Цвета военного неба: противники «ночных ведьм»

14

Цвета военного неба: противники «ночных ведьм»

Статья Михаила Быкова и Юрия Сергиевича с сайта WARSPOT.

Содержание:

Основной ареной ночных воздушных боёв Второй мировой войны была, безусловно, Западная Европа, где немецким истребителям приходилось противостоять буквально ордам британских «Ланкастеров» и «Стирлингов». Тем не менее на советско-германском фронте у немцев тоже были ночные истребители, которые с 1943 года действовали весьма активно. Кто противостоял маленьким бипланам По-2 ночных бомбардировочных полков на линии фронта, а также пытался ловить советские Ил-4 и B-25 в немецком тылу?

Если не считать учебных и учебно-боевых подразделений, то к началу операции «Барбаросса» вся немецкая ночная истребительная авиация состояла из пяти авиагрупп, сосредоточенных на западном фронте. На Средиземноморье люфтваффе отправило одну эскадрилью, а восточный фронт не удостоился даже такой малости. Защита от советских ночных бомбардировщиков полностью возлагалась на части зенитной артиллерии, благо сколько-нибудь серьёзных воздушных нападений не предполагалось.

В отношении противовоздушной обороны востока Германии и оккупированных территорий такой подход оказался оправданным из-за малой численности задействованных в дальних рейдах бомбардировщиков, но в прифронтовой зоне советская авиация действовала значительно активнее.

В начале истории — фото из её конца. Ночной истребитель Bf 110G-4 из эскадрильи 7./NJG 6, эвакуированный в Баварию в феврале 1945 года и сфотографированный уже после занятия аэродрома союзниками

В начале истории — фото из её конца. Ночной истребитель Bf 110G-4 из эскадрильи 7./NJG 6, эвакуированный в Баварию в феврале 1945 года и сфотографированный уже после занятия аэродрома союзниками

Первые ночные перехваты стали результатом частной инициативы отдельных лётчиков и командиров на местах, и счёт побед ночных истребителей восточного фронта был открыт уже на исходе пятой недели кампании: в ночь на 26 июля обер-ефрейтор Йозеф Коциок (Josef Kociok) из эскадрильи 4./SKG 210 на Bf 110 перехватил и сбил двухмоторный самолёт, идентифицированный им как бомбардировщик СБ. Тем не менее на следующие несколько месяцев этот успех остался единственным.

Первые «профессиональные» ночные истребители появились на востоке в феврале 1942 года, когда в Смоленск были переброшены Bf 110 эскадрильи 2./NJG 3 во главе с обер-лейтенантом Герхардом Бёмелем (Gerhard Böhmel). За несколько проведённых в России недель его лётчики не добились никаких успехов, и уже в марте эскадрилью вернули обратно на запад.

На восточных подступах к Рейху

В августе 1942 года в Лабиау для прикрытия прибрежных городов Восточной Пруссии была переброшена Kommando Lechner — сводное подразделение эскадры NJG 2 из семи Ju 88C во главе с лётчиком эскадрильи 9./NJG 2 обер-лейтенантом Алоисом Лехнером (Alois Lechner). Действия команды обеспечивала специальная мобильная радиолокационная станция, смонтированная в железнодорожном вагоне. В соседних вагонах того же состава находились электрогенератор и штабные помещения. К середине года число мобильных радарных установок увеличили до девяти, и они стали серьёзным подспорьем в борьбе с советскими ночными бомбардировщиками. Первым и, возможно, последним успехом сводного подразделения стали две победы над ДБ-3, одержанные его командиром в ночь на 19 августа.

Ju 88C-6 — персональный самолёт командира группы IV./NJG 5 гауптмана Генриха цу Зайн-Виттгенштайна (Heinrich zu Sayn-Wittgenstein), Восточная Пруссия, май 1943 года. Машина несёт нестандартный вариант ночного камуфляжа: мелкие пятна тёмно-серого с зеленоватым отливом RLM 74 Dunkelgrau поверх базового более светлого серого с фиолетовым RLM 75 Mittelgrau на верхних и боковых поверхностях при чёрных (RLM 22 Schwarz) нижних. Бортовые коды обычного для ночных истребителей светло-серого RLM 77 Hellgrau. Отметки побед нанесены на обе стороны киля. Принц Виттгенштайн начал войну штурманом, позже был лётчиком бомбардировочной авиации и после перевода на ночные истребители летал исключительно на «Юнкерсах», став наиболее результативным асом на этом типе самолёта: 83 подтверждённые победы (из них 33 — на восточном фронте). В ночь на 21 января 1944 года он был сбит английским ночным истребителем и погиб при неудачной попытке покинуть самолёт

Ju 88C-6 — персональный самолёт командира группы IV./NJG 5 гауптмана Генриха цу Зайн-Виттгенштайна (Heinrich zu Sayn-Wittgenstein), Восточная Пруссия, май 1943 года. Машина несёт нестандартный вариант ночного камуфляжа: мелкие пятна тёмно-серого с зеленоватым отливом RLM 74 Dunkelgrau поверх базового более светлого серого с фиолетовым RLM 75 Mittelgrau на верхних и боковых поверхностях при чёрных (RLM 22 Schwarz) нижних. Бортовые коды обычного для ночных истребителей светло-серого RLM 77 Hellgrau. Отметки побед нанесены на обе стороны киля. Принц Виттгенштайн начал войну штурманом, позже был лётчиком бомбардировочной авиации и после перевода на ночные истребители летал исключительно на «Юнкерсах», став наиболее результативным асом на этом типе самолёта: 83 подтверждённые победы (из них 33 — на восточном фронте). В ночь на 21 января 1944 года он был сбит английским ночным истребителем и погиб при неудачной попытке покинуть самолёт

Команда без особых потрясений действовала до октября, передав затем самолёты в другие части, а её персонал впоследствии влился в состав сформированной в декабре под началом гауптмана Генриха цу Зайн-Виттгенштайна группы IV./NJG 5 (Лехнер стал командиром эскадрильи 10./NJG 5). В январе 1943 года новая часть приступила к боевому дежурству в ПВО Восточной Пруссии, имея в наличии смесь из Bf 110, Do 217 и Ju 88C (последний тип был основным).

Вполне вероятно, что имеющаяся информация о деятельности группы неполна, но есть данные только о пяти подтверждённых воздушных победах, которые в апреле — начале мая одержал Виттгенштайн, ставший первым асом ночной истребительной авиации восточного фронта.

В августе 1943 года группу IV./NJG 5 в Инстербурге заменила только что сформированная V./NJG 5, получившая на вооружение Bf 110 разных модификаций. В её зону ответственности входила не только Восточная Пруссия, но и район Берлина, и все известные победы лётчиков группы относятся именно к действиям против английских бомбардировщиков.

Ju 88G-6 командира авиагруппы II./NJG 5 майора Ханса-Роберта Лайкхардта (Hans-Robert Leickhardt), конец 1944 года

Ju 88G-6 командира авиагруппы II./NJG 5 майора Ханса-Роберта Лайкхардта (Hans-Robert Leickhardt), конец 1944 года

В мае 1944 года V./NJG 5 была отозвана на запад, и Восточная Пруссия на несколько месяцев осталась без ночных истребителей. В августе туда прибыли группы I./NJG 5 и IV./NJG 5, а в октябре II./NJG 5 обосновалась в польской Силезии.

Первая группа прибыла на Bf 110G-4, но быстро сменила их на Ju 88G, а две другие были вооружены преимущественно «Мессершмиттами» с добавлением небольшого количества «Юнкерсов». Лётчикам всех трёх групп пришлось сражаться как с советскими, так и с английскими бомбардировщиками вплоть до января 1945 года, когда все подразделения NJG 5 отступили на запад от приближающихся советских войск. Лучше всего в этих боях проявил себя командир эскадрильи 3./NJG 5 гауптман Вальтер Энгель (Walter Engel), одержавший девять или десять побед, из которых самолёты советской дальней авиации составили не менее восьми.

Дневные истребители, которым не спалось

Всё вышеизложенное относится к ПВО Германии, а непосредственно над линией фронта и в ближнем тылу «ночников» у немцев долгое время не было вообще, хотя экипажи дневных истребителей и даже бомбардировщиков по собственной инициативе иногда поднимались на перехват. Изредка им сопутствовал успех, но в подавляющем большинстве случаев вылеты заканчивались безрезультатно.

Из общей картины выбивалась только настоящая охота, которую в июне 1942 года развернули в районе Волхова лётчики группы III./JG 54. Главными целями этой охоты стали Ли-2 (ПС-84), По-2 и почтово-пассажирские версии Р-5, выполнявшие транспортные рейсы в блокадный Ленинград.

Майор Райнхард Зайлер в кабине своего Bf 109F, 1942 год

Майор Райнхард Зайлер в кабине своего Bf 109F, 1942 год

Открыл счёт побед обер-лейтенант Гюнтер Финк (Günther Fink) из эскадрильи 8./JG 54, в ночь на 8 июня меньше чем за час патрулирования одержавший четыре победы над бипланами, идентифицированными как Р-5. Двое суток спустя он одержал свою пятую победу, став ночным асом, а за следующие две недели добавил на свой ночной счёт ещё шесть сбитых Р-5, По-2 и ПС-84.

Близких результатов достигли ещё трое лётчиков, из них самым результативным стал командир группы майор Райнхард Зайлер (Reinhard Seiler), а ещё один лётчик 8./JG 54 лейтенант Эрвин Лейкауф (Erwin Leykauf) поставил рекорд в шесть побед за одну ночь.

В июле и начале августа 1942 года под Новгородом свою охоту устроили лётчики II./JG 54. Если судить по известному списку побед, инициатором и главным действующим лицом стал штаффель-капитан эскадрильи 5./JG 54 гауптман Йоахим Вандель (Joachim Wandel), одержавший 12 из 14 ночных побед группы. Впрочем, такой всплеск результативности был связан, в первую очередь, с благоприятными условиями белых ночей и в другое время года или на других участках фронта был невозможен.

Кочующие звенья

В августе 1942 года на восточный фронт с инспекционной поездкой прибыл командир эскадры NJG 1 майор Вольфганг Фальк (Wolfgang Falck). Считая невозможной переброску частей из ПВО рейха, он в итоговом рапорте рекомендовал сформировать «местные» ночные истребительные части, набрав в них лётчиков из эскадр двухмоторных «разрушителей», а также имеющих опыт ночных боёв пилотов разведывательной и бомбардировочной авиации. Самолёты можно было бы взять из тех же частей и после незначительного переоборудования и (в случае бомбардировщиков) довооружения превратить в ночные истребители.

План был принят к исполнению. В октябре сводная группа лётчиков отправилась на переучивание в Вену, а в ноябре началось формирование нескольких звеньев ближних ночных истребителей (Nahnachtjagdschwarm, или сокращённо NNJSchw), на вооружение которых поступали Bf 110, Ju 88, Do 17Z и даже тяжёлые неуклюжие He 111.

Всего с конца 1942 по май 1943 года сформировали пять таких звеньев: по одному на каждый воздушный флот и приравненные к ним авиационные объединения (I, IV и VI воздушные флоты и командования «Дон» и «Ост»). Кроме того, в ночные истребители переквалифицировали две находившихся на восточном фронте эскадрильи авиагруппы IV./ZG 1: 10./ZG 1 и 12./ZG 1.

Ju 88G-6 из эскадрильи 5./NJG 100, осень 1944 года

Ju 88G-6 из эскадрильи 5./NJG 100, осень 1944 года

Первые звенья достигли боеготовности как раз к началу советского наступления под Сталинградом и вместо штатных задач привлекались к нанесению штурмовых ударов, а к ночным патрулированиям приступили только с началом весны 1943 года. В ходе подготовки операции «Цитадель» выяснилось, что звенья IV и VI воздушных флотов не справляются со своими обязанностями, и в конце июня на помощь им в Брянск и Орёл перебросили эскадрильи 10./NJG 5 и 12./NJG 5, оставив в Пруссии только 11./NJG 5.

Главными действующими лицами «курской ночной охоты», безусловно, были опытные лётчики NJG 5, одержавшие 70 побед, 29 из которых записал на свой счёт Виттгенштайн, ставший тогда лучшим ночным асом восточного фронта.

На юге, над Керченским полуостровом, весной — летом 1943 года активно действовала эскадрилья 10./ZG 1, лётчики которой ночью и в вечерних сумерках сделали более 70 заявок, не менее 15 из которых пришлись на долю обер-фельдфебеля Йозефа Коциока, некогда открывшего счёт ночным победам на востоке.

По образцу и подобию западного фронта

Тем временем в июле 1943 года структуру ночной истребительной авиации восточного фронта решили привести к единому стандарту. 1 августа на базе 12./NJG 5, IV./ZG 1 и всех ночных истребительных звеньев была сформирована I группа ночной истребительной эскадры NJG 100, командовать которой поставили Виттгенштайна, и пять отдельных эскадрилий эскадры NJG 200.

Эти восемь (с декабря 1943 года — семь) эскадрилий были распределены по всему фронту и до конца войны обеспечивали его ночную ПВО. В июне 1944 года подразделения NJG 200 были включены в состав NJG 100 на правах её II группы, и в дальнейшем организация уже не менялась.

Bf 110G-2 из эскадрильи 5./NJG 200, южная Украина, осень 1943 года. Самолёт несёт стандартный для дневных истребителей камуфляж образца 1941 года из тёмно-серого с зеленоватым отливом RLM 74 Graugrün, более светлого серого с фиолетовым RLM 75 Grauviolett и светло-серого RLM 76 Lichtblau. Тактические обозначения также соответствуют стандартам дневной авиации

Bf 110G-2 из эскадрильи 5./NJG 200, южная Украина, осень 1943 года. Самолёт несёт стандартный для дневных истребителей камуфляж образца 1941 года из тёмно-серого с зеленоватым отливом RLM 74 Graugrün, более светлого серого с фиолетовым RLM 75 Grauviolett и светло-серого RLM 76 Lichtblau. Тактические обозначения также соответствуют стандартам дневной авиации

В середине августа 1943 года Виттгенштайна перевели на западный фронт, а в ночь на 27 сентября, столкнувшись со сбитым им бомбардировщиком, погиб Коциок. На ведущие роли вышли другие лётчики: новый командир I./NJG 100 гауптман Рудольф Шёнерт (Rudolf Schoenert), который до возвращения на запад в декабре 1943 года одержал 35 ночных побед на востоке, и сменивший его на этом посту уже упоминавшийся выше Алоис Лехнер, к моменту гибели в феврале 1944 года доведший счёт своих ночных успехов на восточном фронте до 36. Позже пальма первенства перешла к лейтенанту Густаву-Эдуарду Франчи (Gustav-Eduard Francsi), одержавшему 56 побед.

На вооружении обеих ночных истребительных эскадр восточного фронта состоял «стандартный комплект» из Bf 110, Ju 88 и Do 217, но встречались и более экзотические типы вроде оснащённых радиолокатором Fw 189A, в небольшом количестве имевшихся в составе I./NJG 100. Специализацией «Рам» была охота на лёгкие ночные бомбардировщики-бипланы По-2 и Р-5, которые, как оказалось, было довольно сложно сбить из-за их малой скорости. Экипажам «полноценных» ночных истребителей для этого приходилось сбрасывать газ, выпускать посадочные щитки, а то и шасси, и пытаться маневрировать буквально в режиме сваливания.

Fw 189A-2 из штабного звена эскадры NJG 100, Польша, вторая половина 1944 года. Самолёт несёт стандартный «разведывательно-бомбардировочный» камуфляж из двух зелёных красок RLM 70 Schwarzgrün и RLM 71 Dunkelgrün на верхних и боковых поверхностях при голубых (RLM 65 Hellblau) нижних, дополненный «ночными» пятнами RLM 76

Fw 189A-2 из штабного звена эскадры NJG 100, Польша, вторая половина 1944 года. Самолёт несёт стандартный «разведывательно-бомбардировочный» камуфляж из двух зелёных красок RLM 70 Schwarzgrün и RLM 71 Dunkelgrün на верхних и боковых поверхностях при голубых (RLM 65 Hellblau) нижних, дополненный «ночными» пятнами RLM 76

Летом 1944 года с продвижением советских войск на запад восточный фронт стал смыкаться с «южным», и дислоцированные в Венгрии части ПВО тоже вступили в бой с самолётами советской АДД, хотя основным их противником продолжали оставаться бомбардировщики союзников.

В Венгрии тогда базировались сводная Einsatzkommando II./NJG 101 и группа III./NJG 6, вооружённые Bf 110G и Ju 88G. Первая вернулась в Германию в первых числах ноября 1944 года, а вторая продолжала действовать на юго-востоке до следующего февраля.

Из-за использования разными ВВС одинаковых типов самолётов не всегда можно определить национальную принадлежность атакованной машины, но на советские ВВС приходится не менее трёх десятков побед лётчиков NJG 6 и NJG 101. Самыми результативными из них стали обер-лейтенант Карл Дёршельн (Karl Dörscheln) и обер-лейтенант (позже гауптман) Ханс Краузе (Hans Krause), служившие в 6./NJG 101 и одержавшие по пять побед над советскими самолётами.

Bf 110G-4, принадлежавший эскадрилье 6./NJG 101, в сентябре — октябре 1944 года действовавший в Венгрии в составе Einsatzkommando II./NJG 101. Заводская окраска этого самолёта (RLM 75 на верхних поверхностях и RLM 76 на боковых и нижних) была затемнена сеткой из тонких волнистых линий тёмно-зелёного RLM 83 Dunkelgrün. Жёлтая буква V на левом крыле снизу, верхняя часть которой «перегибалась» через переднюю кромку и на 60 см продолжалась на верхней поверхности, была элементом быстрого опознавания IV воздушного флота, введённым в сентябре 1944 года для отличия от самолётов румынских ВВС, перешедших в разряд противников. Отметки побед были нанесены только на левую шайбу киля. К сожалению, не получается определить, кто мог летать на этом истребителе. Отдельно показан кок правого винта, который по окраске отличался от левого

Bf 110G-4, принадлежавший эскадрилье 6./NJG 101, в сентябре — октябре 1944 года действовавший в Венгрии в составе Einsatzkommando II./NJG 101. Заводская окраска этого самолёта (RLM 75 на верхних поверхностях и RLM 76 на боковых и нижних) была затемнена сеткой из тонких волнистых линий тёмно-зелёного RLM 83 Dunkelgrün. Жёлтая буква V на левом крыле снизу, верхняя часть которой «перегибалась» через переднюю кромку и на 60 см продолжалась на верхней поверхности, была элементом быстрого опознавания IV воздушного флота, введённым в сентябре 1944 года для отличия от самолётов румынских ВВС, перешедших в разряд противников. Отметки побед были нанесены только на левую шайбу киля. К сожалению, не получается определить, кто мог летать на этом истребителе. Отдельно показан кок правого винта, который по окраске отличался от левого

В отношении результативности боевых действий немецких ночных истребителей на восточном фронте в сравнении с другими ТВД известна следующая статистика побед:

. 1940–1941 гг. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
Восток 38 425 545 33
Запад 463 687 1816 2235 529
Средиземноморье 5 51 45 2

Наиболее результативные ночные асы восточного фронта (от 20 побед):

. Ночные победы на востоке Итоговый счет лётчика
Gustav-Eduard Francsi 56 56
Alois Lechner 36 45
Günther Bertram 35 35
Rudolf Schoenert 35 64
Heinrich zu Sayn-Wittgenstein 33 83
Hans Maisch 28 (26?) 28 (26?)
Josef Pützkuhl 26 26
Hans Gref 25 (20?) 25 (20?)
Helmut Dahms 24 24
Klaus Scheer 24 24
Karl Strohecker 24 24
Josef Kociok 21 33

источник: https://warspot.ru/8011-tsveta-voennogo-neba-protivniki-nochnyh-vedm

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account