1

 

К «отличительным чертам» французской авиации (Aviation Militaire) времен Первой Мировой войны относился тот факт, что вплоть до последних месяцев боевых действий на вооружении отсутствовали тяжелые бомбардировщики отечественной разработки той же категории, что британские Handley Page O/100 и O/400, итальянские Caproni и немецкие класса G компаний Friedrichshafen и Gotha. Не стоит обвинять командование Aviation Militaire в ретроградстве и косности: в 1915-16 годах выпускались спецификации и устраивались конкурсы, изготавливались прототипы, но без какого-либо результата. Лишь после того как осенью 1917 года был объявлен конкурс на создание двухместного ночного тяжелого бомбардировщика (категория BN.2) работы привели к желаемому результату. Среди требований, предъявлявшихся к будущему самолету, была необходимость нести 500 кг бомб на дальность 1000 километров. Планировалось самолетами данного типа оснастить в общей сложности 26 эскадрилий.

В ответ на требования спецификации ряд компаний предложило командованию Aviation Militaire свои проекты, к числу которых относился цельнодеревянный двухмоторный биплан Farman F.50. Силовая установка самолета компании Farman должна была состоять из двух восьмицилиндровых V-образных двигателей жидкостного охлаждения Lorraine 8Bb, развивавших мощность 240 л.с. (175 кВт) и вращавших деревянные двухлопастные тянущие винты. Двигатели располагались между двигателями на стойках из стальных труб; моторные рамы были стальными, а обшивка моторных гондол выполнялась из листов алюминия. Обшивка остальной части самолета (за исключением передней и задних элементов фюзеляжа) была полотняной. Размещение экипажа должно было быть обычным: в передней части самолета располагался пост стрелка-бомбардира, затем располагалась кабина пилота (который также мог выполнять функции бомбардира) и задняя стрелковая позиция – в отличие от требований спецификации экипаж самолета состоял из трех человек, поскольку немецкие истребители научились действовать эффективно в темное время суток.

Тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50. Франция


схемы тяжелого ночного бомбардировщика Farman F.50

Прочностные испытания в технической секции Aviation Militaire показали, что крылья самолета способны выдержать перегрузку 5,5g.

Первый полет первый прототип F.50 совершил весной 1918 года, а первый официальный испытательный полет в Виллакубле (Villacoublay) был выполнен 5 июня 1918 года под управлением старшего лейтенанта Луи Буссутро (Louis Boussoutrot). Указанный полет и последующие испытания показали, что самолет после отключения одного из двигателей не мог выполнять прямолинейный полет. В случае работы обоих двигателей F.50 показывал устойчивый полет, легкие взлет и посадку. Помимо этого машина имела хороший обзор из кабины пилота. В бомбоотсек могли размещаться восемь бомб калибром 200 мм или девять бомб калибром 120 мм – общий вес бомбовой нагрузки, размещавшейся в отсеке F.50. Оборонительное вооружение состояло из двух подвижных 7,7-мм пулеметов Lewis, размещенных в передней и задней стрелковой позициях.

Farman F.50 мог нести меньшее количество бомб, чем его конкурент Caudron C.23, однако имел лучшие летные характеристики. Вследствие этого командование Aviation Militaire заказало оба типа: F.50 стали изготавливаться на расположенных в Бийянкуре (Billancourt), департамент Сена, заводах компании Farman и компании Л. Клемана (L. Clément).

30 июля 1918 года несколько машин были переданы базировавшейся в Серноне (Cernon) эскадрилье VB.110, которая была переименована в F.110, а 2 августа 1918 года новые бомбардировщики получила эскадрилья F.114. Обе эскадрильи получили F.50 с двигателями Lorraine 8Bb. Хотя в ходе эксплуатации самолеты постоянно испытывали проблемы с двигателями, в конце августа на F.50 была перевооружена эскадрилья F.25.

С 15 сентября 1918 года в боевые подразделения стали поступать самолеты, силовая установка которых состояла из двух 275-сильных (202 кВт) двигателей Lorraine 8Bd. Благодаря новым моторам бомбардировщики F.50, наконец, получили возможность выполнять прямолинейный полет с одним работающим двигателем.

Первый боевой вылет состоялся в ночь с 10 на 11 августа 1918 года. Целями первых налетов тяжелых бомбардировщиков Farman F.50 были железнодорожные узлы на временнооккупированной немцами территории Франции. Все боевые вылеты совершались исключительно ночью – даже в октябре. К 1 октября 1918 года на фронте действовали в общей сложности 17 машин данного типа. В октябре 1918 года эскадрильи F.25, F.110 и F.114, оснащенные исключительно бомбардировщиками F.50, были сведены в бомбардировочную группу GB 1.

Тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50. Франция
Тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50. Франция
Тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50. Франция
Тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50. Франция
Тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50. Франция
Тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50. Франция
тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50

В ночных боевых вылетах 18-19, 22-23 и 23-24 октября бомбардировщики группы GB 1 в общей сложности сбросили на немцев 12395 кг бомб. Во время налетов потеряв при этом четыре машины от отказов двигателей и в авариях во время посадок, однако боевых потерь практически не было. В ночь с 30 на 31 октября 1918 года бомбардировщики сбросили 4315 кг бомб на различные железнодорожные объекты, а в начале ноября атаковали железнодорожные станции и лагеря немецких войск. Последний боевой вылет был совершен в ночь с 9 на 10 ноября – за сутки до заключения перемирия. К 11 ноября в составе Aviation Militaire находились 45 боеспособных бомбардировщиков F.50.

Тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50. Франция
Тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50. Франция
варианты окраски тяжелых ночных бомбардировщиков Farman F.50

Уже в марте 1918 года два бомбардировщика F.50 были переданы американскому экспедиционному корпусу во Франции. После войны бомбардировщики данного типа находились на вооружении групп GB 1 и GB 7, а позднее и других подразделений.

Следует сказать о не пошедших в серию разработках. Так в 1918 году компания Farman разработала модификацию F.50DCA, которая в ночном небе должна была искать вражеские самолеты и наводить на них батареи зенитных орудий. Еще один F.50 был модифицирован путем увеличения размаха крыльев до 24,05 м (против 22,85 м у стандартных машин). После войны были разработаны торпедоносец F.50T и пассажирский самолет F.50P (четыре-пять пассажиров размещались салоне, частью которого был бывший бомбоотсек). Впрочем, это уже другая история.

Тяжелые ночные бомбардировщики Farman F.50. Франция
пассажирский самолет Farman F.50P

В 1919 году Аргентина приобрела шесть бомбардировщиков F.50, две или три машины были приобретены Испанией. В конце того же года 13 самолетов были закуплены Мексикой, а в 1920 году один самолет с укороченным фюзеляжем и 230-сильными (169 кВт) радиальными двигателями Salmson 9Za был приобретен Японией.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Farman F.50

Назначение: тяжелый ночной бомбардировщик

Компания-производитель: Société Henri et Maurice Farman, Бийянкуре, департамент Сена

Экипаж: 3 чел.

Силовая установка: двух восьмицилиндровых V-образных двигателей жидкостного охлаждения Lorraine  8Bd, развивавших мощность 275 л.с. каждый и вращавших деревянные двухлопастные тянущие винты

Размеры:

размах крыльев 22,85 м
длина 12,03 м
высота 3,30 м
площадь крыльев 97,0 м²

Вес:

пустого 1815 кг
взлетный 3100 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость
    на высоте 1000 метров 151 км/ч
    на высоте 3000 метров 137 км/ч
время набора
     высоты 1000 метров 5 мин 31 сек
     высоты 3000 метров 22 мин 38 сек
практический потолок 4750 м
дальность полета 420 км

источник: JIŘÍ HORNÁT Výkres PETR KOLMANN «FARMAN F.50» L+K 24/97

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account