Статья Михаила Быкова и Юрия Сергиевича с сайта WARSPOT.
В годы войны обороне столицы СССР с воздуха уделялось огромное внимание — в самые тяжёлые дни на фронте в ПВО Москвы оставались сотни истребителей, которые совместно с зенитчиками сумели не допустить больших жертв среди населения и массовых разрушений. Самым результативным среди всех лётчиков московской противовоздушной обороны был Герой Советского Союза Герасим Григорьев.
Осенью 1939 года 18-летний выпускник Николаевского аэроклуба Герасим Григорьев был зачислен курсантом в Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Пройдя годичный курс обучения, в октябре 1940 года он выпустился младшим лейтенантом и получил назначение в 163-й истребительный авиаполк, формирующийся на самолётах И-16 в Белоруссии в составе 43-й истребительной авиадивизии Западного Особого военного округа. Весной 1941 года молодой лётчик был назначен командиром звена и начало войны встретил с двумя «кубарями» лейтенанта в петлицах.
24 июня в районе Минска молодой лётчик одержал свою первую победу над немецким бомбардировщиком «Хейнкель» Хе-111, 25 июня добился второго успеха – там же, в районе Минска, ему был засчитан «Дорнье» До-215. В тот же день в очередном боевом вылете во время штурмовки самолёт Григорьева попал под огонь с земли, и лётчик получил осколочные ранения обеих ног. К счастью, раны оказались лёгкими, и госпитализации не требовалось. Всего за первую декаду войны лётчики 163-го истребительного полка совершили 310 боевых вылетов и одержали 31 воздушную победу, потеряв при этом 48 из 52 своих «ишаков» (из них только 8 было сбито в воздушных боях). Потери в лётно-подъёмном составе составили одного погибшего и шесть раненых лётчиков.
2 июля 163-й ИАП сдал в другие части последние оставшиеся самолёты и убыл в тыл на переформирование, но ещё через несколько дней пришёл приказ о его расформировании. Часть лётчиков полка затем оказалась в составе 163-го ИАП «новой сборки», а лейтенант Григорьев получил назначение в один из полков московской зоны ПВО.
И-16 тип 29 из состава 163-го истребительного авиационного полка, Белоруссия, лето 1941 года. Самолёт в двухцветной защитной окраске предвоенного периода: верхние и боковые поверхности окрашены защитной (зелёной) краской АII Защ., нижние – светло-голубой АII Св.гол. «Ишаки», на которых летал Герасим Григорьев, выглядели точно так же (весь 163-й ИАП был к началу войны укомплектован машинами 29-го типа), за исключением тактического номера и, возможно, его цвета (в предвоенный период красные номера обычно были у 1-й эскадрильи полка, а голубые, жёлтые и белые у следующих по порядку).
8 августа лётчик был зачислен в состав 178-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса ПВО. Эта часть базировалась на аэродроме Липицы под Серпуховом и летала на истребителях И-16 и ЛаГГ-3. Кроме защиты неба столицы, полк привлекался к вылетам на прикрытие наземных войск и штурмовку неприятельских позиций.
Активные воздушные бои полк начал вести с октября 1941 года, и к его концу командир звена Григорьев добавил на свой счёт ещё четыре личные победы и столько же групповых (все на ЛаГГ-3), став самым результативным лётчиком полка. В январе следующего года его назначили заместителем командира эскадрильи, в феврале присвоили звание «старший лейтенант», а в марте наградили орденом Ленина.
После того как в ходе зимнего контрнаступления враг был отброшен от Москвы, немецкие бомбардировщики и разведчики продолжали вторгаться в зону ответственности ПВО города, но в целом интенсивность боевых действий в воздухе резко сократилась. Для 178-го ИАП это означало почти полугодовую паузу в пополнении счёта воздушных побед, завершившуюся в ночь на 26 июня 1942 года, когда лётчики отчитались об уничтожении сразу трёх немецких бомбардировщиков, один из которых записали на счёт героя нашего рассказа. В тот раз он летел на И-16, но позже вновь пересел на более современный ЛаГГ-3, на котором в июле-августе одержал ещё одну личную и одну групповую победы, а июньский успех так и остался единственным, достигнутым лётчиком в составе 178-го ИАП на «ишаке».
ЛаГГ-3 из состава 178-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московского фронта ПВО, на котором летал капитан Г. А. Григорьев, октябрь 1942 года. Самолёт несёт камуфляж образца июня 1941 года, состоящий из пятен зелёной АМТ-4 и чёрной АМТ-6 красок на верхних и боковых поверхностях и голубой АМТ-7 на нижних. На фюзеляже нанесены 13 отметок о победах без разделения на личные и групповые в соответствии со введённым для истребительной авиации ПВО территории страны стандартом, который предписывал отмечать успех лётчика, рисуя звёздочки, вписывающиеся в 15-см окружность, на расстоянии 10 см друг от друга.
В октябре 1942 года Григорьев получил звание капитана, и в том же месяце его представили к званию Героя Советского Союза – указ о присвоении звания вышел в феврале 1943 года. К тому времени лётчик одержал ещё четыре личные победы и стал командиром эскадрильи.
ЛаГГ-3 из состава 178-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московского фронта ПВО, на котором капитан Г. А. Григорьев летал в январе 1943 года. Тот же самолёт, что и выше, несёт белую зимнюю легкосмываемую краску МК-7 (на основе мела и казеина) на верхних и боковых поверхностях при голубых нижних. По понятным причинам, белый тактический номер для такой окраски не подходил, поэтому его нанесли голубым (или, что менее вероятно, жёлтым) цветом.
В апреле 1943 года началось постепенное перевооружение 178-го ИАП на самолёты Ла-5. К тому времени активность немецкой авиации в районе Москвы стала совсем небольшой, хотя одиночные разведчики продолжали регулярно летать ещё достаточно долгое время. Все части Особой Московской Армии ПВО формально считаются исключёнными из состава действующей армии с 1 октября 1943 года, но фактически полёты немецких разведчиков и вылеты на их перехват, а, стало быть, и воздушные бои, продолжались ещё долго, постепенно сойдя на нет лишь к концу 1944 года.
178-й ИАП свою последнюю воздушную победу одержал ещё в апреле 1943 года. Всего за время участия в боевых действиях (с июля 1941 года) лётчики части совершили 4183 боевых вылета и одержали 40 воздушных побед. При этом лучшим асом полка и вообще московской зоны ПВО стал Герасим Афанасьевич Григорьев, одержавший небе столицы 10 побед лично и 5 в паре. По личным успехам на одной ступени с Григорьевым стоят два лётчика 16-го ИАП, летавших на МиГ-3 – Иван Голубин (10+2) и Иван Заболотный (10+0).
Всего за войну Герасим Григорьев выполнил около 400 боевых вылетов и провёл 30 воздушных боёв, в которых одержал 12 личных и 5 групповых побед. Если не считать двух сбитых в паре корректировщиков «Хеншель» Хш-126, все жертвы аса были двухмоторными бомбардировщиками, что выводит его по этому показателю на вторую строчку в «рейтинге» среди всех лётчиков советской истребительной авиации (лучшим был Герой Советского Союза В. Н. Залевский из 157-го ИАП, который, кроме 12 лично сбитых двухмоторных бомбардировщиков, имел ещё и 21 групповую победу над Ю-88 и До-215).
Ла-5Ф из состава 178-го истребительного авиаполка 319-й истребительной авиадивизии 1-й воздушно-истребительной армии Особой Московской Армии ПВО, весна 1944 года. Майор Григорьев (это звание асу присвоили в последний день 1943 года) сфотографировался перед этой машиной вместе с тремя другими лётчиками части — утверждать, что самолёт принадлежал ему, увы, нельзя. Самолёт несёт новый «наступательный» камуфляж, введённый в сентябре 1943 года, состоящий из пятен тёмно-серой АМТ-12 и серо-голубой АМТ-11 красок на верхних и боковых поверхностях, и голубой АМТ-7 на нижних. Опознавательные знаки также соответствуют новому стандарту лета 1943 года – звёзды в шести позициях (фюзеляж, вертикальное оперение, нижняя поверхность крыла) имеют бело-красную окантовку.
10 октября 1944 года майора Григорьева перевели на должность командира эскадрильи в летавший на «Аэрокобрах» 28-й ИАП 318-й ИАД ПВО. В феврале 1945 года началось перевооружение полка на «Кингкобры», на которых часть и закончила войну. 30 мая 1945 года, уже после окончания Великой Отечественной войны, майор Григорьев стал командиром эскадрильи 177-го ИАП той же дивизии и прошёл переучивание на английские истребители «Спитфайр» Mk.IX.
В послевоенный период ас продолжил службу в системе ПВО и в 1963 году вышел в отставку в звании полковника. Умер Герасим Афанасьевич Григорьев 23 апреля 1966 года в возрасте 45 лет.
Авторы благодарят Михаила Тимина за помощь в работе над материалом.
Рисунки Михаила Быкова. Цветные профили приведены в едином масштабе.
источник: https://warspot.ru/5966-tsveta-voennogo-neba-luchshiy-iz-luchshih-nad-moskvoy