Статья Михаила Быкова и Юрия Сергиевича с сайта WARSPOT.
Содержание:
«Клуб авианосных держав» Второй мировой был слишком малочисленным, чтобы всерьёз говорить о каких-то тенденциях, но пристрастие к двухместным истребителям вполне можно назвать характерной особенностью британского подхода к палубной авиации. Королевский флот Великобритании начал войну с парой «родственных» типов «Скьюи» и «Рок», закончил с «Файрфлаем», а переходным между ними стал самолёт, в исходном проекте не являвшийся ни палубным, ни истребителем.
Лёгкий бомбардировщик «Фейри Бэттл» начал устаревать почти сразу после вступления в строй, и нельзя сказать, что это стало сюрпризом для специалистов, отвечавших за техническое развитие ВВС Великобритании. Ещё в ноябре 1934 года они довели до производителей требования к спецификации P.4/34 на двухместный дневной бомбардировщик и по совместительству пикировщик непосредственной поддержки, которому предстояло заменить в строю как победителя конкурса P.27/32, так и лёгкие ударные машины более ранних типов. От перспективной машины требовалась уменьшенная вдвое бомбовая нагрузка и меньший боевой радиус при более высокой скорости, позволяющей уходить от перехватчиков, а также повышенная прочность для безопасного пикирования.
Конструкторы «Фейри» в своей работе отталкивались от недавно завершённого «Бэттла», при том же двигателе уменьшив габариты машины и немного улучшив аэродинамику, но явно перестарались: ни в предельно узкий фюзеляж, ни в слишком тонкий центроплан бомбоотсек втиснуть не удалось.
Первый прототип «Фейри» P.4/34 полетел в январе 1937 года, второй — в апреле. В марте в воздух поднялся конкурент — основанный на «Харрикейне» самолёт фирмы «Хоукер». Он показал чуть лучшие лётные данные, а также выгодно отличался возможностью нести бомбы на внутренней подвеске и наличием оборонительного вооружения в кабине наблюдателя, поэтому его и запустили в серию. Однако в боевом составе Королевских ВВС «Хенли» так и не появился: руководство британской авиации быстро разочаровалось в идее пикирующего бомбардировщика и переквалифицировало новый тип в буксировщик мишеней. А вот проигравший конкурс проект ждала более удачная судьба.
Из бомбардировщиков в истребители
К началу 1938 года командование морской авиации стало осознавать ошибочность решения о запуске в серию турельного истребителя «Рок», но уже не имело возможности «отыграть назад». Поэтому начался поиск возможности получения некоего переходного типа, пригодного для вооружения истребительных эскадрилий в период между списанием «Роков» и вступлением в строй машин нового поколения, разработку которых Адмиралтейство планировало инициировать в ближайшее время.
Поскольку надёжного и точного серийного навигационного оборудования, которым мог бы пользоваться пилот, пока ещё не имелось, моряки остановили свой выбор на двухместном самолёте с неподвижным вооружением. Ему предстояло проводить разведку и следить за вражеским флотом, сбивать неприятельских разведчиков, следящих за британскими кораблями, отражать налёты вражеских бомбардировщиков и сопровождать свои палубные ударные машины. Встреч с береговыми истребителями противника не предполагалось, поэтому выдающихся лётных данных не требовалось.
На «Фейри» с радостью ухватились за идею превращения неудачного пикировщика в палубный истребитель и начали срочную переработку проекта под новое назначение машины. Параллельно в марте 1938 года второй прототип переделали в «демонстратор палубника», укоротив законцовки каждой консоли на 8 дюймов и чуть изменив оперение. На повторных испытаниях модифицированный самолёт показал несомненное улучшение поведения в режиме сваливания, с чем у оригинального бомбардировщика наблюдались проблемы. К маю проект нового палубного истребителя официально одобрили, оформив под него новую спецификацию O.8/38 и выдав первый заказ на постройку 127 машин.
По действовавшим тогда правилам флотские истребители-разведчики называли в честь морских птиц, и в конце лета будущему двухместному истребителю присвоили имя «Фулмар» (Fulmar), принадлежавшее представителю семейства буревестниковых, по-русски именуемому глупышом.
Первый серийный экземпляр, он же первый настоящий прототип истребителя, вышел на испытания в начале января 1940 года, второй — в апреле. Кроме установки восьми пулемётов и всего необходимого морского и палубного оборудования, от прежнего «летающего макета» они отличались раздельным остеклением мест экипажа с более высокой посадкой лётчика и, соответственно, увеличенным фонарём кабины, а также смещённым вниз горизонтальным оперением. По сравнению с исходным бомбардировщиком самолёт изрядно потяжелел, поэтому, несмотря на более мощный двигатель «Мерлин» Mk.VIII с номинальной мощностью 1080 л.с. и 1275 л.с. на кратковременном взлётном режиме, максимальная скорость упала с 283 до 255 миль/час (с 455 до 410 км/час) вместо оговорённых в техническом задании 265 миль/час (426 км/час).
Испытатели оценили самолёт как лёгкий и приятный в управлении, устойчивый на пикировании и достаточно манёвренный, хотя и не лишённый недостатков. Но при этом скороподъёмность и манёвренность «Фулмара» не шли ни в какое сравнение с полноценным истребителем даже уровня «Харрикейна».
Попыткой улучшить ситуацию стало внедрение в январе 1941 года ещё более мощного нового двигателя «Мерлин» Mk.30 (1300 л.с.), оптимизированного для высот ниже 1150 футов (350 метров), вкупе с новым винтом. Параллельно провели небольшое облегчение конструкции, но все меры дали увеличение скорости лишь до 266 миль/час (428 км/час) и некоторый прирост скороподъёмности. Обновлённому «Фулмару» присвоили обозначение Mk.II. Поскольку изменения вносились не одновременно, существуют разночтения, с какой именно машины начался выпуск этой модификации — приблизительно после 150-го экземпляра.
Несмотря на «бомбардировочное» прошлое проекта, «Фулмар» Mk.I был чистым истребителем-разведчиком, и его подкрыльевые держатели предусматривали подвеску только осветительных факелов и учебных бомб, а вот Mk.II получил возможности бомбардировщика с нагрузкой до 500 фунтов, но в боевых условиях этой функцией никогда не пользовались. Только под самый конец карьеры самолёта началось применение мелких бомб и баков с зажигательной смесью (это был не напалм, а более ранний британский вариант).
Зато стрелковое вооружение усилить пытались неоднократно: экипажам сильно не нравилось отсутствие оборонительного пулемёта. Кому повезло, добывал установку под «Виккерс K» с одного из старых типов, другие брали в кабину пистолет-пулемёт Томпсона и стреляли с рук, использовали ракетницу или просто выбрасывали пачку туалетной бумаги «в лицо» атакующему истребителю.
На Mk.II штатное вооружение планировали заменить на четыре 12,7-мм пулемёта, но из-за острого дефицита крупнокалиберных «Браунингов» смогли выполнить это лишь на части машин самого позднего выпуска.
В боевом строю
Поначалу производство «Фулмара» разворачивалось медленно, но уже в июне-июле 1940-го стало возможно перевооружение на них 806-й эскадрильи, ранее воевавшей на «Скьюи» и «Роках», и формирование новой 808-й эскадрильи — по штату по 12 машин в каждой.
806-я эскадрилья в конце августа ушла на Средиземное море в составе авиагруппы нового авианосца «Илластриес» (HMS Illustrious). 1 сентября её лётчики впервые вступили в бой на новых истребителях, но произошла трагическая ошибка: перехваченный и сбитый «Юнкерс» Ju 88 в действительности оказался своим патрульным «Хадсоном». С настоящим противником в лице итальянских разведчиков и бомбардировщиков экипажи «Фулмаров» встретились на следующий день, сбив несколько самолётов.
4 сентября эскадрилья приняла участие в ударе по итальянским аэродромам на Додеканесских островах, а всего за время перехода из Гибралтара в Александрию она одержала семь воздушных побед без потерь со своей стороны.
В дальнейшем авианосец проводил минные постановки и наносил удары по итальянским кораблям и береговым объектам, участвовал в эскортировании конвоев между Мальтой и Египтом и сам иногда выступал в роли транспорта. Всё это можно назвать типичным родом занятий «плавучих аэродромов» Королевского флота во Второй мировой войне. «Фулмары» использовались именно так, как предполагалось изначально, и, несмотря на посредственные скоростные характеристики, действовали они вполне успешно. Когда дело доходило до боёв с истребителями, ситуация усложнялась, но в 1940–1941 гг., пока основным противником оставались итальянские бипланы «Фиат» CR.42, победа чаще оставалась за англичанами.
Всего до конца года экипажи «Фулмаров» 806-й эскадрильи добавили к своему счёту ещё 20 воздушных побед, заплатив за них одним вынужденно приводнившимся 29 сентября истребителем. По иронии судьбы, в первой боевой потере «Фулмара» отметился один из авторов его первой победы суб-лейтенант Айван Лоу (Ivan L.F. Lowe).
808-я эскадрилья к концу августа тоже достигла боеготовности и в течение четырёх недель сентября базировалась на острове Мэн, занимаясь патрулированием над Ирландским морем и Западными подходами. Воздушного или морского противника её экипажам там встретить не довелось, но благодаря этим полётам часть стала одной из двух флотских эскадрилий-участниц Битвы за Британию. В начале октября её вернули в Шотландию для подготовки к грядущему морскому походу, и с ноября она уже полноценно включилась в боевую работу как часть группы авианосца «Арк Ройал» (HMS Ark Royal), действовавшего в составе Гибралтарской эскадры.
803-я эскадрилья, ранее ходившая на «Арк Ройале», осталась на английском берегу и в октябре прошла перевооружение со «Скьюи» на «Фулмары». В конце ноября она вошла в состав авиагруппы только что вступившего в строй авианосца «Формидебл» (HMS Formidable) и в декабре-январе осуществляла прикрытие конвоев и поиск немецких рейдеров в Центральной Атлантике.
Ещё одной эскадрильей, получившей «Фулмары» в 1940 году, стала 807-я, сформированная в сентябре. Основная часть её личного состава продолжала тренироваться на берегу, а звено из трёх машин составило авиагруппу катапультного авианосца «Пегасус» (HMS Pegasus) и с декабря по февраль участвовало в сопровождении шести конвоев в Атлантике.
Во время этих походов один истребитель постоянно находился на катапульте в готовности к старту, но патрульные «Фокке-Вульфы» Fw 200 обычно сразу уходили, как только замечали истребитель на борту корабля. В единственный раз, когда «Фулмар» всё же запустили, «Кондор» успел сбежать прежде, чем перехватчик сумел набрать высоту.
В марте 807-я эскадрилья в полном составе присоединилась к авиагруппе «Фьюриеса» (HMS Furious) и в течение месяца участвовала в эскортных операциях в Атлантике, а самолёты и авиационный персонал для катапультных авианосцев Королевского флота (не путать с CAM-шипами, которые относились к торговому флоту, а самолёты и авиационный персонал получали из ВВС) вместо неё стала предоставлять 804-я эскадрилья, только что сменившая «Мартлеты» на смесь «Фулмаров» и «Си Харрикейнов». Во время эскортирования конвоев катапультные двухместные истребители с мая по сентябрь 1941 года совершили минимум шесть боевых стартов с катапульт «Пегасуса», «Аригуани» (HMS Ariguani) и «Спрингбэнка» (HMS Springbank), но только в одном случае пилоту удалось выйти на дистанцию действенного огня. Однако после нажатия на гашетку отказало семь пулемётов из восьми, и сбить «Кондор» не удалось.
Средиземноморский флот в кампании 1941 года
В Восточном Средиземноморье новый год начался с формирования 805-й эскадрильи смешанного состава, исходно разделённой между двумя береговыми базами на Кипре и в Египте — кроме «Фулмаров», часть имела несколько «Буффало». Уже 2 января четвёрка «Фулмаров» 805-й эскадрильи усилила авиагруппу «Илластриеса», но только на несколько дней для проведения одной набеговой операции Средиземноморского флота. Когда через четыре дня корабль снова вышел в море, истребительный компонент его авиагруппы состоял только из одной 806-й эскадрильи.
На рубеже декабря-января на аэродромах Сицилии появились бомбардировщики X авиакорпуса люфтваффе, и первой их операцией на новом театре военных действий стала охота на авианосец.
Вскоре после полудня 10 января западнее Мальты на эскадру «александрийцев», недавно сменивших «гибралтарцев» на прикрытии очередного конвоя Гибралтар — Мальта — Восточное Средиземноморье, вышла большая группа пикировщиков «Юнкерс» Ju 87 из групп I./StG 1 и II./StG 2. Патрульная четвёрка «Фулмаров», гонявшаяся за атаковавшими чуть ранее итальянскими торпедоносцами «Савойя-Маркетти» SM.79, не успела вовремя вернуться обратно, а ещё одна четвёрка, поднятая по данным РЛС, не смогла набрать высоту прежде, чем первые «Штуки» перешли в пикирование.
Потом британские истребители вступили в бой и, потеряв один свой самолёт, сбили пару «Юнкерсов», но защитить корабль не смогли. Авианосец, получив шесть бомбовых попаданий, остался на ходу, но пожары продолжались три часа.
Семь «Фулмаров» совершили посадку на Мальте и оттуда прикрывали свой корабль на пути к берегу и во время срочного ремонта в порту. 23 января «Илластриес» удалось увести в Египет, а лётчики 806-й эскадрильи до марта сражались на острове, одержав на «Фулмарах» 13 побед и потеряв сбитыми пять машин.
Пока оставшиеся истребители 806-й эскадрильи воевали на Мальте, основная её часть в феврале прошла переформирование в Египте и заступила на дежурство в ПВО Крита. В том же месяце одно звено прикомандировали к 805-й эскадрилье для боевого похода на «Игле», во время которого «Фулмары» обеих частей без потерь одержали одну групповую победу. В марте 1941 года 805-я сменила 806-ю на Крите и обороняла остров вплоть до высадки немецкого десанта, одержав там на «Фулмарах» три победы, в том числе одну тараном (или столкновением).
Тем временем взамен повреждённого «Илластриеса» Адмиралтейство направило в Александрию «Формидебл». Авианосец обошёл вокруг Африки и в феврале провёл короткую операцию у берегов Итальянского Сомали (минные постановки в порту Могадишо), а в марте прошёл Суэцким каналом в Средиземное море, где его авиагруппу пополнили обновлённая 806-я эскадрилья (в середине марта) и детачмент 805-й эскадрильи (месяц спустя).
26 мая, во время пятого средиземноморского похода «Формидебла», на него случайно наткнулись 17 пикировщиков Ju 87R из II./StG 2, для которых авианосец стал гораздо более лакомой целью, чем транспорты, которые они разыскивали. Патрульная пара «Фулмаров» ещё только набирала высоту и не могла помешать бомбардировке, атаковав «Штуки» на отходе. Корабль получил два прямых попадания, не принёсших критических повреждений, и уже через 10 минут был готов возобновить взлётно-посадочные операции, но о продолжении похода не шло и речи.
Всего за время пребывания авианосца на данном Средиземном море его «Фулмары» одержали 24 воздушных победы (в т.ч. одну тараном) при потере семи истребителей: одного пропавшим без вести, одного в результате столкновения с противником, трёх сбитыми в воздушных боях и двух повреждёнными и разбитыми при посадке на палубу.
После возвращения корабля в Египет его истребители несколько дней на пределе дальности осуществляли прикрытие уходящих с Крита кораблей, действуя в одноместном варианте, чтобы хоть немного увеличить продолжительность патрулирования. В этих вылетах «Фулмары» 806-й эскадрильи без потерь одержали одну или две победы.
После недельного отдыха 806-ю эскадрилью задействовали в Сирийской кампании против французов, которую «Фулмары» начали с вылетов на прикрытие кораблей, ведущих обстрел береговых объектов. Тут «Фулмары» проявили себя не лучшим образом: сначала они всухую проиграли бой «шесть на шесть» с «Девуатинами» D.520, потеряв два самолёта и избежав полного разгрома только благодаря меткому огню корабельных зенитчиков, а потом не смогли догнать группу бомбардировщиков «Мартин» 167. После этих неудач двухместные истребители перевели на «третьестепенные» задачи, а потом вообще отвели в тыл.
С мая по июль 803-я, 805-я и 806-я эскадрильи прошли перевооружение на одноместные «Си Харрикейны» и «Мартлеты», но «Фулмары» из боевого состава всё же не исчезли: в августе в Абукире на них сформировали береговую часть, получившую название «Часть ночных истребителей Королевского флота» (RNNFU — Royal Navy Night Fighter Unit). Её лётчики занимались не только ночным ПВО зоны Суэца, но и дневным патрулированием для прикрытия судоходства в канале и прибрежных водах Средиземного моря. Вероятно, поэтому в октябре название части сменили на «Истребительный флайт Королевского флота» (RNFF — Royal Navy Fighter Flight). До конца года экипажи «Фулмаров» провели несколько дневных перехватов бомбардировщиков, но не сумели одержать ни одной победы, потеряв один истребитель от огня вражеских стрелков.
Кампания 1941 года в Атлантике и Западном Средиземноморье
В составе Гибралтарской эскадры «Фулмары» выполняли те же задания, что и в Восточном Средиземноморье, с поправкой на то, что «Арк Ройал» периодически совершал походы и в Атлантику, самым известным из которых стала охота на линкор «Бисмарк» (Bismarck) в мае 1941 года.
Почти полгода истребительный компонент авиагруппы «Арк Ройала» состоял из 800-й эскадрильи на «Скьюи» и 808-й на «Фулмарах». Экипажи последней с ноября 1940 по апрель 1941 гг. одержали 12 воздушных побед при потере одного самолёта сбитым в воздушном бою и второго севшим на воду по неуказанной причине.
В апреле произошла небольшая «рокировка»: истребители-пикировщики 800-й эскадрильи перелетели на палубу «Фьюриеса», а её место в авиагруппе «Арк Ройала» заняла 807-я эскадрилья. После возвращения в Англию 800-я эскадрилья прошла переформирование с перевооружением на «Фулмары» и была разделена на три отдельных подразделения, вошедших в авиагруппы разных авианосцев: 9-самолётный флайт «X» с персоналом из расформированной 801-й эскадрильи на «Фьюриесе», 3-самолётный флайт «Y» на «Аргусе» (HMS Argus) и 6-самолётный флайт «Z» на только что вступившем в строй «Викториесе» (HMS Victorious).
В мае все три авианосца совершили боевые походы. Первым в море вышел «Фьюриес», доставивший армейские «Харрикейны» на Мальту. Экипажи «Фулмаров» флайта «X» во время этого похода обеспечивали ПВО конвоя, а потом работали лидерами при перелёте сухопутных истребителей с корабля на остров. Изначально предполагалось переправить флайт дальше на Крит, но немецкий десант сорвал эти планы, и «Фулмары» остались на Мальте.
Ввиду малочисленности и низких лётных данных их сочли непригодными для дневных перехватов и воздушных боёв с истребителями противника и решили использовать в менее требовательной к лётным данным роли ночных «интрудеров». С июня лётчики флайта «X» начали рейды к сицилийским аэродромам. За несколько месяцев им засчитали четыре сбитых бомбардировщика и один разбомблённый на земле. Собственные боевые потери составили только один истребитель, сбитый зенитной артиллерией, но лётные происшествия и износ техники постепенно уменьшали число боеготовых самолётов, и в ноябре часть расформировали.
«Викториес» тоже должен был везти самолёты на Средиземное море, но в последний момент пришло сообщение о выходе в море «Бисмарка». Авианосец срочно выгрузил запакованные в ящики «Харрикейны» и ушёл на перехват немецких рейдеров, а после завершения операции высадил на берег остатки флайта «Z», во время разведывательных полётов потерявшего два «Фулмара» из-за отказов навигационного оборудования.
«Аргус» свои «Фулмары» высадил в Гибралтаре, и в июне флайт «Y» 800-й эскадрильи уже на «Фьюриесе» поучаствовал в очередной операции по доставке самолётов на Мальту, а потом перелетел на «Арк Ройал» и с ним вернулся в Англию.
Флайт «X» так и остался отдельным, а два других в июне снова слили вместе. Объединённая 800-я эскадрилья в конце июля — начале августа сходила на «Фьюриесе» в рейд к берегам Норвегии, потеряв там от зенитного огня один истребитель, а осенью вошла в авиагруппу нового авианосца «Индомитебл» (HMS Indomitable).
Тот же рейд к берегам Скандинавии стал первым боевым походом 809-й эскадрильи, сформированной в январе 1941 года, а в июле вошедшей в авиагруппу «Викториеса». Во время этой операции эскадрилья потеряла один самолёт от зенитного огня и ещё два в воздушном бою с «Мессершмиттами» Bf 109 и Bf 110 из истребительной авиагруппы «Киркенес». В той же стычке «Фулмары» одержали три победы (немецкие данные подтверждают только одну из них), но не смогли предотвратить избиение ударной группы «Альбакоров» (девять сбитых), в очередной раз подтвердив, что против современных истребителей у них слишком мало шансов.
В дальнейшем «Викториес» с 809-й эскадрильей на борту до лета 1942 года действовал в северных водах, сопровождая конвои в СССР, проводя рейды к берегам Норвегии (в одном из них «Фулмары» одержали ещё одну победу) и осуществляя поиск и перехват немецких кораблей у берегов Исландии.
В Средиземном море 807-я и 808-я эскадрильи авиагруппы «Арк Ройала» за полгода совместных действий одержали 30 или 31 воздушную победу, но и потери тоже возросли: девять «Фулмаров» было сбито в воздушных боях, ещё один повреждён и разбился при посадке на палубу, а три истребителя стали жертвами собственной зенитной артиллерии.
13 ноября возвращавшийся из очередного «транспортного рейса» к Мальте авианосец был торпедирован немецкой субмариной U 81. В воздухе тогда находился один не успевший совершить посадку «Фулмар», который перенаправили в Гибралтар, где он присоединился к трём таким же истребителям, оставленным на берегу перед началом последней операции. Все прочие истребители «Арк Ройала» пошли на дно, но личный состав авиагруппы благополучно сняли с гибнущего корабля. После этого 808-ю эскадрилью расформировали, а в 807-я стала береговой, получив все «Фулмары», имевшиеся в наличии на базе.
1942 год на новом театре
Безрадостное для союзников начало тихоокеанской войны заставило наращивать силы, выставленные против Японии. Если ограничиваться только боевым применением «Фулмаров», то в конце марта 1942 года «Индомитебл» с 800-й эскадрильей на борту присоединился к Восточному флоту и в паре с «Формидеблом» ушёл на патрулирование Индийского океана в поисках кораблей противника, о которых доносила разведка. Им тогда повезло разминуться с врагом, иначе последствия могли быть крайне неприятными, а то и катастрофическими.
На Цейлоне к тому времени оказалось сразу три эскадрильи «Фулмаров»: 803-я и 806-я, закончившие своё участие в сухопутной кампании на Африканском ТВД и вновь получившие палубные истребители, а также только что перевооружённая с антикварных «Вилдебистов» 273-я эскадрилья RAF.
В апреле японская палубная авиация нанесла два удара по острову: 5 апреля по порту, городу и аэродрому Коломбо, а 9 апреля — по Тринкомали. Оба раза патрульные «Каталины» своевременно обнаруживали приближение вражеских авианосцев, но из-за неисправности РЛС первый налёт всё равно оказался внезапным, и истребителям пришлось взлетать уже после начала атаки. Среди прочих там сражались шесть «Фулмаров» 803-й и 806-й эскадрилий. Четыре из них были сбиты, а одному из уцелевших экипажей засчитали единственную победу.
Во время отражения второго налёта в воздухе находилась четвёрка машин 273-й эскадрильи, одна из которых пропала без вести — обломки позже обнаружили в джунглях, но причина гибели осталась неустановленной. Чуть позже тем же утром группа «Бленхеймов» отправилась бомбить авианосцы адмирала Нагумо, и шесть истребителей 273-й эскадрильи должны были их эскортировать, но уже в воздухе их перенацелили на защиту возвращающегося в Тринкомали «Гермеса» (HMS Hermes), обнаруженного японскими разведчиками.
Собственной авиагруппы на авианосце не было, поэтому пришлось уповать на помощь с берега. Однако «Фулмары» опоздали: экипажи 273-й эскадрильи подошли, когда первые японские бомбы уже поразили старый корабль, а восемь машин из 803-й и 806-й эскадрилий вообще прибыли через полтора часа. Общим итогом боёв над британскими кораблями стали четыре одержанных победы при потере двух самолётов.
Для «Фулмаров» RAF два вылета 9 апреля оказались единственными боевыми эпизодами, а флотские вскоре вернулись на палубу авианосцев. В первую декаду мая 800-я и 806-я эскадрильи на борту «Индомитебла» приняли участие в операции «Броненосец» (Operation Ironclad) — высадке десанта на французском Мадагаскаре для захвата Диего-Суареса, а «Формидебл» с 803-й эскадрильей обеспечивал дальнее прикрытие флота вторжения на случай возможного удара японцев.
В конце месяца 800-ю эскадрилью высадили на берег для последующего перевооружения на одноместные истребители, а 806-ю разделили на два отдельных флайта на разных типах самолётов и на разных авианосцах. С июня по август 1942 года «Формидебл» с 803-й эскадрильей и «Илластриес» с флайтом «B» 806-й эскадрильи ходили в Индийском океане, сопровождая конвои и проводя поиск и перехват кораблей и самолётов противника, но их «Фулмарам» так и не довелось отметиться в достойных упоминания боевых эпизодах.
В конце августа флайт «A» 806-й эскадрильи расформировали, а флайт «B» переименовали в 806-ю эскадрилью. В то же время авиагруппу «Илластриеса» дополнили «Фулмарами» флайта «A» 795-й эскадрильи, которая играла роль запасного полка для лётчиков-истребителей Восточного флота.
10 и 18 сентября авианосец задействовали в десантных операциях «Стрим» (Operation Stream) и «Джейн» (Operation Jane) у городов Мажунга (Махадзанга) и Таматаве (Туамасина), после чего он ушёл на тыловую базу. В дальнейших боях на Мадагаскаре участвовали только «Фулмары» 795-й эскадрильи, 11 сентября перелетевшие с корабля на только что захваченный аэродром. Боевых потерь в этой кампании истребители не понесли, но и успехами похвастаться не могли: за два месяца они лишь однажды встретили двухмоторный разведчик «Потэ» 637, но не сумели его догнать.
1942 год на Средиземном море
К началу года в Восточном Средиземноморье на «Фулмарах» воевал только истребительный флайт в Дехейле, в марте развёрнутый в 889-ю эскадрилью. Как и в предшествующие месяцы, в 1942 году лётчики части провели несколько безрезультативных перехватов вражеских бомбардировщиков, потеряв в воздушных боях ещё один самолёт. До октября эскадрилья прикрывала зону канала, а потом была переведена на побережье Западной Пустыни.
В Западном Средиземноморье операции по доставке самолётов на Мальту возобновились в марте 1942 года. 807-я эскадрилья обычно предоставляла четырёхсамолётные звенья для «Аргуса» или «Игла», а то и обоих авианосцев сразу. В мае в стычке с французскими истребителями был сбит один «Девуатин» D.520 ценой потери одного «Фулмара», а в июне в боях с итальянской авиацией лётчики эскадрильи одержали четыре воздушные победы, потеряв два самолёта от огня собственной зенитной артиллерии, один в воздушном бою и ещё один не вернувшимся из боевого вылета.
Боевые походы были редкими и непродолжительными, и большую часть времени 807-я эскадрилья действовала с берега, летая на противолодочное патрулирование в окрестностях Гибралтара и непосредственно над проливом, а также держа под контролем побережье Французской Северной Африки. Во второй половине июня она завершила «боевой тур» и вернулась в Англию.
Следующий эпизод боевого применения «Фулмаров» относится к августу, когда «Викториес» сначала сопровождал конвой до Гибралтара, а потом принял участие в операции «Пьедестал» (Operation Pedestal) по проведению крупного конвоя и доставке самолётов на Мальту. Из четырёх задействованных авианосцев только «Викториес» имел на борту «Фулмары»: старую 809-ю эскадрилью (12 машин) и новую, сформированную только в ноябре 1941 года и впервые участвующую в боевом походе 884-ю эскадрилью с шестью истребителями. Конвою пришлось прорываться с тяжёлыми боями, и на долю двухместных истребителей пришлось восемь одержанных побед при трёх потерянных в воздушных боях самолётах.
К осени 1942 года история «Фулмара» как палубного истребителя завершилась. Несколько эскадрилий начали тренировки по «кооперации с армией», но только одной довелось повоевать в этой роли. 809-я эскадрилья, уполовиненная в размерах после выделения из неё новой эскадрильи, осталась в авиагруппе «Викториеса» и на оснащённых фотокамерами самолётах с 8 по 12 ноября выполняла тактическую разведку в окрестностях Орана во время операции «Факел» (Operation Torch), потеряв при этом один самолёт, подбитый зенитным огнём и севший на воду с сухими баками.
Береговое применение самолёта продолжалось несколько дольше. В Африке 889-я эскадрилья в октябре 1942 года разбавила свои «Фулмары» подержанными пушечными «Харрикейнами» Mk.IIC и продолжила летать на обоих типах вплоть до расформирования в феврале 1943 года. Потом три её «Фулмара» с марта по июль использовала 815-я береговая противолодочная и ночная бомбардировочная эскадрилья, летавшая на «Суордфишах» и «Альбакорах», но в основном как транспортно-курьерские.
В Англии 886-я и 887-я эскадрильи, сформированные соответственно в марте и мае 1942 года и имевшие по шесть «Фулмаров» каждая, с августа по октябрь того же года летали на прикрытие судоходства вдоль восточного побережья Шотландии. В январе-феврале 1943 года 886-я эскадрилья провела ещё один «тур» такого патрулирования, после чего прошла перевооружение на «Сифайры».
В частях первой линии, временно находившихся в тылу, «Фулмары» продержались дольше, но и там к концу августа 1943 года их списали. Полгода спустя давно устаревшие истребители вдруг снова вернулись в боевой состав морской авиации, но в минимальном количестве и новой роли.
Палубные ночные истребители
Первое время Адмиралтейство мало интересовалось бортовыми радарами, слишком большими и тяжёлыми для установки на палубные самолёты. Однако к 1941 году прогресс в развитии этих устройств сделал возможным использование РЛС на одномоторных истребителях, а машины «Фейри» с их двухместной конфигурацией и отсутствием оборонительного вооружения стали очевидными кандидатами на установку РЛС воздушного перехвата. Таким образом предполагалось получить всепогодный истребитель, способный днём охотиться на разведчиков, пытающихся спрятаться в облаках, а ночью перехватывать бомбардировщики.
В конце года один из «Фулмаров» оснастили новейшим радаром AI Mk.VI, однако получили неудовлетворительный результат: на малых высотах, где чаще всего приходилось действовать палубным истребителям, земная поверхность давала слишком много помех.
В начале 1942 года опробовали установку более старого радара AI Mk.IV, но с совершенно другой системой антенн, больше похожей на использовавшуюся на самолётах Берегового командования с их радарами «воздух — поверхность». В таком варианте работа электронного оборудования не вызывала нареканий, однако увеличившееся сопротивление «ветвистых рогов» съело 20 миль/час (32 км/час) от без того невысокой максимальной скорости самолёта, поставив крест на идее практического применения на фронте.
Зато проведение экспериментов, отработка тактики действий и тренировка экипажей в ожидании поступления более совершенных ночных истребителей на базе «Файрфлая» самолёту оказались вполне по силам, поэтому часть серийных истребителей превратили в «Фулмары» Mk.IINF. Всего предполагалось переоборудовать по 50 самолётов в боевом (с крупнокалиберными пулемётами) и тренировочном вариантах, но фактическое число радарных истребителей было меньше.
Главным их получателем стала 784-я эскадрилья, сформированная в 1942 году специально для подготовки экипажей ночных истребителей. Время шло, персонал успешно осваивал технику и тактику ночного перехвата, а вступление в строй «Файрфлаев» постоянно откладывалось.
Поэтому ночные «Фулмары» всё же решили опробовать в боевых условиях, но только там, где не предполагалось наличие сильного противника. В начале 1944 года 784-я эскадрилья выделила три трёхсамолётных звена для действий на эскортных авианосцах.
Флайт «B1», прикомандированный к 835-й эскадрилье, в феврале-марте ходил на эскортном авианосце «Найрана» (HMS Nairana), приняв участие в эскортировании двух гибралтарских конвоев. За время похода лётчикам ночью летать так и не пришлось, но несколько дневных патрульных полётов они совершили.
Флайт «B2» в боевых походах не участвовал, а приданный 813-й эскадрилье флайт «B3» ходил на эскортном авианосце «Кампания» (HMS Campania) целый год с марта 1944 по февраль 1945 гг. и с июня по февраль участвовал в 14 конвойных операциях в Арктике и Центральной Атлантике. Его «Фулмарам» приходилось летать днём и ночью, но ни одного воздушного боя не состоялось, а ближе всего к противнику удалось подойти в последнем зафиксированном боевом вылете.
Ночью 8 февраля суб-лейтенант Кит Хикс (Keith M. Hicks) полтора часа гнался за одиночным «Юнкерсом» Ju 88, сократив дистанцию до полутора миль, но вынужден был прекратить преследование из-за отказа радара. В довершение неприятностей на посадке при зацепе аэрофинишёра оторвался гак, и машина влетела в аварийный барьер. Экипаж не пострадал, но самолёт списали. На этом эпизоде боевое применение эрзац-истребителя фирмы «Фейри» завершилось. Всего за время войны экипажи «Фулмаров» одержали около 140 воздушных побед при потере 40 собственных самолётов непосредственно от огня противника, ещё двух в столкновениях с ним и трёх по неизвестным причинам.
Относительно массовое производство этих самолётов завершилось ещё летом 1942 года, но последние экземпляры доделывались и сдавались заказчику вплоть до февраля 1943 года. Общий итог составил 600 серийных истребителей, сколько и предусматривали заключённые фирмой контракты. Далее «Фейри» перешла к выпуску нового двухместного палубного истребителя, получившего название «Файрфлай», но это уже тема отдельного рассказа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Шесть тонн старого железа и сзади без стрелка гонять япошек-бошей нам Англия дала!»
источник: https://warspot.ru/18943-tsveta-voennogo-neba-glupyshi-na-palube-avianostsa