Типаж советских автомобилей послевоенного периода

18

Статья с канала «DL24 | История авто» на яндекс-дзене.

9 мая сего года Владимир Никитич Носаков — один из создателей «Волги» ГАЗ-24 и многих других машин ГАЗ — выложил неизвестное мне изображение перспективного типажа на послевоенный период, составленного в НАТИ в 1941-1942 годах и утверждённого на совещании Наркомсредмаша 3 февраля 1943. Как можно увидеть — сразу после Сталинградской битвы будущий послевоенный модельный ряд советского автопрома планировался существенно иным, чем то, к чему пришли в конечном итоге. Я также попробую дополнить его иллюстрациями того, как некоторые из представленных автомобилей могли бы выглядеть «в жизни».

рисунок 1

рисунок 1

Для начала — не только будущая «Победа», но и вообще все «легковушки» в типаже имеют современный «понтонный» дизайн — включая будущие «Москвич» (КИМ ?) и ЗИС. Конечно, прорисовка их достаточно условная, но нельзя не заметить, что малолитражка с литровым моторчиком сильно напоминает разработанный до войны в НАТИ обтекаемый кузов для шасси КИМ-10 (рисунок 2), но с объединёнными передними и задними крыльями (прорисована даже характерная линия водостока на задней стойке — т.е. автор иллюстрации к типажу наверняка знал про этот проект). Будущая «Победа» выглядит так, как на самых первых довоенных набросках её дизайна, например — широко известном эскизе Бродского (3) — что, в общем-то, вполне закономерно, в работе над типажом участвовал Липгарт. Уже тогда был предусмотрен тип будущего ЗИМа — автомобиль, промежуточный между массовой «Победой» и штучным ЗИСом. Обтекаемый ЗИС несколько напоминает «Москву» Росткова-Еремеева, но скорее всего основан на менее авангардном проекте Росткова 1942 года (4) — хотя и не повторяет его буквально; как известно, в итоге автомобиль был по понятным причинам стилизован под «американца» — а жаль… Впрочем, как становится очевидно, копирование конкретных иностранных моделей носило сугубо ситуативный характер, а не было изначальной установкой.

рисунок 2

рисунок 2

рисунок 3

рисунок 3

рисунок 4

рисунок 4

Среди грузовиков в первую очередь бросается в глаза три семейства двигателей — 70…90-сильная маленькая рядная шестёрка (очевидно, ГАЗ-11), более крупная с 85…100 л.с. (будущий ЗИС-120) и совсем крупная, вероятно — уже рядная восьмёрка, мощностью 165…200 л.с. (прямо это не указано, но судя по рисунку верхнеклапанная — возможно, на базе изначально «легкового» мотора ЗИС-101; насколько я понимаю — реально это место заняли более экономичные дизели ЯМЗ, появившиеся благодаря доступу к американским технологиям ближе к концу войны). Интересно, что, судя по схеме, на 2,5-тонной трёхосной модели на шасси ГАЗ планировалось использование двигателя ЗИС. Пятитонное семейство — это явно будущие ЯАЗ/МАЗ/КрАЗ, включая и реально существовавшую версию минского грузовика с полуприцепом (5). Интересная деталь — наличие так и не освоенных нашей промышленностью грузовиков полукапотной компоновки в классах 8-тонных тягачей с полуприцепом и внедорожников (по типу GM-овских COE и Autocar U-series).

рисунок 5

рисунок 5

На базе всех грузовых семейств был запланирован выпуск современных автобусов вагонной компоновки. Увы, в реальности быстро реализовать удалось лишь проект на агрегатах ЗИС (ЗИС-155), а построенный на агрегатной базе ГАЗовских грузовиков ПАЗ-652 появился лишь к самому концу пятидесятых — ниша автобуса малой вместимости надолго оказалась занята капотными «барбухайками».

В целом, можно сказать, что большая часть типажа была так или иначе реализована — кроме откровенно тупиковых позиций, которыми, к примеру, оказались полугусеничные грузовики — места для них в народном хозяйстве так и не нашлось, хотя эксперименты с ними велись ещё долго. Интересно, что показанные машины по схеме шасси больше похожи на немецкие «полугусы» Книпкампа, чем на американские «халф-трэки» — как оно потом и вышло в жизни (6).

рисунок 6

рисунок 6

«Не срослось» также с тяжёлым компандирским автомобилем — аналогом «Додж 3/4» (он даже был разработан под обозначением ГАЗ-62, но в итоге оказался не востребован; отчасти его функции перешли к четырёхдверному ГАЗ-69А) и 1-тонным развозным фургоном на агрегатах легковушки (лёгкий коммерческий транспорт это вообще какая-то больная тема для нашего автопрома; эти ниша в итоге была занята «головастиками» УАЗ).

источник: https://dzen.ru/b/ZLULyOZNpReUvBIl

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account