Турецкие подводные лодки 19 века

21

А вы в курсе, что первый в истории успешный пуск торпеды подводной лодкой по цели был совершён именно турками в 1888 году? Я вот не знал. В это время Джевецкий ещё баловался с минами, всплывающими с его подводной лодки под дно вражеского судна.

Само собой, лодки эти спроектировали и изготовили турки не сами, В Турции они были лишь собраны.

Предыстория такова. Жил в то время в Манчестере ирландец, преподобный Джордж Уильям Литтлер Гарретт:

Турецкие подводные лодки 19 века

Преподобный потому, что наряду с техническим образованием, в 1873 году он сдал Кембриджский теологический экзамен и стал викарием в приходе своего отца. Обязанности в церкви не мешали ему заниматься изобретательством. В основном областью его интересов была подводная техника. Гаррет создал компанию Garrett Submarine Navigation and Pneumatophore Company Limited. Пневматофор — это было изобретённое им устройство для удаления углекислого газа из воздуха.

В 1878 году он построил первую небольшую подводную лодку с ручным приводом, а уже в следующем — с паровым. Эта лодка успешно прошла испытания, но после этого у буксировавшей её яхты возникли проблемы с двигателем. Гаррет и два его помощника перешли с лодки на яхту для помощи в ремонте. Благодаря чему возможно и остались в живых. Дело в том, что изобретатель не предусмотрел возможность запирания входного люка снаружи. В результате волнения вода постепенно заполнила лодку и она пошла ко дну.

Однако на испытаниях присутствовал шведский изобретатель и предприниматель Торстен Норденфельт:

Турецкие подводные лодки 19 века

Особо известен изобретением одной из предшественниц пулемётов — картечницы Норденфельта. Они впоследствии применялись на многих флотах, в том числе и российском. Картечницы эти были разных калибров и размеров

Будучи человеком предприимчивым, Норденфельт заключил с Гарретом контракт на создание ещё более усовершенствованной подводной лодки, вооружённой торпедами, которые уже успешно производил Уайтхэд.

Лодка была построена в Швеции, и называлась уже «Норденфельт-1». Надо было продвигать новый товар на рынок и Норденфельт организовал публичные испытания подлодки в Ландскроне, на которые были приглашены представители 39 стран, в том числе и Османской империи. Воспользовавшись приглашением, морской министр Хасан Паша направил для участия в этом мероприятии военного атташе в Берлине Халила Эфенди.

По результатам испытаний Халил Эфенди подготовил рапорт с приложением нарисованной от руки картинки лодки, представленный султану Абдул Хамиду II. В рапорте отмечались недостатки, наиболее важными из которых были малая скорость, неясные характеристики в водах с течением, невозможность удерживать корабль горизонтально неподвижным под водой. Делался вывод, что в своем нынешнем виде подводная лодка не принесет пользы и она нуждается в доработке и совершенствовании.

Эта подводная лодка ещё под шведским флагом:

Турецкие подводные лодки 19 века

Стрелка показывает на стеклянный колпак, в котором должна находиться голова наблюдателя при подводном положении лодки, вот соответствующее фото:

Турецкие подводные лодки 19 века

Кстати, о проблемах удержания лодки под водой в горизонтальном положении. При отсутствии дифферентных цистерн Джевецкий, например, решал эту проблему перемещением вдоль лодки по специальным направляющим массивных грузов. Гаррет же придумал автомат для носовых горизонтальных рулей, удерживающий их всегда в горизонтальном положении, независимо от дифферента корпуса. Таким образом, на ходу лодка должна была сохранять глубину автоматически.

Самый интересный вопрос — как же она должна была двигаться под водой? Гаррет нашёл «изящное» решение — на лодке имелись два специальных резервуара, которые наполнялись паром от кипящей в них воды. Песня это была достаточно долгая, требовалось минимум 12 часов, чтобы создать необходимый запас под требуемым давлением. Подводная скорость была порядка 4 узлов, пройти под водой она могла 12-16 миль, погружалась на 15 метров и запаса воздуха для команды хватало на 6 часов. Вооружение — 1 торпеда в наружном торпедном аппарате и одна картечница Норденфельта.

В отличие от сына турецко-подданого Остапа Ибрагимовича Бендера, оперировавшего на территории нашей страны, на Норденфельта тогда работал греческо-подданый некто Basil Zaharoff, он же Василий Захаров. И он сумел втулить «Норденфельт-1» грекам за 9000 тогдашних полновесных фунтов стерлингов.

А дальше интересная история как раз в духе товарища Бендера. Лодка оказалась непригодной для боевого применения и в состав греческого флота включена не была. Однако Захаров сумел разместить в «The Times» заметку, что «испытания лодки в бухте Саламис 26 марта 1886 г. были признаны весьма успешными».

Турки такого вынести не смогли и немедленно заказали у Норденфельта две ещё более усовершенствованные лодки, вооружённые уже двумя торпедами и двумя картечницами по 11 000 фунтов за каждую. Энтузиазма им также добавляли воспоминания об удачном применении торпед российским флотом в недавней русско-турецкой войне.

Заказ был размещен в Англии, одна единица строилась на верфи «Виккерс» в Барроу («Норденфельт-II»), вторая — на «Де Винье» в Чертси («Норденфельт-III»). Неизвестно спускались ли они на воду в Англии, и вообще собирались ли полностью, т.к. отправлялись в Стамбул они в виде сборочных комплектов, где уже на верфи Ташкизак в бухте Золотой Рог собирались и спускались на воду. «Норденфельт-II» получила название «Абдулхамид», а «Норденфельт-III» — «Абдулмеджид».

Турецкие подводные лодки 19 века

Надводное водоизмещение 160 тонн, длина 100 футов (30.48 м), диаметр в миделе 12 футов (3.66 м). Экипаж: командир + 6 матросов (две вахты по три человека). 2-хцилиндровая паровая машина компаунд 250 л.с. давала полный ход на поверхности 10 узлов, под водой 5 узлов. Запаса угля 8 тонн должно было хватать на 800 миль плавания 6-узловым экономическим ходом, либо 160 миль полным ходом. Запасённого пара — на 30 миль подводного хода. Глубина погружения до 49 метров. Впрочем, это были только расчёты, реальные показатели оказались в 1,5 , а то и 2 раза ниже.

Отличительной особенностью лодок Гэррета была их положительная плавучесть в расчёте, что если что-то под водой пойдёт не так, то она всплывёт. Поэтому под воду они загонялись помимо балласта горизонтальными винтами, приводимыми в действие отдельными паровыми машинами. Как только они переставали работать, лодка начинала всплывать.

Сборка в Стамбуле проводилась под руководством самого Гэррета. Причем ему приходилось периодически отправляться в поездки в Саламис в попытках доведения до ума греческого «Норденфельта-I».

Турецкие подводные лодки 19 века

Спуск на воду в Турции:

Турецкие подводные лодки 19 века

Их достаточно долго испытывали, причём результаты испытаний были довольно неутешительными. Кульминацией всей карьеры турецких подводных лодок «Норденфельта» явилась публичная демонстрация их возможностей в середине лета 1888 г., когда в присутствии самого султана Абдул Хамида II, иностранных послов и военных атташе «Абдулхамид», находясь скорее всего в полупогруженном состоянии (вряд ли бы она куда-то попала погрузившись полностью), потопила торпедой корабль-мишень и вошла в историю как первая подлодка, потопившая торпедой надводный корабль.

Торпеда Шварцкопфа, применявшаяся для этих лодок:

Турецкие подводные лодки 19 века

Сами лодки:

Но вот что произошло, когда Гэррет попытался выпустить торпеду в подводном положении. Российский поданный К. Дебу писал впоследствии:

Из разговоров с турецкими моряками, плававшими на подводной лодке, выяснилось, что во время полного погружения лодка оказывалась чувствительной ко всякому перемещению по ней экипажа и что плавание на ней в это время доставляло экипажу много неприятных минут.

Представьте теперь, что после пуска торпеды нос мгновенно облегчился. И закономерно устремился вверх, ведь о торпедозаместительной цистерне конструктор не позаботился. А вот корма так же неизбежно оказалась теперь тяжелее, и проворачивалась вокруг центра тяжести вниз. После чего лодка встала почти вертикально. Но когда забортная вода заполнила пусковую трубу торпедного аппарата, лодка стала тяжелее. В положении стоя на корме, её вертикальные винты не действовали вовсе. И она проваливалась, а придуманная Гэрретом автоматика была бессильна остановить это падение в бездну.

К счастью, глубина в заливе была небольшой, лодка упёрлась кормой в грунт, а потом легла горизонтально. После этого горизонтальные винты и откачка балласта подняли её на поверхность. Выходит, что расчёты Гэррета на то, что положительная плавучесть вытащит лодку на поверхность при выводе из работы горизонтальных винтов — не учитывали вес воды в торпедном аппарате после выпуска торпеды? А если заполнятся два?

После таких испытаний турки попросту отказывались служить на этих лодках, и их вытащили на берег. Они были поставлены на стапели недалеко от мечети Валиде. Был наложен запрет на снятие их со стапелей, плавание на них, и даже запрещалось персоналу подходить к лодкам. Потом их перевезли в склады в районе Сютулдже, где они оставались пока не сгнили.

Следующие подводные лодки, Birindji Inönu и Ikindji Inönu, Турция получила только в 1928 году. Они были изготовлены той самой хитрой немецкой фирмой, расположенной в Голландии, о которой я писал в предыдущей статье.

Источник — https://dzen.ru/a/ZBqpQeTTBglAgC1c

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account