2

 

Тяжелый крейсер «Адмирал Амиров». (Муравийские крейсера 20-30-х гг.)

Тяжелый крейсер «Адмирал Амиров». (Муравийские крейсера 20-30-х гг.)

 

Вечером, 3 ноября 1940 года, второе Катагурское сражение вступало в заключительную фазу. Понесший тяжелые потери муравийский флот, прикрывавший транспорты с гарнизоном оставленной Васильевской крепости и эвакуируемым гражданским населением островов, из последних сил отбивал ожесточенные атаки японских кораблей и самолетов. Адмиралу Ямомото оставалось сделать последнее усилие, чтобы сомкнуть клещи вокруг обреченных муравийских кораблей и полностью истребить их.

В это же время отряд из трех японских тяжелых крейсеров, патрулировавших акваторию находящуюся несколько южнее происходящей битвы, обнаружил идущий на север одиночный крупный корабль. Отождествив цель как тяжелый крейсер «Исай Святой», японцы пошли на сближение, но противник внезапно с большой дистанции открыл огонь из орудий явно не восьмидюймового калибра. Трехорудийные залпы неизвестного корабля ложились накрытиями, поднимая огромные столбы воды. Японцы поняли, что перед ними новый муравийский линейный корабль, о скором завершении постройки которого имелись достаточно достоверные сведения. Памятуя об опыте прошлой войны, когда встреча с «муравийскими монстрами» привела к гибели сразу трех линейных кораблей императорского флота, японцы могли предполагать, что перед ними не менее страшный противник. Выйдя из боя, командующий отрядом немедленно радировал главкому о новой угрозе. Полученная информация заставила адмирала Ямомото начать перегруппировку своих сил, чтобы достойно встретить нового противника. Японские клещи разжались, что позволило муравийскому флоту оторваться от преследования и достичь своих баз.

Кораблем заставившим Ямамото занервничать и упустить верную победу был не линкор, а крейсер, «Адмирал Амиров» — последний тяжелый крейсер муравийского флота.

 

Когда в конце 1937 года стало известно о том что закладка третьего линейного корабля типа «Победитель» откладывается и приносится в программу 1941-1945 годов, Кораблестроительный отдел Адмиралтейства предложил переассигновать высвободившиеся средства на постройку двух тяжелых крейсеров вооруженных шестью 305-мм орудиями в трех двухорудийных башнях. Проведенные расчеты показали, что водоизмещение крейсера с параметрами заданными Кораблестроительным отделом (скорость 33 узла, броневой пояс 140 мм) превысит 20000 т, а вдобавок заводы М-Металла по горло загруженные постройкой чрезвычайно сложных башен для линкоров не смогут обеспечить своевременную поставку еще башен для 305-мм орудий. Большего внимания заслуживало встречное предложение М-Металла представившего эскизный проект двухбашенного крейсера с трехорудийными установками, сделанный на базе тяжелого крейсера «Катагур». Что особенно заинтересовало Адмиралтейство, так это предложение об установке на проектируемых крейсерах старых башен со списанного линкора «Богатырь», используемого в настоящее время как блокшив, орудия же его лежали на складах флота.

Расчеты показывали увеличение водоизмещения, по сравнению с «Катагуром», примерно на 3500 т, что вызвало одобрительную реакцию адмиралтейства. Было решено добавить в программу 1936-1940 годов два таких крейсера, более же крупные и быстроходные трехбашенные крейсера отнести к программе 1941-1945 годов.

Проектирование велось быстро и единственным камнем преткновения, стал выбор калибра зенитных орудий. Хотя было уже ясно, что 102-мм орудия превосходят по своим качествам 127-мм, возникло сомнение в способности 102-мм пушек эффективно отражать атаки миноносцев. В итоге новые крейсера получили спаренные 127-мм универсальные пушки которые дополняли новые 47-мм автоматы. Правда Адмиралтейство настояло на сохранении «проверенных» 10,2-мм зенитных пулеметов, от которых проектанты пытались отказаться.

Головной крейсер, получивший название «Адмирал Амиров», был заложен на стапеле М-Металла весной 1938 года, сразу после спуска эскадренного танкера «Быстрая». Однотипный «Матвей Скородум» был заложен там же, на стапеле освободившемся после спуска линейного корабля «Победитель», в 1939 году. С началом войны постройка «Амирова» была максимально ускоренна, возможно даже в ущерб постройки других кораблей, что и позволило крейсеру так успешно дебютировать 3 ноября. Из-за спешки «Адмирал Амиров» не успел получить все изготовлявшиеся для него 47-мм автоматы, вместо четырех из них были временно установлены старые 37-мм.

К сожалению «Адмирал Амиров» так и остался единичным кораблем – «Матвей Скородум» с лета 1940 года достраивался как авианосец.

 

Построен: 1938-1939-1940 гг.

Водоизмещение: 13900 т (ст.), 16500 т (полное).

Скорость: 31,5 узел.

Вооружение: 2х3 305/50-мм, 5х2 127/43-мм, 10х2 47-мм автоматов, 4х4 10,2 мм пулемета.

Бронирование: борт – 76-127 мм, палуба — 64 мм.

Мощность: 99000 л.с. Дальность плавания: 8500 миль.

Размерения (квл) 192 х 21,8 х 6,0 м.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

35 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account