При описании захваченных противниками «мессермиттов» невозможно не упомянуть самолеты, которые приземлились на территории нейтральных стран. Эти посадки дали возможность специалистам нейтральных стран ознакомиться с технологическими инновациями и техническим потенциалом Третьего рейха.
Швейцария
Швейцария стала первым иностранным государством, принявшим на вооружение истребители Me 109. С 1937 года велись переговоры о покупке этих самолетов, и в конце 1938 года швейцарские пилоты совершили свои первые полеты на «дорах». Всего в период с 1938 по 1940 год Швейцария приобрела десять «дор» и восемьдесят «эмилей».
25 июля 1942 года фельдфебель Виллинг (Fw. Villing; Me 109 F-4 [«синяя 10»; зав.ном 7605]) и обер-ефрейтор Шарф (Ogfr. Scharf; Me 109 F-4 [«белая 9»; зав.ном 7191]) из состава эскадрильи 10. (Jabo)/JG 26 вылетели с аэродроме Ле-Бурже, Париж. Их целью был Мюнхен. На пути к цели фельдфебель Мартин Филлинг планировал посетить свой родной город Стоках (Stockach). Этот городок расположен на берегу Боденского озера, лежавшего на границе Германии и Швейцарии. Вследствие плохой видимости, вызванной низкой облачностью, пилоты сбились с маршрута. В разрыве облаков они заметили Рейн и Шварцвальд. Виллинг и Шарф хотели узнать, где они на самом деле и поэтому они пролетели над железнодорожной станцией. Оказалось, что они летели над Берном.
В 19:30 Филлинг посадил свой Me 109 F-4/Z на аэродроме, расположенном к востоку от города. Взлетно-посадочная полоса казалась слишком короткой для Шарфа, и поэтому он продолжил свой полет к Лангеталу, ища лучшее место для приземления. Когда контрольная лампочка показала отсутствие топлива, он решил вернуться на аэродром Берн-Белп (Bern-Belp). В 19:45 Шарф совершил посадку. Оба пилота были интернированы, а их «фридрихи» в течение длительного времени хранились на аэродроме Берн-Билп.
Me 109 F-4 (зав.ном. 7197) был одним из двух немецких истребителей, которые 25 июля 1942 года совершили посадку на аэродроме Берн-Белп. Представленный самолет пилотировал обер-ефрейтор Шарф
вторым «фридрихом», приземлившимся 25 июля 1942 года на аэродроме Берн-Белп, был Me 109 F-4 (зав.ном. 7605), управлял которым фельдфебель Мартин Филлинг. Обратите внимание на перекрашенные тактические обозначения, символ эскадрильи и свастику
Самолеты были очень тщательно осмотрены швейцарцами, которых очень заинтересовали система холодного запуска двигателя: после запуска силовой установки моторное масло в течение 20-30 секунд дозировалось вместе с топливом.
В начале 1943 года были проведены переговоры между Имперским министерством авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) и федеральным военным департаментом (Eidgenössisches Militärdepartement – EMD), целью которых было установление статуса интернированных «фридрихов». Швейцарцы хотели купить оба самолета за 300000 швейцарских франков, тогда как немцы предложили обменять их на два немецких Me 109 E-7 (зав.ном. 3198 и 4973). Однако обмен не состоялся, и «фридрихи» были оставлены в Швейцарии до конца войны. Летом 1946 года машины были включены в состав летного корпуса (Fliegerkorps) и им были присвоены номера J-715 и J-716. К сожалению какие-либо фотографии, подтверждающие эту информацию, отсутствуют. Данные истребители не были включены состав ни одного подразделения. В конечном итоге в 1947 году самолеты были списаны и разобраны на металл в Эммене (Emmen).
летом 1946 года истребители Me 109 F-4 («белая 9» и «синяя 10») были официально переданы в состав воздушного копуса Швейцарии, где им были присвоены номера J-715 и J-716. Известно, что самолеты были перекрашены, но из-за отсутствия снимков мы можем только представить себе как могли выглядеть швейцарские «фридрихи»
В марте 1944 года швейцарцы имели возможность тщательно изучить Me 109 G-6 (зав.ном. 162764; военный номер RU+OZ), который 29 числа в 11:00 приземлился в Замедане (Samedan). Управлял самолетом обер-фенрик Лотар Хиртес (Ofn. Lothar Hirtes), в летной книжке которого его машина была обозначена как Me 109 G-6/J Bo Rei – дальний истребитель-бомбардировщик. Обер-фенрику Хиртесу командованием было приказано доставить самолет из Эрдинга (Erding) на итальянский фронт в Осоппо (Osoppo). Из-за плохих погодных условий над Альпами Хиртес был вынужден приземлиться на неизвестном горном аэродроме в Замедане. На момент посадки в баках машины оставалось 100 литров топлива.
1 апреля самолет перелетел из Замедана в Дюбендорф (Dubendorf), а летом этого года машина хранилась на заводе в Эммене. 23 августа 1944 года группа Хуга (Hug) в Боуксе (Bouchs) подготовила этот самолет – также как и полученный от немцев Me 109 G – для передачи летному корпусу. Me 109 G-6/J Bo Rei был перекрашен и получил швейцарский военный номер J-713.
Параллельно в переговорах между RLM и EMD обсуждалась цена самолета. Германия в лице ротмистра фон Эггена (Rittmeister von Eggen) потребовала 500000 швейцарских франков, причем половина цены должна была быть в твердой валюте. Со своей стороны представители EMD считали, что поскольку самолет находится в их руках, то сумма в 250000 швейцарских франко будет вполне достаточной. Хотя Берлин снизил цену до 400000 швейцарских франков, швейцарцы не приняли этого предложения и в конце концов отказались от покупки машины. До конца войны самолет не использовался и находился на аэродроме в Боуксе. 8 ноября 1945 года самолет был доставлен в Альтенрайн (Altenrhein). 3 декабря самолет под обозначением J-713 прошел летные испытания и был передан эскадрилье Fl.St.7. 29 мая 1946 года обер-ефрейтор Цвайкер (Ogfr. Zweiacker) вылетел с аэродроме Эммена и взял курс на Тисейн (Teesain). Пролетая над горным перевалом, он попал в густую облачность и потому должен был вернуться назад. Он кружил в воздухе над Эрстфельдом (Erstfeld) и хотел лететь через Зустенпасс (Sustenpass) в Энгельберг (Engelberg). Однако обер-ефрейтору Цвайкеру сделать это не удалось. Он и его самолет пропали, и Цвайкер был объявлен пропавшим без вести. 4 сентября 1953 года альпинисты нашли J-713 в Пиццо-ди-Роди (Pizzo di Rodi). Из анализа обломков специалисты сделали вывод, что самолет летел на север от Айроло (Airolo). Причина аварии так и не была установлена.
29 марта 1944 года Me 109 G-6 (зав.ном. 162764; военный номер RU+OZ) под управлением обер-фенрика Лотара Хиртеса вследствие навигационной ошибки совершил посадку на аэродроме Замедан. Этот фактически новый самолет был перекрашен два или три раза, хотя сам фюзеляжа был покрыт лишь серой грунтовкой
хотя в конце августа 1944 года Me 109 G-6 (зав.ном. 162764) официально не был швейцарским самолетом, он нес бортовой номер и был подготовлен к службе в летном корпусе. Вероятно в это время самолет был перекрашен в швейцарский камуфляж нового типа: пятна оливкового и коричневого цветов на верхних и боковых поверхностях и эквивалент немецкого светло-голубого (Hellblau RLM 76) на нижних. 3 декабря 1945 года самолет был испытан и включен в состав эскадрильи FI.St.7
20 августа 1944 года рядовой Наренхайм (Flieg. Nahrenheim) из эскадрильи 5./JG 77 совершил посадку на аэродром Берн-Беденфельд (Bern-Beudenfeld). Истребитель Me 109 G-6 («желтая 3»; зав.ном. 163956) остановился в траншее, а сам пилот получил ранения. Спустя несколько минут – в 08:00 – на том же самом месте разбился Me 109 G-6 («желтая 12»; зав.ном. 163226) фельдфебеля Танк (Fw. Tanck). Самолет врезался в макет танка, затем в деревья и остановился на дороге. Пилот остался цел, но вот машина получила серьезные повреждения. Оба пилота летели в Италию, но из-за навигационной ошибки сбились с пути. Швейцарцы использовали эти машины в качестве источника запасных частей для своих «густавов».
истребитель Me 109 G-14 (зав.ном.262818) фельдфебеля Зигфрида Ханнинга (Fw. Siegfried Hanning) из состава Stab. III/JG 3. 17 декабря 1944 года он совершил вынужденную посадку неподалеку от Аффельтрангена (Affeltrangen)
17 декабря 1944 года истребитель Me 109 G-14 из состава группы III/JG 3 совершил вынужденную посадку неподалеку от Аффельтрангена. Пилот самолета фельдфебель Зигфрид Ханнинг летел из Эрфурт-Биндерслебена (Erfurt-Bindersleben) в южную Германию. Во время полета он подвергся нападению «мустангов» ВВС армии США. Ханнинг летел на малой высоте и, потеряв ориентировку, приземлился на территории Швейцарии. Он совершил посадку с убранными шасси; во время тормозного пути машина ударилась и забор и остановилась в дренажной канаве. Фельдфебель не получил повреждений и был интернирован. В 1946 году его «густав» был передан швейцарским ВВС с присвоением бортового номера J-714.
в 1946 году Me 109 G-14 (зав.ном.262818) был включен в состав швейцарских ВВС с бортовым номером J-714. Машина была перекрашена в швейцарский эквивалент немецких красок RLM 74 (KW2 Dunkelgrau – темносерый), RLM 75 (KW3 Hellgrau – светло-серый) и RLM 76 (KW1 Blaugrau – серовато-голубой)
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»