Третий Рим. Государственное управление Русского Царства в XVII веке (Часть I)

16

Третий Рим

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Продолжаю публиковать главы альтернативы «Третий Рим». Для того, чтобы не разрывать повествование и создать информационную основу для следующей главы, статья «Государственное управление Русского Царства в XVII веке» в текстуальной части (книге) выделена в приложения.

В статье представлены история Государственного управления Русского Царства в XVI-XVII веках, изменения в альтернативном варианте истории с 1613 года до 1700 года. Статья имеет справочный характер и большой объем информации, в том числе из реальной истории. Но для понимания проводимых реформ требуется систематизация исторических материалов. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения реальных событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом.

С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Государственное управление Русского Царства в XVII веке

Содержание:

Земский собор

Земский собор – высшее сословно-представительское учреждение Русского Царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии.[1]

Земский собор состоял из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую – воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Вторая «палата» состояла из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву. Обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей. Каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу. Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля – марта 1547 и весны 1551 годом были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом. Впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным – «освященным»). Слово «земский» значило «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»).

История земских соборов[2] начинается во время правления Ивана IV Грозного. В 1547 году Иван IV для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады» созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах).

Собор продолжался два дня. В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. В первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине», затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские. Для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 году, на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

Земский собор 1547 года

Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584-1610 годы). Соборы выполняли функцию избрания на царство. С 1610 по 1613 годы земский собор при Ополчениях превращается в орган верховной власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни Русского государства.

Земский собор 1613 года – собрание представителей различных земель и сословий Русского царства, состоявшееся для избрания на престол нового царя. Открылся 16 (26) января 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля, созывался в условиях династического кризиса. Его главной задачей было избрание и легитимизация новой династии на российском престоле. 21 февраля (3 марта) 1613 года собором на царство избран князь Пожарский Дмитрий Михайлович Благословенный, положив начало новой династии, получившей имя «Дмитриевичи-Мономашичи-Рюриковичи». 25 марта (4 апреля) 1613 года Земский собор по предложению избранного царя Дмитрия Михайловича одобрил отмену местничества.

Земский собор 1613 года

В 1613-1622 годах собор действовал непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при Государе. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении административных, военных, финансовых реформ и решении текущих вопросов: ликвидация последствий интервенции и предотвращение новой агрессии со стороны Польши, восстановление подорванного хозяйства, сбор пятинных денег и других мер, требующих всенародной поддержки. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

В 1632-1653 годах соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Малороссии, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. В 1639 году состоялся собор по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства и объявлении войны Речи Посполитой. Последний собор в полном составе собирался в 1649 году. На Земском соборе был принят свод законов Русского государства – «Соборное уложение 1649 года».

В 1653-1684 годах значение земских соборов снижается. В 1684 году состоялся последний земский собор в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. После этого земские соборы больше не собирались, что стало результатом проводимых реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

Боярская дума

Боярская дума – высший совет Русского царства, состоявший из представителей феодальной аристократии. Боярская дума являлась продолжением и развитием княжеской думы X-XI века в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века. Самостоятельной роли боярская дума не играла, являясь эквивалентом не собрания аристократии, а государственного совета, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно ярко проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».[3]

Боярская дума была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Аристократический характер думы проявлялся в том, что большинство её членов до 1613 года принадлежало к узкому кругу знатных фамилий и назначалось в думу монархом в соответствии с местническим старшинством. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и бояр служилых в точном смысле. Высший класс служилых именуется «боярами введёнными», то есть введёнными во дворец для постоянной помощи великому князю в делах управления.

Заседание Боярской Думы в тронной зале

Другой низший разряд таких же дворовых слуг именуется путными боярами, или путниками, получившими «путь» – доход в заведование. Советниками князя, членами боярской думы могли быть только бояре введённые, именуемые иногда «бóльшими». Это и было переходом к образованию из боярства чина (дававшего потом право на заседание в думе).

Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это – князья, делавшиеся советниками великого князя благодаря своему титулу, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как они считали своё звание выше боярского. Князья преобладали в думе до конца XVI века, а с этого времени уже далеко не всякий князь попадал в думу. Многочисленность служилых князей принудила сделать между ними выбор и проводить в думу лишь некоторых через чин боярина. Кроме того, в состав думы входили и некоторые должностные лица. Так, присутствовать в думе мог окольничий, звание, которое затем превратилось в чин. При Иване III право суда и управления принадлежало боярам и окольничим («Судити суд боярам и окольничим», Судебник 1497 года, статья I).

В начале XVI века великий князь начал вводить в думу простых дворян, которые получали звание думных дворян. Особенно много людей этого звания появилось во время борьбы Ивана Грозного с родовитым боярством. К этому же времени относится появление в думе и думных дьяков. При усилении письменного делопроизводства появилась и канцелярия при думе. Думным дьякам поручались те дела, которые дума не могла вести в полном объёме (посольские, разрядные, наместные, дела бывшего Казанского царства). Поэтому думных дьяков в XVI веке было, как правило, четверо. В результате дьяки из секретарей превратились в обладателей статуса, схожего с министерским, и, каждый по своему ведомству, получили право голоса на заседаниях думы, хотя формально не считались её членами.

Только с XVI века дума имеет определенный состав. Со времён Василия III ведутся списки её членов. В 1505 году в думе было 23 боярина, 6 окольничих, 1 дворецкий и 1 казначей. При Иване Грозном бояр стало меньше, зато стало больше неродотовитых членов думы: в 1584 году было 10 бояр, 1 окольничий, 1 крайчий, 1 казначей и 8 думных бояр. После Фёдора Ивановича число думных людей возрастает, при Борисе Годунове их было 30, в смутное время – 47.

Не всегда все члены думы собирались в заседания. Полные заседания думы происходили в особо важных случаях, в частности при созыве земских соборов. Заседания думы происходили в царском дворце – «На Верху» и в Золотой Палате.

По свидетельству Маржерета, время заседаний думы было от 1 часа до 6 часов дня (4-9 часов утра). Бояре делили с царём все обыденные акты жизни: ходили в церковь, обедали и проч. По свидетельству Флетчера, для обсуждения дел назначены были понедельник, среда и пятница, но в случае надобности бояре заседали и в другие дни.

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал, бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а до 1613 года каждый чин – по местническому счёту. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII века возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина). Во время выезда бояр с царём из Москвы в поход, на месте оставалось несколько членов думы «для ведания Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности. Прочие отсылались к царю и находившимся при нём боярам.

Права думы основывались не на законах, а на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В законодательной сфере значение думы оговаривалось в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, – и те дела в сем судебнике приписывати» (статья 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны указы монарха и «приговоры» бояр, согласно стандартной формуле «Государь указал, и бояре приговорили».

Но из этого правила были исключения: царские указы без боярских приговоров и, с другой стороны, законодательные акты, изданные в форме боярского приговора без царского указа («Все бояре на Верху приговорили»). Царские указы без боярских приговоров могли появляться или во время борьбы царя с боярством (при Иване Грозном), или при решении незначительных вопросов, не требовавших коллегиального решения, или в случае спешки. Боярские же приговоры без царских указов издавались либо при наличии у бояр специальных полномочий, полученных от царя, или во время междуцарствия. Таким образом, эти случаи не дают оснований говорить о раздельных законодательных правах царя и думы.

Вопросами внешней политики царь и дума также занимались совместно, периодически привлекая к решению важных проблем земские соборы. При думе постоянно существовала «ответная палата». Служащие посольского приказа могли вести переговоры с иностранными послами только совместно с членами думы (с послом «в ответех бывают бояре»). Во времена междуцарствия дума вела переговоры с другими государствами от своего имени.

В вопросах суда и управления дума была не одной из инстанций, а органом верховной власти, указывающим закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. 1694 во II Собр. Законов, № 1491). Судебным органом дума была только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно – своих собственных членов. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же, как и сами приказы.

Главные страницы в истории боярской думы русского государства определяются отношениями её к верховной власти. В XIV и XV веках замечается бытовое совпадение деятельности думы с действиями княжеской власти, основанное на единстве интересов. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского единодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр.

Князь Димитрий, умирая, дал такое завещание детям: «Бояре своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничтоже не творите» (1389). При Иоанне III все важнейшие акты государственной деятельности совершались по соглашению с боярами: женитьбу на Софье Палеолог Иоанн III предпринял так: «Подумав о сем с митрополитом, матерью своею и бояры… послал к папе» (1469).

В XVI веке происходит борьба между самодержавною властью и боярами, начатая со стороны великого князя и продолженная со стороны бояр. Установившееся единодержавие собрало из всех княжеств местные боярские силы в одну Москву. Кроме того, здешнее боярство усилилось огромною массою служилых князей, лишенных уделов, которые хотели вознаградить потерянную первую роль в деревне второю в Риме. С другой стороны, уничтожив уделы, лишив бояр права перехода и обратив их в служилых людей, великий князь не нуждался более в их содействии для укрепления своей власти.

В малолетство Грозного (1533-1546) обстоятельства склонили весы в пользу бояр, и в результате получились крайние злоупотребления власти боярами. Со времени воцарения Иоанна (1547), этот царь открыл сознательную борьбу с боярской партией, сначала мерами разумными, приблизив к себе людей худородных, обратившись к совету всей земли (Земскому собору) и предприняв несколько здравых законодательных мер, ограничивающих значение удельных князей и бояр. Позднее он пустил в ход жестокие казни и гонения (1560-1584), вызванные не мнимою изменою бояр, а сознательною целью «не держать при себе советников умнее себя». Одною из мер борьбы было разделение государства на опричнину и земщину. Земские дела были оставлены в руках бояр. Даже ратные должны были решаться «государем, поговоря с бояры». В опричнине Иоанн надеялся осуществить вполне свой новый идеал. Но именно здесь обнаружилась неосуществимость и непрактичность его идей. В учреждении земщины он сам признал себя побежденным, отделил верховную власть от государства и предоставил последнее боярам. Ничто не препятствовало Грозному обходиться без боярской думы, не прибегая к казням. Но он сам нашёл это неосуществимым.[4]

Деятельность Грозного, не достигши цели, принесла лишь тот результат, что отделила интересы бояр от царской власти и заставила их в свою очередь уже сознательно обеспечить власть за собою на счет власти монархической. Конец XVI века (с 1584 года) и начала XVII века (1612 год) – время таких попыток боярства и боярской думы. По смерти Феодора Иоанновича бояре требовали присяги на имя думы боярской.

Сотрудничество многих бояр с польскими и шведскими захватчиками и последовавшими в последствии репрессиями против изменников (суды, изъятия собственности, лишение чинов и прав состояния, ссылки) подорвали могущество боярства и изменили его состав. Начиная с 1613 года по число бояр «по чину» (получивших чин боярина за заслуги перед Государем и право заседать в думе) стало преобладать над боярами «по отечеству», что отразилось и на составе Боярской думы. Так из 24 бояр, заседавших в думе с 1618 года, 18 получили боярский чин за воинские заслуги в войнах против поляков, шведов или за подавление бунтовщиков. К 1638 году многие из бояр получили свой чин за особые заслуги на государевой службе.

В XVII веке господствует нераздельность действий царя и боярской думы, без взаимных посягательств на верховное значение первой и вспомогательную роль последней. Государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными.

Приказы

Приказы – органы центрального государственного управления в Русском Царстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Кроме того, органы управления назывались палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Приказы располагались в Московском Кремле. Большая часть приказов размещалась в длинном здании приказов, располагавшемся по бровке Кремлёвского холма от Архангельского собора почти до Спасских ворот.

Приказная изба в Москве

Появление и краткая история приказов

Слово приказ в смысле учреждения в первый раз встречается в 1512 году, в грамоте Великого князя Василия Иоанновича Владимирскому Успенскому монастырю.

Во время Великого князя Ивана III появляются разрядный, холопий, житный, Большого двора, Казённый, Постельный, Конюшенный приказы, а также приказов для управления отдельных княжеств и земель, объединённых Иваном III, и, наконец, приказов, которые позже носили название четвертей. Причём, наименование Большой приказ, возможно, принадлежало приказам, заведовавшим делами собственно Московского Великого княжества, то есть земель, наследованных Иваном III от своего отца, в противоположность приказам, которые, заведуя делами только отдельных княжеств, носили название от этих княжеств.

При Великого князя Василии Ивановиче (1505-1533) число придворных чинов увеличилось тремя: ловчим (1509), оружничим (1511) и кравчим (1514), причём, вероятно, при каждом из них был учреждён особый приказ. С завоеванием Смоленска появляется Смоленский разрядный приказ. В 1516 году был учреждён Ямской приказ.

При Царе Иване IV (1530-1584) Судебник 1550 года устанавливает систему приказного управления, основа которой сохраняется до конца XVII века. Учреждаются более 80 приказов, обеспечивающих основные государственные нужды, основные из них: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая и Казанский приказ.

При Царе Федоре Иоанновиче (1557-1598) с учреждением в 1589 году патриаршества появились патриаршие приказы: Патриарший разряд и Патриарший казённый приказ. При Борисе Годунове (1552-1605) был учреждён только Приказ каменных дел.

В Смутное время новых приказов не было учреждено, ввиду общей разрухи некоторые прекратили свою деятельность. Так, с потерей для России Смоленска был уничтожен Смоленский разрядный приказ, прекратили свою деятельность также Дмитровский и Рязанский судные приказы.

В 1612 году в Ярославле после завершения создания земского правительства, «Совета всея земли», которое было создано еще в Нижнем Новгороде, учреждены Разрядный, Поместный, Посольский, Казенный, Судный, Монастырский приказы и Большой дворец.

В 1612 году Главным воеводой князем Дмитрием Михайловичем Пожарским восстанавливаются приказы, отвечающие за воинские дела: Стрелецкий, Казачий (выделен из Стрелецкого приказа в 1613 году), Пушкарский, Оружейный. Ему также подчинены Разрядный и Поместный приказы.

После избрания 21 февраля (3 марта) 1613 года Земским собором на царство князя Дмитрия Михайловича Благословенного созданы два приказа: Дворцовый, ведающий обслуживанием помещений дворца и предметами обихода царской семьи; Конюшенный, в ведении которого находилось конское хозяйство дворца и Государева войска, а Оружейная палата была предана Оружейному приказу.

В 1613-1618 годах в связи с военными обстоятельствами было учреждено несколько временных приказов, которые по достижении своей задачи прекращали работу. В 1613 году для борьбы с многочисленными разбойными делами, умножившимися благодаря смуте создан Разбойный приказ. В 1614 году в связи с возобновлением приема иноземцев на русскую службу Панский приказ преобразован в Иноземский приказ.

После завершения русско-шведской войны (1610-1617) и русско-польской войны (1609-1618) в целях укрепления русской государственности царем Дмитрием Михайловичем проведена реформа государственного управления, в ходе которой создан ряд новых приказов (Дворцовый, Судный и Аптекарский приказы), при этом вместе с уже имеющимися все приказы разделены по областям деятельности и починены высшим должностным лицам русского государства:

по производству дел, подлежавших непосредственному рассмотрению царя – Челобитный приказ (восстановлен в 1618 году), Приказ государевых дел (выделен из Московского приказа в 1613 году), подчинялись непосредственно Государю;

по делам Царского Двора – Дворцовый (Сытный, Кормовой, Хлебный, а также вновь учрежденные Ловчий, Сокольничий, Панихидный дворы) и Конюшенный приказы, Царская и Царицына мастерская палата, Палата золотого и серебряного дела, во главе с «Боярином и дворецким»;[5]

по управлению иностранными делами – Посольский приказ;

по управлению военными делами – Разрядный, Вестовой (учрежден в 1620 году), Стрелецкий, Казачий, Иноземский, Пушкарский, Оружейный, Морской (создан в 1630 году) приказы, во главе с Главным воеводой Русского Войска;

по управлению внутренними делами – Земский (с 1612 года – Московский), Судный, Холопий, Разбойный, Сыскной (учрежден в 1619 году), Ямской, Аптекарский, Житный (создан в 1629 году), Монастырский (учрежден в 1649 году) приказы, во главе с «боярином и слугой»;[6]

по управлению государственными имуществами, доходами и расходами – Поместный, Казенный, Печатный, Горных дел (учрежден в 1618 году) и Счетный (учрежден в 1620 году) приказы, во главе с Главным казначеем Русского Царства;

по управлению делами государственного благоустройства – Приказ каменных дел, Приказ книгопечатного дела (восстановлены в 1618 году) и другие.

В итоге, созданная царем Дмитрием Михайловичем структура исполнительной и судебной власти («приказный разряд») была закреплена в Соборном уложении 1649 года, и с незначительными изменениями существовала до начала XVIII века.

Областные приказы

Четверть (четь) – название областного приказа, ведавшего, главным образом, финансовым управлением, а затем и судом приписанных к нему городов и земель. Судебной компетенции чети подлежали люди всех чинов, проживавшее в городах, ей подведомственных. В ней сосредоточивались все отрасли суда, кроме разбойных дел и дел наместных и вотчинных. Четь – от слова четверть.

После взятия Казани к существовавшим Владимирской, Новгородской и Рязанской третям добавилось Царство Казанское. Административные единицы начали называться «четверть», или «четь». Позднее, с ростом территории государства, количество учреждений увеличивалось, но сохранялось привычное название – четверть. К началу XVII века в русском государстве существовали Владимирская, Устюжская, Костромская, Галицкая четверть и Новгородский приказ. В период царствования Бориса Годунова, в 1601-1605 годах, существовал еще один четвертной приказ – Нижегородская четь, однако при Лжедмитрии I этот приказ был упразднен путем включения подведомственной ему территории в ведение Новгородской четверти.

Владимирская четверть (Владимирская четь) Упоминается в письменных источниках с конца XVI века. В ведении чети состояли города: Болхов, Боровск, Верея, Владимир, Волоколамск, Воротынь, Заволочь, Зарайск, Калуга, Крапивна, Лихвин, Михайлов, Орёл, Переяславль Рязанский, Путивль, Ряжск, Ржева пустая, Сапожок, Таруса, Тверь, Торжок, Тула и другие. Во Владимирскую четь поступали сборы с приписанных к нему городов.

Устюжская четверть появилась вместо существовавших в конце XVI века четвертей дьяка Петелина, а несколько позже – дьяка Вахромеева. В первый раз встречается в 1611 году. Заведовала она городами Бежецким Верхом, Веневым, Вязьмой, Звенигородом, Клином, Можайском, Пошехоньем, Ржевой Володимеровой, Рузой, Солью Вычегодской, Старицей, Тотьмой, Устюгом Великим, Устюжной Железнопольской. Доходов с этих городов собиралось до 20 тыс. рублей.

Костромская четверть (четь) управляла 17-22 городами с уездами (Кострома, Муром, Ростов, Ярославль и др.). Ежегодные доходы приказа составляли около 30 тысяч рублей.

Первое письменное упоминание о Галицкой чети встречается в 1606 году. В ведении Галицкой четверти состояли города: Белёв, Галич, Карачев, Кашин, Кологрив, Коломна, Кашира, Мценск, Мещовск, Новосиль, Парфеньев, Ростов, Соль-Галицкая, Судай, Суздаль, Унжа, Чухлома, Шуя, Юрьев-Польский.

Новгородская четверть (четь) или Новгородский дворец (приказ) ведала управлением 21-33 городов с уездами (Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Архангельск, Вологда, а также поморские и пограничные со Швецией города). Новгородская четверть была «в 135-м году ис Посольского приказу по… государскому указу отведена». В конце XVI века, северные четверти объединили в одну Новгородскую четверть, которая ведал Галицкой, Владимирской, Новгородской четями. Ежегодные доходы приказа составляли около 100 тыс. рублей.

В начале XVII века, как правило, во главе четверти стоял один дьяк. Исключением была лишь Новгородская четверть, имевшая самую обширную подведомственную территорию: в ней одновременно могли служить 2-3 дьяка. Численность подьячих в четвертных приказахсоставляла: во Владимирской чети в 1614 году – 9, в Новгородской в 1615 году – 17, в Устюжской в 1618 году – 11 подьячих. Их оклады варьировались от 3 до 30 рублей

Разрядные приказы

Разряд – военно-административно-территориальная единица в Русском Царстве XVI – XVII веков.

Дворяне и дети боярские, составлявшие основную часть русского войска в XVI веке, были закреплены за определёнными городами. Эти города объединялись в разряды. Разряд подчинялся Разрядному воеводе и входил в состав Разрядного приказа. Воевода разряда объединял военную и административную власть в разряде, ведал собиранием средств и управлением. При разрядном воеводе состояла «Разрядная изба» (приказ).

В начале XVI века существовали Московский и Новгородский разряды. В 1514 году с присоединением Смоленсва к Московсому Царству создан Смоленский разряд, упраздненный в 1611 году.

Кроме того, полки поместной конницы несли службу на южных границах и дислоцировались в определённых областях. Документы конца XVI века сообщают об украинской службе московских служилых людей: «А украинским воеводам всем во всех украинских городех государь велел стоять по своим местом по прежней росписи и в сход им быть по прежней росписи по полком; а как будет приход воинских людей на государевы украины, и государь велел быти в передовом в украинском полку».

Центром первого Украинного разряда, созданного во второй половине XVI века, стала Тула. Тульский воевода стал руководить деятельностью полковых и городовых воевод городов, которые находились на территории «поля» от Оки до Упы.

В 1615 году все 53 пограничных города Русского Царства были разделены на пять разрядов: Украинный (позже – Тульский), Рязанский, Северский, Степной, Низовой. В 1616 году численность гарнизонов этих городов-крепостей достигала 24 350 человек.

Воеводские приказы

В связи с учреждением воеводств в 1618 году областные приказы (Владимирская, Галицкая, Костромская и Устюжская четверти) упразднены. Московский, Новгородский, Тульский, Рязанский, Северский, Степной, Низовой разрядные приказы преобразованы во Владимирский, Новгородский, Белгородский, Ярославский, Малорусский, Нижегородский, Астраханский приказы. Приказ Казанского дворца – в Казанский приказ, из которого выделен Сибирский приказ. Вновь учрежден Смоленский приказ, к которому присоединен Тобольский разряд. В 1643 году созданы Литовский, Белорусский, Галицкий приказы, а в 1645 году – Ливонский приказ.

Основы деятельности приказов

Состав приказов, их ведомство и устройство

Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие – письменной частью. Первые назывались судьями, вторые – дьяками и подьячими. Судей в приказах было по одному, а в более важных – по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы, иногда же – стольник или дворянин. Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью.

Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце – трубники, в других приказах – дети боярские, недельщики, денщики, пушкари. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.

Ведомства приказов не были строго разграничены. Иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной. Было принято за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами.

Дела в приказах решались по воле его главы, что боярин приказывал, то товарищи его исполняли. Жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе.[7] Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям.

Делопроизводство в приказах

Канцелярии некоторых приказов делились на повытья и столы, ведавшие определённый род дел или определённую ветвь управления. Дела в приказах производились на столбцах из простой бумаги. До издания «Уложения» не видно, чтобы дела по мере поступления заносились в какой-нибудь реестр. Докладывались они целиком или же особой запиской с присоединением нужных справок и узаконений.

Решения судей писались на подлинных бумагах, или на записках, или заносились в особые книги. «Уложение» предписывало в каждом приказе иметь за подписью дьяка особую книгу, куда подьячие должны были записывать судные дела и судные казенные пошлины немедленно по окончании суда. В 1680 году было постановлено, чтобы в указах и вообще в делах приказа обозначался по имени один только главный судья. Скрепляли и помечали дела дьяки и подьячие. Бояре и вообще судьи приказа нигде своих рук не прикладывали, только одни послы подписывали договорные записи при международных сношениях.

Сношения приказов между собой происходили путём памятей. Исключение составлял один Разряд: до 1677 года в приказ, где заседали думные люди, Разряд писал памятями, а в другие приказы – указами. В 1677 году было повелено, чтобы во все без исключения приказы Разряд писал только указами. Памяти и указы писались на имя судей, а впоследствии – на имя главного судьи с товарищами. Имя самого приказа обозначалось только на конверте.

Стол делопроизводства в Приказной палате (реконструкция)

Указы, которые посылались из приказов в города к боярам, воеводам и приказным людям о разных делах, писались по такой форме: «от Царя и Великого князя Дмитрия Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, боярину нашему такому-то». Таким же образом писали и к средним воеводам: сначала обозначали чин, если то лицо, к которому писали, было князь, стольник или стряпчий, затем имя. Обращаясь к простому дворянину, писали только имя его, отчество и прозвание. Если боярин, воевода, приказные люди, послы, посланники, гонцы и др. писали отписки по разным делам, которые они ведали, к царю в приказ, то для этого существовала такая форма: «Государю Царю и Великому князю», затем следовал титул, а после титула: «холоп твой Янка Черкаской (Ивашко Воротынской) с товарыщи (если они были) челом бьют (челом бьёт)». В отписках лица эти своего титула и чина не означали. Отписки адресовались не в приказ, а таким-то лицам (судьям) или такому-то лицу (главному судье) с товарищами, в таком-то приказе.

Та же форма соблюдалась и в челобитьях в приказы. Простой человек писался в челобитье также полуименем, как и князь. Посадские люди и крестьяне писались не холопами, а «рабами и сиротами». Точно так же писали себя полуименем и «рабами и сиротами» жены и дочери разных чинов, хотя отцов своих и мужей называли в челобитных полными именами, означая их прозвище и чин.

Взаимодействие приказов с городами до учреждения в 1666 году почты производилось посредством нарочных. В 1649 году, во избежание посылки нескольких гонцов по одному и тому же направлению, как это нередко бывало, было постановлено, чтобы приказы сносились друг с другом, прежде чем послать куда-нибудь гонца. Ответ на бумаги, присланные от воевод и не требовавшие скорого решения, посылался не с нарочным гонцом, а при случае. Точно так же и воеводы с приказными людьми не должны были отправлять неважные бумаги в Москву с нарочными гонцами, но ожидать гонцов из Москвы и через них уже передавать бумаги. Дела в приказах иногда, по особому распоряжению государя, подвергались ревизиям, но это происходило редко и только в особых случаях.

Судопроизводство в приказах

Отдельные приказы ведали судом тех лиц, которые были им подчинены. Если ответчик находил, что судья ему недруг или было у него с ним какое-нибудь дело, то он обращался к царю с челобитьем и последний назначал его дело к разбору в другом приказе. Ответчик должен был сделать это до суда, в противном случае его челобитье оставалось без результата и суд признавался правильным.

Иск в приказ вчинялся посредством подачи истцом судьям приставной памяти, названной так потому, что она вела за собой посылку пристава для вызова ответчика в суд. Дьяки закрепляли эту память, записывали её в книги и затем посылали приставов к ответчику, чтобы он, его жена, сын или же поверенный («человек, которой ходит за делами») стали к ответу в приказе.

Когда находили ответчика или его поверенного, то на нём и на истце брали поручные записи, что они явятся в срок к разбору дела. Срок этот назначался судьями или же истцом и ответчиком по взаимному соглашению. Если бы назначенный срок оказался для них почему-нибудь неудобным, то по их челобитью он мог быть отодвинут далее.

Пока истец не представлял поручителей по долговому делу, оно не разбиралось. если же их не представлял ответчик, то его отдавали под надзор приставам или держали скованным в приказе впредь до представления им поручителей или же до окончания судного дела. Если бы в срок, назначенный для разбора дела, истец не явился, то ему отказывали в иске. Если же не являлся ответчик, то он считался виновным без суда и дело решалось в пользу истца. Иногда с истца и ответчика брались поручные записи, чтобы они до окончания дела не уезжали из Москвы. В случае нарушения этой записи со стороны истца, он лишался иска, а царские судные пошлины брались на его поручителях. В случае отъезда из Москвы ответчика иск и пошлины без суда доправлялись с его поручителей, хотя бы ответчик и не был виновен.

Когда наступал срок, назначенный для разбора дела, истец с ответчиком являлись в суд. Истец подавал судье челобитную. Судья, прочитав её, спрашивал ответчика, готов ли он отвечать? Если он был не готов, то ему для этого давался известный срок, но челобитной истца в этом случае ему не читали и не давали её на руки. Если же истец заявлял, что он готов отвечать на челобитную истца, то последняя читалась ему, и он должен был возражать против неё. Возражения он мог делать лично или через поверенных. Во время разбирательства подьячие записывали речи сторон, а по окончании судоговорения прочитывали им написанное, и стороны прикладывали свои руки к судному делу. за неграмотного подписывал тот, кому он верил. После этого истец и ответчик опять отдавались на поруки, а подьячие выписывали коротко, что кто говорил, а также узаконения, на основании которых можно было решить это дело, и судьи решали его. если же дела нельзя было решить в том приказе, где происходило судоговорение, то оно отсылалось к царю и боярам, которые и постановляли решение.

Дела велено было решать по Уложению и царским указам, а в случае каких-нибудь затруднений обращаться за разъяснением в думу или к самому царю. Доказательствами в исках являлись крестное целование, свидетельские показания и письменные документы. В делах денежных, заемных, товарных и др., при которых могли применяться письменные доказательства, кабалы и записи, последние имели решающее значение, и если бы у кого кабалы или записи каким-нибудь образом уничтожились, то хотя бы он представлял, и 20 человек свидетелей, свидетельство последних ставилось ни во что. Давностью для кабал и записей считалось 15 лет.

Если иск был признан правильным, деньги взыскивались в пользу истца с ответчика. Кроме того, с него взыскивались царская пошлина, по 10 денег с рубля, и судебные издержки («проести, волокиты и убытки») в пользу истца. Если ответчик не уплачивал долга, его понуждали к этому путём правежа. Затем, в случае несостоятельности ответчика и невозможности со стороны его удовлетворить сумму иска, он «выдавался головой» истцу, то есть отдавался на некоторое время на известных, определённых уложением, условиях в услужение истцу. Царские пошлины в этом случае взыскивались с истца. По истечении времени, определённого для погашения долга, истец обязан был привести находившееся в его услужении лицо в тот самый приказ, который выдал ему это лицо «головой», и приказ отпускал его на волю. Никто не мог держать более определённого срока лиц, выданных головой. В делах о бесчестье с виновного взыскивались деньги в том размере, в каком обиженный получал жалованье от царя. за бесчестие жены взыскивалось вдвое, дочери – вчетверо, сына, не состоявшего на службе, – вполовину против отца. В случае несостоятельности виновного били кнутом.

Дела в приказах велено было решать без задержки, но это никогда не исполнялось, и приказы были известны медленностью своих решений, вошедшей в поговорку под именем «московской волокиты». Если бы ответчик во время разбора дела заявил иск против своего истца, дело его должно было быть разобрано немедленно, не выходя из суда, хотя бы исков было два и три по разным челобитным. Каждый из этих исков составлял самостоятельное дело, и подьячие не могли соединять их в одно. Такой порядок разбора исков ответчика был установлен для уменьшения волокиты. В делах уголовных, ведавшихся в Разбойном и Земском приказах, производился следственный процесс – розыск.

Примечания

[1] Ключевский В.О. определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». Платонов С.Ф. считал, что земский собор – это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

[2] История земских соборов – это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы. Состав земских соборов варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов.

[3] Историк Степан Веселовский писал: «Ввиду распространённых представлений о боярской думе как учреждении следует напомнить, что у дворян, которых царь «пускал», или жаловал, к себе в думу, то есть в «советные люди», не было ни канцелярии, ни штата сотрудников, ни своего делопроизводства и архива решённых дел. Царь по своему усмотрению одних думцев назначал на воеводство в крупнейшие города государства – на Двину, в Архангельск, в Великий Новгород, Белгород, Казань, Астрахань и т.д., других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал, «приказывал» какое-либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. Так, можно сказать, что думный чин служилого человека свидетельствовал не о действительных служебных заслугах его, а об уровне, на котором он находился в среде правящих верхов государства.

[4] В полемике Грозного с князем Курбским сказались воззрения двух борющихся сил. Курбский, не посягая на верховную власть, стоит за старину и доказывает только необходимость для царя «совета сигклитскаго», то есть совещаний с боярскою думою. Идеал Грозного: «Жаловати сами своих холопей вольны, а и казнити вольны есмы».

[5] Боярин и дворецкий. Первым боярином и дворецким был Михаил Фёдорович Сабуров (умер в 1465 году), последним – Богдан Хитрой. В подчинении боярина и дворецкого состояли все придворные служители. Боярин и дворецкий управлял Приказом Большого Дворца, был главным судьёй, имел право выбирать себе подчинённых. Боярин и дворецкий распоряжался землями, с которых Большой дворец получал доходы. В удельных княжествах были свои бояре и дворецкие. Царь Иван IV подчинил их московскому боярину и дворецкому. Их должности писались по названию княжества, например, Новгородский боярин и дворецкий. В 1613 году княжеские дворцы были объединены с Московским Большим Дворцом, а должности бояр и дворецких в удельных княжествах управздены. Когда Московский Большой Дворец был ликвидирован, должность боярина и дворецкого заменена на кравчего.

[6] Боярин и слуга. В.Н. Татищев сравнивает этот чин с первым Министром. По мнению князя М.М. Щербатова чин «Боярин и слуга» впервые появился в 1562 году. Первым боярином и слугой был князь Михаил Иванович Воротынский. По мнению Г.П. Успенского первым боярином и слугой был князь Коркординов Иван Юрьевич, выехавший из Польши на службу Ивану IV. Иван Забелин в книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» сообщает, что звание слуга было высшей наградой за службу. Древнее выражение «страдать за Русскую землю» было заменено на «служить государю».

[7] Профессор В.И. Сергеевич полагал, что дела в приказах решались единогласно. Неволин и профессор М.Ф. Владимирский-Буданов считали иначе. «Хотя по закону, – утверждал Неволин, – в тех приказах, где было несколько судей, дела надлежало решать всем судьям вместе, но на самом деле первенствующий судья имел такую силу, что он делал что хотел». «Даже в случае множественности членов, – замечал Владимирский-Буданов, – присутствие не составляло коллегии и дела решались не по большинству голосов». Это мнение опирается на указ Петра I от 22 декабря 1718 года, который по поводу учреждения коллегий говорит, что в них дела не будут решаться так, как в старых приказах, где что боярин приказывал, то товарищи его исполняли. В руках подьячих, по словам Владимирского-Буданова, «находилось фактически все управление государством, они крайне злоупотребляли своим положением по причине отсутствия высшего и среднего образования и недостаточности определения в законе условий государственной службы».

Продолжение следует…

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account