Цвета военного неба: Станислав Скальский, лучший польский ас

11
Цвета военного неба: Станислав Скальский, лучший польский ас

Цвета военного неба: Станислав Скальский, лучший польский ас

Статья Михаила Быкова и Юрия Сергиевича с сайта WARSPOT.

Этот лётчик воевал с первого до последнего дня Второй мировой войны. Ему довелось сражаться в составе двух армий на трёх разных фронтах и поставить два «боевых рекорда», став сначала самым результативным польским лётчиком кампании 1939 года, а потом и лучшим польским асом всей войны.

Станислав Скальский (Stanisław Skalski) родился 27 ноября (по старому стилю — 14 ноября) 1915 года в польской семье в местечке Кодыма (ныне город в Одесской области, Украина). После Первой мировой войны его родители перебрались в Польшу, осев в Дубно. В 1933 году, окончив гимназию, их единственный сын подался в Варшаву учиться в университете. В конце первого курса Станислав записался в аэроклуб, пройдя обучение на планерах. В 1935 году он освоил и самолёты, а в следующем году бросил учёбу и был зачислен курсантом в школу подхорунжих (кандидатов в офицеры) ВВС.

15 августа 1938 года новоиспечённый лётчик-истребитель капрал Скальский получил назначение в 142-ю истребительную эскадрилью 4-го авиаполка (142 Eskadra Myśliwska, 4 Pułk Lotniczу), вооружённую самолётами PZL P.11c. В октябре молодого пилота произвели в подпоручики, и вскоре он стал командиром звена.

Довоенное фото самолётов Торуньского дивизиона. Вторым в линейке стоит истребитель, на котором Скальский летал в сентябре 1939 года, а до войны за ним был закреплён истребитель №66

Довоенное фото самолётов Торуньского дивизиона. Вторым в линейке стоит истребитель, на котором Скальский летал в сентябре 1939 года, а до войны за ним был закреплён истребитель №66

Перед рассветом 1 сентября 1939 года лётчиков подняли по тревоге, но первый день войны для Торуньского истребительного дивизиона прошёл без каких-либо потрясений. Дежурные звенья выполнили несколько вылетов на перехват, но удачей увенчался лишь один из них. После обеда самолёты взлетели по сообщению о приближении бомбардировщиков «Дорнье» Do 17, но вместо них лётчики обнаружили одиночный «Хеншель» Hs 126, которого атаковал и сбил один из пилотов 141-й эскадрильи. Скальский, чьё звено в тот момент находилось поблизости, приземлился рядом со скапотировавшим неприятельским самолётом, оказал первую помощь тяжелораненому штурману, а потом взял в плен пилота.

На следующий день, кроме прикрытия собственной базы, самолёты дивизиона III/4 летали и на расчистку воздуха. После обеда девятка PZL 142-й эскадрильи в районе своего патрулирования встретила сразу несколько мелких групп Do 17 (на самом деле, это были бомбардировщики трёх типов: He 111, Do 17 и Bf 110). В завязавшемся бою поляки одержали, по разным данным, 5–7 побед, две из которых записали на счёт подпоручика Скальского.

3 сентября он сбил одиночный разведчик (Hs 126 или Fi 156), а 4 сентября принял участие в крупнейшем воздушном сражении, проведённом своим дивизионом. Вскоре после полудня соединение было поднято на перехват большой группы немецких самолётов (Do 17 и Ju 87 под прикрытием Bf 109 и Bf 110). Звено Скальского имело дело с пикировщиками, а сам Станислав записал на счёт ещё одну победу, став самым результативным польским лётчиком-истребителем 1939 года.

PZL P.11c (серийный номер, предположительно, 8.62) из состава 142-й истребительной эскадрильи польских ВВС, на котором в сентябре 1939 года летал подпоручик Скальский. Самолёт несёт стандартную защитную окраску из «истребительного» (т.е., светлого) оливково-коричневого цвета Khaki jasny на верхних и боковых поверхностях и голубого Szaroblekitny на нижних. На фюзеляже нанесены эмблема эскадрильи и тактический номер самолёта, он же повторяется снизу на законцовке правого крыла, а на левом – буква «T» (обозначение дивизиона). Сверху на законцовке левого крыла нанесены какие-то непонятные обозначения (вероятно, командирские)

PZL P.11c (серийный номер, предположительно, 8.62) из состава 142-й истребительной эскадрильи польских ВВС, на котором в сентябре 1939 года летал подпоручик Скальский. Самолёт несёт стандартную защитную окраску из «истребительного» (т.е., светлого) оливково-коричневого цвета Khaki jasny на верхних и боковых поверхностях и голубого Szaroblekitny на нижних. На фюзеляже нанесены эмблема эскадрильи и тактический номер самолёта, он же повторяется снизу на законцовке правого крыла, а на левом – буква «T» (обозначение дивизиона). Сверху на законцовке левого крыла нанесены какие-то непонятные обозначения (вероятно, командирские)

На седьмой день войны из-за понесённых потерь и нехватки топлива боевые действия дивизиона почти прекратились, а на десятый остановились полностью. Только 15 сентября случилась последняя «вспышка активности» с несколькими вылетами на штурмовку, в которых участвовал и Скальский, а уже 17 сентября персонал 142-й эскадрильи отступил на территорию Румынии и был ненадолго интернирован.

Румынские власти не стали чинить препятствий польским военнослужащим, желающим уехать в Англию или Францию, и в январе 1940 года Станислав Скальский ступил на британскую землю. Весной он в числе первых польских лётчиков приступил к переучиванию на английскую технику в 5-й OTU. По завершении обучения 2 августа Скальский был зачислен в состав находящейся в процессе формирования 302-й (польской) эскадрильи RAF, но уже через 10 дней был отозван обратно, а 26 августа получил назначение в 501-ю эскадрилью и сразу же включился в боевую работу. Свою первую победу на западном фронте и пятую с начала войны он одержал уже 30 августа, а за следующие три дня добавил к ним ещё три.

Утром 5 сентября Скальский сам был сбит в воздушном бою с Bf 109 и попал в госпиталь с ранением в ногу и сильными ожогами, вернувшись в строй уже в конце октября. 8 ноября Станислав одержал ещё две групповые победы.

Hurricane Mk.I (серийный номер V7230) из состава 501-й эскадрильи RAF, на котором пайлот-офицер Скальский одержал две победы над Bf 109 в воздушном бою 2 сентября 1940 года. Самолёт несёт стандартную окраску и обозначения британских истребителей периода августа-ноября 1940 года: камуфляж из зелёного Dark Green и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях и светлого зеленовато-серого Sky на нижних. Полный комплект опознавательных знаков без элементов быстрого опознавания

Hurricane Mk.I (серийный номер V7230) из состава 501-й эскадрильи RAF, на котором пайлот-офицер Скальский одержал две победы над Bf 109 в воздушном бою 2 сентября 1940 года. Самолёт несёт стандартную окраску и обозначения британских истребителей периода августа-ноября 1940 года: камуфляж из зелёного Dark Green и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях и светлого зеленовато-серого Sky на нижних. Полный комплект опознавательных знаков без элементов быстрого опознавания

Зимой 1940–1941 гг. Скальский продолжал летать в бой, но не сумел добиться никаких успехов. 25 февраля его перевели в состав 306-й (польской) эскадрильи RAF, которая была продолжательницей традиций Торуньского истребительного дивизиона прежней польской армии.

Как и 501-я, эта эскадрилья также летала на «Харрикейнах» Mk.I, в апреле сменив их на истребители новой модификации Mk.IIA. В июне-июле 1941 года прошло перевооружение на «Спитфайры» Mk.II (в основном, пушечные IIB), а в сентябре их заменили на более современные Mk.VB. Эскадрилья участвовала в боях ещё с ноября 1940 года, но первую подтверждённую победу одержала только в мае.

Подпоручик Скальский сразу после перевода в часть был назначен руководителем полётов, но особо оговорил своё право участвовать в боях, а в апреле договорился о переводе на лётную должность. Весной он был произведён в поручики и флаинг-офицеры, 15 августа был поставлен во главе флайта «B», получив полагающееся по должности звание «флайт-лейтенант», а в конце сентября его первый «боевой тур» в английской авиации был завершён. За два последних месяца на фронте ас одержал четыре подтверждённые и одну предположительную победы (все на «Спитфайрах»), доведя свой личный счёт в RAF до 8⅔ побед.

«Харрикейн» Mk.I (серийный номер V7118) из состава 306-й (польской) эскадрильи RAF, на котором пайлот-офицер Скальский летал в начале весны 1941 года. Самолёт несёт стандартный зелёно-коричнево-«небесный» камуфляж, дополненный введёнными в ноябре 1940 года элементами быстрого опознавания (кок и полоса цвета «скай» и чёрная снизу левая консоль)

«Харрикейн» Mk.I (серийный номер V7118) из состава 306-й (польской) эскадрильи RAF, на котором пайлот-офицер Скальский летал в начале весны 1941 года. Самолёт несёт стандартный зелёно-коричнево-«небесный» камуфляж, дополненный введёнными в ноябре 1940 года элементами быстрого опознавания (кок и полоса цвета «скай» и чёрная снизу левая консоль)

1 марта 1942 года он вернулся на фронт командиром флайта «B» 316-й (польской) эскадрильи, также летавшей на «Спитфайрах» Mk.VB. В апреле и начале мая Скальский одержал ещё одну подтверждённую и одну предположительную победы, а несколько дней спустя принял командование 317-й эскадрильей и был по этому случаю произведён в английские сквадрон-лидеры и польские капитаны. На новой должности ас новых побед одержать не сумел, и закончил свой второй «боевой тур» в ноябре 1942 года.

Прослужив два месяца инструктором в 58-й OTU, он в январе 1943 года получил должность при штабе 1-го польского истребительного крыла (1 Polish Fighter Wing), а в феврале стал заместителем подполковника Тадеуша Рольского (Tadeusz Rolski), формирующего добровольческую Польскую Истребительную Команду (Polish Fighter Team, или Polski Zespół Myśliwski) для отправки в Северную Африку.

Рольский осуществлял только общее административное руководство, а все боевые вопросы оставил на заместителя, поэтому часть вошла в историю под популярным именем «Цирк Скальского». 13 марта она прибыла в Западную Пустыню и была включена в состав 145-й эскадрильи RAF на правах флайта «C». 17 марта поляки приступили к выполнению боевых заданий на истребителях «Спитфайр» Mk.VB, но всего через неделю сменили их на новые Mk.IXC, и уже на этих самолётах 28 марта открыли боевой счёт, одержав две победы, одну из которых засчитали Скальскому. Ещё дважды фактический командир «цирка» отличился в первых числах апреля, а в последующих боях удача ему не улыбалась.

Spitfire Mk.IXC (серийный номер EN315) из состава флайта «C» 145-й эскадрильи RAF, на котором сквадрон-лидер Скальский в апреле 1943 года одержал одну подтверждённую воздушную победу. Самолёт несёт стандартный «пустынный» камуфляж из коричневого Dark Earth и жёлто-песочного Middle Stone на верхних и боковых поверхностях и насыщенно-голубого Azure Blue на нижних. Кок выкрашен в традиционный для Средиземноморья красный цвет, бортовые коды в соответствии с тогдашней практикой 145-й эскадрильи светло-синие с белой окантовкой, а цифра вместо индивидуальной кодовой буквы – уже характерная особенность «цирка». На борту кабины отметки подтверждённых побед, одержанных на этом самолёте разными лётчикам к 20-м числам апреля

Spitfire Mk.IXC (серийный номер EN315) из состава флайта «C» 145-й эскадрильи RAF, на котором сквадрон-лидер Скальский в апреле 1943 года одержал одну подтверждённую воздушную победу. Самолёт несёт стандартный «пустынный» камуфляж из коричневого Dark Earth и жёлто-песочного Middle Stone на верхних и боковых поверхностях и насыщенно-голубого Azure Blue на нижних. Кок выкрашен в традиционный для Средиземноморья красный цвет, бортовые коды в соответствии с тогдашней практикой 145-й эскадрильи светло-синие с белой окантовкой, а цифра вместо индивидуальной кодовой буквы – уже характерная особенность «цирка». На борту кабины отметки подтверждённых побед, одержанных на этом самолёте разными лётчикам к 20-м числам апреля

В середине мая войска противника в Тунисе капитулировали, и вскоре после этого польскую команду расформировали, но нескольким её старшим пилотам предложили различные командные посты в эскадрильях 244-го крыла RAF. Скальский принял это предложение, и с 7 июля по 20 октября возглавлял 601-ю эскадрилью, воевавшую над Сицилией и Южной Италией. В новой части ас летал на «Спитфайрах» трёх разных модификаций: низковысотной LF.VC, «обычной» F.IXC и высотной HF.VIII.

Осенью 1943 года в Великобритании началась реорганизация авиационных соединений, предназначенных для грядущего наступления на континенте: взамен прежних крыльев были сформированы номерные авиабазы (Airfield), которые попарно сводились в новые, также номерные, крылья. Однако такая необычная для Британии структура просуществовала не слишком долго, и в мае 1944 «большие крылья» стали секторами, а «аэродромы» – крыльями с теми же номерами.

На взлёте «Спитфайры» польской истребительной команды, на переднем плане — самолёт Скальского

На взлёте «Спитфайры» польской истребительной команды, на переднем плане — самолёт Скальского

В октябре 1-е польское истребительное крыло, к тому времени полностью вооружённое «Спитфайрами» Mk.IX, было преобразовано в 131-ю (польскую) авиабазу, и вернувшийся в Нортхолт Станислав Скальский, которому присвоили звания английского винг-коммандера и польского майора, 12 декабря был назначен её винг-лидером. С апреля по сентябрь 1944 и потом с марта 1945 до расформирования соединения в феврале 1946 гг. он занимал такую же должность в 133-й авиабазе (позже крыле) RAF. Лётчики этого соединения в марте-апреле 1944 года прошли переучивание со «Спитфайров» на американские истребители «Мустанг» Mk.III и возобновили боевые действия в конце апреля.

Обе авиабазы (крылья) сначала входили в состав одно из крыльев (секторов) 2-х тактических ВВС и выполняли истребительные и истребительно-бомбардировочные миссии над оккупированной Францией, но в июле 1944 года 133-е крыло было передано в ПВО Англии для борьбы с самолётами-снарядами V-1. Когда угроза «оружия возмездия» стала меньше, основной задачей для «Мустангов» стали вылеты на сопровождение бомбардировщиков, которые они выполняли до конца войны.

Станислав Скальский в кабине одного из своих «Мустангов»

Станислав Скальский в кабине одного из своих «Мустангов»

В обязанности винг-лидера входило личное ведение в бой больших групп самолётов подотчётных ему частей, поэтому винг-коммандер Скальский регулярно летал и время от времени участвовал в воздушных боях, но единственного успеха он достиг 24 июня, лидируя 24 «Мустанга» во время «вооружённой разведки» над Францией. Согласно послеполётному рапорту, подтверждённому показаниями других пилотов, «Мессершмитт», на хвосте которого он «висел», столкнулся с другим немецким истребителем, поэтому польскому асу было засчитано две подтверждённые победы, с учётом которых его счёт достиг 18⅔. В 1945 году его официально признанный польским правительством в изгнании боевой счёт увеличился ещё на ¼ в результате «переучёта» побед польской кампании, но это, по всей видимости, было ошибкой интерпретации данных первичных документов, и та победа была одержана в его присутствии, но без непосредственного участия.

После расформирования крыла Скальский некоторое время служил в штабе ВВС оккупационных войск, а потом был отозван в Англию. Ему предлагали остаться на службе в RAF, но он решил вернуться на родину и в июле 1947 годав чине майора был принят на службу в Народное Войско Польское.

Mustang Mk.III (P-51B-5) с американским серийным номером 43–6533 и английским FZ152, который весной-летом 1944 года был персональным самолётом лидера 133-го авиакрыла винг-коммандера Скальского. Машина несёт стандартный камуфляж образца 1941 года из зелёного Dark Green и серого с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях и светло-серого Medium Sea Grey на нижних. Вариант окраски показан по состоянию на период с начала июня (введение «полос вторжения») по август (когда полосы остались только на нижних поверхностях). Белый нос был типичным элементом быстрого опознавания английских «Мустангов», а прочие обозначения соответствовали общим «истребительным» стандартам RAF

Mustang Mk.III (P-51B-5) с американским серийным номером 43–6533 и английским FZ152, который весной-летом 1944 года был персональным самолётом лидера 133-го авиакрыла винг-коммандера Скальского. Машина несёт стандартный камуфляж образца 1941 года из зелёного Dark Green и серого с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях и светло-серого Medium Sea Grey на нижних. Вариант окраски показан по состоянию на период с начала июня (введение «полос вторжения») по август (когда полосы остались только на нижних поверхностях). Белый нос был типичным элементом быстрого опознавания английских «Мустангов», а прочие обозначения соответствовали общим «истребительным» стандартам RAF

В августе 1948 года лучший польский лётчик был арестован по обвинению в шпионаже и более года находился под следствием, а в апреле 1950 года признан виновным и приговорён к смертной казни. Подавать прошение о помиловании Скальский не стал, но указом президента республики приговор был заменён на пожизненное заключение. В апреле 1956 года ас был освобождён и реабилитирован, а в ноябре восстановлен на службе в прежнем звании. В апреле 1972 года он уволился в запас в чине полковника, а с ослаблением коммунистического режима в конце восьмидесятых занялся политикой и дважды избирался в парламент.

Бригадный генерал в отставке Станислав Скальский скончался 12 ноября 2004 года в возрасте 89 лет.

Рисунки Михаила Быкова

источник: https://warspot.ru/7017-tsveta-voennogo-neba-stanislav-skalskiy-luchshiy-polskiy-as

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account