Турельный перехватчик Aouli Pu’ali, Федерация Мунраи
Если вы хотите установить у себя в квартире теплый пол электрический прайс на оборудования для тёплого пола вы найдёте на страницах интернет-магазина "Трейд-СМ". Ссылку на сайт магазина вы найдёте выше.
Легкий турельный перехватчик Aouli Pu’ali появился в ВВС Федерации Мунраи практически перед самым началом Второй Мировой Войны. Считается, что в конструкции самолета сказалось в сильной мере влияние британских турельных истребителей Boulton Paul Defiant, но надо признать, что "Небесный Воин" все же являлся намного более совершенной машиной.
А началось все с гражданской войны в испании 1936 года, в которой впервые отметились на практике советские скоростные бомбардировщики СБ. Продемонстрированные ими скоростные характеристики — до 320 км/ч — сравнимые с скоростями истребителей того времени сильно обеспокоили Воздушные Силы Федерации. Риск появления аналогичных машин у традиционных противников мунраи — японцев — выглядел вполне обоснованым.
В ближайшей же перспективе развития воздушной мощи нам, возможно, придется столкнуться с двух-четырех-моторными бомбардировщиками, способными за счет достижений в динамике развивать скорости в 300-400 километров в час, и обладающими мощным оборонительным вооружением. Летящие на высоте в 10000 метров, такие машины станут сложными мишенями для истребителей.
Воздушный маршал Ти Анраи. Меморандум Ставки от 12.12.1936
Так пророчески писал 1-ый воздушный маршал Федерации в конце 1936 года. Создавалось сильное впечатление, что Ти Анраи был уже к этому моменту знаком с характеристиками новейшего американского бомбардировщика B-17, в то время только-только проходившего испытания. Во всяком случае, данное описание весьма точно подчеркивает особенности машины.
Подобная перспектива весьма обеспокоила Воздушные Силы Мунраи.
В 1937 году был проведен ряд экспериментов, в ходе которых анализировались параметры. необходимые для поражения скоростного бомбардировщика, летящего на большой высоте и хорошо вооруженного. В ходе экспериментов, во-первых, решалась задача выяснения, какое количество пуль или мелкокалиберных снарядов будет достаточно для необратимого уничтожения самолета, и во-вторых — каковы шансы истребителя атаковать бомбардировщик, не будучи при этом уничтоженным.
Результаты испытаний были весьма удручающими. Выяснилось, что 8,8-миллиметровые пули стандартных пулеметов практически не способны эффективно поражать бомбардировщики. 18,8-миллиметровая автопушка демонстрировала лучшие результаты, но все же требовала изрядного количества попаданий, чтобы вывести из строя бомбардировщик. Результаты стрельб по летающим мишеням и стоящим на земле макетам ясно говорили, что тяжелые самолеты обладают достаточно высокой живучестью.
Чтобы изучить возможность выпустить достаточное количество пуль в бомбардировщик, была проведена серия учений с использованием фотопулеметов. В ходе них истребители пытались "перехватить" летящий бомбардировщик и "обстрелять" его из фотопулеметов, в то время как "стрелки" бомбардировщика своими фотопулеметами имитировали отражение атаки. Приборы были оснащены таймерами и печатным приспособлением. проставлявшим на кадрах время с точностью до десятой доли секунды. Полученные таким образом данные сличались на земле.
8-го мая 1938 был выпущен новый меморандум, из которого ясно следовало, что обычный обстрел бомбардировщика летящего на большой высоте с высокой скоростью не может гарантировать эффективность. Почти никогда одиночному истребителю не удавалось выпустить в бомбардировщик требуемую "норму" фотовыстрелов до того, как он сам бывал условно уничтожен заградительным огнем.
Локализация пробелмы дала следующие выводы:
1)При атаках с кормовых курсовых углов, истребитель сближается с бомбардировщиком слишком медленно. Огневые точки бомбардировщика почти всегда успевают обстрелять истребитель раньше. чем тот успеет обстрелять их.
2)Атака с лобового курсового угла имеет другой негативный эффект — истребитель и бомбардировщик сближаются слишком быстро, чтобы то количество пуль, которое за это время будет выпущено истребителем, нанесло бы урон бомбардировщику.
Военные Федерации предлагали два выхода из проблемы. Первый состоял в создании истребителей с более мощным вооружением, и являлся "прямым" решением проблемы. Второй, предполагал поиск неких альтернативных методов атаки бомбардировщика.
Как раз в это время, в Великобритании начались первые эксперименты с турельными самолетами. Изучив доступные данные по Defiant’у, техники Мунраи сочли, что данное конструкторское решение оригинально и вполне может дать долгожданный ответ. За счет подвижности своей огневой точки, турельный истребитель мог подходить к противнику с любого курсового угла, сравнительно долго удерживая его в прицеле. При этом маневренность турели позволяла (в теории) истребителю свободно маневрировать, уклоняясь от ответного огня бомбардировщика.
Как характеризовал подобную доктрину маршал Те Анраи, это была доктрина "линейного боя для самолетов". Но, несмотря на некоторый скептицизм, марншал отнюдь не был против попробовать.
Заказ на истребитель с турельным вооружением был выдан 3 фирмам — основным поставщикам Воздушных Сил Мунраи — 18 января 1938 года.
Проект 103.3, позже ставший прообразом "Небесного воина" запустила 22 января 1938 года фирма Федеральные Авиапроизводства Мунраи (ФАМ). В отличие от своих основных противников — Tonerai mokuea, и — ФАМ не стало пытаться повторить опыт Defiant а сконцентрировалось на создании новой машины, построенной по принципиально новой концепции.
Первый прототип, поднявшийся в воздух в мае 1939, был столь же оригинальной машиной как и сам Defiant. В его конструкции прослеживались некоторые следы американского F2A Buffalo (что неудивительно, так как ФАМ в свое время рассматривало возможность лицензионного выпуска этой машины), но прототип был больше и мощнее своего предшественника. Новый, 1200-сильный двигатель FAM-W-1200/1938 и тщательный подход к динамике обеспечивали машине весьма неплохие летные данные.
Основное вооружение — 2 18,8-миллиметровые скорострельные автопушки с спаренными стволами — были смонтированы в турельной башенке, расположенной в хвостовой части самолета. Башенка размещалась за хвостовым стабилизатором: таким образом, обстрел на корму и по бортам был практически полным. Область обстрела турели составляла почти 250 градусов по горизонтали, около 90 градусов по вертикали вверх и примерно 45 градусов по вертикали вниз. Электропривод башенки давал возможность весьма быстрого маневрирования.
Оригинально было решено положение с хвостовым оперением — ФАМ просто перенесла его в нос самолета, тем самым придав ему схему "утка". Впоследствии, именно это решение доставило максимальное количество хлопот.
На государственные испытания прототип был предъявлен 14 октября 1939. Самолет показал вполне приемлемые летные характеристики, развивая среднюю скорость до 405 километров в час, а максимальную — до 520. Маневренность, разумеется, оказалась невыдающейся, но достаточной для машины, основной задачей которой виделся перехват дальних бомбардировщиков, летящих к территории Федерации из Японии!
Военные отметили полное выполнение требований техзаказа, и даже в некотором роде перевыполнение их. К крупным недостаткам машины отнесли проблемы с горизонтальным оперением, имевшим склонность к "клевку" (из 3-х построенных прототипов, 2 разбились по этой причине. Но так как в обеих случаях обошлось без жертв, ФАМ удалось замять данные ситуации)
В числе конструктивных изменений, военные потребовали усилить лобовое бронирование и установить отсутствующее в базовом прототипе курсовое вооружение. Хотя его и удалось ограничить одним 8,8-миллиметровым пулеметом, все же ФАМ не удалось доказать его нецелесообразность.
1 января 1940 года было официально объявлено, что ФАМ выиграло конкурс. А уже 8-го января был выпущен первый государственный заказ на 80 машин. Мировая война приближалась к Тихому Океану, и Федерация Мунраи собиралась быть к ней готовой.
Из-за неоднократных задержек с доводкой, первые 15 истребителей поступили на вооружение 18-го истребительного авиакрыла только в конце 1940 года. Первые серийные машины — Flight IA — чуть было не стали и последними, так как именно на них склонность истребителя к "клевку" проявила себя в полной мере. В первый же месяц полетов разбились или вышли из строя 7 машин — почти половина крыла!
Грандиозный скандал едва не привел к отмене контракта. Военные отказались принимать 45 готовых машин, уже стоящих на дворе завода. К счастью, ведущему инженеру ФАМ удалось, проанализировав ситуацию, доказать, что виной всему была неудачная конструкция горизонтального оперения и гарантировать — под личную ответственность — возможность его исправления.
Экстренная программа исправления недостатков началась немедленно. За три месяца ФАМ перепробовало 25 версий оперения! Итоговая версия, номер 23, проявила себя лучше всего и ФАМ немедленно распорядилось о выпуске новой партии машин с пересмотренным оперением.
Модель Flight IIА поступила в войска в августе 1941 года. На этот раз военные были осторожнее, и ограничили заказ 35 машинами. Ими были вооружены 2 авиакрыла и тренировочная часть в ПВО Метрополии.
Серия Flight II спасла истребитель. За время эксплуатации. машины данного класса продемонстрировали немногим большее число аварий чем истребители обычной схемы. Хотя недоверие к машинам еще сохранялось, все же военные были, скорее, удовлетворены результатом (тем более что альтернативы не было)
В сентябре 1941 года был оформлен заказ на еще 105 машин. А менее чем через три месяца началась война.
Aouli Pu’ali на войне
Первые воздушные бои с применением "Небесного воина" произошли 10-го декабря 1941 года. Разгромив внезапным нападением военные базы США на Филиппинах и Уэйке, японцы обратили свое внимание на территории Федерации.
10 декабря 1941 года в 11 часов 15 минут, патрулирующая эскадрилья "Aouli Pu’ali" столкнулась с группой японских бомбардировщиков идущих на большой высоте к островам Нориа. Японские самолеты шли без сопровождения — т.е. как раз та цель, для атаки на которую создавались турельные истребители. По сигналу, 8 истребителей эскадрильи образвоали боевой порядок, и атаковали летящие бомбардировщики в плотном строю, на параллельном курсе при помощи турельных установок. Результаты были впечатляющими — слабо защищенные японские самолеты вспыхивали как спички под огнем турелей. Немедленно после этого воздушного боя был размещен заказ уже на 300 перехватчиков.
Применение "Aouli Pu’ali" над Тихим Океаном проявило достоинства и недостатки этой машины. Хотя истребитель не мог тягаться в маневренности с японскими A6M "Зеро", он не особо уступал им в скорости. А мощное и нестандартно расположенное вооружение доставляло немало проблем японским пилотам. Традиционная тактика боя "Зеро", основанная на высокой маневренности оказалась практически неприменима — "Aouli Pu’ali" мог сопровождать противника огнем во всей задней полусфере. Обычно, при угрозе столкновения с маневренными япоснкими машинами, пилоты "Небесного Воина" формировали плотное построение, встречая врага скоординированными атаками турелей. В сопровождении обычных истребителей, такая тактика показывала себя сравнительно неплохо — в то время, как турельные истребители формировали, своего рода, "воздушный форт", самолеты с традиционным вооружением рассеивали построения истребителей Японии.
Эффективным истребитель проявил себя и в задачах перехвата. Сравнительно хрупкие японские машины, часто летавшие без прикрытия, были легкими жертвами. Даже появившиеся в конце войны тяжелые четырехмоторные японские модели с мощным оборонительным вооружением зачастую падали жертвой старомодного но весьма неплохого истребителя.
Aouli Pu’ali в ВВС других стран
Хотя нестандартная конструкция не принесла истребителю особой славы, он, тем не менее, все же ограниченно поставлялся в ходе войны за рубеж. Так, в 1942 году, не менее 25 машин были переданы австралийским ВВС в предверии возможного японского вторжения. Но наиболее крупным "потребителем" истребителей стал СССР.
В 1942 году, когда появилась угроза налетов дальних немецких бомбардировщиков на советские тылы, посольство СССР обратило внимание на уже успевший неплохо показать себя истребитель Мунраи. Официальный заказ на поставку машин был заключен в марте 1942 года. Первые самолеты начали передаваться новым владельцам 12 июня 1942. Всего в СССР было поставлено 75 машин.
Особой славы на советском фронте "Небесные Воины" не сыграли. Сказались весьма иные услвоия войны, сильно отличные от теплых небес Тихого Океана. Противниками же оказались немецкие машины, технически значительно более совершенные чем японские, и гораздо более опасные. В результате, правительство СССР отказалось от дальнейших поставок истребителя. Существующие машины в 1943 были переведены на защиту глубоких тылов (таких как Урал). По неподтвержденным советским данным, на счету этих истребителей был по крайней мере 1 He-177, но подробности инцидента неясны.