Швеция
В годы Второй Мировой войны на территории Швеции приземлились более трехсот военных самолетов (включая 126 немецких) стран, ведших боевые действия. Первый инцидент с истребителем Me 109 произошел 24 октября 1940 года. Унтер-офицер Людвиг Фроба (Uffz. Ludwig Froba) из эскадрильи 4./JG 77 вылетел из Норвегии. Его компас вышел из строя, и машина сбилась с курса. В 16:18 самолет Фробы пошел на посадку на расположенное неподалеку от Карлстада (Karlstadt) поле для занятий конным спортом. Самолет Людвига Фробы – Me 109 E-3 («белая 3»; зав.ном. 820) – выпустил шасси, и когда машина стала совершать пробежку, она скапотировала и перевернулась. Пилот остался невредим.
Шведы очень заинтересовались истребителем, и прежде чем вернуть его немцам они отвезли его на расположенный в Тролльхеттане (Trollhättan) завод компании SAAB для тщательного изучения. 23 декабря 1940 года «стодевятый» был отправлен в Германию по железной дороге. Пилот также вернулся домой.
24 февраля 1942 года в Швеции приземлился следующий «мессершмитт». Машину пилотировал унтер-офицер Антон Хунольд (Uffz. Anton Hunold), который вместе с другими пятью самолетами вылетел из Осло в расположенный в окрестностях Тронхейма Вэрнес (Vaernes). Антон Хунольд сбился с курса и посадил свой Me 109 E-4/B (зав.ном. 5580; с двигателем DB601 A-1) на лед озера Балливик (Ballivik), что в 13 километрах к запад-северо-западу от Дротеа (Drotea). Пилот выполнил посадку с убранными стойками шасси. 28 февраля 1942 года самолет был отправлен в Норвегию.
9 октября 1943 года лейтенант Карл Матерлайттнер (Karl Materleittner; летчик-инструктор по технике пилотирования из летной школы немецких ВВС в Копенгагене) приземлился в Кристианстаде (Kristianstad) вследствие навигационной ошибки, образовавшейся после боя с соединением бомбардировщиков ВВС армии США. Его самолет (Me 109 F-2; заводской номер 6741, военный номер DJ+JW, обозначение «F/1» на обеих сторонах руля направления) был полностью исправен.
Самолет был отправлен на заводы компаний SAAB и FC, которые служили испытательными центрами шведских ВВС. 29 ноября 1944 года был выполнен первый полет и до 18 января 1945 года «мессершмитт» был внимательно изучен шведскими специалистами. Летчик-испытатель Ламберт-Мюллер (Lambert-Meuller) провел несколько учебных боев с созданным в Швеции истребителем FFVS J.22. В 1946 году после окончания испытаний Me 109 F-2 использовался компанией Bofors в качестве испытательного стенда по отработке вооружения и в этом же году был списан и отправлен на слом.
Другой «фридрих» из того же подразделения также был вынужден приземлиться в Швеции. Следует заметить, что это произошло в тот же самый день, когда лейтенант Карл Матерлайттнер приземлился в Кристианстаде. Пилотировал машину обер-фенрих Альберт Бекер (Oberfähnrich Albert Becker), который взлетел с расположенной в семи километрах от Копенгагена базы Люнгбю (Lyngby). Задачей его подразделения была атака крупного (свыше сотни машин) соединения американских бомбардировщиков B-17, взявших курс на Данию.
Целью американцев были Анклам (Anklam), Мариенбург (авиационный завод компании Focke-Wulf), военно-морская база в Гдыне и производство подводных лодок в Данциге. Американские бомбардировщики прошли сквозь южную Данию и были атакованы немецкими истребителями. После боя три получивших повреждения бомбардировщика B-17 совершили посадку в Швеции и были там интернированы.
Обер-фенрих Альберт Бекер атаковал последний бомбардировщик вражеского соединения и затем заблудился в густом тумане. Из-за недостатка топлива он приземлился в Векшё (Växjö) с убранными стойками шасси и с крылом, быстро развернутым «прямо по ветру». Альберт Бекер пилотировал истребитель Me 109 F-4 (заводской номер 6741, военный номер DR+ZM, обозначение «F/4» на обеих сторонах руля направления). Бекер не пострадал, а его самолет получил лишь небольшие повреждения. Позднее самолет был передан шведским ВВС (авиакрыло F.12) и в 1946 году был отправлен на слом.
9 октября 1943 года в Швеции были интернированы два «фридриха», пилоты которых сражались с американскими бомбардировщиками и приземлились в этой нейтральной стране вследствие навигационной ошибки. Обер-фенрих Альберт Бекер пилотировал Me 109 F-2 (заводской номер 6741, военный номер DR+ZM, обозначение «F/4» на обеих сторонах руля направления) и посадил свою машину на брюхо в окрестностях Векшё. Лейтенант Карл Матерлайттнер посадил свой Me 109 F-2 (заводской номер 6741, военный номер DJ+JW, обозначение «F/1» на обеих сторонах руля направления) в районе Кристианстада. Фюзеляжи обоих самолетов были покрыты пятнами темно-зеленого цвета, нанесенными поверх военных номеров и опознавательных знаков. Обратите внимание, что машина Бекера имела фонарь кабины окрашенный в песчано-желтый цвет (Sandgelb RLM 79)
самолет Матерлайттнера был несколько раз протестирован шведами, которые в программу испытаний включили сравнительные испытания и учебные воздушные бои с FFVS J.22. На тот момент единственным изменением во внешнем виде «мессермиттов» было закрашивание белой краской крестов и свастик
в период с января 1945 по 1946 год, когда Me 109 F-2 (заводской номер 6741) был отправлен на свалку, фюзеляж самолета использовался компанией Bofors в качестве испытательного стенда по отработке вооружения
До конца войны на территорию Швеции попало множество машин, включая и два истребителя Me 109 G-10/R2. Их пилоты лейтенант Хорст Гир (Lt. Horst Gier) и оберфельдфебель Фриц Майер (Ofw. Fritz Mayer) приземлились 12 апреля 1945 года и попросили убежища. Они приземлились у села Ринкабю (Rinkaby) в 12:40. Машины были переданы базировавшемуся в Юнгбюхеде (Ljungbyhed) авиакрылу F.5, и 25 сентября 1945 года на одном из этих самолетов (вероятно «белая 67»; зав.ном. 770293) летал летчик-испытатель Ламберт-Мюллер. Эта машина несла шведский номер «T 75». В сентябре 1945 года второй самолет был включен в состав авиакрыла F.17. В 1946 году оба «густава» были списаны.
12 апреля 1945 года на аэродроме Ринкабю совершили посадку два истребителя Me 109 G-10/R2. Их пилоты лейтенант Хорст Гир и оберфельдфебель Фриц Майер попросили убежища. 25 сентября 1945 года «мессершмитт» Майера (зав.ном. 770293; «белая 67») был передан авиафлотилии F.5, где получил шведский номер «T 75» и был испытан Ламберт-Мюллером. Немецкие опознавательные знаки были закрашены серой краской; бортовой номер «белая 67» был оставлен без изменений
Аналогичная ситуация произошла две недели спустя 24 апреля 1945 года. Командир эскадрильи 15./JG 51 капитан Вальдемар Ваглер (Hptm. Waldemar Wagler) вылетел на своем Me 109 G-10 («белая 14»; зав.ном. 490137) и вместо того, чтобы лететь с острова Узедом в Восточную Пруссию он вместе с 28 истребителями направился в Швецию. Капитан Ваглер приземлился без каких-либо проблем. Его самолет, получивший шведский номер «T 79» был испытан Ламберт-Мюллером и затем был передан SFA/T в для дальнейших испытаний. В конце концов, эта машина была списана.
24 апреля 1945 года на аэродроме Ринкабю совершил посадку еще один дизертир – командир эскадрильи 15./JG 51 капитан Вальдемар Ваглер, угнавший Me 109 G-10 («белая 14»; зав.ном. 490137). Шведы присвоили машине Ваглера номер «Т 79» и подвергли ее летным испытаниям. Свастики, эмблема эскадры и опознавательные знаки (частично) были закрашены желтой краской. После летных испытаний машина была передана SFA/T для дальнейшего тестирования
В мае 1945 года в Швеции совершили посадку еще три «густава». Первый «густав» – Me 109 G-10 («желтая 5»; зав.ном. 130297) – пилотировал фельдфебель Хорст Петцхлер (Fw. Horst Petzschler) из эскадрильи 9./JG 51. 4 мая 1945 года он вылетел с временной базы, расположенной в устье Вислы. Ему и двум другим пилотам было приказано лететь на остров Борнхольм. Из-за неровной поверхности взлетно-посадочной полосы коллеги Петцхлера разбили самолеты во время взлета, а он потерял подфюзеляжный топливный бак. Петцхлер имел топлива только на 1 час 20 минут полета и вместо того, чтобы приземлиться в Копенгагене, он взял курс на Швецию и посадил свой Me 109 G-10 («желтая 5»; зав.ном. 130297) в Буллтофте (Bulltofta). Шведы присвоили этому «густаву» номер «Т 90». 8 августа самолет был отправлен в Бромму для передачи Советскому Союзу. Однако 27 августа самолет был разбит и его пришлось отправить на слом. В январе 1946 года Петцхлер был отправлен в Советский Союз, где провел три года в лагере для военнопленных. Домой он был отправлен 22 сентября 1949 года.
4 мая 1945 года фельдфебель Хорст Петцхлер из эскадрильи 9./JG 51 вследствие навигационной ошибки посадил свой Me 109 G-10 («желтая 5»; зав.ном. 130297) в Буллтофте (Bulltofta). Пилот был интернирован, и шведы закрасили все немецкие опознавательные знаки желтой краской, оставив только черную часть крестов. Вскоре после этого самолет, получивший от шведов номер «T 90», был отправлен в Бромму, где был поставлен на хранение с целью дальнейшей передачи советской стороне
8 мая 1945 года в Швеции приземлились последние захваченные (интернированные, если быть точными) «стодевятые». В 15:20 и 16:50 два истребителя-разведчика Me 109 G-8 приземлились на базу флотилии F17 в Бредокра (Bredåkra). В этих самолетах находились четыре пилота: оберфельдфебель Адольф Юнгблют (Ofw. Adolph Jungbluth), унтер-офицер Франц Пауль (Uff. Frans Paul), лейтенант Лотар Марецка (Lt. Lothar Maretzka) и фельдфебель Иосеп Райзенер (Fw. Joseph Reisener). Они заявили, что они не являются перебежчиками. В Швеции они приземлили из-за технических проблем и что хотели бы вернуться в Германию. Одним из этих двух самолетов был Me 109 G-8 («белая 1»; зав.ном. 230801), на долю которого выпало немало трудностей. В ноябре 1945 года шведы передали этот самолет Советскому союзу. Второй «густав» – Me 109 G-8/R5 («белая 6»; зав.ном. 200049) – также имел некоторые повреждения: у него был неисправен трубопровод охлаждающей жидкости. В августе 1945 года самолет, которому был присвоен номер «Т 99», был отправлен в Бромму, и 29 числа этого месяца был передан Советскому Союзу.
последние «стодевятые» приземлились в Швеции 8 мая 1945 года на расположенную в Бредокра (Bredåkra) базу флотилии F.17. Истребитель Me 109 G-8 («белая 1»; зав.ном. 230801) приземлился за полтора часа до посадки второго самолета. В 16:50 на аэродром приземлился второй Me 109 G-8 («белая 6»; зав.ном. 200049). Шведы закрасили немецкие опознавательные знаки и, присвоив номер «T 99», отправили машину в Бромму
* * * * *
В заключение книги следует сказать, что тема трофейных самолетов имеет большое значение, потому что захват самолетов противника обеспечивал изучение материальной части вражеских военно-воздушных сил без каких-либо особых затрат и позволял обойтись без шпионажа. По нашему мнению в авиационной литературе существует тенденция рассматривать тему трофейных самолетов и их изучения как второстепенную. Это стало причиной, почему мы пришли к решению написать и проиллюстрировать эту книгу. Для публикации мы выбрали Me 109, так как этот самолет стал одним из символов Второй Мировой войны. Мы надеемся, что книга наиболее полно раскрывает поставленную нами задачу, и что читатели хорошо примут ее.
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»