Тяжелый истребитель СК-3. СССР
Аннотация: эта небольшая статья выкладывается как дополнение к статье «Тяжелый истребитель Focke-Wulf Fw.187 «Falke». Германия».
Одновременно с проведением летных испытаний сверхмалого истребителя СК-1 и доводкой СК-2, ОКБ ЦАГИ, которым руководил Матус Рувимович Бисноват, вело работы и по проекту двухмоторного тяжелого истребителя СК-3, оснащенного двигателями АМ-37.
Этот самолет должен был применяться для сопровождения бомбардировщиков и транспортных самолетов, выполняющих ответственные задания на большой высоте, а также для уничтожения высотных целей.
После доработки фюзеляжа под бомбовый отсек (что было предусмотрено проектом, и в этом было главное отличие от немецкого опытного истребителя Фокке-Вульф 187) СК-3 мог применяться как высотный скоростной бомбардировщик, способный нести бомбы массой до 1000 кг.
В.Н. Елагин и М.Р. Бисноват (справа)
Работы по проекту шли довольно быстро, и первую машину планировали передать на заводские испытания уже осенью 1940 года.
Как и многие аналогичные проекты отечественных конструкторов, СК-3 был рассчитан на установку новейших высотных моторов АМ-37 взлетной мощностью по 1400-1450 л.с. и номинальной мощностью на высоте 5000 м – 1250 л.с.
Проект сразу же разрабатывался в двух вариантах: одноместном (основном) и двухместном. Двухместный вариант предусматривал замену закабинного бензобака на рабочее место радиста, который сидел спиной к пилоту.
Для увеличения дальности полета под центропланом крыла самолета предусматривалась подвеска двух дополнительных топливных баков емкостью по 200 л. На этих же узлах подвески можно было установить и бомбодержатели для 250-кг авиабомб. Еще одна бомба могла быть подвешена под фюзеляжем.
Наступательное стрелковое вооружение самолета должно было состоять из четырех крупнокалиберных пулеметов Березина, два из которых размещались в носовой части фюзеляжа, а два – под кабиной пилота. В перспективе пулеметы могли быть заменены на 20-мм пушки ШВАК.
Конструкция самолета должна была быть цельнометаллической. Вес пустого самолета не должен был превышать 5200 кг, а взлетный – 7000 кг.
В январе 1940 года началась постройка полноразмерного макета самолета СК-3, и весной того же года эскизный проект истребителя был рассмотрен комиссией НКАП под председательством Я.В. Смушкевича, в которую также входили А.С. Яковлев, С.Н. Шишкин и М.Н. Шульженко.
В связи с тем, что в это время Яковлев продвигал в серию собственный самолет аналогичного назначения (И-29, ББ-22), истребителю СК-3 по-видимому просто не хватило места в длинном строю "двухмоторников". Во всяком случае, проект был возвращен на доработку.
В феврале 1941 года переделанный заново проект, теперь уже только в двухместном варианте, после повторного рассмотрения был окончательно "зарезан". К тому же на подходе были похожие самолеты куда более авторитетных конструкторов – ДИС Микояна и Гуревича и ТИС Поликарпова.
Вскоре М.Р.Бисноват был направлен в Ленинград на завод №23, где ему пришлось заниматься серийным выпуском истребителя ЛаГГ-3. Во второй половине 1943 г. Бисновата перевели в НИИ-3, где он проектирует и строит самолеты по тематике "302". После войны он возвращается в ЦАГИ, где построил несколько экземпляров самолета с ЖРД Би-5 (Б-5) со стреловидным крылом. Начиная с 1956 года, главный конструктор М.Р. Бисноват возглавил новую тематику по ракетам класса воздух-воздух и воздух-земля, работая на ТМЗ.
* данные расчетные,
** форсированная по наддуву,
*** без подвесных баков.
Автор – Ивнамин Султанов
источник: журнал "Авиация и Космонавтика" №02 от 1998 года.