Троллейбусные системы Грузии (Мир Грузинского Королевства)
Появление и распространение троллейбусов в Грузии обусловлено наличием недорогой электроэнергией
https://alternathistory.ru/elektroenergetika-gruzii-v-mgk
и возросшей потребностью в общественном транспорте
Развитие существующей сети трамвайных маршрутов, ограничивалось, и рельефом, и древностью города, с узкими кривыми улочками, где трамвай сильно затруднял движение остального транспорта
Именно поэтому правительство почти одновременно с созданием фирмы "СакАвтоХазеби" (Грузинские автобусные линии),
https://alternathistory.ru/transportnaya-kompaniya-sakavtokhazebi-i-firma-karosa-sakartvelo-v-mire-gruzinskogo-korolevstva
основало фирму "СакЭлектроТранспорти" (Грузинский Электротранспорт)
Однако если первая фирма с приобретением автобусов приступила к освоению маршрутов и работе, для троллейбусной сети требовались подготовительные мероприятия, по электрификации маршрутов.
Движение по первому троллейбусному маршруту открылось в Тбилиси 12 августа 1936 г.
Изначально подвижной состав приобрели во Франции.
Хронологический список запуска троллейбусных систем
Тбилиси 1936
Кутаиси 1937
Батуми 1938
Гори 1939
Сухуми 1946
Рустави 1947
Поти 1954
Цхинвали 1955
Озургети 1958
Чиатура 1960
Зугдиди 1964
Самтредия 1965
Гурджаани 1968
Ризе 1970
Борджоми 1972
Кроме того существует междугородний маршрут Кутаиси – Цхалтубо открытый в 1954-м г.
Подвижной состав
первыми троллейбусами в Грузии были французские Vetra CS60, закупались в 1935-39 г.г.
троллейбусы снимались с эксплуатации в середине 50-х г.г.
после второй мировой сотрудничество с фирмой Vetra продолжилось
приобретались в 1946-49 г.г. троллейбусы Vetra CS60 II
троллейбусы снимались с эксплуатации в начале-середине 70-х г.г.
а в 1950-57 г.г. покупались троллейбусы в Vetra VB
троллейбусы снимались с эксплуатации в середине-конце 70-х г.г.
с расширением троллейбусных сетей в Грузии, требовалось все больше троллейбусов
кроме того фирма "СакАвтоХазеби" в вопросе сборки автобусов на Батумском заводе
успешно сотрудничала с фирмой "ШКОДА", которая кроме всего прочего производила и
тролейбусы, в начале 60-х после ряда испытаний решено было приобрести чехословацкий
троллейбус Skoda 9 Tr.
Тролейбусы приобретались в период с 1962 по 1980 г.г.
Троллейбусы из Чехословакии оказались неприхотливыми, и надежными, и достаточно долго
эксплуатировались в Грузии последний троллейбус этого типа был снят с маршрута в 2009 г.
С повлением у фирмы Шкода новой модели 14Tr, сотрудничество продолжилось
на протяжении с 1982 по 2004 эти троллейбусы приобретались, а после 2004 и по 2009 и
производились на Батумском заводе
троллейбус продолжает работать на многих маршрутах в Грузии
В 2009 г. на Батумском заводе началось производство троллейбуса CITELIS Trolley, максимально
унифицированого с автобусом CITELIS 12M также производящегося на этом заводе