ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 11433 «НОВОРОССИЙСК»
Не обнаружив в интернете статей А.Б. Морина о создании отечественных ТАКР, начиная с проекта 11433, спешу заполнить этот пробел.
О проекте 1143 ("Киев" и "Минск") см. статью Морина
http://www.soldati-russian.ru/publ/armija_rossii/armija_rossii_vmf/takr_proekta_1143_quot_kiev_quot/55-1-0-855
А. Б. Морин (Невское ПКБ)
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 11433 «НОВОРОССИЙСК»
Одновременно с разработкой противолодочного крейсера (ПКР) проекта 1143 (см. «Судостроение», 1997, № 2) при формировании проекта плана военного судостроения на 1971 — 1980 гг. организациями ВМФ и ВВС совместно с предприятиями промышленности выполнялся ряд комплексных НИР с исследованиями по обоснованию и выбору оптимальных путей создания для ВМФ кораблей авианосного архитектурного типа с самолетами катапультного взлета и посадки на аэрофинишер, не уступающими по своим летно-техническим характеристикам самолетам авианосцев (АВ) вероятного противника.
Это определялось необходимостью формирования океанского флота, сбалансированного по родам сил и классам кораблей по опыту боевой службы ВМФ в удаленных районах, идея создания которого и была положена в основу указанного проекта плана. Однако без наличия более эффективной, чем самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП), корабельной авиации обеспечить боевую устойчивость сил ВМФ в районах, лежащих за пределами зон прикрытия кораблей флота истребительной авиацией берегового базирования, не представлялось возможным.
В реализации этой идеи, кроме достижений отечественной науки и техники, а также возросших, к тому времени возможностей экономики страны, Главком ВМФ С. Г. Горшков опирался на поддержку назначенного в 1967 г. министром обороны маршала А. А. Гречко, кроме того, в деле создания такого флота он имел твердого единомышленника в лице министра судостроительной промышленности Б. Е. Бутомы.
Комплексные НИР по указанному на правлению развития ВМФ выполнялись силами Военно-морской академии, инстиутов ВМФ, ВВС и промышленности, с участием Невского ПКБ (НПКБ) Минсудпрома МСП), а впоследствии и ОКБ Минавиапрома (МАП). После завершения совместных НИР Минобороны, МСП и МАП включили в предложения по плану военного судостроения на 1971 — 1980 гг. разработку эскизного проекта АВ и авиационного вооружения для него, имея в виду закладку такого корабля после спуска второго ПКР типа «Киев». При согласовании проекта плана в «высших инстанциях», как тогда говорили, эскизное проектирование АВ заменили разработкой аванпроекта. Десятилетний план был утвержден постановлением Правительства 1 сентября1969 г.
По результатам разработки аванпроектов и военно-экономических обоснований АВ, вооружения и энергетической установки для него, после их рассмотрения в июле 1973 г. на совместном научно техническом совете МСП, МАП и Минобороны, был рекомендован для дальнейшего проектирования вариант атомного много целевого АВ водоизмещением около80 000 т, обладающего оптимальными показателями боевой и экономической эффективности, с катапультными истребителями и штурмовиками типа Су-27 (разработки ОКБ генерального конструктора П. О. Сухого), противолодочными самолетами П-42 (разработчик — ОКБ главного конструктора А. К. Константинова) и вертолетами Ка-252 (ОКБ главного конструктора Н. И. Камова), а также новым противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) «Гранит».
Главкомы ВМФ и ВВС, заместитель министра обороны по вооружению, министры судостроительной и смежных отраслей промышленности представили в ЦК КПСС доклад, в котором, при начале проектирования такого корабля в 1973 г. (по подготовленному ВМФ, одновременно с разработкой аванпроекта, тактико-техническому заданию), подтверждалась возможность постройки с соответствующим обеспечением до 1986 г. трех АВ (в том числе головного — в 1981 г.).
Реализация этой программы могла бы существенно сократить военно-техническое отставание нашего ВМФ от ВМС США в создании авианесущих кораблей и авиации для них. Однако, кроме подтверждения специалистами ВМФ и ВВС необходимости и целесообразности, а промышленностью — технической возможности создания АВ в указанные сроки, требовалось принять политическое решение на высшем уровне, к чему руководство страны оказалось не готовым.
Основным противником создания АВ(с более эффективными, чем СВВП, катапультными самолетами) был Д. Ф. Устинов, который с 1965 г. стал секретарем ЦК КПСС по оборонным отраслям промышленности. Он считал, что нам следует не догонять США, а обогнать их на ином направлении развития авиационной техники, где они не достигли реальных успехов — в разработке СВВП, которые могут базироваться и на ПКР, более дешевых, чем АВ и не требующих для их строительства значительных затрат на расширение судостроительной базы.
Рассмотрев в сентябре 1973г. доклад ВМФ, ВВС и промышленности с предложениями о создании АВ и реализации программы их строительства, Д. Ф. Устинов поручил председателю комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) Л. Н. Смирнову, министрам Б. Е. Бутоме и П. В. Дементьеву, Главкому ВМФ С. Г. Горшкову рассмотреть, как альтернативу созданию АВ, вопрос строительства модернизированных ПКР типа «Киев» (проекта 1143М) с базированием (в дополнение к СВВП) катапультных самолетов типа МиГ-23 (разработки ОКБ генерального конструктора А. И. Микояна) и установкой ПКРК «Гранит». Подобные изменения состава вооружения с третьего ПКР этого типа обещал осуществить (при сохранении при их строительстве главных размерений, принятых для головного корабля) главный конструктор проекта 1143 А. В. Маринич в одной из бесед в аппарате ЦК КПСС в августе 1973г.
Во исполнение поручения Д. Ф. Устинова, на совещании в НПКБ (состоявшемся в конце октября того же года с участием члена Политбюро ЦК КПСС Г. В. Романова) Б. Е. Бутома, С.Г. Горшков и заместитель председателя ВПК Г.А. Титов, с участием представителей ВВС, Минавиапрома и Минрадиопрома (МРП) рассмотрели вопросы целесообразного порядка создания модернизированных ПКР типа «Киев», с оформлением протокола, содержащего предложения о дальнейших работах по созданию авианесущих кораблей. После рассмотрения представленных А. В. Маричем проработок, замечаний по ним институтов ВМФ и ВВС, а также предложений предприятий МСП, МАП и
МРП, совещание рекомендовало: третий ПКР, учитывая установленный срок его сдачи ВМФ (1979 г.), строить с максимальным использованием рабочей конструкторской документации (РКД) головного корабля, опыта его строительства и испытаний, с увеличением количества базирующихся на нем корабельных летательных аппаратов ЛАК-СВВП Як-ЗбМ или вертолетов К-252 — до 30 единиц и отказом от торпедного вооружения (проект 1143М); для определения объема модернизации ПКР, в целях обеспечения базирования и боевого применения катапультных самолетов типа МиГ-23 и установки ПКРК «Гранит», начиная с четвертого корабля, НПКБ выполнить дополнительные проработки. Рекомендации совещания были оформлены совместным решением ВМФ и МСП от 30 октября1973г.
Указанным решением НПКБ при разработке сокращенного техпроекта 1143М поручалось выполнить проработки необходимых мероприятий по обеспечению базирования на корабле истребителей ВВП Як-ЗбП, возможности замены гидроакустики и размещения подразделения десанта в упрощенных условиях (на 10—15 су ток, без обеспечения хранения провизии для него в корабельных кладовых).
В начале 1974 г. Министр обороны А.А.Гречко посетил в Николаеве находящийся на достройке ПКР «Киев». На проведенном в его кают-компании совещании о ходе работ по созданию серии крейсеров этого типа Главком ВМФ С. Г. Горшков доложил министру, что после спуска со стапеля осенью 1975 г. второго (однотипного) ПКР «Минск» будет заложен следующий, который намечено на звать «Баку» (крейсерам этой серии, как самым крупным надводным кораблям нашего ВМФ, присваивались наименования столиц А. А. Гречко подал реплику: «Какой Баку, зачем Баку? «Новороссийском» надо назвать», на что С. Г. Горшков сразу ответил ему: «Так точно, товарищ Маршал, «Новороссийском» назовем». Так был решен вопрос о присвоении наименования третьему ПКР, что было через несколько дней оформлено в Москве приказом министра обороны, В феврале того же года Б. Е. Бутома доложил ВПК, что Невским ПКБ выполнены проектные проработки с оценкой возможного объема модернизации ПКР типа «Киев» без изменения их главных размерений. Их результаты показали возможность увеличения общего количества базирующихся ЛАК (самолетов Як-ЗбМ или вертолетов Ка-252) до 30 единиц. Модернизация же этих ПКР для обеспечения базирования самолетов типа МиГ-23 и установки комплекса «Гранит» потребовала бы увеличения главных размерений и разработки нового проекта корабля. МСП и ВМФ признали целесообразным строить третий корабль проекта 1143 с увеличенным количеством СВВП Як-ЗбМ или вертолетов Ка-252 (пр. 1143М) без изменения его главных размерений. Для оценки возможности создания нового авианесущего корабля с базированием на нем катапультных самолетов и установкой ПКРК «Гранит» необходимо было разработать техническое предложение (аванпроект) такого корабля и его авиационного вооружения.
На основании изложенного выше, ВПК (Г.А.Титов), МСП(Б. Е. Бутома), ВМФ (С. Г. Горшков), МАП (С. И. Кадышев) и МРП(П.С.Плешаков) доложили ЦК КПСС, что более глубокая модернизация ПКР проекта 1143 (для обеспечения базирования на них самолетов типа МиГ-23 и установки комплекса «Гранит») требует изменения главных размерений, т. е. разработки нового проекта корабля. В целях дополнительной проработки вопроса о возможности создания корабля, вооруженного самолетами катапультного взлета, ВПК решением от 11 апреля 1974 г. поручила МСП разработать во II квартале 1975 г. технические предложения по крейсеру с авиационным вооружением (проекта 1153), МАП — в I квартале того же года техпредложения по корабельным самолетам; МРП и Минпромсвязи — техпредложения по радиоэлектронному вооружению и средствам связи, для обеспечения базирования катапультных самолетов на этом корабле.
Комиссия приняла к сведению, что в целях повышения боевой эффективности строящихся ПКР проекта 1143, Минобороны и строить третий корабль этого типа с увеличенным до 30 единиц общим количеством СВВП Як-ЗбМ или вертолетов Ка-252 и снятием торпедного вооружения (проект1143М) и поручила, по результатам рассмотрения разрабатываемого в соответствии с решением ВМФ и МСП от 30 октября 1973 г. сокращенного техпроекта 1143М, представить предложения об уточнении основных элементов и сроках строительства этого корабля.
Сокращенный техпроект1143М был разработан НПКБ под руководством главного конструктора А.В. Маринича и представлен на рассмотрение ВМФ и МСП в июле 1974 г. Из-за отсутствия необходимых данных и утвержденного МАП и ВВС аванпроекта по перспективному истребителю Як-ЗбП, разработка которого была поручена ОКБ Московского машиностроительного завода (ММЗ) «Скорость» (генеральный конструктор А. С. Яковлев) постановлением Правительства еще в декабре1967 г., подготовка мероприятий по обеспечению базирования и боевого применения этих самолетов на ПКР проекта 1143М была перенесена на стадию выпуска РКД для постройки корабля.
В представленном техпроекте предусматривались базирование на корабле 28 СВВП Як-ЗбМ или вертолетов Ка-252 ПЛ и двух вертолетов Ка-252 ПС, а также замена ГАС «Орион» автоматизированным гидроакустическим комплексом «Полином» при снятии торпедного вооружения. При этом в ангаре удалось расположить 24 ЛАК (вместо 22 на ПКР пр. 1143) за счет уменьшения зазоров между ними, на технической позиции полетной палубы (с правого борта) — 6 машин. В штормовых условиях могли находиться в ангаре все 30 ЛАК. Снятие торпедных аппаратов обеспечило возможность размещения в новых кубриках, оборудованных на 5-й палубе, около 90 чел. (главстаршины, мичманы и рядовые).
В связи с заменой гидроакустики и снятием торпедного вооружения на корабле была предусмотрена новая система управления противолодочным оружием «Пурга». Навигационный комплекс«Салгир» для резервирования работы аппаратуры курсоуказания и скорости заменили на модернизированный — «Салгир-V». Кроме того, проектом предусмотрели возможность установки на постройке резервной РЛС общего обнаружения и целеуказания «Топаз-IV».
Комплексы ракетного, артиллерийского и остального радиоэлектронного вооружения, а также главная энергетическая установка корабля сохранялись по проекту 1143 без изменений. Проектом 1143М предусматривалась замена холодильных машин МХТМ-235-2000 системы кондиционирования воздуха в корабельных помещениях новыми машинами МХТМ-2000, удовлетворяющими повышенным требованиям ВМФ. Успокоители качки 89-1 были заменены на более совершенные успокоители 89-3. Личный со став десанта (офицеры, прапорщики, старшины и рядовые) общим количеством 75 чел. размещались в специально предусмотренных кубриках с трехъярусным расположением коек.
Проект третьего ПКР с авиационным вооружением (1143М) был утвержден совместным решением ВМФ и МСП в январе 1975г. ПКР «Новороссийск» заложили на большом стапеле Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) 30 сентября того же года.
Со смертью (в апреле и июне1976 г.) министров А. А. Гречко и Б. Е. Бутомы Главком С. Г. Горшков лишился столь необходимой ему поддержки в создании сбалансированного океанского военно-морского флота. Министром обороны был назначен Д. Ф. Устинов, которому по-прежнему принадлежало решающее слово в определении направления развития новой техники, не всегда совпадавшее с неотложными нуждами ВМФ.
Постановлением Правительства от 1 февраля 1977 г. было принято предложение Минобороны, согласованное с МСП и МАП, одобренное ВПК, о строительстве ПКР с авиационным вооружением, начиная с третьего корабля, с утверждением представленных изменений основных элементов (по корректированному проекту1143М). Тем же постановлением МСП и Госплану СССР поручалось предусматривать в проектах планов выпуска и поставок военной техники строительство по тому же проекту четвертого ПКР со сдачей его ВМФ в 1982 г. С утверждением в марте 1977 г. новой «Классификации кораблей и судов ВМФ» ПКР «Новороссийск» был переклассифицирован в тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР).
Однако на этом проектирование уже строящегося крейсера«Новороссийск» не завершилось. Летом того же года, в связи с принятием на вооружение в ВМС США маловысотной крылатой ракеты «Гарпун» и возможностью массированного применения в будущем таких ракет против наших кораблей, Невское ПКБ по поручению руководства МСП и командования ВМФ, совместно с институтами ВМФ, ВВС и промышленности, выполнило проработки по определению основных направлений модернизации ТАКР проектов1143 и 1143М с целью повышения их боевой устойчивости. Анализ результатов проработок показал, что успешное решение поставленной задачи требует реализации ряда мероприятий, в том числе увеличения глубины зоны ПВО соединений ВМФ с усилением корабельного зенитного и радиоэлектронного вооружения.
Возможный объем этих мероприятии на третьем и четвертом ТАКР, с учетом сроков создания новых образцов вооружения и сроков сдачи этих кораблей ВМФ, обсуждался на специальном совещании, проведенном в августе1977 г. у Главкома ВМФ. После рассмотрения представленных НПКБ результатов проектных проработок с оценкой необходимых изменений корректированного проекта 1143М при усилении вооружения этих кораблей, применительно к третьему ТАКР, было решено: обеспечить на нем базирование и боевое применение 36 ЛАК, в том числе разрабатываемого МАП (вместо Як-ЗбП) корабельного истребителя ВВП Як-41, штурмовиков Як-38 и вертолетов КА-252 трех модификаций (противолодочных, поисково-спасательных и радиолокационного дозора), оборудовать на взлетно-посадочных площадках (ВППл) полетной палубы корабля газоотводные устройства (ГОУ) для взлета Як-41, увеличить на 50% запасы авиатоплива. Предусмотреть установку новейших зенитных ракетных систем (ЗРС) «Кинжал» (вместо ЗРК «Оса-М» и ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик» (вместо 30-мм артустановок АК-630), РЛС «Подкат» (вместо РЛС «Топаз-IV»); выполнить необходимые доработки радиоэлектронного вооружения корабля и средств связи, вызванные изменением состава его авиационного и ракетного вооружения. С целью получения необходимых дополнительных объемов для реализации указанных мероприятий, исключить погреб запасных ракет ПКРК «Базальт»; НКПБ в 1977 г. выполнить корректировку техпроекта 1143М (проект 11433) с учетом принятых изменений и, в сроки по согласованию с заводом-строителем (ЧСЗ), откорректировать выпущенную РКД. ЧСЗ выполнить дополнительные работы по обеспечению строительства ТАКР «Новороссийск» по проекту 11433, обеспечив в 1978 г. спуск корабля на воду.
Принятым МАП и МСП в сентябре 1977 г. решением по вопросу обеспечения базирования СВВП Як-41 на ТАКР проекта 11433, МАП взяло на себя соответствующие обязательства по обеспечению вертикального взлета и посадки этого самолета (с выдачей МСП, в процессе эскизного проектирования Як-41, исходных данных по конструктивному решению и материалам газодинамических решеток и рекомендаций по термостойкому покрытию полетной палубы) и его боевого применения (в части сопряжения бортового оборудования самолета с радиоэлектронным вооружением корабля). Постановлением Правительства от 11 ноября 1977 г. о создании истребителя ВВП Як-41 был установлен срок его предъявления на испытания — 1982 г.
При разработке техпроекта 11433 внешний вид корабля практически не изменился (были отдельные отличия по составу и размещению антенных постов РЛС и средств радиолокационного противодействия (РПД) на боковых стенках надстройки), но внутри корпуса перепланировка общего расположения была значительной. Демонтажные и монтажные работы при достройке ТАКР «Новороссийск» в результате повторной корректировки проекта предстояло выполнить более чем в тысяче(около 40% от общего количества) корабельных помещений. Главным конструктором проекта 11433 назначили В. Ф. Аникиева, который с 1974 г. был начальником НПКБ. Техпроект пред ставили на рассмотрение ВМФ и МСП в декабре 1977 г. В I квартале 1978 г. он был одобрен НТС МСП, в мае утвержден решением ВМФ и МСП. Из-за задержки ОКБ ММЗ «Скорость» исходных данных по ГОУ для этих устройств зарезервировали объем, а после их по лучения выпустили рабочие чертежи газоотводных шахт с решетками, которые были изготовлены и смонтированы на корабле до его спуска на воду, состоявшегося26 декабря 1978 г.
В тот же день на ЧСЗ заложи ли четвертый ТАКР, к которому перешло наименование «Баку». По решению МАП, МСП, ВМФ и ВВС от 10 октября 979 г. шахты и решетки ГОУ были демонтированы. При достройке «Новороссийск» не получил предусмотренных ранее ЗРС «Кинжал», а примененные на «Киеве» и «Минске» ЗРК «Оса-М» здесь не монтировались. Кроме того, в связи с задержкой создания истребителей ВВП Як-41, его авиаполк пришлось комплектовать штурмовиками Як-38. Оба этих обстоятельства значительно снижали боевые возможности нового ТАКР.
Наиболее существенное повышение боевой эффективности авиационного вооружения нового ТАКР обеспечила замена в его составе первого корабельного противолодочного вертолета Ка-25(эксплуатировавшегося в 1975—1978 гг. на ТАКР «Киев» и «Минск») более совершенным вертолетом второго поколения Ка-27, способным успешно бороться с ПЛ противника, обладающими скоростью хода до 40 уз и глубиной погружения до 500 м, на удалении до200 км от корабля базирования (Ка-25 мог выполнять свою задачу на удалении до 50 км).
Вертолет Ка-27 создавался по принятому в апреле 1972 г. постановлению Правительства. Его раз работка началась в 1969 г. В августе 1973 г. новую машину впервые поднял в воздух летчик-испытатель ОКБ Ухтомского вертолетного завода Е. И. Ларюшин. После смерти Н. И. Камова (ноябрь 1973 г.) главным конструктором этого завода стал С. В. Михеев.
Радиоэлектронное оборудование Ка-27 обеспечивало обнаружение ПЛ в подводном положении опускаемой гидроакустической станцией на дальности свыше 7 км, а радиогидроакустическими буями (РГБ) и магнитометра ми — до 400 м, в надводном положении и под перископом с помощью РЛС — на удалении несколько десятков километров. Ка-27 имел аппаратуру полуавтоматической передачи данных об обнаруженных ПЛ и прицельно-вычислительное устройство для автоматического выведения в точку сбрасывания средств их поражения, средства приема сигналов «реагирующих» РГБ и выведения вертолета на эти буи. Вооружение Ка-27 составляли противолодочная самонаводящаяся торпеда или управляемая ракета АПР-2, глубинные бомбы (в том числе управляемые), а также другие средства поражения ПЛ и надводных кораблей. Возможно было вооружение вертолета противокорабельными ракетами Х-35А.
На вертолете были установлены два турбовальных двигателя ТВЗ-117КМ (мощностью по 2200 л. с.) НПО им. В. Я. Климова. Его конструктивная схема и габариты определялись с учетом условий корабельного базирования и наиболее экономичного использования объемов ангара ТАКР. Конструкция шасси обеспечивала безаварийную посадку на полетную палубу корабля при качке на волнении. Для аварийной посадки на воду имелись баллонеты. В конструкции вертолета широко применялись антикоррозийные материалы и специальные покрытия. Его максимальная взлетная масса составляла 10900 кг, скорость — 270 км/ч, дальность полета — 700 км, практический потолок — 3500 м, экипаж насчитывал три человека. Создание вертолета было отмечено Государственной премией 1981 г. В дальнейшем на базе вертолета Ка-27 была создана целая серия машин различного назначения (его экспортный вариант Ка-28, поисково-спасательный Ка-27ПС, транспортно-боевой Ка-29, радиолокационного дозора Ка-31, гражданская модификация Ка-32).
Швартовные испытания «Новороссийска» провели в сентябре 1981 г. — январе 1982 г., заводские ходовые — в январе—апреле 1982 г., государственные — в апреле—августе того же года (с перерывом на ревизию механизмов), устранение замечаний и окончательную окраску с 28 мая по 12 августа 1982 г. Госиспытания проводила Комиссия Госприемки кораблей ВМФ под руководством заместителя командующего КЧФ — начальника отдела боевой подготовки флота контр-адмирала Ф. Т. Старожилова. На этом этапе испытаний корабля СВВП Як-38 и Як-38У, вертолеты Ка-27 (такое обозначение получили, после принятия на вооружение авиации ВМФ в апреле1981 г., вертолеты Ка-252) и Ка-25 совершили с него около 270 полетов. Ответственным сдатчиком крейсера от ЧСЗ был главный строитель ТАКР И. Н. Овдиенко, первым командиром — капитан I ранга Б. П. Черных. Приемный акт ТАКР «Новороссийск» проекта 11433 подписали с высокой оценкой корабля после окончания госиспытаний 14 августа1982 г., спустя три месяца его включили в состав КТОФ.
Постановлением Правительства от 28 марта 1983 г. крейсер приняли на вооружение ВМФ. Указом Президиума Верховного Совета от 18 июля 1984 г. за большие заслуги в создании и производстве специальной техники, коллектив НПКБ был награжден орденом Октябрьской Революции, главный конструктор пр. 11433 В. Ф. Аникиев удостоен высшей степени отличия — присвоения звания Героя Социалистического труда, более сорока работников бюро были награждены орденами и медалями СССР.
После участия в военно-морском параде в Севастополе в честь дня победы 9 мая 1983 г. ТАКР «Новороссийск» во главе группы кораблей, совершил переход вокруг Европы на главную базу КСФ — Североморск, а осенью 1983 г. ушел в дальний поход, вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток, куда при был в начале 1984 г., оставив за кормой более 20 тыс. миль. Як-38 на этом переходе выполнили около 600 полетов, из них 120 — со взлетом с коротким разбегом, повышающим летно-технические характеристики этого самолета. В составе КТОФ он совершил несколько походов на боевую службу в Тихом и Индийском океанах, в мае 1988 г. нанес визит в Вонсан (КНДР).
В связи с прекращением (с 1987 г.) серийного производства штурмовиков Як-38 и (с 1992 г.) работ по созданию многоцелевого самолета укороченного и вертикального взлета и посадки Як-41М (который, по принятому в мае 1986 г. постановлению Правительства, должен бы заменить так и не появившийся истребитель Як-41), недостатком в ВМФ России средств на эксплуатацию и ремонт кораблей, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования в условиях неразвитой инфраструктуры берегового базирования на ТОФ), в июне 1993 г. было принято решение о разоружении ТАКР «Новороссийск» и его исключении из со става флота, с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.08.94 он был расформирован, а в январе 1996 г. совершил свой последний переход в Южную Корею для разделки корпуса на металл…
Литература
1. Морская коллекция. Приложение к журналу «Моделист-конструктор». 1995. №1. С. 8-9.
2. История отечественного судостроения / Под ред. и. д. Спасского, т. 5. СПб.: Судостроение, 1996. С. 312-328.
3. Мир авиации. 1994. №6. С. 16-28, 35-52.
4. ЦВМА, ф. 13, ф. 86.