Статья Михаила Быкова и Юрия Сергиевича с сайта WARSPOT.
Содержание:
Победоносное начало тихоокеанской войны далеко расширило границы «Восточноазиатской сферы процветания». Но для японской авиации эти победы стали пирровыми: в 1942 году она потеряла более 2000 пилотов с прекрасной довоенной подготовкой. Со временем армейскому и флотскому командованиям Японии пришлось пойти на вынужденные, уникальные в своём роде меры – были сформированы отряды камикадзе. Кто были эти люди, и на каких самолётах они летали?
Если восстановление и увеличение численности лётного состава особых проблем не представляло, то средний уровень подготовки экипажей упал необратимо. Противник же продолжал не только наращивать численность своей авиации, но и на должном уровне поддерживать качество подготовки, а позже получил и техническое преимущество. Со временем ситуация лишь ухудшалась, и в 1944 году стала катастрофической. Битва в Филиппинском море, она же «Марианская охота на индеек», наглядно показала, что японская морская авиация больше не в состоянии ни поражать морские цели, ни противостоять американским палубным самолётам. Следствием этого стало принятие командованием ранее неизменно отклоняемой идеи широкого использования тактики самоубийственных таранов.
Предпосылки и теория
Смысл предложения был в том, что направить самолёт на столкновение с целью проще, чем попасть в неё бомбой или торпедой, и что успешно преодолеть систему ПВО у такого самолёта будет больше шансов. Что касается гибели всех участвовавших в атаке пилотов, то это вполне укладывалось в самурайские традиции. Увеличение потерь тоже ожидалось не слишком большое, так как за первую половину 1944 года в вылетах против кораблей японцы и так теряли сбитыми не менее 60% наряда сил, а из тех, кто прорвался сквозь заслон истребителей и сумел провести атаку, лишь каждому десятому удавалось добиться попаданий.
Тогда же, летом 1944 года, на территории Формозы и Японских островов сначала в морской, а потом и армейской авиации началось формирование первых подразделений для проведения атак методом «тайатари» («удар телом»). В официальной флотской терминологии подобные подразделения именовались «Токко-тай», или полностью «Симпу токубэцу-когэки-тай» – «Особый ударный отряд «Божественный ветер»». «Божественный ветер» – название двух тайфунов, уничтоживших в XIII веке оба монгольских флота вторжения, и «симпу» – онное (старо-китайское) чтение составляющих это название иероглифов.
Но лингвисты из американской военно-морской разведки допустили ошибку и воспользовались при переводе кунным (японским) – «камикадзэ», которое и вошло в итоге во все языки мира, в том числе и японский (уже после войны). Армейское командование для собственных частей камикадзе единого именования не вводило, а использовало шесть «серийных» названий («синбу», «синсё», «синсю», «ситисэй», «сэй» и «хакко») и ещё десяток уникальных, присвоенных только одному отряду. Кроме названий, различалась и организация. Подавляющее большинство армейских отрядов фактически были отдельными эскадрильями с 10–15 самолётами, некоторые – более крупными частями с 20–30 машинами. Экипажи участвовали в нескольких операциях, а после гибели последнего лётчика часть расформировывали.
Во флотских отрядах разброс в численности был заметно больше: от нескольких самолётов у большинства отрядов (фактически, звеньев), создававшихся для участия в единственной операции, до отдельных более крупных частей численностью в 30 единиц техники, экипажи которых подобно своим армейским коллегам участвовали в нескольких операциях и расформировывались только после потери всего лётного состава. Эскортирование и наведение армейских камикадзе возлагалось на экипажи обычных сентаев, а моряки включали эскорт непосредственно в состав токко-таев, и в ходе миссий их пилоты иногда также совершали таранные удары.
Во главу угла обе службы ставили вовсе не «смерть во славу императора», а нанесение урона кораблям противника, поэтому при технических неисправностях, плохой погоде или отсутствии подходящей цели камикадзе спокойно могли вернуться на базу. Поэтому пресловутая «заправка топливом только до цели» – не более чем очередная послевоенная байка. Некоторые пилоты поучаствовали в двух-трёх прекращённых боевых вылетах, прежде чем совершили свой таран или были сбиты в попытке прорваться, а кое-кто даже пережил войну.
В 1944 году морская авиация уже получила вполне удачный опыт применения «Зеро» в качестве истребителей-бомбардировщиков, и именно этот самолёт стал основным для камикадзе. Из прочих типов наиболее перспективными считались пикировщики D4Y и недавно поступившие на вооружение двухмоторные бомбардировщики P1Y. Армейская авиация также применяла в первую очередь истребители-бомбардировщики и двухмоторные аппараты, причём часть последних была специально доработана для такого применения (уменьшенный экипаж, снятое стрелковое вооружение, увеличенная бомбовая нагрузка). Также применялось много устаревших разведчиков-штурмовиков Ki-51 – они были «в количестве», а другого применения им уже не находилось.
Филиппинская кампания
После потери Марианских островов японское командование следующий удар ожидало на Филиппинах, и именно туда в октябре были направленны первые завершившие подготовку токко-таи и хакко-таи. Однако есть информация, что первыми камикадзе стали не они, а обычные истребители-бомбардировщики 31-го сентая, в сентябре 1944 года наносившие удары по американским авианосцам и кораблям их эскорта. На рассвете 13 сентября два лётчика на Ki-43 с парой 100-кг бомб под крыльями вылетели с намерением совершить таран. Свидетелей их атаки с японской стороны не было, но, судя по отсутствию в тот день американских сообщений о таранах, оба были сбиты истребителями или зенитной артиллерией. «Профессиональные» камикадзе вступили в бой 21 октября, когда шесть A6M двух токко-таев ушли в атаку на американскую авианосную группировку, а ещё одна группа вернулась, не сумев обнаружить противника.
24 октября, когда камикадзе не летали, экипаж одного из пикировщиков D4Y сумел добиться прямого попадания по лёгкому авианосцу «Принстон», который стал последним крупным боевым кораблём, потопленным японской авиацией с использованием традиционных средств борьбы. На следующий день первый и очень яркий успех принёс «божественный ветер». В атаку тогда ушли 18 A6M и один D4Y, поразившие сразу шесть эскортных авианосцев: «Сент Ло» был потоплен, а «Калинин Бэй», «Киткун Бэй», «Суони», «Сэнти» и «Уайт Плейнс» получили повреждения.
Армейские части камикадзе на Филиппинах первый боевой вылет выполнили 7 ноября, когда пять бомбардировщиков Ki-67 отправились в атаку на авианосцы, но все либо вернулись из-за технических неполадок, либо были сбиты на подходе к цели.
Бои на Филиппинах продолжались вплоть до конца войны, но японские авиачасти эвакуировались с островов ещё в конце января 1945 года. Всего в филиппинской кампании было задействовано 20 отрядов камикадзе армейской авиации, лётчики которых выполнили около 230 боевых вылетов, ещё шесть миссий пришлось на долю пилотов обычных сентаев. По типам самолётов распределение было следующее: 119 одноместных истребителей (88 Ki-43 и 31 Ki-84), 39 Ki-51 и около 80 двухмоторников (в том числе около 25 Ki-45 и 23 Ki-67).
От флота было 90 отрядов, 83 из которых воевали «по профилю», выполнив 333 боевых вылета: 242 на A6M, 57 на палубных бомбардировщиках (в основном D3A и D4Y) и 34 на двухмоторниках (большинство на P1Y1). В сумме камикадзе выполнили около 570 вылетов, результатами которых стало потопление двух эскортных авианосцев, пяти эсминцев и «бывших эсминцев» (переоборудованных в быстроходные минзаги, тральщики и войсковые транспорты), семи десантных кораблей, трёх малых боевых кораблей и четырёх транспортов (всего 21 единица). Кроме того, повреждения от попаданий камикадзе получили (считая только крупные боевые корабли) семь эскадренных авианосцев, два лёгких и 11 эскортных, один гидроавиатранспорт, пять линкоров, шесть тяжёлых и шесть лёгких крейсеров (всего 38 единиц, повреждения одного и того же корабля, но в разные дни подсчитаны отдельно друг от друга).
Битва за Иводзиму
Следующим шагом американского командования стал захват острова Иводзима и организация на нем авиабазы для B-29 и эскортных истребителей. Из-за удалённости острова от основных баз, авиация в его защите практически не участвовала, и вся нагрузка легла на наземные силы армии и флота. 13 февраля 1945 года японская авиаразведка обнаружила приближение большого флота вторжения, 16 февраля противник начал артиллерийскую подготовку, а 19 февраля – высадку десантов.
В тот же день самолёты одного их токко-таев (12 D4Y3 и восемь B5N2 в сопровождении эскорта из 12 A6M5) взлетели с авиабазы Катори недалеко от Токио, но вскоре вынуждены были вернуться обратно из-за плохой погоды. Два дня спустя они повторили вылет с дозаправкой на одном из островов и долетели до Иводзимы, где нанесли удар по американским кораблям, потопив эскортный авианосец «Бисмарк Си» и повредив однотипный ему «Лунга Пойнт», а также эскадренный авианосец «Саратога», два десантных корабля и один транспорт. 26 марта захват острова завершился, хотя отдельные японские солдаты сражались ещё несколько месяцев.
Атолл Улити
В 1944–1945 гг. японское командование разработало несколько планов атак на базы американского флота, но почти все они так и не были реализованы. Операция «Тан №2» предусматривала удар камикадзе по якорной стоянке у атолла Улити (Каролинские острова). Расстояние до цели было слишком большим, поэтому сформированный для проведения операции токко-тай получил на вооружение двухмоторные бомбардировщики P1Y1. 5 марта самолёт-разведчик обнаружил у Улити 15 авианосцев и четыре не идентифицированных корабля, и делу дали зелёный свет.
Утром 11 марта с аэродрома Каноя (Кагосима) взлетели 24 самолёта и начали 10-часовой полет к цели. Группе пришлось обходить штормовой фронт. Удлинение маршрута «съело» весь резерв топлива, и последующая навигационная ошибка ведущего группы привела к катастрофическим последствиям: почти всем экипажам пришлось садиться на вынужденную на различных островах по пути, ещё два самолёта упали в море в прямой видимости от искомого атолла и только двум удалось провести атаку.
Несмотря на полную внезапность нападения, удача была на стороне американцев: один из японских лётчиков в темноте перепутал небольшой островок с палубой авианосца, а второй сумел поразить эскадренный авианосец «Рэндолф», но у самого кормового свеса, так что сорвавшаяся бомба пробила полётную палубу и улетела за борт.
Битва за Окинаву
Следующей крупной операцией союзников на тихоокеанском ТВД стал захват Окинавы и нескольких близлежащих островов архипелага Рюкю, который вывел их войска на расстояние всего в 550 км от основной территории Японии и дал хороший плацдарм для последующих десантных операций, запланированных на осень 1945 – весну 1946 гг. Японское командование по опыту Филиппин сделало больший упор на тактику камикадзе и заметно увеличило число лётчиков-самоубийц и интенсивность их боевых вылетов. Изменилась и номенклатура типов.
Армия резко уменьшила число задействованных двухмоторных бомбардировщиков, в особенности старых. Истребители преобладали: к Ki-43 и Ki-84 добавились вполне современные Ki-61 и давно устаревшие Ki-27 и их учебно-тренировочные варианты Ki-79. Широко использовались устаревшие разведчики Ki-36 и их учебные «близнецы» Ki-55. Достаточно много было даже учебных «кукурузников» Ki-9, но вооружённые ими отряды камикадзе в боях не участвовали: их придерживали для отражения высадки на главные японские острова.
Во флотских частях самыми массовыми оставались истребители A6M, но разница в численности по сравнению с прочими самолётами стала менее существенной. К прежним типам добавились палубные торпедоносцы и пикировщики, как современные, так и заведомо устаревшие, вроде бипланов D1A, поплавковые разведчики и даже самолёты первоначального обучения. Из новинок технической мысли на Окинаве были опробованы армейские Ki-167 (модификация бомбардировщика Ki-67 с 2900-кг термитным зарядом направленного действия в фюзеляже) и флотские пилотируемые крылатые ракеты воздушного старта «Ока».
Первый вылет камикадзе в этой кампании был совершён 24 марта 1945 года экипажем одиночного D4Y – за два дня до первых десантов на островах Керама. 25 марта летали уже четыре самолёта двух отрядов: американцы в тот день отметили поражение смертниками трёх кораблей (эсминца и двух «бывших эсминцев»).
26 марта действовали армейцы: четыре Ki-51 и шесть Ki-61. По американским данным, от попадания самолётов камикадзе получили повреждения линкор, лёгкий крейсер и пять эсминцев и «бывших эсминцев». Не обязательно все они были поражены «настоящими» камикадзе, поскольку примерно в том же районе был повреждён тральщик, на который рухнул сбитый двухмоторный бомбардировщик. Первой же победой камикадзе на Окинаве стало уничтожение быстроходного войскового транспорта (бывшего эсминца) «Диккерсон», 2 апреля поражённого попаданием двух самолётов. Выгоревший остов отбуксировали к захваченным островам Керама, там сняли тела погибших и демонтировали оставшееся целым оборудование, а 4 апреля снова вывели в море и затопили.
Бои за Окинаву закончились 22 июня, но воздушная война в этом районе не прекращалась. Последним повреждённым камикадзе кораблём союзников (не только у Окинавы, а вообще за войну) стал войсковой десантный транспорт «Лагранж», 13 августа поражённый в заливе Накагусуку истребителем A6M5. Последним потопленным кораблём стал эсминец «Каллаган», поражённый 29 июля в ходе единственного боевого вылета шестёрки учебных бипланов K5Y с парой 60-кг бомб каждый.
Всего в кампании приняли участие 99 армейских отрядов камикадзе. Их экипажи совершили 775 боевых вылетов, ещё 99 были на счёту лётчиков обычных сентаев и чутаев. Распределение по типам было следующим: 597 одномоторных боевых и учебно-тренировочных истребителей (195 Ki-27/Ki-79, 167 Ki-43, 129 Ki-84 и 106 Ki-61), 226 одномоторных разведчиков-бомбардировщиков (в т.ч. 174 Ki-51 и 51 Ki-36/Ki-55) и 51 двухмоторный самолёт (в т.ч. 35 Ki-45 и 10 Ki-67/Ki-167). Ещё 37 синбу-таев были сформированы, но в боевых действиях не участвовали. Часть из них просто придержали на будущее, часть не успели завершить подготовку, а несколько были расформированы.
Флотские камикадзе были представлены 127 отрядами, из которых 108 участвовали в боях, совершив 950 боевых вылетов: 400 A6M, 307 палубных бомбардировщиков (в т.ч. 108 D3A, 82 B5N и 79 D4Y), 66 поплавковых гидросамолётов (в т.ч. 39 E7K), столько же самолётов-снарядов «Ока», 60 учебных машин и 51 P1Y1.
В сумме смертники сделали 1824 боевых вылета, т.е. в три раза больше, чем на Филиппинах. Однако ожидаемого роста эффективности это не принесло – в первую очередь из-за дальнейшего падения уровня подготовки пилотов: если первые добровольцы приходили из строевых частей и уже имели некоторый опыт, то в 1945 году большинство лётчиков становились камикадзе едва успев закончить ускоренные курсы пилотирования. Противник же быстро отошёл от первого шока и разработал эффективные меры противодействия новой угрозе, увеличив процент истребителей в палубных авиагруппах и число эсминцев радарного дозора, а также адаптировав методику маневрирования и ведения зенитного огня.
На Окинаве камикадзе потопили 15 эсминцев и бывших эсминцев, девять десантных кораблей и два транспорта – всего 26 единиц. Повреждения получил 31 крупный боевой корабль: 10 эскадренных авианосцев, один лёгкий и три эскортных, три гидроавиатранспорта, 10 линкоров, два тяжёлых и два лёгких крейсера. Ещё один авианосец был поражён, но не повреждён, т.к. таранивший его самолёт срикошетировал от бронированной палубы.
Бои в Ост-Индии
Третьим районом подготовки пилотов камикадзе стала Ост-Индия, бывшая вотчиной армейской авиации. Десантных операций там противник не проводил, но в набеговых английские авианосцы участвовали неоднократно. Уже 19 октября 1944 года девять Ki-43 из безымянного и, судя по всему, неофициального отряда камикадзе были отправлены в атаку на корабли у острова Кар-Никобар.
Позже были сформированы 24 официальных отряда, из них пять были вооружены Ki-67, четыре Ki-51, три Ki-43, два Ki-48 и по одному – Ki-27 и Ki-45. По оставшимся восьми данных не сохранилось – возможно, они так и не завершили подготовку. Первой операцией, в которой они участвовали, стал вылет 24 января 1945 года пяти Ki-67 по авианосцам у берегов Суматры. Туда же летали ещё три отряда (на Ki-43, Ki-45 и Ki-67), но их экипажи вернулись с полдороги.
Воевали ост-индийские камикадзе не слишком активно, до конца войны совершив всего 35 боевых вылетов (13 на Ki-67, 11 на Ki-51, 10 на Ki-43 и один на Ki-27). Ещё два вылета на Ki-43 совершили пилоты одного из обычных чутаев. Последней операцией стал вылет девяти Ki-51 для удара по авианосной оперативной группе у берегов Пхукета. Она же стала единственной, в которой лётчики добились попаданий: был повреждён тяжёлый крейсер «Сассекс» и потоплен тральщик «Вестал». По японским данным, дело было 25 июля, по английским – на день позже.
Оборона Японии
В феврале-марте американская палубная авиация наносила удары по Японским островам, и в их отражении приняли участие в том числе и два базировавшихся на Кюсю флотских токко-тая, с 18 по 21 марта выполнивших 39 боевых вылетов на D4Y3 и 30 на P1Y1. В зачёт себе эти экипажи смогли записать только повреждение эсминца «Хэлси Пауэлл» 20 марта. Следующие рейды на центральную и северную Японию американцы провели в июле-августе, и в их отражении приняли участие два базировавшихся под Токио токко-тая, совершивших 22 боевых вылета на B7A2 и столько же на D4Y.
В том же районе были дислоцированы 11 армейских синсю-таев (восемь на Ki-45, два на Ki-48 и один на Ki-9), три из которых также приняли участие в боях, совершив пять боевых вылетов на Ki-45 и по одному на Ki-48 и Ki-9. 9 августа ударом камикадзе (судя по всему, B7A2) был повреждён эсминец «Бори».
Всего с момента утверждения тактики «тайатари» японские лётчики-камикадзе совершили около 2600 боевых вылетов против боевых и транспортных кораблей союзников, из которых чуть больше половины (55,5%) пришлось на долю морской авиации. Некоторое количество вылетов оказалось прекращено по различным причинам, при этом когда операцию прекращали все экипажи отряда, эти вылеты в статистику не включались. Всего, по имеющимся данным, погибло 3913 человек лётного состава, из которых 64,5% пришлось на долю морской авиации. Диспропорция вышла из-за отсутствия у флотского командования стремления к сокращению экипажей самолётов камикадзе.
Первая десятка наиболее распространённых самолётов для самоубийц выглядела следующим образом (по числу вылетов:
-
-
- A6M – 642;
- Ki-43 – 267;
- Ki-51 – 224;
- Ki-27/Ki-79 – 196;
- D4Y – 179;
- Ki-84 – 160;
- D3A – 138;
- P1Y1 – 127;
- Ki-61 – 106;
- B5N – 90.
-
В среднем, два из трёх камикадзе сбивались истребителями, а из прорвавшихся к кораблям тараны удавалось совершить 36% лётчиков, или от 8 до 12% от числа взлетевших. Таким образом, эффективность действий камикадзе в разы превосходила таковую у обычных японских бомбардировщиков 1944–1945 гг. Потери, разумеется, тоже увеличились, но в меньшей степени.
«По горячим следам» японцы заявили о потоплении 81 корабля противника и повреждении ещё 195. На деле потоплено было 49, ещё 17 списали из-за полученных повреждений. Всего союзники с октября 1944 по август 1945 гг. насчитали 387 поражений кораблей таранами самолётов, потеряв из-за них более 6000 моряков убитыми и почти 9000 ранеными. Однако в эту статистику входят не только камикадзе, а вообще все тараны, включая падения обломков сбитых самолётов.
15 августа император объявил по радио о капитуляции, и в этот день боевые действия на тихоокеанском фронте завершились. Флотские камикадзе тогда выполнили последние 13 официальных вылетов по авианосцам у берегов Хонсю и ещё семь «не авторизованных» (и не включённых в общую статистику) на Окинаву силами строевых пилотов.
До подразделений Квантунской армии приказ о капитуляции дошёл с четырёхдневным опозданием, и 19 августа 10 Ki-36 и Ki-79 единственного в Манчжурии отряда камикадзе провели единственную официальную операцию на сухопутном фронте, нанеся удар по советским войскам в районе Синьминя.
Рисунки Михаила Быкова выполнены в едином масштабе
источник: https://warspot.ru/5865-tsveta-voennogo-neba-kamikadze-bozhestvennyy-veter-otchayaniya