Me 109 G-14, захваченные в 1945 году Народно-освободительной армией Югославии (Народноослободилачка војска Југославије/Narodnooslobodilačka vojska Jugoslavije – НОАЮ)
В ходе народно-освободительной борьбы, ведшийся в Югославии против немецко-фашистских захватчиков и их местного националистического охвостья, партизанами и НОАЮ было захвачено большое количество немецкого военного вооружения и оборудования. Среди прочего трофеями югославов стали самолеты, захваченные во второй половине 1944 года. В числе трофейных машин было не более десяти истребителей Me 109, захваченных на аэродроме Ковин (Kovin), Банат. Возможно эти самолеты находились на вооружении немецких разведывательных частей (NAGr.2 и NAGr.12). Половина трофейных самолетов была передана Красной Армии. [1] Оставшаяся часть «густавов», три из которых были доведены до пригодного к полетам состояния, была принята на вооружение НОАЮ и передана связной эскадрилье (Eskadriia Za Vezu). Данное подразделение состояло из трофейных самолетов, использовавшихся для связи и в качестве развозных.
Помимо захваченных немецких Me 109 G еще два «густава» попали югославским партизанам из рук хорватских летчиков, перешедших на сторону НОАЮ. В январе 1945 года немцы передали своим хорватским союзникам не менее пятнадцати истребителей Me 109 в вариантах G-14 и G-14/AS (возможно в этой партии был один K-4). Эти машины были переданы 11-й и 12-й истребительным эскадрильям (Lovacke Legionarskie Jata) 4-й истребительной авиагруппы (Zrakoplovna Lovacka Skupina) хорватского воздушного легиона (Hrvatska Zrakoplovna Legija). Во время перегоночного полета пять самолетов из этой группы получили повреждения и в результате хорватам пришлось довольствоваться только десятью Me 109.
Самолеты принимали участие в различных операциях, включая несколько воздушных боев против сил союзников. Однако господство союзников в воздухе не позволило хорватам изменить ситуацию на фронте. В дополнение к этому боевой дух хорватской армии был очень низким. В результате в конце Второй Мировой войны многие либо дезертировали, либо угоняли самолеты, перелетая на сторону противника. В подобной ситуации оказались несколько пилотов хорватских «стодевятых».
Первый перелет датируется 16 апреля 1945 года (см. «Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 35»). Второй инцидент состоялся через четыре дня – 20 апреля. В 13:30 с расположенного неподалеку от Загреба аэродрома Лучко (Lučko) вместе с двумя другими пилотами вылетели бойник (майор) Иосип Гелебрант (Bojnik (Maj.) Josip Helebrant) и старшина Винко Татаревич (Narednik (Fw.) Vinko Tatarevič). Задача их боевого вылета заключалась в атаке югославских сил в районе Срема: треугольнике Каменско (Kamensko) – Буц (Buc) – Паркац (Pakrac). Эта атака была частью крупной операции хорватских ВВС, в которой помимо уже упомянутых четырех «мессеров» приняли участие другие самолеты (три Do 17, два Fi 167, два R-100 и MS-406).
Гелебрант и Татаревич потеряли свое подразделение и совершили посадку на расположенный в горах Герцоговины аэродром Мостар. Ранее этот аэродром был 3-й базой хорватских ВВС, а затем с него взлетали самолеты югославских партизан. В разное время на аэродроме Мостар базировались различные самолеты, включая Ju 87, Do 17, Ca-313, Fizir FP3 и Me 109 G. Хорватские опознавательные знаки «мессеров» (Гелебранта – 2103, Татаревича – 2105) были закрашены и поверх них были нанесены красные пятиконечные звезды, а на вертикальном оперении вместо красно-белой шахматки был нанесен трехцветный югославский флаг с маленькой красной звездой. Гелебрант и Татаревич, знавшие о скором завершении войны, заявили, что не хотят сражаться в хорватских ВВС и желают присоединиться к армии Тито.
Вскоре оба «мессера» приняли участие в своей первой боевой операции на стороне НОАЮ. 7 мая 1945 года оба пилота атаковали силы четников генерала Драголюба Михайловича (генерал Драгољуб Михаиловић). В то время сербские националисты вели бои против коммунистических партизан и НОАК в районе рек Сава и Босна. Два «густава» атаковали пехоту в районе гор Иван (Иван планина), Брамина (Bramina) и Белашница (Bjelašnica).
На следующий день оба самолета были отправлены на авиабазу Сараево. Действуя с этой авиабазы, югославские «мессеры» участвовали в боевых действиях в районе рек Неретва, Лула (Lula), Река (Reka) и Сутьеска (Сутјеска). «Густавы» югославских коммунистов атаковали националистов, отступавших к деревне Оджак (Оџак). По выполнении боевой задачи вследствие плохих погодных условий и потери чувства ориентировки оба самолета совершили посадку в районе реки Сава. Самолет Татаревича получил тяжелые повреждения, тогда как машина Гелебранта (2103) отделалась небольшими повреждениями. Оба «мессера» вскоре были восстановлены и переданы на авиабазу в Йемене.
Помимо борьбы с отступающими частями сербских националистов захваченные самолеты, включая и Me 109, использовались для ударов по отступавших немецких оккупантов. Последней боевой задачей ВВС НОАЮ был вылет одного Ju 87 B, сопровождаемого двумя Me 109 G-10. 28 мая 1945 года самолеты атаковали немецкие войска, которые все еще не хотели сдаваться. Воздушный удар ускорил капитуляцию немецкого командования.
В конце войны (апрель-май 1945 года) югославами захватили в общей сложности семнадцать исправных и поврежденных истребителей Me 109. Так 21 апреля на аэродроме Славонски-Брод был захвачен первый «мессер». Следующим трофейным «стодевятым» стал слегка поврежденный Me 109 G-14, обнаруженный на аэродроме Боронгай (Borongay airfield). 9 мая один «мессер», вероятно пригодный к полетам, был захвачен на расположенном неподалеку от Брежице (Brezcice) аэродроме Церклье (Cerklje). Две поврежденные машины, вероятно Me 109 G-14, были обнаружены в загребских авиамастерских. Четыре пригодных для полетов (или поврежденных) Me 109 G-10 и Me 109 G-14 были захвачены на аэродроме Лучко и еще пять машин – на аэродромах Куриловец (Kurilovec) и Плесо (Pleso). Еще по одному самолету было обнаружено на аэродромах Чрномель (Črnomelj), Глина (Glina) и Чазма (Čazma). Трофейные самолеты хранились на аэродромах Загреба и Белграда. Эти машины использовались до 1947 года, когда югославы получили от болгар еще 59 «густавов» (в обмен на штурмовики Ил-2). Переданные болгарами «стодевятые» были модификаций G-2, G-10 и G-12. Некоторые из этих бывших немецких и хорватских «стодевятых» применялись в югославских ВВС, но это уже другая история.
еще один перелет хорватских «мессершмиттов» состоялся 20 апреля 1945 года. Над Славонски-Бродом бойник (майор) Иосип Гелебрант и старшина Винко Татаревич отделились от остальных самолетов группы и приземлились на аэродроме Мостара. Там машины и пилоты присоединились к «мостарской эскадрилье» – истребительной авиачасти партизан Тото. На картинке показаны Me 109 G-14/AS Гелебранта (сверху) и Me 109 G-14 Татаревич (снизу)
вскоре на угнанных самолетах фюзеляжные и крыльевые опознавательные знаки хорватских националистов были заменены на красные звезды НОАЮ, а на вертикальное оперение был нанесен югославский флаг с небольшой красной звездой. Вскоре оба самолета атаковали силы четников генерала Драголюба Михайловича, сражавшихся с НОАЮ в районе рек Сава и Босна. Следует отметить, что красные звезды на нижних поверхностях крыла (и предположительно и на верхних поверхностях) были нанесены непосредственно на незакрашенные «кресты Звонимира» и повернуты на 180°
Болгарские «густавы»
С 1940 года «мессершмитты» находились на вооружении ВВС Болгарии (Военновъздушни сили на България). В 1943 году «эмили», находившиеся на вооружении с 1940 года, были заменены на Me 109 G-2. В следующем году Болгарией было закуплено несколько десятков истребителей Me 109 вариантов G-2 и G-6. Самолеты были приняты на вооружение под обозначением «стрела». После того как Болгария 9 сентября 1944 года присоединилась к антигитлеровской коалиции, ее войска приняли участие в боевых действиях против своих бывших союзников – стран Оси. Хотя болгарские ВВС понесли серьезные потери (как в боях, так и от механических поломок), число их «мессеров» постоянно увеличивалось: если на 28 сентября 1944 года у болгар был 36 истребителей Me 109 G, то на 1 января 1945 года их количество увеличилось до 65, из которых тридцать машин были полностью боеспособными.
Помимо закупленных у немцев самолетов весной 1945 года болгары получили от Советского Союза около пятидесяти трофейных Me 109, которые затем были приняты на вооружение Болгарских ВВС. К сожалению нет никакой информации об учете этих «мессершмиттов» и об их дальнейшей судьбе.
Весной 1945 года Красная армия захватила в Австрии аэродром Цельтвег (Zeltweg), на котором стали базироваться самолеты 17-й воздушной армии (ВА). На этом аэродроме были обнаруены около трехсот новеньких истребителей Me 109 и Fw 190. Когда новость о находке дошла до главного инженера болгарских ВВС Кабакчева, он попросил главного инженера 17-й ВА А. Л. Шепелева оказать помощь в передаче болгарским ВВС пятидесяти истребителей Me 109. Первоначально Кабакчев получил отказ, но после того как Георгий Димитров с подобной просьбой обратился к товарищу Сталину, Шепелев изменил свое мнение. Командование 17-й ВА должно было передать болгарам часть самолетов, захваченных на аэродроме Цельтвег.
Начиная с 4 апреля 1945 года болгарские летчики стали перегонять истребители в Болгарию с промежуточной дозаправкой в Венгрии. Болгарские ВВС пополнились примерно пятьюдесятью «густавами» (возможно это были модификации G-10 и G-14) и учебными Arado Ar 96. Многие самолеты получили повреждения или разбились. Аварии сопровождались гибелью четырех болгарских пилотов. Самолеты, которые достигли места назначения, были приняты на вооружение Болгарских ВВС и эксплуатировались ими до 1948 года. Сейчас трудно сказать, сколько в ВВС Болгарии было «мессершмиттов», полученных от югославов, купленных у немцев и перегнанных с аэродроме Цельтвег.
[1] авторы книги утверждают, что это была плата за освобождение захваченных немцами югославских территорий, в том числе Белграда
источники:
JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хорватский_воздушный_легион
https://ru.wikipedia.org/wiki/Военно-воздушные_силы_и_войска_ПВО_Хорватии