Статья Михаила Быкова и Юрия Сергиевича с сайта WARSPOT.
Содержание:
Между Второй мировой и Корейской войнами прошло всего пять лет, и многие ветераны 1940-х годов всё ещё были на службе к моменту начала боевых действий в Стране утренней свежести. Главными героями реактивной эры стали молодые пилоты, в массе своей не заставшие бои предыдущей войны, но было девять советских и семь американских пилотов, которым удалось стать асами в обеих войнах. Первое место по суммарному числу побед среди них занял американец польского происхождения Фрэнсис Габрески.
Францишек-Станислав Габрышевский (Franciszek Stanisław Gabryszewski) родился 28 января 1919 года в семье польских эмигрантов в городке Ойл-Сити, штат Пенсильвания. Родители до конца жизни сохранили славянское написание своих имён, но детей начиная со старшей школы они записывали на англо-саксонский манер. Так их средний сын превратился во Фрэнсиса-Стэнли Габрески (Francis Stanley Gabreski).
От Пёрл-Харбора до Великобритании
Мальчик с детства интересовался авиацией, и в конце 1938 года на первом курсе колледжа начал брать уроки пилотирования. Год спустя он записался добровольцем в авиационный корпус армии США (USAAC) и летом 1940 года получил уведомление о зачислении в программу подготовки военных лётчиков. Обучение шло по сокращённой программе, и в марте 1941 года «Габби» (прозвище, закрепившееся за Габрески ещё со школьных времён) получил «крылышки» пилота, звание 2-го лейтенанта и назначение в 45-ю эскадрилью истребителей 15-й авиагруппы (45 PS 15 PG) Гавайского департамента американской армии.
Часть имела смешанное вооружение из устаревших P-36 и более современных P-40B. Габрески в первую очередь освоил P-40, но летать, по большей части, приходилось на старом P-36. На нём же он поднялся и по тревоге утром 7 декабря, но пока машины заправляли и снаряжали, японцы успели уйти в сторону моря – перехват не состоялся. В конце декабря 45-я эскадрилья начала получать новые P-40E, а в начале 1942 года к ним прибавились P-39 «Аэрокобра».
Перед войной все самолёты группы были неокрашенными, сверкая полированным алюминием, но в 1941 году P-36 начали получать стандартную двухцветную окраску образца 1940 года: верхние и боковые поверхности покрывались оливковой Olive Drab 41, а нижние серой Neutral Grey 43. Современные P-39 и P-40 такую окраску получали ещё на заводе. В мае 1942 года из опознавательных знаков исключили красный круг в центре звезды.
Тыловая служба не привлекала амбициозного пилота, сменившего в марте 1942 года золотистые «шпалы» 2-го лейтенанта на серебристые 1-го. Вспомнив о своём происхождении, он обратился к командованию с предложением отправить его наблюдателем (liaison officer) в Европу, в польские эскадрильи Королевских ВВС Великобритании (RAF), для ознакомления с боевым опытом. Рапорту дали ход, и в октябре 1942 года Габрески, уже в чине капитана, ступил на английскую землю.
Там он пару месяцев облётывал и перегонял в части доставленные морем самолёты 8-х ВВС США, а в декабре всё же был прикомандирован к польскому авиакрылу на базе Нортхолт (Northolt) и определён в состав 315-й (польской) эскадрильи RAF, вооружённой истребителями «Спитфайр» Mk.IX. Несколько недель американца «натаскивали», как и любого другого новичка, а 21 января выпустили в первый боевой вылет. За месяц с небольшим он совершил их около 25, а также принял участие в одном воздушном бою.
Spitfire Mk.IXC (серийный номер BS410) «PK-E» из состава 315-й (польской) эскадрильи RAF, на котором капитан американской армии Фрэнсис Габрески совершил свой первый боевой вылет на европейском театре боевых действий, а затем ещё несколько раз летал в январе-феврале 1943 года. Находившемуся в части «на птичьих правах» лётчику персонального истребителя не полагалось, поэтому он летал на любых свободных машинах. Все истребители 315-й эскадрильи в тот период несли стандартный камуфляж из пятен зелёного Dark Green и серого Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Medium Sea Grey на нижних. Опознавательные знаки, элементы быстрого опознавания и тактические обозначения были стандартными для английской истребительной авиации. На принадлежность к армии польского правительства в изгнании указывала только эмблема старой польской 112-истребительной эскадрильи на борту перед кабиной и красно-белая «шаховница» на капоте (иногда под ней ещё писали «Poland»).
В конце февраля 1943 года командировка закончилась, и лётчик получил назначение в 61-ю истребительную эскадрилью знаменитой впоследствии 56-й истребительной авиагруппы USAAF (61 FS 56 FG), летавшую на P-47 «Тандерболт», а 11 марта его поставили во главе флайта «B». Группа, которая позже по имени своего командира подполковника Хуберта Земке получила прозвище «Волчья стая Земке» (Zemke’s Wolfpack), приступила к выполнению боевых вылетов 13 апреля, а 17 апреля свой первый боевой вылет в новой части выполнил и «Габби». Неделю спустя его назначили «офицером по операциям» (Operations Officer) эскадрильи, и теперь в его должностные обязанности входило планирование вылетов и руководство боевой подготовкой лётчиков.
9 июня Габрески, произведённый в майоры, принял командование эскадрильей. 24 августа он одержал свою первую подтверждённую победу, 26 ноября достиг статуса аса, а к концу года довёл свой счёт до восьми сбитых. 20 января 1944 года лётчик получил звание «лейтенант-колонел» (подполковник) и был назначен на должность офицера по операциям в штабе группы, но уже 18 апреля договорился о возвращении на прежний пост, который считал более интересным.
27 июня Габрески заявил свою 27-ю победу, которая вывела его на первое место среди американских лётчиков-истребителей европейского театра военных действий. Следующая победа, одержанная 5 июля, позволила Габби сравняться в счёте с лучшим на тот момент американским асом Ричардом Бонгом (Richard Ira Bong), воевавшим на Тихом океане и закончившим войну с 40 победами. В середине месяца Габрески довёл свой боевой налёт до 300 часов и получил приказ возвращаться в США.
«Тандерболты» из волчьей стаи
Истребители, на которых 56-я авиагруппа вступила в бой в 1943 году, несли стандартную двухцветную оливковую сверху и серую снизу маскировочную окраску и опознавательные знаки образца 1942 года без красного центра. Также присутствовали американские элементы быстрого опознавания европейского ТВД в виде белых носов и таких же полос на оперении и заимствованная из английской практики жёлтая окантовка фюзеляжной кокарды. В конце лета 1943 года опознавательные знаки поменяли на новые «звёзды-и-полосы», которые должны были наноситься в четырёх позициях: на бортах фюзеляжа, левой плоскости крыла сверху и на правой плоскости снизу. Однако на P-47 добавляли и пятый знак, на нижней поверхности левой плоскости.
Индивидуальными обозначениями первоначально были тактические номера на фюзеляжах, но к моменту вступления в бой их заменили на бортовые коды по британскому образцу. Для 61-й эскадрильи это была комбинация литер «HV» и индивидуальной буквы самолёта. Позже, когда число истребителей в частях превысило число букв латинского алфавита, новые самолёты стали обозначать подчёркиванием под индивидуальной буквой.
К середине 1943 года в ВВС США повсеместно распространилась практика наносить на борта истребителей надписи и рисунки, но Габрески считал всё это излишеством. На его самолётах были лишь отметки побед, причём только воздушных и только подтверждённых. Его механик сначала аккуратно вырисовывал каждый флажок, а позже заказал где-то специальные наклейки для этого.
За время службы в 56-й группе за «Габби» были последовательно закреплены шесть разных истребителей. Первым был P-47C-2, серийный номер которого история, к сожалению, не сохранила. Следующим с лета по декабрь 1943 года, за вычетом периода ремонта в ноябре, был P-47D-1 с серийным номером 42–7871 и бортовым кодом «HV-F», позже сменённым на «HV-A».
P-47D-1 (серийный номер 42–7871) «HV-F» из состава 61-й эскадрильи 56-й истребительной авиагруппы USAAF. Окраска дана на последние числа августа 1943 года, непосредственно перед заменой индивидуальной кодовой буквы на «А». На этом самолёте появился характерный и весьма необычный стиль обозначения отметок о победах на борту кабины с группировкой по типам сбитых самолётов.
Поздней осенью 1943 года, когда P-47D-1 Габрески отдали в ремонт, взамен лётчик получил P-47D-5 с серийным номером 42–8458 и бортовым кодом «HV-F». На нём он и стал асом, но через несколько дней после этого достижения вернулся из ремонта старый D-1, и P-47D-5 стал «ничейным».
Во второй половине декабря «Габби» сменил старый D-1 на более современный D-11 с серийным номером 42–75510, унаследовавший от предшественника бортовой код «HV-A», теперь ставший стандартным для самолётов аса. На этом истребителе Габрески летал в течение четырёх месяцев.
Сначала самолёт выглядел аналогично D-1, но с синей окантовкой опознавательных знаков вместо красной и отличиями в деталях победных флажков, а в начале февраля 1944 года командование распорядилось о введении цветовых обозначений принадлежности к эскадрильям. Буквально в один день носы всех «Тандерболтов» 56-й группы перекрасили: 61-я эскадрилья – в красный цвет, 62-я – в жёлтый, а 63-я – в голубой. Белые полосы на оперении были закрашены.
В середине марта единая система цветовых обозначений была введена для всех американских истребительных групп в Европе. За 56-й авиагруппой был закреплён красный цвет передней части капота, что привело к новому перекрашиванию. «Эскадрильные» же цвета не забыли, а просто перенесли их на рули поворота.
В январе 1944 года командование американских ВВС пришло к заключению о ненужности камуфляжа на своих самолётах в Европе. В апреле в 56-й истребительной группе появились первые неокрашенные «Тандерболты». Иногда они были полностью «алюминиевыми», за исключением опознавательных знаков и тактических обозначений, но обычно всё же несли чёрную или оливковую антибликовую полосу перед кабиной и элементы быстрого опознавания в виде чёрных полос на оперении на месте белых полос 1943 года.
Одним из первых такой истребитель получил Габрески, за которым в конце апреля закрепили P-47D-22 с серийным номером 42–25864. На этом самолёте в очередной раз изменился стиль изображения немецких флагов и, ввиду большого числа побед, их перестали группировать по типам. Так вышло, что за время использования этого персонального самолёта (апрель-май 1944 года) Габрески одерживал победы исключительно на чужих истребителях. Чаще всего он летал на «Сильвер Леди» только что закончившего «боевой тур» майора Лесли Смита (Leslie C. Smith), имевшего 7 побед.
В мае 1944 года 56-я группа получила первые пять «Суперболтов» – истребителей P-47D-25 с пониженным гаргротом и каплевидным фонарём кабины, которые закрепили за командиром, его заместителем и тремя комэсками. «Габби», которому достался самолёт с серийным номером 42–26418, был в восторге от новинки, но, несмотря на это, до середины июня продолжал полёты на старой «Серебряной Леди».
4 июня все боевые самолёты союзников в Великобритании получили новые обозначения, вошедшие в историю как «полосы вторжения»: две чёрные и три белые полосы шириной 18 дюймов каждая единовременно и повсеместно накрашивались на плоскостях крыла и фюзеляже. Тогда же штаб 8-го истребительного командования спустил вниз по команде рекомендацию о возвращении камуфляжа на неокрашенные самолёты в преддверии возможного (но так и не состоявшегося) перебазирования на полевые аэродромы во Франции. В других группах ограничились оливковой или зелёной окраской верхних поверхностей, а 56-я в очередной раз решила выделиться из общей массы.
Её персонал сумел раздобыть английские краски и использовал их в разных самодеятельных камуфляжах. Нижние поверхности истребителей оставались неокрашенными, а верхние и боковые покрывались мелкими пятнами или широкими полосами двух цветов (зелёного и серого или двух серых). К сожалению, американцы совсем не разбирались в названиях английских красок, поэтому их описания весьма расплывчаты. Зелёной краской, очевидно, была Dark Green, а серыми, что логично предположить, были Ocean Grey и Medium Sea Grey. Кроме них, могли использоваться и морские Extra Dark Sea Grey и Dark Slate Grey.
Далеко не все серебристые самолёты были тогда закамуфлированы. Например, «Серебряная Леди» так и осталась неокрашенной, а вот P-47D-25 Габрески стал зелёно-серым. Кроме того, этот истребитель отличался нестандартными полосами вторжения: действительно чёрно-белыми они были только на плоскостях крыла, а на фюзеляже накрасили только белые полосы с тонкой чёрной окантовкой, а промежутки между ними задули зелёной краской.
В начале июля окраска машины была немного подправлена: как раз тогда 56-я группа отказалась от «полос вторжения» на верхних и боковых поверхностях истребителей. При этом в процессе перекрашивания на фюзеляж, наконец, нанесли чёрные полосы. Кроме того, после добавления на борт кабины 28-го победного флага над каждым из них написали тип сбитого самолёта, при этом перечисление противников шло не в календарном порядке, а по типам.
P-47D-25 (серийный номер 42–26418) «HV-A» майора Фрэнсиса Габрески по состоянию на середину июля 1944 года. По сути, так выглядел истребитель лучшего американского аса в Европе на момент его пленения.
Утром 20 июля Габрески уже закинул свои вещи в транспортный самолёт, но в последний момент решил, что стоит ещё раз слетать в бой. Вылет был на сопровождение бомбардировщиков и в целом прошёл без происшествий, но уже на обратном пути «Тандерболты» провели штурмовку немецкого аэродрома Бассенхайм (Bassenheim), на котором стояло несколько немецких самолётов. Габрески тоже участвовал в атаке. Зенитный огонь был слабым, поэтому он решил сделать второй заход, но, расслабившись, не уследил за высотой полёта и чиркнул винтом машины по земле.
Погнувшиеся законцовки лопастей винта привели к сильной вибрации. Истребитель не мог ни разогнаться, ни набрать высоту, и шансов дотянуть до линии фронта не было. Лётчик не стал оттягивать неизбежное, вынужденно приземлившись на первой же ровной площадке, лежащей в отдалении от населённых пунктов и шоссейных дорог, и скрылся от преследования в близлежащем лесу. Увы, но вокруг была Германия, на помощь местных жителей рассчитывать не приходилось, и пять дней спустя американец всё же попал в плен.
В апреле 1945 года заключённые лагеря для пленных лётчиков Stalag Luft I, где содержался Габрески, были освобождены наступающими советскими войсками и репатриированы в западную зону оккупации. Уже в мае Габрески вернулся в США. Всего за время Второй мировой войны он совершил 166 боевых вылетов (очевидно, тут учтены только вылеты в составе 56-й авиагруппы), в которых одержал 28 подтверждённых воздушных и три «наземных» победы.
В апреле 1946 года колонел (полковник) Габрески вышел в отставку по собственному желанию, но ровно год спустя вернулся на активную службу в звании подполковника армии мирного времени. С лета 1949 года он командовал 56-й истребительной группой, но это была не старая «Волчья стая Земке», а вновь сформированное соединение, унаследовавшее прежние регалии.
Вторая война полковника Габрески
В мае 1951 года несколько лётчиков группы были отправлены в Корею на усиление 4-го крыла истребителей-перехватчиков (4 FIW) – единственного соединения ВВС США, воевавшего тогда на истребителях со стреловидным крылом. По прибытии на место Габрески получил должность заместителя командира крыла и вскоре приступил к выполнению полётов на ознакомление с районом базирования, а 16 июня выполнил первый боевой вылет. 8 июля в пятом по счёту боевом вылете он одержал свою первую «реактивную» победу, а в октябре их было уже три.
К началу войны в Корее внешний вид самолётов ВВС США завершил очередной виток эволюционной спирали, вернувшись к натуральному цвету металла и ярким цветовым и графическим обозначениям принадлежности к части. Самолёты 4-го авиакрыла отличали чёрная полоса на киле и узкие чёрно-белые полосы на фюзеляже и законцовках плоскостей крыла. От тактических номеров и бортовых кодов периода Второй мировой к тому времени успели отказаться, заменив их так называемыми «Buzz Numbers», состоявшими из двух букв, обозначающих тип самолёта (для «Сейбров» это были литеры «FU»), и трёх последних цифр серийного номера. Отметки побед и прочая бортовая живопись, как и раньше, оставались на усмотрении лётчиков и их непосредственных командиров.
У полковника Габрески не было персонального самолёта, и он летал на разных истребителях, в том числе на F-86A-5 с серийным номером 49–1315.
8 ноября его назначили командиром 51 FIW, выделенного для перевооружения с F-80C на F-86E. Первые самолёты прибыли в конце месяца, и 1 декабря Габрески лично повёл в бой первую группу «Сейбров». С января по апрель 1952 года он одержал три личных и одну групповую победу, доведя свой счёт до 6½, или 34½ с учётом достижений во Второй мировой.
Стандартный «боевой тур» лётчика USAF в Корейской войне занимал 12 месяцев и 100 часов боевого налёта. Если часы налёта набирались раньше месяцев, то на остаток срока лётчиков обязательно отстраняли от выполнения боевых вылетов. С Габрески такое случилось в мае, а в середине июня он сдал командование сменщику и вернулся в США. По официальным данным, за год он совершил 123 боевых вылета, но, возможно, на деле их было несколько больше.
В 51 FIW, как и до того в 4 FIW, Габрески летал на разных самолётах, но на этот раз у него был и персональный истребитель. В отличие от времён Второй мировой, «Габби» уже ничего не имел против бортовой живописи, хотя особых излишеств и эпатажа не допускал.
F-86E-10 (серийный номер 51–2740) «Gabby», на котором в январе-феврале 1952 года летал командир 51-го крыла истребителей-перехватчиков полковник Фрэнсис Габрески. Персональный самолёт аса нёс стандартные красные звёздочки побед и индивидуальные обозначения в виде прозвища владельца и рисунка сигары, к курению которых он тогда пристрастился. Жёлтые с чёрной окантовкой полосы на фюзеляже и плоскостях крыла в то время были обозначением принадлежности к 51-му крылу, а впоследствии стали элементами быстрого опознавания любых «Сейбров» в Корее.
Габрески, так и не поднявшись в звании выше полковника и в должности выше командира авиакрыла, снова вышел в отставку в 1967 году. Его налёт к этому времени составлял более 5000 часов. Скончался воздушный ас двух войн 31 января 2002 года.
Рисунки Михаила Быкова. Все проекции выполнены в едином масштабе.
источник: https://warspot.ru/6351-tsveta-voennogo-neba-gabbi-luchshiy-amerikanskiy-as-v-evrope