Танки с противоснарядным бронированием в альтернативно-фэнтезийном мире
Предпосылки создания
Боевые действия в Испании выявили ложность принятой ранее концепции развития БТТ РККА в общем и применения колесно-гусеничных танков в частности, танки серии БТ не могли противостоять легким противотанковым средствам пехоты, автоматических зенитных пушек и ПТО противника. Предпринимались попытки в полевых мастерских увеличить боевую эффективность их разными способами, не носящими систематический характер, наиболее интересные из них:
Установка на крыше башни бронещитка, для защиты расчета пулемета «Максим», что позволяло более эффективно бороться с живой силой противника.
Установка отвала в носовой части танка в виде большого окучника с железным колесом внутри этой конструкции, изготовленной из 15 мм стальных плит. Данные отвалы изготавливались для преодоления баррикад, но выявился и побочный эффект – при первом же применении отвала, закрепленного на БТ-5, танк смог выдержать 4 попадания из 37-мм ПТО противника. За разработку данного отвала, бывший испанский агроном товарищ Леонард Авинчес получил воинское звание Лейтенант инженерных войск.
Группой советских военных специалистов была составлена новая концепция развития БТТ РККА:
- Упразднить деление танков по массе
- Ввести деление по тактике применения танка
- Разработать новые танки согласно новой концепции БТТ РККА
А. Мобилизационный танк, дешевый и технологичный танк, с орудием не менее 45-мм в двухместной башне и противопульной броней, со скоростью не менее 45 км/ч
Б. Универсальный танк, с орудием не менее 76-мм в трехместной башне и противоснарядной броней, со скоростью не менее 45 км/ч
В. Штурмовой танк, с орудием, позволяющим бороться с основными типами фортификационных и гражданских зданий и сооружений, размещенным в трехместной башне или рубке с противоснарядной броней, со скоростью не менее 30км/ч
Г. Специальный танк, модификация танка для специализированных задач
ТТЗ на создание Универсального танка (конец 1937 года):
- Противоснарядное бронирование лба корпуса толщиной не менее 37 мм, расположенной под рациональным углом. Противоснарядное со всех ракурсов бронирование башни, толщиной не менее 45 мм, расположенной под рациональными углами, масса не более 30 тонн.
- Вооружение не менее 76-мм и 2-х пулеметов с ленточным питанием в 3-х местной башне с подвижной командирской башенкой.
- Скорость по шоссе не менее 45 км/ч, скорость по пересеченной местности не менее 30км/ч. Запас хода не менее 250 км. МТО и топливные баки отгорожены противопожарной перегородкой.
Данные ТТЗ были отправлены во все конструкторские бюро. Начальником, курирующим эти разработки, назначили товарища Павлова. Результат должен был предстать перед комиссией не позднее октября 1938 года. Павловым был внесен ряд уточнений в ТТЗ.
- Подвижная командирская башенка с возможностью стрельбы и перезаряжания пулемета с ленточным питанием
- Сплошной лобовой лист без курсового пулемета и люка механика-водителя
- Подготовить проект штурмовой САУ с броней не менее 75 мм и орудием не менее 100-мм
4. Конструкторам ХПЗ отправил фото и чертежи «отвала Авинчеса»
Разработка ХПЗ
Корпус: передняя часть так называемый «таранный нос» из 37 мм брони, вертикальные борта толщиной 37 мм.
Башня: погон башни 1420 мм, башня по типу РИ образца 1942 года «гайка», толщина брони 45 мм, подвижная командирская башенка с пулеметом ПЧТ-3Л (Пулемет Чешский танковый трехлинейный, копия пулемета ZB-53 под советский патрон).
Вооружение: 76-мм танковая модификация ПТО Ф-22ИТ с длиной ствола в 40 калибров, но рассчитаной на применение штатных боеприпасов, спаренный пулемет ПЧТ-3Л.
Экипаж: механик-водитель, наводчик, командир-радист, заряжающий (расположен вне башне, а в корпусе сзади ниже башни)
Производство: «Таранный нос» методом штамповки и сварки, башня штамповано-сварная, мотор МТ-17Т, трансмиссия по типу БТ, улучшенная и усиленная где надо, торсионная ходовая, габаритные размеры не больше чем РИ Т-34.
Разработка СТЗ
Корпус: передняя часть 50 мм брони с люком механика-водителя, вертикальные борта толщиной 37 мм.
Башня: погон башни 1420 мм, башня по типу РИ Т-34-85 уменьшенная, с подвижным полом боевого отделения, толщина брони 50 мм, подвижная командирская башенка с пулеметом ПЧТ-3Л (Пулемет Чешский танковый трехлинейный, копия пулемета ZB-53 под советский патрон).
Вооружение: 76-мм танковая модификация ПТО Ф-22ИТ с длиной ствола в 50 калибров, спаренный с ней ДШК.
Экипаж: механик-водитель, наводчик, командир-радист (расположен в кормовой нише башни позади наводчика, там же справа радиостанция), заряжающий.
Производство: Башня штамповано-сварная, мотор МТ-17Т, трансмиссия по типу БТ, улучшенная и усиленная где надо, торсионная ходовая, габаритные размеры не больше чем РИ Т-34.
Разработка ЛКЗ
Корпус: передняя часть 60 мм брони, вертикальные борта толщиной 45 мм, подвижная командирская башенка с пулеметом ПЧТ-3Л (Пулемет Чешский танковый трехлинейный, копия пулемета ZB-53 под советский патрон).
Башня: погон башни 1420 мм, башня по типу РИ КВ-1 уменьшенная, толщина брони 50 мм.
Вооружение: 76-мм танковая модификация ПТО Ф-22ИТ с длиной ствола в 50 калибров, спаренный с ней пулемет ПЧТ-3Л.
Экипаж: механик-водитель, наводчик, командир-радист (расположен в передней части корпуса рядом с механиком-водителем), заряжающий.
Производство: Башня сварная, мотор МТ-17Т, трансмиссия по типу Т-28, улучшенная и усиленная где надо, торсионная ходовая, габаритные размеры чуть больше чем РИ Т-34.
Компромисс
Рассмотрев представленные проекты, комиссия пришла к выводу что ни один танк в отдельности не удовлетворяет выдвинутым требованиям, но все имеют новаторские идеи которые нужно объединить в один танк. Было дано задание до конца 1938 года разработать данный проект и воплотить в металле. Данное задание получил ХПЗ и в первых числах декабря вывел на заводские испытания первый танк Т-76. Пройдя их успешно, коллектив завода отправил 15.12.1938 года телеграмму товарищу Сталину с обещанием своим ходом пригнать новый танк в Москву на демонстрацию его перед правительством к 31.12.1938г. Успев в срок и порадовав высокое начальство инженера попросили содействия товарища Сталина в создании танкового дизель-мотора В-2 и его модификации В-4, а так же приобрести за рубежом оборудование для производства башен с большим погоном, Сталин распорядился «всемерно помогать товарищам в их важном для страны деле». Танк был принят на вооружение незамедлительно.
Корпус: передняя часть так называемый «таранный нос» из 37 мм брони, вертикальные борта толщиной 37 мм. Данная форма корпуса являлась секретной и на заводе она маскировалась фальшбортом и бамперами с муляжом курсового пулемета
Башня: погон башни 1420 мм, башня по типу РИ Т-34-85 уменьшенная, с подвижным полом боевого отделения, толщина брони 50 мм, подвижная командирская башенка с пулеметом ПЧТ-3Л (Пулемет Чешский танковый трехлинейный, копия пулемета ZB-53 под советский патрон).
Вооружение: 76-мм танковая модификация ПТО Ф-22ИТ с длиной ствола в 40 калибров, спаренный с ней ДШК.
Экипаж: механик-водитель, наводчик, командир-радист (расположен в кормовой нише башни позади наводчика, там же справа радиостанция), заряжающий.
Производство: Башня штамповано-сварная, мотор МТ-17Т, трансмиссия по типу Т-28, улучшенная и усиленная где надо, торсионная ходовая, габаритные размеры не больше чем РИ Т-34.
Штурмовой танк
Штурмовая модификация АИФ Т-76 с увеличенной броней лба корпуса до 45 мм, боевой рубкой из 60 мм лобовой и бортовой брони. Вооружение составляет 100-мм Ф-100Т и два пулемета ПЧТ-3Л в двух подвижных башенках расположенных на крыше рубки, экипаж из пяти человек: механик водитель на штатном месте в лобовой части корпуса, наводчик слева от орудия, командир справа от орудия имеет дублированные органы управления и прицел основного орудия и подвижную башенку, за наводчиком находится стрелок-радист с подвижной башенкой, справа от него находится заряжающий.