США – Me 109 G-14/AS (зав.ном. неизв.)
Захвачен в Италии 16 апреля 1945 года
ЮАР – Me 109 G-14 (зав.ном. неизв.)
Захвачен в Италии 16 апреля 1945 года
С конца 1944 года союзники с помощью средств пропаганды стали информировать пилотов Оси о том как им следует себя вести, если они хотят дезертировать или сдаться в плен. Летчикам-перебежчикам предписывалось выпустить основные стойки шасси, покачивать крыльями и выпускать красные и белые сигнальные ракеты.
16 апреля 1945 года четыре хорватских пилота под управлением командира эскадрильи 2. Jato сатника (капитана) Людевита Бенечича (Sat. (Cpt.) Ljudevit Benečič) взлетели с аэродрома Загреб-Лучко (Zagreb-Lučko). Во второй паре, шедшей за парой Бенечича, летели старшина Иосип Цекович (Narednik (Fw.) Josip Cekovič) и старшина Владимир Сандтнер (Narednik (Fw.) Vladymir Sandtner). Они прибыли в часть в марте 1945 года и уже выполнили пять и восемь боевых вылетов против поврежденных бомбардировщиков союзников.
Расстояние между двумя парами постоянно возрастало, и когда оно достигло запланированной величины, Цекович и Сандтнер развернулись и взяли курс на Италию. На высоте 2000 метров они пересекли береговую линию севернее Анконы (Ancona). После этого они разделились и в 16:00, точно соблюдая предписанную союзниками процедуру, без проблем приземлились на разных аэродромах. Me 109 G-14 («черная 10»; хорватский идентификационный номер 2110) старшины Иосипа Цековича совершил посадку на аэродроме Джесси (Jessi), а Me 109 G-14/AS («черная 4»; хорватский идентификационный номер 2104) старшины Владимира Сандтера приземлился на аэродроме Фальконара (Falconara). Оба хорватских пилота сообщили агентам военной разведки союзников о своих полетах, боевом духе в части и попавших в плен солдат союзников.
О Me 109 G-14 («черная 10») известно мало. Самолет стал трофеем базировавшегося в Джесси 3-го крыла южноафриканских ВВС (3 Wing SAAF) и дальнейшая его судьба неизвестна. Больше информации сохранилось о Me 109 G-14/AS («черная 4»). Самолет был сфотографирован персоналом базировавшейся в Фальканаре 321-й бомбардировочной (средние бомбардировщики) авиагруппы ВВС армии США (321 BG (Medium) USAAF). В течение некоторого времени «мессер» оставался на этом итальянском аэродроме.
После окончания войны 1 августа 1945 года авиагруппа была выведена в США. Согласно сообщениям на аэродроме остались Me 108 Taifun и Me 109 G. Убывавшие на родину американские подразделения не нуждались в этих самолетах, и они могли быть реквизированы итальянскими ВВС (до референдума о форме правления еще остававшимися Regia Aeronautica). Однако ничего подобного не произошло. Вместо итальянцев немецкие самолеты стали объектом внимания базирующихся в Италии польских пилотов. Более поздняя история этого самолета описана в «Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 36».
истребитель Me 109 G-14/AS ВВС Хорватии. 16 апреля 1945 года старшина Владимир Сандтнер совершил перелет на контролируемую союзниками территорию Италии. Самолет Сандтнера совершил посадку на аэродром Фальконара. Левая сторона фюзеляжа самолета был окрашен несколько раз (или имела какие-то царапины) сразу за кабиной пилота – перед и позади «креста Звонимира». По обеим сторонам кабины пилота можно увидеть значок (козерог в квадрате). Следует отметить, что кресты были нанесены несимметрично: крест на правой стороне фюзеляжа был ближе к кабине пилота
вместе со своим сослуживцем Владимиром Сандтнером побег совершил и старшина Иосип Цекович, пилотировавший Me 109 G-14 («черная 10»). После пересечения итальянской береговой линии он отделился от Сандтнера и приземлился на аэродроме Джесси. Самолет стал трофеем 3-го крыла южноафриканских ВВС и получил британские опознавательные знаки, которые были нанесены поверх «крестов Звонимира». Южноафриканские пилоты совершили несколько полетов на трофейной машине
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»