Интересный пост из жж уважаемого коллеги midnike.
Читавшие «Невероятную победу» У. Лорда, возможно помнят эпизод про стрелкá-«терминатора». А вот как эта история излагалась «сухим языком документа», в рапорте командира 6-й разведовательной эскадрильи (АВ «Энтерпрайз») капитан-лейтенанта У. Е. Галлахера от 20 июня 1942 г.:
«5. При входе в пикирование сорвалась с турели спаренная пулемётная установка самолёта 6-S-8. [Стрелок-радист] АДКИНС, Флойд Дэлберт, л/н 382-13-76, AMM2c [помощник авиамеханика, старшина 2-й статьи], удержал пулемёты на коленях во время пикирования и настолько успешно вёл огонь после выхода из пикирования, перемещая их вручную, что смог сбить похожий на „Мессершмитт” истребитель, атаковавший их самолёт немедленно после выхода из нижней точки пикирования.»
В своей книге У. Лорд добавляет драматизма:
«Никто так и не понял, как ему это удалось: пулемёты весили 175 фунтов [79,4 кг], и худощавый Адкинс даже не смог приподнять их после возвращения на „Энтерпрайз”».
Хотя с весом спарки он перебрал минимум вдвое – «чистый» вес каждого из облегчённых авиационных 7,62-мм пулемётов «Кольт-Браунинг» AN-M2 в конфигурации для турельных установок составлял 10,5 кг, спаренного станка Mark 2 Mod 3 – 6-9 кг (в зависимости от наличия или отсутствия 12,5-мм бронещитков). Таким образом, общий вес спарки не превышал 30 кг. Но даже это очень много, когда сначала требуется не дать им вывалиться из пикирующего самолёта, а затем, сразу же после перегрузки в 5-6 G, вести огонь из этой громоздкой железяки с темпом стрельбы 1000-1350 выстрелов в минуту на каждый ствол. Пусть и не совсем «с рук», а оперев на борт кокпита (обе руки заняты на рукоятках управления).
Что касается истребителя, то в течении того решающего получаса над Первым Мобильным соединением по японским данным было сбито 11 А6М2 «Зеро», из которых как минимум 4 – стрелкáми американских пикировщиков и торпедоносцев. Количество повреждённых неизвестно, но и оно было явно не нулевым. Возможно, один из них был сбит или повреждён именно Адкинсом, а возможно он только отогнал «Зеро» от хвоста своего «Донтлесса», что тоже немало. Не стóит также удивляться «похожему на „Мессершмитт”» вражескому самолёту. В тот период эти «Мессершмитты» мерещились американскому лётному составу с завидным постоянством. Причиной тому было слабое знание матчасти противника, а также слухи о том, что японцев вооружает Германия – а откуда ещё у «косоглазых азиатов» могли взяться такие хорошие самолёты?!! Впрочем, вездесущие «Тигры» (и ещё более вездесущие «Фердинанды») на советско-германском фронте – они примерно из той же оперы.
Безвозвратные потери 6-й разведовательной эскадрильи в этом вылете составили 44% – из 16 машин на «Энтерпрайз» вернулось лишь 9, ещё два экипажа смогли дотянуть серьёзно повреждённые самолёты до своих кораблей и совершить посадку на воду. Из девяти вернувшихся, две машины из-за полученных боевых повреждений оказались небоеспособны. Одной из них был «Донтлесс» 6-S-8 Адкинса, получивший многочисленные пулевые пробоины – стандартной практикой японских пилотов-истребителей была предварительная «пристрелка» из 7,7-мм пулемётов перед добивающей очередью из 20-мм пушек, их малый боезапас (60 снарядов на ствол теоретически, 55 – на практике) вынуждал к подобной экономии. Судя по всему, старшина 2-й статьи Адкинс открыл огонь из своей спарки крайне вовремя. В очередной боевой вылет, состоявшийся на следующий день, Ф. Д. Адкинс и его пилот лейтенант У. Е. Питтман отправились уже на другом самолёте с тактическим номером 6-S-16.
В общем, один из маленьких кусочков большого сражения. Как говорится: «жить захочешь – ещё не так раскорячишься». А теперь представим, что этот документально подтверждённый – и вполне правдоподобный – эпизод появится в каком-либо художественном фильме. Мне лично сразу представилась толпа специалистов по всему на свете и авиации в частности, с умным видом рассуждающая о «нелепом американском пафосе», и вообще «так не бывает». Но вот старшине уже 1-й статьи Ф. Д. Адкинсу, я уверен, было бы глубоко наплевать на мнение диванных экспертов. За
«героизм, проявленный в воздушном бою в качестве стрелка […] в ходе сражения при Мидуэе»
он был досрочно повышен в звании, награждён «Крестом за лётные заслуги» (Distinguished Flying Cross) – и положенной за эту награду прибавкой в 2 доллара к денежному довольствию 🙂
Использованная литература:
- Commander, Scouting Squadron SIX, “Report of Action, June 4-6, 1942.”, June 20, 1942.
- Walter Lord “Incredible Victory”, 1967.
- U.S. Department of the Army “Cal. .30 Browning Machine Guns. Technical Manual TM 9-2005”, 1953.
- Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway”, 2005.
- The President of the U. S. A. “Distinguished Flying Cross Award Citation. Aviation Machinist's Mate First Class Floyd Delbert Adkins, United States Navy.”, 1942.