Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

15

Третий Рим

Доброго времени суток, дорогие друзья!

В рамках альтернативы «Третий Рим» продолжаю серию статей по теме: «Русский Флот в XVI–XVII веках».

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть I. История создания Русского Флота

Вторая часть посвящена польскому и шведскому флотам, и их действиям в польско-шведской войне 1626–1629 годов. Статья имеет справочный характер и значительный объем информации из реальной истории, необходимый для обоснования дальнейшего альтернативного варианта истории русского флота. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Русский Флот в XVI–XVII веках

II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Польский флот

Попытки заложить польский военный флот предпринимал ещё король Речи Посполитой Сигизмунд II Август (1548–1572). Но дело ограничилось постройкой галеона «Smok». Лишь в 1620-х годах король Сигизмунд III Ваза распорядился организовать постройку кораблей. Сменивший его на польском престоле Владислав IV подошёл к делу обстоятельнее, он задумал создать свой собственный военный флот.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Польский галеон «Wielkie Słońce»

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Польский галеон «Smok», спущенный на воду в 1571 году

30 апреля 1632 года умер король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза. Главным фаворитом на выборах стал сын покойного короля Владислав. Его матерью была принцесса из дома австрийских Габсбургов Анна Австрийская. От неё принц унаследовал симпатию к Западной Европе и тягу ко всему европейскому. Ко времени смерти отца Владислав уже имел большой военный опыт. Он сражался во многих битвах с Россией, Турцией и Швецией. В 1624–1625 годах по инициативе отца он совершил турне по Европе под именем простого польского дворянина Снопковского. Королевич посетил Мюнхен, Антверпен, Бреду, далее проследовал в Италию, где побывал в Риме, Флоренции, Генуе, Пизе. Из этой поездки Владислав вынес стойкое убеждение, что Польшу необходимо модернизировать. И прежде всего ей нужен свой флот.

8 ноября 1632 года Владислав избран королём. Саму коронацию отложили до 6 февраля следующего года, поскольку с сеймом не были ещё согласованы дополнительные статьи Pacta Conventa (всеобщих соглашений), которые заключались между королём и польской шляхтой. Владислав настоял на внесении изменений в документ, он хотел прописать в кондициях строительство польско-литовского флота и береговых укреплений, чтобы не позволить врагам Польши высаживать десанты с моря. Будущий король брал на себя ответственность в создании «флота Балтийского моря в соответствии с интересами Польско-Литовской Унии» и просил сейм выделить на это 3,1 млн злотых. Согласно статье 58, на эти деньги Владислав обещал построить не менее 30 военных кораблей, а также галерный флот «не хуже, чем в Венеции или Генуе».

В конце 1632 года было поставлено в перестройку 15 бывших торговых судов: 32-пушечный «Czarny Orzeł», 24-пушечные «Prorok Samuel», «Wielkie Słońce», «Nowy Czarny Orzeł», 16-пушечные «Biały Orzeł», «Charitas», «Gwiazda», «Strzelec», 12-пушечные «Święty Piotr» и «Fortuna», 10-пушечный «Mały Biały Orzeł», а также четыре малых корабля. Кроме того, планировались закупки кораблей в Дании, Англии, Голландии и Швеции.

Командующим флотом был назначен шотландец – вицепрефектус (вице-адмирал) Александр Сетон. Ему полагалось жалование – 1 200 злотых в месяц. Кстати, до польской службы Сетон был полковником и служил Дании. Интересная ситуация сложилась с Англией. Король Карл I был протестантом – но протестантом, сочувствующим католицизму. Всё своё царствование он заигрывал с католиками. В Ирландии он собирал деньги с приверженцев папы, обещая им льготы, а в Шотландии поддерживал католическую церковь в пику пуританам и пресвитерианам. Именно шотландская католическая община и стала для Польши настоящей «кузницей кадров». Всего удалось завербовать 34 шотландца, занявших в Польше в основном командные должности.

Особое значение создание польского флота приобрело после гибели 6 (16) ноября 1632 года в битве под Лютценом шведского короля Густава II Адольфа, не оставившего наследника. Польский король Владислав IV претендовал на трон Швеции. Сначала он попытался предложить свою кандидатуру, но после того как шведский риксдаг её отверг, польскому королю оставалось лишь решать вопрос силой. В тоже время Швеция блокировала коммерческий вывоз из Данцига и оккупировала польскую Пруссию, чтобы перехватить торговые потоки, прежде всего вывоз зерна, и перенаправить их в шведскую Лифляндию.

В 1634 году Швеция, участвовавшая в Тридцатилетней войне, потерпела поражение от имперских войск, находилась в тяжёлом положении и стремилась избежать новой войны с Речью Посполитой. Владислав IV стремился возобновить войну со Швецией. Летом 1635 года в Пруссии была сконцентрирована 21-тысячная Коронная армия. Но дальнейшее развитие событий зависело от решения сейма, а Речь Посполитая устала от постоянных войн со Швецией, Россией, Османской империей и Крымским ханством, шедших с 1600 года. Шляхта, магнаты и Гданьск желали мира.

В тоже время Глава правительства Франции кардинал Ришелье пригрозил шведам, что лишит их субсидий, если они не снимут блокаду с польского порта и не уйдут из Коронной Пруссии. Объяснялось это просто: Швеция была союзником Франции в Тридцатилетней войне. Франция совершенно не хотела, чтобы шведские войска вышли из борьбы с Католической лигой и занялись местечковыми разборками на Балтике. Шведы, напуганные потерей огромных денег, согласились на все условия кардинала.

12 сентября 1635 года, при посредничестве Франции, в деревне Штумсдорф (польск. Штумска Весь) было подписано новое перемирие на 26 лет. Швеция возвращала все захваченные территории в Королевской и Герцогской Пруссии и прекращала сбор пошлин в Гданьске, но сохраняла за собой большую часть территории Ливонии к северу от Западной Двины и Ригу. Проживавшим в шведской части Ливонии католикам была гарантирована свобода вероисповедания. Кроме того, Великое княжество Литовское получило право свободной торговли на Западной Двине. Польский король Владислав IV Ваза отказывался от претензий на шведскую корону.

Заключив перемирие со Шведцией Владислав IV занялся укреплением побережья. Прежде всего в 1635 году началось строительство двух приморских крепостей – Владиславово (Владыславово) в Пуцком заливе и Казимирово на западной стороне Хельской косы. Были обновлены укрепления у крепостей Данциг, Эльблонг и Торунь. Флот перешёл во Владиславово, а король вел переговоры с Голландией и Англией о покупке кораблей. Кроме того, с берегов Днепра в балтийские порты были переброшены 500 казаков с «чайками». Польские военачальники решили, что они заменят галерный флот. Командовал соединением атаман Константин Волк. Планировалось использовать казаков в набегах на Шведскую Ливонию, а также на коммуникациях против торговых судов шведов.

Но при строительстве флота Владислав столкнулся с проблемой недостатка средств. Шляхта, тяготевшая к земле, совершенно не желала финансировать строительство кораблей. Королевская казна, потратившая на строительство уже 375 тысяч флоринов, стала хроническим должником. Денег было просто негде взять. Поскольку войны со Швецией не предвиделось, а денег на флот требовалось много, король Владислав IV решил создать польскую Вест-Индскую компанию для торговли с островами в Карибском море, а в перспективе с Индией и Китаем.

В 1636 году для пополнения казны король Владислав IV, вдохновленный датским примером (датский король Кристиан IV повысил пошлину за проход пролива Скаггерак и только за 1635 год получил доход в 616 тысяч талеров), использовал часть своих кораблей для сбора пошлин в торговле с Данцигом. Данциг был самым большим торговым портом Балтики, центром торговли хлебом, пенькой и лесом, через Данциг шли в Северную Европу польские, немецкие, австрийские, русские товары. Но Владислав не учёл того, что Данциг входил в орбиту международной торговли, с ним имели дело далеко не только поляки, но и великие морские державы.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Данциг, начало XVII века

16 марта 1637 года на рейде Владиславово, где стояло 12 польских кораблей, появилась датская эскадра из 23 линейных кораблей и фрегатов под командованием самого короля Дании Кристиана IV. Без объявления войны, датчане атаковали польский флот прямо в бухте и, не встретив сопротивления, сожгли его. Два уцелевших корабля датчане заставили поляков продать по цене дров.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Вильгельм Марстранд «Датский король Кристиан IV на борту своего флагмана»

Потом датская эскадра проследовала к Данцигу, и датчане потребовали отменить недавно введённые пошлины, что городской магистрат и сделал, оправдываясь потом перед Владиславом, что уступил грубой силе.

Тем не менее у Польши оставалось семь боевых кораблей, стоявших в Гданьске. Местный купец Георг Хевель сдал их внаём королю. Он даже согласился некоторое время содержать их за свой счёт.

В 1639 году польский король решил ещё раз попытаться спровоцировать войну со Швецией, планируя вторжения австрийских войск в Шведскую Ливонию. Однако австрийцы были заняты в Германии и свободных войск просто не смогли выделить. А затем Польше стало уже не до войны со Швецией.

Шведский флот

В начале XVII века Швеция значительно упрочила свое положение в Европе. Основатель новой королевской династии Густав I Васа много сделал для того, чтобы вывести страну из средневековой отсталости. Он избавил Швецию от датского владычества, провел реформацию, подчинив государству ранее всесильную церковь.

В ходе Тридцатилетней войны 1618-1648 годов Швеция, которая претендовала на роль одной из главенствующих стран Европы, стремилась окончательно закрепить свое господствующее положение на Балтике. Основным соперником Швеции в западной части Балтийского моря была Дания которая владела обоими берегами Зунда и важнейшими островами Балтийского моря. Но это был очень сильный соперник. Тогда шведы все внимание сосредоточили на восточных берегах моря. Но в последней русско-шведской войне (1610-1617) Швеции захватить принадлежавшие русскому государствугорода Ям, Копорье, Орешек и Ивангород, и лишить таким образом русское государство выхода к Балтийскому морю шведам не удалось.

Новый король династии Васа Густав II Адольф (1594-1632) хотел достичь полного господства Швеции в Балтийском море и начал создавать сильный военно-морской флот.

Густав II Адольф решил построить несколько кораблей уже имеющихся типов и отлить больше бронзовых пушек. Кроме того, он задумал получить корабли нового типа с двумя большими пушечными палубами и более тяжелыми орудиями, которые превзошли бы все другие корабли на Балтике и стали бы флагманскими. Первая попытка создания таких кораблей в 1619 году была неудачна. Но к 1620 году экономическая ситуация в стране значительно улучшилась, и король получил возможность пригласить голландских мастеров, которые в те времена считались самыми искусными кораблестроителями. В 1624 году король приказывает построить два корабля нового класса, вооруженных новым типом артиллерии. Для строительства была выбрана стокгольмская военно-морская верфь, расположенная на острове (сейчас полуостров) Блазиехольмен в центре города.

Осенью 1624 года шведские риксадмирал Карл Карлссон Юлленъельм и вице-адмирал Клас Ларссон Флеминг вместе с голландским мастером-кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном де Гроотом, уже работавшем на стокгольмской военно-морской верфи, получили задание от короля Густава II Адольфа разработать пятилетний план по строительству и техническому обслуживанию шведского флота. 23 декабря 1624 года (2 января 1625 года) был подписан предварительный контракт Хенриком Хюбертссоном де Гроотом с Адмиралтейством, а 10 (20) января 1625 года Хенрик и его брат Арент де Гроот подписали окончательный вариант контракта с королем. Согласно контракту, оба брата должны были построить два малых и два крупных корабля. Большими были «Tre Kronor» («Три короны»), завершенный осенью 1625 года, и «Vasa», сошедший со стапелей в заливе Нюбрувикен в конце 1627 года. Всего к 1625 году было построено 25 новых боевых кораблей.

Наибольший интерес король проявил к строительству нового флагманского корабля. Этот корабль получил имя «Vasa» – в честь шведской королевсксй династии, к которой принадлежал Густав II Адольф. Он был символом шведской идеи господства на Балтике. «Vasa» был задуман как корабль, который сможет победить любой корабль на Балтике и при этом установит новые стандарты огневой мощи. К строительству «Vasa» были привлечены лучшие корабельные мастера, художники, скульпторы, резчики по дереву. Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Линейный корабль «Vasa» под окнами королевского дворца

Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих кораблей шведского флота, «Vasa» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в своём первом выходе из Стокгольмской гавани 10 (20) августа 1628 года.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Линейный корабль «Vasa» (Швеция, 1628 год)

К 1630 году в составе Шведского Королевского Флота имелся один 66/74 пушечный линейный корабль «Äpplet» (1628) и четыре фрегата – 28/36 пушечный «Stockholm» (1622), 28/34 пушечный «Apollo» (1622), 42 пушечный «Kristina» (1624), 30/40 пушечный «Svärdet» / «Nya-Svärdet» (1626), 32/34 пушечный «Stora Nyckeln» / «Riks-Nyckeln» (1630)» (через дробь указано количество пушек после модернизации и изменения названий).

Строительство линейных кораблей и фрегатов продолжалось. До 1640 года было построено 3 линейных корабля 1-го ранга – 68/74 пушечный «Stora Kronan» (1633), 68/74 пушечный «Göta Ark» (1634), 58/66 пушечный «Scepter» (1636), 3 линейных корабля 2-го ранга – 34/50 пушечный «Jupiter» (1633), 40/42 пушечный «Mars» (1633), 32/46 пушечный «Smålands Lejon» (1633) и 3 фрегата – 33/34 пушечный «Samson» (1632), 30/36 пушечный «Göteborg» (1633), 28/36 пушечный «Svan» (1636), кроме того куплен 28/36 пушечный фрегат «Rafael» / «Ängel Rafael» (1640) и получен в качестве приза 26/30 пушечный фрегат «Salvator» (1633). Таким образом, к 1640 году в составе шведского флота состояло 4 линейных корабля 1-го ранга, 3 линейных корабля 2-го ранга, 9 фрегатов. Кроме того, в военное время могло быть мобилизовано более 100 торговых судов.

Флота в польско-шведской войне (1626–1629)

В ходе польско-шведской войны 1626–1629 годов военные флота Шведции и Речи Посполитой сыграли значительную роль в ходе и исходе войны.

Стремясь заставить короля Речи Посполитой Сигизмунда III заключить мир и отказаться от претензий на шведский престол, король Швеции Густав II Адольф решил перенести войну на территорию Восточной (Герцогская) и Западной (Королевская) Пруссии, куда направился во главе мощного флота из 125 военных и транспортных кораблей, на которые было посажено 14 тысяч солдат. 6 июля 1626 года в Пиллау (польск. Пилава), на территории Герцогства Пруссия, высадилось свыше 7 тысяч солдат, включая 1 тысячу кавалерии, под командованием шведского короля.

Эта высадка оказалась абсолютной неожиданностью для Речи Посполитой. Наступая на Гданьск (нем. Данциг), он в течение 20 дней, почти без боя, занял 16 городов в Герцогской и Королевской Пруссии, в том числе Бранево (нем. Браунсберг), Фромборк (нем. Фрауэнбург), Эльблонг (нем. Эльбинг, 13 июля), Орнета (нем. Вормдит, 17 июля) и Мальборк (нем. Мариенбург, 18 июля), взят после всего только двух дней осады. Шведский флот начал взимать пошлину с торговых кораблей, идущих в Гданьск. Вскоре шведы форсировали Вислу и захватили Тчев (нем. Диршау), Гнев (нем. Меве) и Старогард (нем. Пройсиш-Штаргард), а высаженный с кораблей шведский десант занял Оливу и Пуцк (нем. Путциг), стоявшие в пуцком порту корабли сумели вырваться и уйти в Гданьск. Только упорная оборона Пасленка (нем. Пройсиш-Холланд) остановила их наступление. 14 сентября шведы взяли крепость Гданьска-Глова (нем. Данцигер-Хаупт). После первых успехов главной целью шведских войск стал Гданьск. Взятие этого крупнейшего портового города обеспечило бы Швеции доходы, вытекающие из гданьской морской торговли.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Морской бой у Гданьска

В 1627 году время шведский флот продолжал блокаду Гданьска. С приходом осени большая часть его кораблей вернулась в Швецию, блокаду продолжали только 6 кораблей под командованием вице-адмирала Нильса Стёрнхольда, получившего приказ продолжать блокаду до декабря. 28 ноября 1627 года при Оливе польский флот под командованием адмирала Аренда Дикманна атаковал не ожидавшую нападения эскадру Стёрнхольда. Во время боя Дикманн и Стёрнхольд получили смертельные ранения, но поляки одержали победу. Шведы потеряли два галеона. Один был потоплен, второй, флагманский корабль Стёрнхольда, захвачен поляками. Блокада Гданьска была снята.[1]

После поражения под Оливой в 1627 году в Швеции поняли какую угрозу может представлять немногочисленный польский флот и решили его уничтожить. В ночь на 6 июля 1628 года при Вейксельмюнде (польск. Вислоустье) шведский флот под командованием Густава II Адольфа внезапно атаковал и нанёс поражение стоявшему на рейде польскому флоту. Во время сражения один польский галеон взорвался и ещё один затонул, остальные 8 кораблей польского флота также получили серьёзные повреждения, корабельные экипажи понесли потери, среди погибших был командующий польским флотом адмирал Григорий Фентросс.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Битва под Оливой 28 ноября 1627 года (гравюра)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Анна и Анджей Орлинские «Битва од Оливой 28 ноября 1627 года»

Спустя два месяца реорганизованная после поражения польская эскадра захватила под Хелем (нем. Хела) севший на мель шведский корабль. Но воевать со шведами в море на равных поляки уже не могли. До самого конца войны шведский флот обладал господством в Балтийском море. Шведы получали средства на ведение войны, взимая высокую пошлину с шедших в Польшу торговых кораблей. Таким образом, блокада польского побережья давала Швеции, одновременно, два преимущества – ослабление экономики Речи Посполитой и пополнение собственной казны.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть II. Военно-политическая обстановка в регионе Балтийского моря

Морской бой при Вейксельмюнде 6 июля 1628 года

В свою очередь война негативно отразилась на экономике Речи Посполитой. Главной причиной стал тот факт, что театром военных действий стали территории имевшие особое значение для польской внешней торговли. В 1620-е годы ее значительная часть, 5,5 миллионов талеров, проходила через Гданьск и Кёнигсберг (польск. Крулевец). 80 % этой суммы приходилось на Гданьск. Блокада польских портов шведским флотом сильно ударила по польскому экспорту. Резко упала торговля в Гданьске. В 1625 году в Гданьск заходило до 1097 торговых кораблей, в 1627 году – только 150. Весной 1627 года из-за угрозы захвата шведами под Грудзёндзом стали корабли с зерном. Сокращение торговли с Европой привело к значительному падению цен на зерно и увеличению цен на импортные товары. Прекращение гданьской торговли имело серьезные последствия и для Европы, так как вызвало значительный рост цен на продукты питания и лес в Англии, Франции, Голландии и в ряде других стран, которые были заинтересованы в восстановлении мира в Балтийском регионе.

После догих переговоров, 26 сентября 1629 года в деревне Альтмарк (польск. Стары Тарг) между Швецией и Речью Посполитой было заключено 6-летнее перемирие. Швеция сохраняла контроль над большинством портов в Герцогской и Королевской Пруссии, в их числе Толькмицко (нем. Толкемит), Эльблонг, Бранево, Пиллау, Мемель, кроме Кёнигсберга, Гданьска и Пуцка. Брандебургский курфюрст и герцог Пруссии Георг Вильгельм, в качестве компенсации за захваченные Швецией территории в Герцогской Пруссии, получал в Королевской Пруссии города Мальборк, Штум, крепость Гданьска-Глова и Жулавы. По истечении срока перемирия, если не будет подписан мирный договор между Швецией и Речью Посполитой, курфюрст был обязан передать вышеуказанные города и территории Швеции.

Примечания:

[1] Битва при Оливе – морское сражение между флотом Речи Посполитой и шведским флотом 28 ноября 1627 года в Данцигском заливе.

Сильный военно-морской флот шведов все лето 1627 года блокировал Данциг, всецело господствуя на море. Осенью большинство шведских кораблей ушло в Швецию; в бухте Данцига остались только 12, из которых 6 находились в Пиллау, а остальные – блокировали Данциг под командованием вице-адмирала Нильса Гёрансона Стёрнхольда (Niels Göranson Stiernsköld). В составе его эскадры находились 5 галеонов («Tigern», «Solen», «Pelikanen», «Manem», «Enhórningen») и 1 пинасса («Papegojan»). Они должны были как можно дольше блокировать город, а затем вернуться в шведские порты. Стёрнхольд выбрал для своей эскадры лучшие корабли, но их экипажи были измотаны летней кампанией, а многие болели цингой.

Флот Речи Посполитой в течение лета находился у крепости Вехзельмюнде. В его составе имелось 10 кораблей (галеоны «Водник» («Wodnik»), «Рыцеж Сьвенты Ежи» («Rycerz Święty Jerzy»), «Лятаёнцы Елень» («Latający Jeleń»), «Круль Давид» («Król Dawid»), пинассы «Панна Водна» («Panna Wodna»), «Арка Ноэго» («Arka Noego»), «Жолты Лев» («Żółty Lew») и флейты «Чарны Крук» («Czarny Kruk»), «Бялы Лев» («Biały Lew»), «Пломень» («Płomień»), из которых только 4 галеона по вооружению и размерам были сопоставимы со шведскими кораблями. Остальные представляли собой корабли, переделанные из торговых судов. Зато на них имелось 170-175 орудий против 140 шведских, что давало количественный перевес над шведской артиллерией. Но, так как эти пушки были более легких калибров, то в целом огневая мощь сторон была примерно равна. В этой ситуации уже в середине ноября королевская корабельная комиссия Сигизмунда III Вазы приняла решение вывести корабли в море и прорвать шведскую блокаду. Это решение было продиктовано торговыми интересами Данцига, который в случае удаления шведских кораблей из своих вод мог в течение нескольких недель отправить в западноевропейские порты скопившиеся на складах товары.

Решение о выходе в море было принято 23 ноября, а его осуществление назначено на 26-е. В связи с болезней адмирала Вильгельма Аппельмана королевские комиссары передали командование флотом находящемуся в Данциге купцу и мореходу голландского происхождения капитану Аренду Дикманну (польск. Arend Dickmann), присвоив ему звание адмирала. Свой флаг он поднял на галеоне «Рыцеж Сьвенты Ежи (1627) (польск. «Rycerz Święty Jerzy»). Его заместителем назначили капитана галеона «Водник» («Wodnik») Германа Витте, которому перед началом битвы было присвоено звание контр-адмирала, и он же был назначен командующим артиллерией флота Речи Посполитой. Следующим за ним в иерархии был капитан Якоб Мюррей (James Murray) на галеоне «Круль Давид» («Król Dawid»). Командовать морской пехотой флота назначался Ян Сторх (Йоган Шторх).

26 ноября в соответствии с полученным приказом корабли Речи Посполитой предприняли попытку выйти в бухту Данцига, но уже на выходе из гавани их встретил огонь шведских кораблей, под которым флагманский корабль так неудачно сманеврировал, что сел на мель. После этого корабли вернулись назад, а шведы, ободренные успехом, ушли к Гелю. На следующий день при противном ветре флот Речи Посполитой на буксире у гребных судов вышел из гавани на рейд, готовясь к боевым действиям. Шведы не подозревали об этом выходе, и весь день пробыли у Геля.

28 ноября, когда ветер изменился на юго-восточный, а выход кораблей Речи Посполитой стал возможным, шведы вернулись к Данцигу, не ожидая встретить противника на рейде. В авангарде их эскадры шли флагманский корабль «Tigern» вице-адмирала Стёрнхольда и «Pelikan» под командованием его заместителя капитана Фритцема. Остальные 4 корабля («Solen», «Enhörningen», «Manem» и «Papegojan») с трудом лавировали против встречного ветра и поэтому отстали. Заметив это, адмирал Дикманн пушечным выстрелом дал сигнал к атаке. Корабли Речи Посполитой подняли якоря и устремились в сторону шведов, которые не ожидали такой реакции. Их корабли вступили в бой с шведами в ордере роя двумя эскадрами по 5 кораблей. В первую из них входили галеоны «Рыцеж Сьвенты Ежи» («Rycerz Święty Jerzy») и «Лятаёнцы Елень» («Latajacy Jelen»), пинассы «Панна Водна» («Panna Wodna») и «Жолты Лев» («Żółty Lew») вместе с флейтом «Чарны Крук» («Czarny Kruk»). В соответствии с тактикой роя головным шел самый сильный из них – «Рыцеж Сьвенты Ежи» («Rycerz Święty Jerzy»), за ним пинассы; замыкал строй флейт. Во главе второй эскадры шел галеон «Водник» («Wodnik»), за ним – пинас «Арка Ноэго» («Arka Noego»), слева – галеон «Круль Давид», справа – флейт «Бялы Лев», замыкающий – флейт «Пломень». Пользуясь попутным ветром, шли наперерез курсу шведского авангарда и, сблизившись, первыми открыли артиллерийский огонь, навязывая противнику выгодные для себя условия боя. Стёрнхольд, не ожидавший атаки, при сближении с кораблями Речи Посполитой изменил курс на северо-восточный, чтобы, идя в полветра, иметь лучшую возможность для маневрирования.

Возглавлявший эскадру Речи Посполитой «Рыцеж Сьвенты Ежи» первым вступил в бой, обстреливая шведский адмиральский корабль из носовых орудий и одновременно стремясь взять его на абордаж. «Tigern», оказавшийся под огнём, пытался ответным огнём и маневрированием избежать абордажного боя. Маневры не помогли. После недолгой перестрелки «Рыцеж Сьвенты Ежи» сумел приблизиться борт к борту с противником. На борту шведского корабля разгорелся абордажный бой, поддерживаемый с обеих сторон ружейным огнём. Во время схватки был тяжело ранен капитан «Tigerna» Стюарт и смертельно ранен вице-адмирал Стёрнхольд, что сказалось на дальнейшем ходе сражения, так как никто не управлял действиями кораблей. Тогда же на помощь своему флагману пришел пинас «Панна Водна», который атаковал шведский адмиральский корабль с кормы.

По носу последнего маневрировал галеон «Лятаёнцы Елень» («Latajacy Jelen») под командованием капитана Эллерта Аппельманна, готового перехватить его в случае попытки бегства или вступить в бой со спешащими на помощь другими шведскими кораблями. Чаша победы начала крениться на сторону кораблей Речи Посполитой. В скором времени «Tigern» сдался. В последние минуты абордажа шальным ядром адмиралу Дикманну оторвало ноги, вследствие чего он умер (похоронен в Данциге). Другая эскадра ударила по другому флагманскому кораблю «Pelikan», но тот сумел избежать абордажа. К нему пробовал приблизиться «Круль Давид», но все закончилось обменом пушечными залпами. Удачнее действовал «Водник», который все же сумел сблизиться с галеоном «Solen». На помощь ему поспешил и флейт «Бялы Лев», так как «Solen» был гораздо больше и лучше вооружён, чем «Водник». В сторону «Водника» с «Solen» раздались несколько залпов, в результате чего галеон получил повреждения, заставившие его командира сигнализировать о помощи командиру корабля «Круль Давид». Однако адмирал Речи Посполитой не собирался отступать. «Водник» сумел не только перенести огонь вражеского корабля, но и сам произвел два или три бортовых залпа в сторону противника. Затем, атакованный двумя противниками сразу, шведский корабль оказался в безвыходной ситуации. В бою погиб капитан «Solena» Форрат. Видя, что кораблю грозит быть захваченным, его шкипер бросился к носовой пороховой камере и поджёг порох. Огромный взрыв полыхнул на борту «Solena», который быстро затонул. Часть моряков Речи Посполитой и шведских моряков успела перескочить на атакующие корабли. От взрыва погибло 46 моряков «Solenа» и 23 моряка с «Водника» (помимо 10 погибших ранее, при обстреле). Это был последний этап битвы, так как в это время экипажи кораблей первой эскадры взяли шведский флагманский корабль «Tigern» на абордаж. Остальные шведские корабли стали уходить с рейда Данцига, направляясь в открытое море. За ними в погоню устремились галеон «Лятаёнцы Елень», пинасы «Арка Ноэго», «Панна Водна» и «Жолты Лев» вместе с флейтами «Чарны Крук» и «Бялы Лев». Погоня длилась недолго. У Гельской косы первым отвернула «Панна Водна», сделав вдогонку шведам три выстрела. Остальные корабли приняли это за сигнал к повороту назад и тоже прекратили погоню.

Это была первая и единственная громкая морская победа флота Речи Посполитой. Шведы потеряли в нём 2 корабля и оставили акваторию; со стороны Речи Посполитой были повреждены 3 корабля – «Рыцеж Сьвенты Ежи», «Круль Давид» и «Водник». Победа флота Речи Посполитой позволила снять блокаду Данцига, но не оказала существенного влияния на ход войны.

Флот Речи Посполитой:

1-я эскадра:

32-пушечный галеон «Ritter Sankt Georg» (пол. «Рыцеж Сьвенты Ежи», рус. «Рыцарь святой Георгий»), водоизмещение 400 т, командир Йоган Шторх, штурман Иероним Тешке (нем. Hieronim Teschke)

20 пушечный галеон «Fliegender Hirsch» (пол. «Лятаёнцы Елень», рус. «Летающий олень»), водоизмещение 300 т, командир Эллерт Аппельман (нем. Ellert Appelman)

12 пушечный пинас «Meerweib» (пол. «Панна Водна», рус. «Сирена»), водоизмещение 160 т, командир Адольф фон Арген (нем. Adolf von Argen).

16-пушечный флейт «Schwarzer Rabe» (пол. «Чарны Крук», рус. «Черный ворон»), водоизмещение 260 т, командир Александр Блайр.

10-пушечный пинас «Gelber Löwe» (пол. «Жолты Лев», рус. «Желтый лев»), водоизмещение 120 т, командир Ганс Кизеро (нем. Hans Kizero).

2-я эскадра:

17-пушечный галеон «Meerman» (пол. «Водник», рус. «Водяной»), водоизмещение 200 т, командир Герман Витте (англ. Herman Witte)

31-пушечный галеон «König David» (пол. «Круль Давид», рус. «Король Давид»), водоизмещение 400 т, командир Джеймс (Якоб) Мюррей (англ. James Murray на польском языке, часто упоминается как Якуб Мора (Jakub Mora))

16-пушечный пинас «Arche Noah» (пол. «Арка Ноэго», рус. «Ноев ковчег»), водоизмещение 180 т.

8-пушечный флейт «Weisse Löwe» (пол. «Бялы Лев», рус. «Белый лев»), водоизмещение 200 т, командир Питер Бьозе (нем. Piotr Böse)

18-пушечный флейт «Feuerblas» (пол. «Пломень», рус. «Пламя»), водоизмещение 240 т.

Шведский королевский флот:

22-пушечный галеон «Tigern» («Тигр»), флагман, водоизмещение 320 т.

20-пушечный галеон вице-адмирала Фритца «Pelikanen» («Пеликан») водоизмещение 200 т

38-пушечный галеон «Solen» («Солнце»), водоизмещение 300 т

26 пушечный галеон «Manem» («Луна»), водоизмещение 300 т

18-пушечный галеон «Enhörningen» («Единорог»), водоизмещение 240 т

16-пушечный пинас «Papegojan» («Попугай») водоизмещение 180 т

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account