзоно на базовые двухмоторные разведчики флота J1N1 "Гекко" начали ставить наклонные пушки для стрельбы вперед-вверх, превратив, таким образом, разведывательный самолет в ночной перехватчик. Именно эта машина и должна была по мнению командования стать основой матчасти нового 302-го кокутай. Однако, реалии оказались таковыми, что ограниченный выпуск "Гекко"-перехватчиков не позволил полностью укомплектовать ими новое подразделение. К началу воздушного наступления американцев на Японские острова матчасть полка составляла сборная солянка из самой разной авиатехники, стараниями и инициативой Кодзоно, приспособленной для выполнения ночных перехватов. Помимо уже упомянутых "Гекко" в состав 302 кокутай поступали обычные истребители А6М "Рейсен" последних модификаций Модель 52 и новейшие перехватчики J2M "Райден".
Прототип тяжелого ночного перехватчика P1Y2-S "Kyokkō". Характерное отличие от базовой модели бомбардировщика "Ginga" — двигатели MK4T Mitsubishi Kasei-25 с несколько иной системой выхлопных коллекторов
Кодзоно был убежденным сторонником применения наклонного пушечного вооружения и тактики его применения с атакой из задней нижней полусферы атакуемого бомбардировщика. В 1942-43 гг. такая тактика имела определенный успех, поскольку в нижней полусфере бомбардировщиков старых конструкций типа В-17 и В-24 они имели наихудший обзор и наиболее слабое оборонительное вооружение. Но в случае с новыми В-29 такая тактика уже теряла смысл. Новые американские самолеты снизу были защищены ничуть не хуже, чем с любой другой стороны. Но консерватизм — это национальная японская черта, и быстро перестроить сознание, оперативно изменить отработанную тактику было просто не реально. Поэтому по инициативе Кодзоно наклонные пушки ставились практически на все самолеты, поступавшие на вооружение вверенного ему 302-го Ku. 20-мм пушка Тип 99 модель 2 устанавливалась позади пилотского сиденья в "Зеро" прямо в кабине пилота. Две таких же пушки размещались "на спине" "Райдена" позади кабины, дополняя и без того мощное 4-пушечное вооружение этого перехватчика.
Нехватка авиатехники заставила командира части использовать в качестве пополнения все, что было доступно. Не стал исключением и новый бомбардировщик «Гинга» P1Y.
Необходимо отметить, что разработка тяжелого перехватчика на базе пикировщика «Гинга» шла параллельно по двум направлениям. Практически одновременно истребительная версия появилась в полевом исполнении, разработанная силами авиамехаников 302-го Ku. и заводская модификация разработки фирмы Каваниши.
P1Y2-S "Kyokkō" с хвостовым кодом "Йод-176", на фюзеляже которого видны отметки о четырех победах. Командир экипажа этого истребителя тюи (лейтенант) Кусаку Хамано якобы использовал для перехвата помимо пушек и фосфорные бомбы.
Первая полевая версия обозначалась- "Ginga 11-gata Kaizō yasen" (иногда для обозначения этой версии истребителя фигурирует название «Byakkō» — "Лунный Свет", впрочем, никогда не использовавшееся официально) — ночной истребитель "Гинга" модель 11, вооруженный парой наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2. Было два варианта расположения их. В первом одна пушка располагалась перед кабиной, вторая позади, во втором обе пушки располагались за кабиной. Все оборонительное вооружение при этом снималось. В составе 302-го кокутай так были модернизированы не более десятка бомбардировщиков P1Y1 "Ginga" модель 11 и 11а.
Другой полевой вариант Р1Y1-S модель 21 (Kashō Ginga 21-gata), представлял собой конверсию бомбардировщика уже с четырьмя наклонными 20-мм пушками — двумя перед кабиной и двумя позади. При этом 13-мм пулемет задней оборонительной точки сохранялся. Эта версия перехватчика в составе 302-го кокутай существовал, судя по всему, в единственном экземпляре.
Вариант истребителя разработки Каваниши, концептуально повторял проект "Бякко», хотя работы по нему были начаты даже раньше и совершенно независимо.
Еще в январе 1943 года технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu, привлеченный потенциалом нового бомбардировщика, даже еще пока не поступившего на вооружение приказал фирме Каваниши, в меньшей степени загруженной военными заказами, pазpаботать на своем заводе в Конане истpебительный ваpиант Р1Y. Зная о ненадежности двигателей Хомаpе, изначально стоявших на «Гинге», Каваниши pешила использовать 14-цилиндpовые двигатели воздушного охлаждения MK4T Mitsubishi Kasei-25 мощностью 1850лс. Самолет pазpаботки Каваниши получил обозначение Р1Y2-S. Пpи этом ночной истpебитель сохpанил бомбоотсек, так как его планиpовалось использовать и в качестве ночного бомбаpдиpовщика. Он проходил испытания в октябре 1943 года и первоначально получил собственное имя "Hakkō" — "Корона". В марте 1944 года, когда истребитель был официально принят флотом, название было изменено на P1Y2-S "Kyokkō" — "Утренняя заря", или длинное обозначение "Бомбардировщик флота Гинга, модифицированный в истребитель Киокко модель 26" — " Kashō Ginga 26-gata/Shisei Kyokkō".
Различные схемы размещения вооружения на ночных истребителях P1Y-S. Вверху вариант с одной 30-мм пушкой Тип 5 и парой 20-мм Тип 99-2, ниже — версия Р1Y1-S с парой 20-мм Тип 99-2, внизу — схема размещения 30-мм пушки Тип 5
30-мм пушка Тип 5 "на спине" перехватчика P1Y2-S "Kyokkō"
Состав вооружения первоначально составляли пара наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2 за кабиной. На самолеты позднего выпуска ставили одну 30-мм пушку Тип 5. Отдельные машины даже получали комбинацию вооружения из пары, расположенных бок о бок 20-мм Тип 99-2, за кабиной и одной 30-мм пушки Тип 5 смещенной дальше к хвосту. Оборонительное вооружение, как правило, снималось, но часто некоторые экипажи оставляли заднюю стрелковую установку. Под самый занавес войны на части истребителей «Киокко» устанавливался поисковый радар Ta-Ki 1 Type 3 Kai 6 модель 4 (Tип H6) с длиной волны 2 м. Хотя радар Н6 был предназначен главным образом для обнаружения морских целей типа корабль, теоретически он-таки допускал обнаружение и воздушных целей — одиночной на дистанции до 70 км, групповой — до 100 км.
Носовая часть перехватчика P1Y2-S "Kyokkō" с антенной поискового радара Ta-Ki 1 Type 3 Kai 6 модель 4 (Tип H6)
Завод фирмы Каваниши в Конане собирал истребители P1Y2-S из готовых узлов вплоть до февраля 1945 года. Общее количество выпущенных машин этого типа составило 96 или 97 экземпляров.
Впрочем, боевые качества нового истpебителя оказались pазочаpовывающими. В pезультате с большинства из выпущенных Р1Y2-S наклонные пушки снимались, а самолеты использовались уже в качестве бомбаpдиpовщиков под обозначением Р1Y2 модель 16 (Ginga 16-gata), правда способность пикировать машина при этом утрачивала.
Перехватчики P1Y2-S "Kyokkō" после капитуляции. Машина вверху вооружена парой 20-мм пушек Тип 99-2, внизу — одной 30-мм Тип 5
Немногочисленные ночные истребители Р1Y1-S и P1Y2-S действовали, как уже отмечалось, только в составе 302-го кокутай с авиабазы Ацуги близ города Хамамацу. Там, в 1945 году была собрана сборная солянка из флотских эрзац-перехватчиков J1N3, D4Y2-S, С6N1-S и даже экспериментальных J5N "Тенрай". Основу же матчасти 302-го Ku. составляли перехватчики J2M "Райден".
Результаты работы немногочисленных перехватчиков P1Y-S были, мягко говоря, скромными.
Так, принесший огромный урон улицам Токио воздушный налет В-29 9-10 марта 1945 года, не застал группу истребителей "Гинга" в боевой готовности, но 2 апреля перед рассветом, по тревоге были подняты два ночных истребителя P1Y-S. Оба самолета были оснащены поисковым радаром Н6, поэтому, несмотря на отдалённость от дозорного пункта, затруднений в поиске цели не возникло. Отправившись на Восток, по пути от Тёси до Татеямы самолёт под номером "Йод-161", чей экипаж состоял из Аикава Масао, Симадзу Така, Мацуи Садаки, обнаружил освещённый прожектором с береговой линии за Токио В-29 и пошёл на сближение. Вероятно, это был одиночный разведчик F-13. Враг занимал высоту около двух километров и, казалось, снижал скорость, поэтому его обнаружение и выход на позицию для атаки не составило труда. Заняв позицию сзади снизу, они дали залп из 20-мм орудий по огромному корпусу американского самолёта, закрывшего весь обзор неба. Начав с обстрела основания левого крыла, они прошли из пушек по всему корпусу наискосок. По возвращению на базу экипаж доложил о "вероятно сбитом" В-29. Радист Мацуи Садаки, наблюдавший атаку из задней кабины, утверждал, что атакуемый американский бомбардировщик горел в трех местах.
Сопоставление данных потерь В-29 с заявкой экипажа "Йод-161" от 2 апреля 1945 года свидетельствует, что в этот день потерь В-29 не было, равно как и не было налетов на Японию.
12 апреля 1945 года "Гинга"-истребитель итто хико хейсо (гл старшина) Кунихара Конно днем пытался перехватить метеоразведчик В-29, но был атакован сопровождавшими "Мустангами" и сбит.
Тремя днями позже, 15 апреля, дзёто хико хэйсо (гл. кораб. старшина) Симадзу, вылетев на боевое патрулирование около десяти часов вечера, погиб со всем экипажем при невыясненных обстоятельствах, упав в окрестностях базы.
Ещё один "Киокко", управляемый сёи (мл. лейт) Утиямой, той же ночью по ошибке был обстрелян собственной зенитной батареей, и получил попадание в правый двигатель. Умело управляя самолетом, единственный уцелевший двигатель которого также работал с перебоями, Утияма сумел посадить его на картофельное поле. В результате аварийной посадки погиб радист, а штурман-оператор РЛС тюи (лейтенант) Сабури Такеши вывихнул ногу.
По японским данным 24 мая 1945 года в полвторого ночи два дозорных P1Y-S приняли бой на юге полуострова Идзу. Подробности остаются невыясненными, но сёса (капинан-лейтенант) Ямамото Тосимару по возвращении доложил об одном уничтоженном и одном поврежденном вражеском самолете. Сопоставление с американскими данными, опять же не подтверждают потери В-29 в этот день.
В ночь с 25 на 26 мая после поступления информации о большой группе "Мустангов", направляющихся к авиабазе Ацуги, остатки 302 кокутай в составе 20 самолетов, среди которых оставался лишь один исправный P1Y-S отступили к армейскому аэродрому в г. Маэбаси префектуры Гумма. Среди оставшихся на базе Ацуги самолётов остались три "Гинга"- истребителя с различными неисправностями, которые были благополучно добиты штурмовавшими аэродром "Мустангами".
В целом, эффективность ночных перехватчиков P1Y-S была крайне низка, хотя до наших дней дошли фотографии P1Y2-S "Kyokkō" с хвостовым кодом "Йод-176", на фюзеляже которого видны отметки о четырех победах. Командир экипажа этого истребителя тюи (лейтенант) Кусаку Хамано якобы использовал для перехвата помимо пушек и фосфорные бомбы. Но, как правило, победные доклады японских летчиков конца войны стоили очень дешево, и скорее всего эти победы были очередным ходом японской пропаганды для поднятия духа.