Британский средний танк «Виккерс-16 тонн» произвёл неизгладимое впечатление на советскую делегацию, прибывшую в Англию для ознакомления с тамошним танкостроем. Три, оптимально расположенные башни. Мощное вооружение. При этом, сравнительно небольшой вес и хорошие маневренные данные. Танк выгодно отличался от нашего неуклюжего Т-24, и был как раз тем, что нужно для вооружения механизированных соединений!
Его очень хотелось купить. Но, купить не получилось. Поэтому, собрав о танке всю возможную информацию, решили сделать подобную машину собственными силами.
Разработка велась одновременно двумя группами на конкурсной основе. Фишка группы ВАММ (Военная академия моторизации и механизации) заключалась в том, что средний танк с компоновкой «шестнадцатитонника» они разрабатывали, используя уже отработанную базу Т-26 – просто оснастив шасси вместо четырёх, шестью узлами подвески. Это сулило огромные преимущества в освоении выпуска. Экономило деньги, время. Такая унификация вообще решала множество проблем, от производственных, до эксплуатационных.
(Проект Т-28 от ВАММ)
Однако, все понимали, что при использовании деталей подвески от Т-26, машина за 16 тонн весом, будет фатально перегруженной. Максимум на что можно было реально рассчитывать, это тонн 14, не более, что делало крайне вероятным превосходство более тяжёлого британца.
Проект ВОАО (Всесоюзное орудийно-арсенальное объединение) напротив, исходил из посыла изначально сделать танк более мощным, чем у англов. Соответственно, таковым он мог стать, только имея боевую массу больше чем у «шестнадцатитонника». Не зря будущий Т-28 «разбух» с изначально заданных 16 тонн сперва почти до 17,5 тонн в прототипе, а затем, аж до 25 тонн в серийном варианте. Понятно, что так и не пошедший в серию английский «шестнадцатитонник», нашему могучему «двадцатьвосьмому» в подмётки не годился.
Но! За эту «крутизну» 28-го, мы заплатили большими габаритами, крайней сложностью конструкции, не технологичностью и высокой стоимостью машины. Даже в самых радужных планах, выпуск Т-28 ожидался в объёме не более 150 машин в год (но и эти планы ни разу не были выполнены). Особенно удручающим было то, что конструкция Т-28 не получила никакого развития (как модно было говорить в советское время, «это была тупиковая ветвь в развитии отечественного танкостроения»). В общем, Т-28 оказались этакими динозаврами – самыми крутыми в своё время, но немедленно вымершими не оставив потомства, едва наступила иная эпоха и изменилась «среда обитания».
Тоже самое можно сказать и о тяжёлом пятибашенном танке Т-35А, «архитектура» которого была так же подсмотрена у англичан. Выпуск единственного тяжёлого танка РККА 30-х Т-35А и вовсе получился ничтожным – всего 61 танк за 6 лет серийного производства.
Я хочу предложить другую альтернативу. Альтернативу, в которой средних и тяжёлых танков РККА получит больше, а стоить каждый из них будет дешевле.
Идея проста. Проект «шестнадцатитонника» ВАММ (массой порядка 14 тонн) тщательно дорабатывается и принимается в качестве относительно недорогого и простого, а потому массового среднего танка. Чрезмерно тяжёлый, сложный и дорогой проект ВОАО, доводится до уровня тяжёлого танка (массой тонн этак 30), а тема экстремального Т-35 просто закрывается. Скажете 30 т. для тяжёлого танка мало? Ха! Британский тяжёлый «Индепендент» послуживший «архитектурным» прототипом нашего Т-35, весил 31,5 т. Так он был ПЯТИБАШЕННЫМ!
Учитывая, что серийный Т-28 весил 25,2 т. навесить на него более прочную броньку, немного усилить вооружение и естественно упрочнить ходовку (и трансмиссию и подвеску) – вот вам и те самые 30 т. при ТТХ, вполне соответствующих тяжёлым танкам того времени!
В итоге, армия получает два весьма близких технологически танка: Т-26 в качестве пехотного и 14-тонный танк в качестве маневренной машины для механизированных соединений. Плюс капитально усиленный в плане бронезащиты Т-28, который займёт нишу тяжёлого танка с тем же объёмом выпуска, как и в РИ – до 150 машин в год. Если армии такие объёмы выпуска тяжёлых танков ни к чему – получит сколько ей надо. В любом случае, это уже будет боевая машина, а не сугубо парадная страшилка эксклюзивной выделки.
От производства танка Кристи с его сложным и ненадёжным комбинированным ходом и, соответственно, всего последующего семейства БТ, отказываемся полностью. Что в принципе даже логично – он же вообще в нашу танковую систему оснащения РККА от 1929-го года не вписывался и нишу ему сперва придумали искусственно, а потом, начали наполнять им механизированные соединения – благо бегал он несравнимо шустрее Т-26 и стоил не столь заоблачно много как Т-28.
Однако, определённую пользу танк Кристи всё же принёс и в данной АИ. Если маневренный танк ВАММ опирался по большей части на Т-26, то проект ВОАО, был как бы гибридным. От Т-26, он взял схему трансмиссии, управления фрикционами и тормозами, тип КПП. Заимствовал конструкцию гусениц и ведущих колёс. Копировал верхнюю часть подвески. Использовал малые пулемётные башни.
У «Виккерса-шестнадцать тонн» подсмотрели общее компоновочное решение, кое что в трансмиссии и нижней части подвески – в целом, не так уж много.
От Кристи же, будущий Т-28 получил уже танковую версию мотора М-5 (хотя, в серию он пошёл уже с М-17), схему компоновки в МТО двигателя и системы охлаждения. Саму схему охлаждения и главный фрикцион. И в качестве главной башни – пушечно-пулемётную башню, спроектированную для БТ-2.
В общем – тот ещё «гибрид», показавший на испытаниях столь громадное количество недостатков, что в процессе их устранения, вместо 17,5-тонной машины-франкенштейна, на свет божий появилась практически совсем другая – весом уже 25,2 т.
(Прототип Т-28 массой 17,5 т. – сильно отличался от серийного Т-28 массой 25,2 т.)
(И не только он. На фото ниже, испытания опытных образцов Т-35 и Т-28. Существенные отличия от серийных машин хорошо видны)
Поэтому, я ничуть не сомневаюсь – как бы ни был плох вариант маневренного танка от ВАММ, приложив аналогичные усилия, на выходе вполне могла бы получиться весьма боеспособная машина, но, гораздо легче, проще, дешевле. Согласитесь, промышленности, с трудом осилившей серийный выпуск Т-26, значительно проще освоить «такие же, но чуть более толстые шестерёнки, траки и рессоры», чем заново корячиться с освоением выпуска принципиально новых деталей, с нуля подбирая технологии и оснастку.
Ну и, поскольку Т-26 остаётся в РИ виде, а Т-28 развивается почти как в РИ, с акцентом на усиление бронезащиты (плюс при необходимости, упрочнение ходовки и уширение гусянок для лучшей проходимости), я более подробно остановлюсь на сугубо АИшном, 14-тонном маневренном танке от ВАММ.
Предсерийный образец с одной стороны учитывает ТТЗ (в т. ч. «архитектуру» «Виккерса-шестнадцатитонника»), а с другой, в максимальной степени использует имеющийся задел по Т-26.
Шасси от Т-26, но шеститележечное. На корпусе установлены три башни: две малые, от всё того же пулемётного двухбашенного Т-26 и одна «большая» с пулемётом ДТ и 37 мм пушкой Б-3 в раздельных установках (именно так вооружались прототипы обоих вариантов Т-28). Причём для прототипа, башни даже не модифицировались.
(Опытный образец 14-тонного маневренного танка. 1932 г.)
Но, в процессе доработки опытного образца, в серию наш, скажем Т-27 (приглянувшиеся Тухачу паршивые танкетки в АИ на вооружение не принимаются – соответственно индекс Т-27 свободен), пошёл, уже имея в качестве главной, стандартную башню от однобашенного пушечно-пулемётного Т-26. Полная унификация! Да и вместо башен снятых с производства пулемётных Т-26, серийный танк получил «оптимизированные» (без верхнего смотрового окна) малые башни.
Что касается трёхдюймовки. Точнее её отсутствия. А зачем нам для маневренного танка механизированных соединений того времени (именно таково было предназначение Т-28 в техзадании) трёхдюймовка? Механизированные бригады собирались вводить в готовые прорывы, и мощной полевой фортификации (которую к тому же нельзя обойти стороной) уже не ожидалось. В отличие от танковых частей противника, которыми супостат наверняка попытается оперативно заткнуть брешь. В общем, БТ, которые легко вытеснили громоздкий Т-28 из ниши манёвренного танка механизированных соединений в одну кампанию «почётных членов тяжёлых танковых бригад» с Т-35А, без трёхдюймовки обходились. Да и вообще, в мире тогда не было аналогичных танков с башенным орудием калибром больше 47 мм.
Для маневренного танка тогда в первую очередь требовались большой запас хода, приличная скорость, многочисленные пулемёты, чтоб сеять вокруг себя хаос и действовать, если придётся, в отрыве от пехоты, плюс лёгкое орудие, способное справляться с бронетехникой противника – причём всё вооружение с максимально большим возимым БК. (Что касается функции поддержки пехотных Т-26 при прорыве обороны противника, то вот тут нам как раз идеально подойдут мощно забронированные Т-28).
Для танка массой в 14 тонн (а серийный, как говорит опыт, наверняка существенно потяжелеет!), 300-сильного М-6 вполне достаточно – благо двигатель этот в то время ещё выпускается серийно аж двумя заводами и уже успешно адаптирован для танка Т-24 (со снижением фактической мощности до 250 л.с.). Именно такой двигатель стоял и на РИ прототипе Т-28.
Маневренные данные АИ Т-27 будут примерно такие:
При массе 15 т. Ширина гусениц – 350 мм. Скорость 45 км/ч. Запас хода не менее 250 км. (с подвесными топливными баками).
Далее. Учитывая, что втиснуть между расположенными в ряд в передней части машины тремя членами экипажа КПП и бортредуктора невозможно, приняли схему с задним расположением трансмиссии и ведущих колёс (парни из ВАММ пришли к тому же решению). Большое пространство позади главной башни и съёмный скошенный «капот» над двигателем, позволяют при необходимости увеличить размеры (прежде всего высоту) моторного отсека и установить большие дополнительные наружные топливные баки. Агрегатная часть по типу Т-26 с соответствующим усилением деталей. Если нужно, кое что можно позаимствовать от Т-24 весящего 17,8 т. или от одиннадцатитонного БТ-2 (мы отменяем запуск его в серию). Схема жидкостного охлаждения копирует таковую у танка Кристи.
Что касается бронезащиты, тут тоже всё в рамках тогдашних запросов и нормативов, а учитывая, что в проектах, РИ прототипы Т-28 имели максимальную толщину брони всего 20 мм – даже лучше! Лоб корпуса: у нашего прототипа 20 мм, у серийной машины 28 мм. Борт корпуса и главная башня – 20 мм. Корма и малые башни – 15 мм. Единственно, поскольку для серийных Т-27 конструктивно подобную Т-26 башню будут собирать не из 15 мм, а из 20 мм бронедеталей, и вес её возрастёт, для вращения придётся внедрить электромотор. Но, если у того же Т-28 электропривод двухскоростной, для быстрого поворота башни и точного наведения орудия, то у Т-27 схема будет более простой и надёжной – односкоростной. Самая тяжёлая работа – поворот башни – от электродвигателя, а вот горизонтальная подводка для точного наведения орудия, уже вручную.
Экипаж 5 человек.
В таком виде танк запустят в серию на ХПЗ в 1933 году с объёмом выпуска, скажем, 2/3 от выпуска БТ.
(Средний танк Т-27. Мод. 1936 г.)
В 1936-ом году, все танки Т-27 получили рацию с поручневой антенной и два дополнительных пулемёта (зенитный, на турели, и в кормовой нише), главным образом для оперативной замены трёх основных – башенных, в случае их выхода из строя в бою.
Поскольку подвеска танка была не слишком пластичной, в том же 36-ом году были начаты работы по поиску наиболее подходящей ей замены. Но, с этим не слишком спешили. На дорогах, подвеска работала вполне нормально (опыт эксплуатации Т-26 и прочих танков в мире, выросших из «шеститонника» с его подвеской, это подтверждает), а на пересечённой местности, скорость падала опять-таки до величины, обеспечивающей удовлетворительную мягкость хода. Тем не менее, подвеска совершенно не обеспечивала прицельного огня на ходу в поле и претензии к ней заключались в основном именно в этом. (ЕМНИП у Свирина, среди преимуществ проекта ВОАО описанных Гинзбургом, приводится утверждение, что подвеска Т-26 обеспечивает прицельный огонь лишь на скорости до 12 км/ч, а подвеска его разработки – аж до 20 км/ч! Хотя, ИМХО, на деле, прицельного огня на ходу, скорее всего не могла обеспечить ни та, ни другая).
Что касается Т-28. В РИ, бронезащита серийного Т-28 была для тех лет вполне солидной – 30 мм лоб корпуса, 20 мм бронезащита бортов, кормы и башен. Мало? Тяжеленный Т-35А имел практически столько же.
В АИ, бронезащиту Т-28, при его «переориентации» в класс тяжёлых, позиционных, усиливаем до 35 мм лоб корпуса и 28 мм борт, корма, главная башня. Малые башни 15 мм. Наиболее жизненно важные области дополнительно прикрываются 10 мм экранами на гужонах. Если подвесочке новый вес окажется не по силам, используем ту, что разрабатывалась для Т-35А и которая (вполне удачная) осталась невостребованной (на эскизе Т-28 именно на подвеске, разработанной для Т-35А).
Вооружение так же усиливаем. Малые башни без изменений – на то они и «малые». А вот в главной, при первой возможности, заменим все «окурки» КТ на Л-10. Вместо ДТ, в отдельной шаровой установке главной башни воткнём дюже могутный «противотанковый» ДК. ДТ в главной башне будет оружием сугубо вспомогательным и «кочующим» из кормовой ниши на зенитную турель и обратно.
Т-26 без изменений.
(Основа танкового парка РККА 30-х в одном масштабе)
ТТХ АИ танков на 1936 г.
|
Т-26 |
Т-27 |
Т-28 |
Масса (т) |
9,2 |
17,5 |
35 |
Двигатель (л.с.) |
90 |
250 |
450 |
Скорость (км/ч) |
31 |
45 |
35 |
Запас хода |
140 |
250 |
150 |
Броня: Лоб корп. Борт корп. Гл. баш. М. баш. |
15 15 15 – |
28 20 20 15 |
35 + 10 28 + 10 28 + 10 15 |
Вооружение: Пушка ДК ДТ |
45 – 1-3 |
45 – 3-5 |
76,2 1 4 |
Экипаж |
3 |
5 |
6 |
Для сравнения с РИ образцами:
|
Вик-16т. |
Т-28 |
Индеп. |
Т-35А |
Масса (т) |
16 |
25,2 |
31,5 |
50,1 |
Двиг. (л.с.) |
180 |
450 |
398 |
500 |
Скорость (км/ч) |
50 |
40 |
32 |
30 |
Запас хода |
185 |
180 |
320 |
150 |
Броня: Лоб корп. Борт корп. Гл. баш. М. баш. |
25 13 25 13 |
30 20 20 15 |
28 13 28 13 |
50-30 20 20 15 |
Вооружение: Пушка Пул. |
47 3 |
76,2 3-4 |
47 4 |
76,2+2х45 5-6 |
Экипаж |
7 |
6 |
8 |
10 |