Еще один симпатичный кораблик Великой Тихоокеанской войны, на этот раз совсем маленький — чилийский минный катер (по-испански — torpedera) "Колоколо". Назван в честь полулегендарного вождя индейцев-мапуче, жившего в XV веке и объединившего разрозненные племена в единое квази-государство. А его в свою очередь назвали в честь пампасского дикого кота (Leopardus colocolo), этакого мини-леопарда.
"Колоколо" был построен в 1879 году по чилийскому заказу на лондонской судоверфи "Ярроу" и в следующем году — доставлен на борту транспортного парохода в порт Вальпараисо — главную базу чилийского ВМФ. Катер имел длину 14,6 м, экипаж — 25 матросов и 2 офицера. Паровая машина мощностью 60 л.с позволяла ему развивать скорость в 12,5 узлов.
Странно, что во всех интернет-источниках, как англоязычных, так и испаноязычных, указано, что водоизмещение "Колоколо" всего-навсего 5 тонн. По-моему, это явная ошибка, так как у всех минных и торпедных катеров аналогичного размера водоизмещение в несколько раз больше — порядка 20 тонн. Скорее всего, в данном случае водоизмещение перепутано с полезной нагрузкой (экипаж, уголь, вода, боекомплект и т.д.).
Единственным штатным вооружением "Колоколо" являлась шестовая мина с контактным взрывателем и 10-килограммовым подрывным зарядом, которого должно было хватить, чтобы пробить небронированный борт атакованного корабля. Всего на катере имелись три такие мины. Однако это оружие "Колоколо" применить не пришлось.
Он участвовал в морской блокаде перуанского порта Кальяо, но там для него не нашлось достойных целей. В начале осени 1883 года катер по железной дороге доставили в порт Пуно на высокогорном озере Титикака, по которому проходила граница между Боливией и оккупированной чилийцами перуанскаой территорией. Через это озеро с территории Боливии на весельных и парусных лодках шло снабжение перуанских партизан.
"Колоколо" под командованием лейтенанта Анхеля Кустодио Линч Ирвинга (интересное сочетание испанского с английским) и еще несколько вооруженных паровых катеров начали патрулирование акватории, чтобы пресечь эти поставки. Перед началом операции "торпедеру" перевооружили. С нее сняли шестовые мины, а вместо них установили две 37-миллиметровые пятиствольные митральезы Гочкисса. Состав экипажа остался прежним. К сожалению, ни одного изображения катера после этой переделки я не нашел.
Патрулирование Титикаки продолжалось недолго, так как уже 20 октября того же года между Чили и Перу был подписан мирный договор. "Колоколо" вернули на Тихий океан и окончательно разоружили. Недолгое время он использовался как гидрографическое судно, а в 1885 году был отправлен на слом.
профиль чилийского минного катера "Колоколо"
пампасский дикий кот (Leopardus colocolo)
командир минного катера "Колоколо" лейтенант Анхель Кустодио Линч Ирвинг
ПРИЛОЖЕНИЕ
sergiovillaggio
17 июня 2018, 8:30
Насчет водоизмещения с Вами не соглашусь. 5 тонн для 14-метровой миноноски — более-менее правдоподобная цифра. Правда, скорее всего, это чистый вес, без запасов и экипажа. А вот 20-30 тонн — величина запредельная (для примера: столько весили 75-футовые миноноски Ярроу, в 1,5 раза более длинные). Да и не подняли бы чилийцы такой пароход на Титикаку.