К началу войны в японском флоте имелось 125 дальноходных торпед типа «Ко» и 127 скоростных типа «Оцу», часть которых была закуплена в 1898 г. у компании Whitehead Company, также некоторое количество их было произведено по лицензии на заводе военно-морского арсенала в Курэ. На каждом японском миноносце были установлены по два компрессора высокого давления типа «Northcoltt» производства английской фирмы «General Engine&Boiler Maker» для нагнетания сжатого воздуха в воздушные резервуары торпед. Рабочее давление компрессоров этого типа составляло 120 атм., производительность – 0,243 куб. м./час. Работал он от парового двигателя с рабочим давлением 8,4 атм. при 500 об./мин.
(«История минного оружия флота», Под ред. контр-адмирала в отставке Кимото Короту, Токио : Общество по изданию исторических материалов по истории минного оружия флота, изд. Синкося, 1975.)
В Порт-Артуре имелись следующие образцы торпед – образца 1886 г., образца 1889 г. и образца 1898 г. «Л», являвшейся наиболее совершенной русской торпедой. Именно она в основном применялась порт-артурскими миноносцами, к 1 июля 1904 г. торпед более старых образцов имелось в арсенале немного, по одной образца 1886 г. и 1889 г. Ее скорость составляла 30 уз., вес заряда взрывчатого вещества — 64 кг. наряду с увеличением объема воздушного резервуара до 0,266 м3, повышением в нем давления до 100 ат, а также в результате применения четырехлопастных винтов, позволило не только существенно повысить скорость, но и несколько увеличить дальность хода торпеды. Именно торпеды обр. 1898 года, помимо заказанных в 1904 году Шварцкопфу, явились основным образцом, применявшимся кораблями Российского флота в русско-японской войне.
(Ю. Л. Коршунов, Г. В. Успенский «Торпеды российского флота».)
Статья "Использование торпедного оружия в русско-японскую войну" Б. Денисова, опубликованная в журнале "Морской сборник", 1935 г., № 11, вкупе с иллюстрациями из различных источников послужит хорошим дополнением к информации о торпедах. В статье имеется ряд неточностей, однако, они оставлены без изменений ради сохранения аутентичности текста.
"В русско-японскую войну торпедное оружие было широко применено японским флотом и в весьма ограниченном масштабе русскими.
Японский флот.
Японский флот впервые использовал торпедное оружие во время японо-китайской войны в 1894-1895 гг. В ночь с 4 на 5 и с 5 на 6 февраля 1895 г. 15 японских миноносцев атаковали китайскую эскадру на рейде Вей-хай-вей. В результате этой атаки торпедами были потоплены 4 китайских больших военных корабля, японцы же потеряли 2 миноносца.
К 1904 г. японский флот имел 48 миноносцев, которые подразделялись на истребители водоизмещением от 247 до 375 т и миноносцы от 89 до 152 т.
Shirakumo
Kagero
Harusame
(В дальнейшем изложении все эти корабли мы будем именовать миноносцами) Скорость миноносцев была от 27 до 31 узла. Торпедное вооружение их состояло большей частью из двух ординарных торпедных аппаратов. Только на более новых истребителях было установлено по три ординарных аппарата. Большие корабли имели подводные и надводные аппараты, но преимущественно подводные.
Калибр аппаратов определялся калибром торпед. К 1904 г. на вооружении японского флота состояли торпеды: 45 см калибра с зарядом около 90 кг и скоростью 27 узлов на 2000 м и 24 узла на 3000 м, снабженные прибором Обри; 37,5 см с зарядом 60 кг и дальностью 10 каб. без прибора Обри.
45 см торпеды в количестве 163 штук были наготовлены для Японии заводом Уайтхеда в 1904 г. Торпеды с боевым зарядным отделением имели положительную плавучесть после израсходования всего воздуха и были снабжены специальными ножами для прорезания сетей.
При стрельбе боевой торпедой в нее вставлялся патрон с фосфористым кальцием.
Операции у Порт-Артура.
В ночь с 8 на 9 февраля 1904 г. японскими миноносцами (истребителями) была произведена ночная торпедная атака кораблей русской эскадры, стоявшей на якоре на Порт-Артурском рейде; эскадра стояла с огнями, некоторые корабли были освещены больше нормального, так как грузили уголь. В атаке участвовало 10 миноносцев, подразделенных на 3 отряда. Атака была произведена поотрядно с трех направлений последовательно. С 23 ч. 33 м. до 23 ч. 50 м., т. е. в течение 17 минут, 8 миноносцев выпустили по наиболее освещенным кораблям 14 торпед одиночными выстрелами. 2 миноносца произвели выпуск торпед еще позже, в 0 час. 30 мин. и 0 час. 50 мин. Всего было выпущено 16 торпед.
Русские корабли открыли огонь по японским миноносцам в 23 ч. 37 м., т. е. через 4 минуты после начала атаки. Во время атаки два японских миноносца столкнулись, причем один из них — Оборо получил повреждения, а потому атаковал последним.
Из 16 торпед попали в русские корабли и взорвались только три. Броненосец Ретвизан получил попадание в левый борт и имел пробоину между 16 и 23 шпангоутами размером 20х12 фут (6,1 X 3,7 м) и крен 5° после выравнивания. Броненосец Цесаревич получил пробоину в 20×17 фут (6,1 X 5,2 м) на левом борту и имел крен 6°. Крейсер Паллада получил попадание торпедой в левый борт между 68 и 75 шпангоутами и имел пробоину 21х11 фут (6,4 X 3,4 м) и крен 5°. После ремонта эти три корабля снова вступили в строй.
На следующий день (9.02) на Порт-Артурском рейде было найдено 3 плававших торпеды.
Успех атаки объясняется только тем, что атака была неожиданной для русского флота, который не проявил должной бдительности в период натянутых отношений с Японией. Корабли стояли на якоре (неподвижная цель) и были освещены. Находившиеся в дозоре два русских миноносца поздно донесли о подходе японских миноносцев.
Одновременно днем 8.02 канлодка Кореец была атакована на ходу в районе Чемульпо двумя японскими миноносцами, выпустившими в нее три торпеды. Канонерская лодка уклонилась, и атака была безрезультатна.
10.02 японскими миноносцами была произведена на стоявший на мели броненосец Ретвизан ночная торпедная атака, не давшая, однако, результата. В период с 20 по 25.02 были произведены ночные торпедные атаки по различным кораблям, находившимся в сторожевом охранении у Порт-Артура. Каждый раз в атаку посылался отряд миноносцев. Всего с 10 по 25.02 японцы выпустили 11 торпед. Атаки отражались огнем русских кораблей и батарей и успеха не имели.
23.06 русская эскадра вышла в море, сделав первую попытку прорваться во Владивосток, но, встретив в 20 милях от Порт-Артура японскую эскадру, повернула обратно. С наступлением темноты русская эскадра подверглась торпедной атаке японских миноносцев. В первую очередь были атакованы концевые корабли эскадры крейсера Паллада и Новик. В Палладу было выпущено 7 торпед, из них 2 прошли под носом крейсера, а 5 под кормой. Ночные атаки миноносцев продолжались в течение 4 часов, причем русская эскадра подвергалась атакам и после того, как она стала на якорь на внешнем Порт-Артурском рейде. Все атаки были безуспешны, ни одного попадания достигнуто не было; русские корабли уклонялись от торпед, выпущенных преимущественно с больших дистанций.
В течение этой ночи японские миноносцы произвели 30 атак, во время которых они выпустили 38 торпед. На следующий день утром было найдено на берегу и плававшими на рейде 12 торпед. В атаке принимали участие 36 миноносцев. Одна торпеда попала в японский же миноносец Чидори.
Русский флот торпедами не стрелял. От артиллерийского огня русских кораблей погибли два японских миноносца.
В период с 26.06 по 24.07 японские миноносцы произвели семь ночных торпедных атак на крейсера, миноносцы и канонерские лодки русского флота, находившиеся в сторожевом охранении у Порт-Артура. За это время было выпущено 19 торпед, атаки успеха не имели.
24.7 ночью два японских минных катера атаковали в бухте Тахэ русские миноносцы, маневрировавшие на малом ходу, и выпустили 3 торпеды. Одна торпеда попала в левый борт миноносца Лейтенант Бураков, вторая в Бедовый. Лейтенант Бураков приткнулся к берегу и переломился, Бедовый был сильно поврежден, но на буксире доведен до базы.
10.7 русский флот вышел в море, снова намереваясь прорваться во Владивосток, но после боя в Желтом море с японским флотом был вынужден повернуть обратно. С наступлением темноты корабли русской эскадры подверглись торпедной атаке 46 японских миноносцев с различных направлений. Атака миноносцев продолжалась в течение 6,5 часов. Миноносцами была выпущена 41 торпеда, но безрезультатно; от атак и выпущенных торпед русские корабли успешно уклонялись, заметив вспышки торпедного выстрела вследствие пороховой стрельбы. Много торпед было выпущено с дистанции, превышавшей дальность торпед. Ночью след торпед, благодаря фосфоричности воды, был далеко и хорошо виден, что позволяло уклоняться от них. Из всех торпед попала одна в броненосец Полтава, но и она при ударе не взорвалась. Два японских миноносца получили повреждения от артиллерийского огня русских кораблей.
Во время осады Порт-Артура броненосец Севастополь вышел в море и стал у мыса Белый Волк, где в период с 9 по 16.12 подвергся шести ночным торпедным атакам миноносцев и минных катеров. Атаки миноносцев отражались артиллерией броненосца и двух миноносцев. В течение шести ночей в Севастополь было выпущено 42 торпеды. В борт броненосца попали две торпеды, в миноносец Сторожевой одна, в противоторпедные корабельные сети одна и в сети боновых заграждений две. В атаке на Севастополь участвовало 30 миноносцев, 3 минных катера и 2 минных заградителя. В результате двух попаданий торпедами Севастополь приткнулся к мели.
Таким образом, в операциях в районе Порт-Артура японским флотом был" выпущено 170 торпед, из них попало в русские корабли и взорвалось только 8, т. е. успешность торпедных атак составляла 4,7%.
Буксировка торпеды вплавь.
Ночью 14.07.04 мичман Иокоо с броненосца Фудзи подошел на шлюпке с 4 гребцами, имея у борта торпеду, к стоявшему у Порт-Артура боновому заграждению. Шлюпка с одним матросом была оставлена у бона, а остальные вплавь буксировали торпеду на рейд. В это-время на рейде кораблей не оказалось, а потому пловцам пришлось вернуться. На обратном пути к бону они были обнаружены и обстреляны, причем один человек был ранен.
Стрельба торпедами по боновым заграждениям. Для разрушения боновых заграждений, поставленных русскими на внешнем Порт-Артуроком рейде и для защиты броненосца Севастополь, стоявшего в бухте Белый Волк, японские миноносцы пользовались торпедами, выпускавшимися по поверхности воды в бон. Затем через образовавшееся в нем отверстие миноносцы стреляли торпедами по Севастополю. Для разрушения боновых заграждений японцы применяли также подрывные патроны.
Цусимский бой.
Японские миноносцы производили дневные и ночные торпедные атаки; в атаке участвовали 43 миноносца.
В дневном бою было выпущено 25 торпед. Стреляли торпедами не только миноносцы, но и большие корабли. Броненосцы Микаса и Якумо с дистанции 10 каб. выпустили по торпеде в броненосец Суворов, авизо Чихая выпустил 3 торпеды в него же и 2 торпеды в броненосец Бородино, авизо Тацута — одну торпеду в вспомогательный крейсер Урал.
Трем торпедным атакам подвергся уже подбитый в артиллерийском бою Суворов. Первая атака была произведена в 3 ч. 21 м., вторая в 4 ч. 28 м. Во время этих двух атак в Суворов было выпущено 15 торпед с дистанции; 4 — 9 каб., но так как броненосец имел ход 8 — 10 узлов и отстреливался, то ни одна торпеда в него не попала. Третья атака была произведена в 7 ч. 20 м. четырьмя миноносцами, выпустившими в броненосец 8 торпед с дистанции 2-3 каб.; в этот момент броненосец имел самый малый ход и оборонялся только одной 75 мм пушкой. Из 8 торпед, вероятно, попали 3. В 7 ч. 30 м, Суворов затонул. В дневном бою было выпущено еще 7 торпед в Бородино, Урал и крейсера, из них попали 2 торпеды в Бородино и Урал, причем в Урал была выпущена торпеда уже после того, как он был сильно поврежден и оставлен командой.
Таким образом, из 30 торпед, выпущенных в дневном бою, в русские корабли: попали 5. Успешность атак выражается, следовательно, в 16,7%.
Сравнительно высокий процент успешности торпедных атак объясняется тем, что все корабли: Суворов, Бородино и Урал, в которые попали торпеды, были предварительно сильно повреждены артиллерийским огнем и в момент попадания торпед не имели хода (Урал) или имели самый малый ход (Суворов, Бородино).
Эти атаки показали полную возможность использования торпедного оружия в дневном бою для уничтожения неприятельских кораблей, поврежденных артиллерийским огнем. Применение торпед с больших кораблей, хотя и не имело успеха, но опыт показал, что при малых дистанциях боя оно возможно.
С наступлением темноты адмирал Того с большими кораблями отошел от русского флота к о-ву Дажелет, а на русскую эскадру послал в атаку миноносцы с трех направлений (N, О, S). У места боя остались только вспомогательные крейсера, которым было дано задание захватывать потерявшие боеспособность русские корабли, а также освещать их прожекторами, помогая миноносцам их отыскивать. Погода была свежая, но ветер стихал, волна же была большая, качка доходила до 50°.
Ночные атаки начались с 20 ч. 10 м. В это время русский отряд состоял из 9 кораблей. Сначала русские корабли включили боевое освещение и временами светили прожекторами, но вскоре освещение было выключено, и атака японских миноносцев была затруднена. Большая часть миноносцев шла о S,. а потому они вошли в соприкосновение с концевыми кораблями. В русские корабли миноносцы выпустили 34 торпеды. 4 отряда миноносцев атаки не произвели, так как не нашли русских кораблей. Атака миноносцев была затруднена еще тем, что русские корабли часто меняли курсы. Японские миноносцы имели разработанный план последовательного производства ночных атак по отрядно. При выполнении их миноносцы были полностью затемнены, никаких огней они не несли.
Во время атаки 6 миноносцев столкнулись и вышли из строя. Из 34 торпед в русские корабли попало б, т. е. 17,6%. Броненосец Сисой Великий получил попадание в корму, вследствие чего был вынужден уменьшить ход и отделиться от отряда; в броненосец Наварил попали 3 торпеды, после попадания третьей торпеды он затонул; крейсер Нахимов получил попадание в носовую часть, а крейсер Владимир Мономах в правый борт.
Успех торпедных атак объясняется тем, что русские корабли сначала имели боевое освещение и включили прожекторы. Вл. Мономах подпустил близко японские миноносцы, приняв их за свои, а потому и получил попадание одной торпедой. Крейсера Олег и Аврора несколько раз подвергались атакам миноносцев, но успешно от них уклонялись, так как своевременно замечали вспышки пороховых зарядов при выстреле; эти крейсера насчитали 17 выстрелов торпедами.
Потери японцев: погибли 3 миноносца, 7 сильно пострадали от артиллерийского огня русских и 6 столкнулись во время ночной атаки.
На следующий день после Цусимского боя при преследовании оставшихся кораблей русской эскадры крейсер Дмитрий Донской с наступлением темноты был атакован 2-м отрядом японских миноносцев; в него были выпущены 3 торпеды с дистанции 300 — 400 м, попаданий не было.
Атака японскими миноносцами Владивостокских крейсеров. Крейсера Владивостокского отряда в одну из операций у берегов Японии (1.07.05) были атакованы ночью японскими миноносцами в Корейском проливе. Миноносец ± 61 выпустил одну торпеду в концевой крейсер, но не попал.
Итоги торпедных атак японского флота.
Общее число выпущенных торпед:
в операциях у Порт-Артура 170
в Цусимском бою 67
в операциях против Владивостокских крейсеров 1
Итого 238 торпед.
Цифра 238 является приближенной и минимальной,
В русские корабли попали 19 торпед, что составляет 8%.
В корабли, стоявшие на якоре и лишившиеся хода, из 66 выпущенных в них торпед попало 9 (13,6%).
Атаки кораблей на ходу дали 10 попаданий из 172 выпущенных торпед (6,8%).
От взрыва торпед погибли броненосцы Наварин после третьего попадания, броненосец Суворов после третьего попадания (до этого был сильно поврежден артиллерийским огнем). От взрыва одной торпеды погибли броненосец Бородино (до этого был поврежден артиллерийским огнем), миноносец Лейтенант Бураков и вспомогательный крейсер Урал. Имели повреждения, но не погибли от взрыва одной торпеды 3 броненосца, 3 крейсера и 2 миноносца.
Во время ночных атак было выпущено 205 торпед, т. е. 86%, а во время дневных 33, т. е. 14%.
Торпеды были выпущены кораблями различных классов: броненосцами 2, крейсерами и авизо 5, миноносцами 223, минными катерами 5, минными заградителями 2.
Погибли при атаках 6 японских миноносцев, получили повреждения от артиллерийского огня 9 и при столкновениях 7.
Русский флот.
Русский флот имел в составе Порт-Артурской эскадры 25 миноносцев водоизмещением от 240 до 350 т, со скоростью хода 26 — 27 узлов; в составе 2-ой Тихоокеанской эскадры 9 миноносцев и Владивостокской эскадры 10 миноносцев (120 — 140 т) и 6 миноносок (22 — 24 N). Миноносцы были вооружены преимущественно двумя однотрубными торпедными аппаратами. Броненосцы и крейсера имели подводные и подводные аппараты.
На вооружении флота состояли торпеды: 45 см с зарядом 70 кг и скоростью 20 узл. на 3 000 м и 25 узл. на 2 000 м с прибором Обри; 38 см с зарядом 65 кг и дальностью 3 каб. при скорости 29 узл. без прибора Обри.
Операции у Порт-Артура.
В различных операциях при обороне Порт-Артура торпедные атаки производились миноносцами и минными катерами по японским кораблям и транспортам. Всего было выполнено 16 атак, из них 12 миноносцами и 4 катерами. При отражении брандеров, которых японцы пытались затопить на входном фарватере, миноносцы потопили торпедами 2 брандера до их подхода. 15.07.04 миноносец Расторопный потопил торпедой транспорт, который затонул, но не сразу. Миноносцы, находившиеся в дозоре стреляли торпедами по миноносцам противника; они выпустили 5 торпед и имели одно попадание. 13.12. минный катер с броненосца Победа потопил торпедой японский миноносец. Таким образом, из 16 торпед попало в корабли противника 5, т. е. 31°/0.
Цусимский бой.
Плана активных действий для миноносцев не было. В приказе по 2-ой Тихоокеанской эскадре указывалось, что во время дневного боя миноносцы должны находиться вблизи флагманских кораблей и в случае их повреждений спасать с них флагманов и штабы. Ночью миноносцы держались на видимости больших кораблей, вследствие чего было трудно отличать свои миноносцы от миноносцев противника. Попадание торпедой с японского миноносца в крейсер Владимир Мономах потому и произошло, что крейсер принял подошедший к нему японский миноносец за свой. На следующий день после Цусимского боя миноносец Громкий днем выпустил две торпеды в преследовавший его японский миноносец Сирапун, но не попал.
Использование торпедного оружия Владивостокским отрядом.
В районе Гензана 26.04.04 отряд крейсеров с двумя миноносцами встретил японский военный транспорт Киншю-Мару, который после своза команды был потоплен двумя торпедами, выпущенными с миноносцев. 2.06 днем крейсера встретили военные транспорты Садо-Мару и Хитаци-Мару. Крейсер Рюрик выпустил две торпеды в Садо-Мару. Транспорт получил две пробоины с разных бортов, вследствие чего был сильно-поврежден, но держался на плаву и с наступлением темноты ушел. Крейсер Громовой выпустил одну торпеду в Хитаци-Мару, который получил пробоину и был потоплен артиллерийским огнем. 16.06 миноносец потопил торпедой в Гензане японский транспорт Того-Мару. 14.08 в бою у Урусана крейсер Рюрик, отставший от других крейсеров, выпустил торпеду в японский крейсер Ивате, но не попал.
Стрельба торпедами по своим поврежденным кораблям.
Миноносец Страшный выпустил торпеду в крейсер Боярин, подорвавшийся на своей мине в заливе Талиенван; торпеда нормально вышла из аппарата, но вскоре след ее исчез, взрыва не последовало. 13.05 миноносец Выносливый для потопления миноносца Внимательного, севшего на камни в Голубиной бухте, выпустил в него две торпеды.
Итоги торпедных атак русского флота.
Общее число выпущенных торпед:
в операциях у Порт-Артура 16
в Цусимском бою 2
в операциях Владивостокского отряда 7
Итого 25 торпед.
Цифра 25 является минимальной.
Кроме того, для уничтожения своих поврежденных кораблей были выпущены 3 торпеды.
Из выпущенных торпед попали в неприятельские транспорты и миноносцы 10.
Торпедами потоплены: 1 миноносец, 1 военный транспорт, 2 парохода, 2 парохода-заградителя; повреждены: 2 военных транспорта и 1 миноносец.
Во время ночных атак выпущено 16 торпед, а во время дневных 9.
Выводы.
Опыт русско-японской войны показал полную возможность использования торпедного оружия в дневном бою.
Русско-японская война дает пример широкого использования торпедного оружия в ночном бою.
При близких дистанциях боя, в особенности в условиях плохой и малой видимости, вполне возможно использование торпед с больших кораблей.
Заряды торпед в 70-90 кг оказались недостаточными для уничтожения броненосцев и даже крейсеров. Для потопления броненосца требовалось попадание 2-3 торпед, а для потопления транспорта 1-2 торпед.
Недостатки выбрасывания торпед из аппаратов порохом со всей очевидностью выявились при ночной стрельбе. При пороховой стрельбе от выстрела получалась вспышка, которая была хорошо видна. Русские корабли, заметив вспышки торпедных выстрелов японских миноносцев, успешно уклонялись от торпедного залпа.
Этот опыт в мировую войну учтен не был, и только в конце ее в разных флотах начали проводиться испытания по беспламенной стрельбе.
След торпеды в условиях штилевой погоды далеко обнаруживался, ночью он был заметен, благодаря фосфоричности воды, что позволяло кораблям уклоняться от торпеды.
Успешность торпедных стрельб японского флота следует признать низкой, что может быть объяснено низким уровнем тактики и техники торпедного оружия. Правила торпедных стрельб были несовершенны, стрельба велась одиночными выстрелами. Меткость торпед была малой, несмотря на то, что выстрелы при ночной стрельбе производились с малых дистанций порядка 2-3 каб. Приборы Обри были установлены не на всех торпедах и были еще слабо освоены.
Во время ночных атак были использованы прожекторы, причем выявились достоинства и недостатки такого их применения".
В качестве бонуса выкладываются фотографии одного из двух минных катеров броненосца "Mikasa", останки которого были обнаружены японцами после сдачи Порт-Артура. Обе фотографии присланы японским коллегой Yasaka.
Для администрации. Загрузку фотографий производил по всем правилам, несмотря на это, видна лишь часть изображения, размеры которого перед загрузкой уменьшать не стал. Ряд интересных фотографий периода обороны Порт-Артура к сожалению вообще не загрузились.