Франция – Me 109 E-1 (зав.ном. 3326)
Захвачен во Франции 28 сентября 1939 года
В сентябре 1939 года во время непродолжительных боев между немецкими и французскими пилотами в руки последних попал один из новейших истребителей Германии. Из-за отсутствия топлива его пилот унтер-офицер Георг Пафенцигер (Unteroffizier Georg Pavenziger) был вынужден сделать аварийную посадку к югу от Агно (Haguenau [фр.], Hàwenau [эльзас.], Hagenau [нем.]). Этот город был расположен на территории департамента 67 (Нижний Рейн [Bas-Rhin]) примерно в 25 километрах к северу от Страсбурга и в 60 километрах к юго-востоку от Саргемина (Sarreguemines), департамент 57 (Мозель [Moselle]). Посадка самолета была совершена 28 сентября 1939 года в 12:00.
Унтер-офицер Пафенцигер являлся пилотом эскадрильи 2./JG 51. Он был взят в плен, но затем он смог сбежать и вернуться к своим товарищам. Георг Пафенцигер смог пережить войну и на его счету числилось пять побед, в том числе и четырехмоторный бомбардировщик. Самолет Пафенцигера – Me 109 E-1 («красная 9», зав.ном. 3326) – достался французам в полностью исправном состоянии и был переправлен ими в расположенный к юго-востоку от Страсбурга городок Нёоф (Neuhof).
Во время детального обследования выяснилось, что в предыдущих боях Me 109 E-1 Пафенцигера получил некоторые повреждения (несколько отверстий). 6 октября 1939 года в Нанси во время одного из испытательных полетов французский пилот не выпустил шасси и совершил посадку на фюзеляж. Очевидцы утверждали, что это было вызвано ошибкой пилота.
После ремонта Me 109 E-1 был передан англичанам, и в конце октября 1939 года машина была отправлена на остров в расположенный в Боскомб-Дауне (Boscombe Down) Научно-исследовательский центр авиации и вооружения (Aeroplane and Armament Experimental Establishment – A&AEE). По одной из версий в Великобритании самолет в воздух так и не поднимался.
По другой версии истории этого самолета он был потерян 28 ноября в результате столкновения с летевшим рядом истребителем Hawk 75A. Американскую машину пилотировал капитан Константин Розанов [1]. Французы рассматривали возможность закупки истребителей Hawk 75A для пополнения своих ВВС.
В заключение авторам хотелось бы отметить, что Константин Розанов стал одним из первых пилотов союзников, которые имели возможность летать на самолетах будущих смертельных врагов [2].
Me 109 E-1 («красная 9», зав.ном. 3326) был первым истребителем модификации E, попавшим в руки французов. Камуфляж самолета состоит из цветов RLM 70/71/65
«красная 9» во время осмотра и испытаний во французском научно-исследовательском центре
6 октября 1939 года в Нанси Me 109 E-1 («красная 9», зав.ном. 3326) совершил посадку на фюзеляж. Очевидцы утверждали, что это было вызвано ошибкой французского летчика-испытателя. Тем не менее, истребитель был восстановлен, и в конце декабря 1939 года летал в Боскомб-Дауне, Великобритания
Me 109 E-1 («красная 9», зав.ном. 3326) испытывался с нанесенными на крыло и руль направления французскими опознавательными знаками. Немецкие опознавательные знаки на крыле и киле были закрашены зеленой краской, которая была ярче, чем оригинальная Dunkeigrun RLM 71
- за два года до описываемых событий Константин Розанов летал в Испании на Me 109 B-1
- до падения Франции капитан Розанов также пилотировал истребитель Spitfire Mk I
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»