Тяжелые дальние бомбардировщики Zeppelin-Staaken R-ХIV. Германия
Когда воздушное наступление на Великобританию, проводившееся немцами с использованием дирижаблей, провалилось, немецкое командование решило продолжить нанесение ударов по целям в Англии летательными аппаратами тяжелее воздуха. Ядром этих сил должны были стать тяжелые бомбардировщики – самолеты класса R (Riesenflugzeug – гигантский самолёт), выпускавшиеся компанией Zeppelin-Werke Staaken GmbH. (Zeppelin) с 1915 года. Основной производственной площадкой, на которой компания Zeppelin выпускала тяжелые бомбардировщики, был завод, расположенный в берлинском пригороде Штаакен. Наиболее используемым типом (и одновременно самым массовым самолетом класса R) был тяжелый бомбардировщик Staaken R-VI с силовой установкой из четырех 245-сильных (180 кВт) или 260-сильных (191 кВт) двигателей; в общей сложности было изготовлено восемнадцать R-VI, которые использовались как на западном и русском фронтах, так и в налетах на Британию.
Его преемником должен был стать тип R-XIV, разработанный во второй половине 1917 года. С целью улучшения характеристик самолет был оснащен четырьмя 12-цилиндровыми рядными двигателями Austro-Daimler мощностью по 300 л.с. (257 кВт) каждый – самыми мощными двигателями, которые были доступны в Германии и Австро-Венгрии. В отличие от R-VI, пилоты R-XIV сидели не в закрытой кабине в носовой части фюзеляжа, а на верхней части фюзеляжа в открытой кабине. Первый полет первого самолета типа R-XIV, получившего серийный номер R.43/17, произошел в период с февраля по март 1918 года.
От своего предшественника R-VI тяжелый бомбардировщик Staaken R-XIV заимствовал смешанную в основном деревянную конструкцию. Только все поверхности управления и частично фюзеляж имели металлический каркас, стойки шасси и межкрыльевые стойки также были металлическими. В качестве обшивки самолета использовалось полотно и только в передней части фюзеляжа фанера. Экипаж состоял из семи человек.
Однако двигатели Austro-Daimler оказались ненадежными, и уже 10 мая самолет R.43/17 был готов к полету с новыми 300-сильными (220 кВт) двигателями Basse & Selve BuS Iva, которые вскоре оказались еще более дефектными. Поэтому эти двигатели были демонтированы с R.43 и с почти изготовленного R.44. В конечном итоге на тяжелые бомбардировщики R-XIV было решено устанавливать пять высотных двигателей Maybach Mb IVa, развивавших мощность по 245 л.с. (185 кВт). Пятый двигатель, установленный в носовой части фюзеляжа, был необходим как для повышения надежности, так и для сохранения летных характеристик на требуемом уровне после увеличения массы самолета на 2000 кг.
На доработку ушло около двух месяцев, и все три построенные машины типа R-XIV – R.43, R.44 и R.45 – летали в июле 1918 года. Обе более поздние машины отличались от R.43 тем, что их крыльевые двигатели не были оснащены редукторами.
Вооружение самолета состояло из шести подвижных 7,92-мм пулеметов. Два пулемета размещались в стрелковых позициях, оборудованных на верхней поверхности верхнего крыла над моторными гондолами и оснащенных трапами для подъема и спуска, и по два в фюзеляже за крылом в его верхней и нижней частях. На третьем самолете R.45 кабина пилотов была смещена за заднюю кромку крыльев.
10 августа 1918 года тяжелые бомбардировщики Staaken R-XIV были переданы немецким военно-воздушным силам, а точнее отряду Rfa 500 (Riesenflugzeugabteilung 500; отряд самолетов класса R №500), базировавшемуся в Морвиле (Morville) и сражавшемуся на западном фронте. Вскоре (15 сентября) бомбардировщик R.45 после налета на Гавр был поврежден во время ночной посадки на аэродром Морвиль. Из-за нехватки топлива и из-за того, что над аэродромом действовали машины союзников, бомбардировщик R.45 был вынужден приземлиться на не имевшей освещения площадке. На момент прекращения боевых действий R.45 по всей видимости не проводился.
Тяжелые бомбардировщики R.43 и R.44 также воевали на западном фронте. Точных сведений о последнем нет, а R.43, действовавший в составе отряда Rfa 501, был одним из двух (!) немецких тяжелых бомбардировщиков класса R, сбитых в воздушном бою. Это произошло во время налета на французский город Дуллан (Doullens) в ночь с 10 на 11 августа 1918 года. Повышенное количество дыма в выхлопных газах двигателей R.43 привлекло внимание четырех британских пилотов. Капитан А. Б. Юилл (A. B. Yuille) из 151-й эскадрильи Королевских ВВС, которая представляла собой специальный отряд ночных истребителей, на своем «кэмеле» подошел снизу-сзади к R.43 и короткими очередями поджег его. Интересно отметить, что в обломках тяжелого бомбардировщика помимо двух пулеметов Parabellum были обнаружены два пулемета Lewis, которые, по всей видимости, использовались немцами в качестве трофеев.
Тяжелый бомбардировщик R-XIVa был облегченным вариантом с оснащенными редукторами всеми двигателями и без оборонительных позиций на верхнем крыле. Фюзеляж и гондолы двигателей имели уменьшенную площадь поперечного сечения, а рули высоты и направления имели роговую компенсацию. Инспекция военной авиации (Idflieg – Inspektion der Fliegertruppen) заказала четыре бомбардировщика R-XIVa с номерами от R.69 до R.72, первый из которых был лишь частично модифицирован и поставлен 19 октября 1918 года, но в боевых действиях участия не принимал. Изготовление R.70 и R.71 было завершено на рубеже 1918 и 1919 годов. Судьба R.72 неизвестна. В заключение следует сказать, что в феврале 1919 года каркас R.44 был обнаружен британскими оккупационными войсками на аэродроме Кельна.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Zeppelin Staaken R.XIV | Zeppelin Staaken R.XIVa |
Назначение: | тяжелый дальний бомбардировщик | тяжелый дальний бомбардировщик |
Статус: | единичное производство | единичное производство |
Компания-производитель: | Zeppelin-Werke Staaken GmbH., Штаакен | Zeppelin-Werke Staaken GmbH., Штаакен |
Экипаж: | 7 человек | 7 человек |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Maybach Mb.IVa | Maybach Mb.IVa |
мощность | 5×245 л.с. | 5×245 л.с. |
общая мощность | 1225 л.с. | 1225 л.с. |
Размеры: | ||
размах крыла | 42,20 м | 42,20 м |
длина | 22,50 м | 22,50 м |
высота | 6,30 м | 6,30 м |
площадь крыла | 334,00 м² | 334,00 м² |
Масса: | ||
пустого самолета | 10350 кг | 10000 кг |
нормальная взлетная | 14450 кг | 14250 кг |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость | 130 км/ч | 135 км/ч |
крейсерская скорость | 115 км/ч | 120 км/ч |
практическая дальность с 1000 кг бомб | 1300 км | 1300 км |
скороподъемность | 67 м/мин | 143 м/мин |
время набора высоты 3000 метров | 70 мин | 45 мин |
практический потолок | 3700 м | 4500 м |
Вооружение: | ||
стрелковое | шесть 7,92-мм пулеметов Parabellum | четыре 7,92-мм пулемета Parabellum |
бомбовое | ||
стандартная нагрузка | 1200 кг | 1200 кг |
максимальная нагрузка | 2000 кг | 2000 кг |
источники:
-
-
- текст – JIŘÍ HORNÁT Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 14-18 ZEPPELIN STAAKEN R-XIV» «L+K» 16/89, стр.35/635
- таблица и часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/bww1/zsr14.html
-