0

Уважаемые коллеги! Вы как хотите, а я темой Русско-Японской войны никогда не насытюсь.

Так ли все плохо.

Давно отгремевшая Русско-Японская война до сих пор не дает покоя альтернативщикам. Причины столь оглушительного поражения России одни видят в удаленности театра военных действий. Другие в слабой подготовке личного состава Российской армии и флота. Третьи обращают внимание на тактико-технические данные кораблей противников. И коль скоро японцы победили, то их корабли объявляются образцом для подражания, а в корабельном составе Российского флота, соответственно, видят одни недостатки. Все в нем не так! Задания на строительство взяты с потолка! Технические характеристики никуда не годятся. А так ли справедливы упреки в адрес наших предков?

Давайте начнем с того, что впервые за долгий промежуток времени кораблестроительная программа России была направлена на строительство флота против определенного противника. Выполнение этой программы запоздало. Не говоря уже о том, что она в полном объеме выполнена не была. Но давайте предположим, что успели. Ну, скажем, наш последний государь проникся важностью скорейшего ее выполнения и пресек поползновения Витте по усечению финансирования. Скажете, слишком альтернативный государь получается? Да нет, не слишком. Умел Николай последний быть и упрямым и упертым. Не всегда, правда, там и тогда, когда надо – но это, как говорится, что выросло, то выросло. Итак, флот построен в срок. Что там у нас по плану? Десять броненосцев, четыре броненосных крейсера, десять бронепалубников первого ранга и десять второго. Что вы говорите? Ах да, не все построили. Итак, что мы построили в реале? Броненосцы: Цесаревич, пять Бородинцев, Ретвизан и три Пересвета. Вполне себе десять! Что дальше, крейсера броненосные: три Рюриковича и Баян. Тоже есть. Теперь бронепалубники первого ранга: три богини, Аскольд, Богатырь, Варяг и Олег, итого – семь. Вообще-то должен был быть еще Витязь, никто ведь не знал, что он сгорит на стапеле. Но ладно, померла так померла. Итак, программа выполнена на 70%. Уже хуже! И наконец, крейсера второго ранга: Новик, Боярин, Жемчуг и Изумруд. С некоторой натяжкой к ним можно отнести и Алмаз. Он, правда, по ТТХ к ним не очень относится, но деньги на его строительство взяли как раз оттуда, так что пусть будет. Итого – пять. Половина! 50%.

А что же японцы? Основные их силы были организационно объединены в две эскадры. Первая: шесть броненосцев под флагом Того и четыре новейших крейсера адмирала Дева, которые в русском флоте называли собачками. Вторая: шесть броненосных крейсеров адмирала Камимуры и более старые крейсера Уриу. Что же, надо отдать должное нашим японским визави! Они точно определились с тем, какой флот и из каких единиц им нужен. И методично и скрупулезно выполнили свою кораблестроительную программу. Что вы говорите? Нисин с Касугой? Послушайте, это не серьезно! Покупка этих кораблей во многом случайна, никто же не знал, что в Латинской Америке начнется разоружение! В конце концов, эти два корабля вполне мог приобрести и Российский императорский флот, скажем, чтобы пополнить недостачу крейсеров первого ранга. (Кстати, хорошая альтернатива в виде своевременного «фитиля» соответствующим структурам.) Да, еще отряд адмирала Катаока из старого китайского Чин Йена и трех крейсеров непонятного назначения. Но к ним вернемся позже.

Итак, каким образом организован Японский флот – нам известно, давайте теперь подумаем о том, как бы был организован флот Российский. Главные силы японцев состоят из шести броненосцев, мы им можем противопоставить линию из десяти, а можем и шесть на шесть. Благо у нас есть для этого шесть практически однотипных броненосцев. Скажете, что у японцев корабли больше, лучше бронированы, вооружены, быстроходнее и так далее? Ну как бы не факт. Нет, водоизмещение, конечно, у Микасы побольше, чем у Цесаревича и Бородинцев, а вот бронирование у русских получше будет. И в артиллерии наши, пожалуй, не уступят. К тому же в японской линии еще и два старичка типа Фудзи, которые и по бронированию и по вооружению безусловно уступают своим русским противникам. Ретвизан же с Пересветами можно объединить в другой отряд. Корабли тоже с близкими характеристиками, хотя и с разнобоем в главном калибре. Использовать его можно, в зависимости от ситуации, либо для поддержки линии баталии, либо как маневренный авангард. А то объединить с Рюриковичами и отправить в круиз вокруг Японских островов (в крайнем случае, без Ретвизана) на предмет осмотра достопримечательностей. Их, этих самых достопримечательностей, в трюмах купцов страсть как много. Разумеется, адмирал Того будет против такого вояжа, командирует Камимуру, так сказать, пресечь безобразие. Надо сказать, в нашем варианте истории у Камимуры не очень-то получилось. Уж больно несерьезная дальность плавания у Асамоидов. Бой при Ульсане на самом деле случайность. Единственный раз, когда Рюриковичи занимались не рейдерством, для чего их, в сущности, построили, а эскадренным боем, к которому они приспособлены были, увы, не очень. Однако если в рейд с ними отправляются Пересветы, то дела Камимуры вообще кислые. Как в том анекдоте с тещей и тигром: «Сам напал. Сам пусть и отбивается!». Десять дюймов главного калибра русских броненосцев-крейсеров не оставляют его крейсерам никаких шансов.

Теперь давайте рассмотрим крейсера легкие. Четыре «собачки» Дева (Иошино, Такосаго, Касаги и Читозе) против четырех русских шеститысячников (Аскольд, Варяг, Богатырь и его русская копия Олег). Не смешно. Русские крейсера превосходят их в вооружении, водоизмещении, скорости, боевой устойчивости наконец. Восьмидюймовки на японских эльсвиках? Ну да, было такое. А они куда-нибудь из них за всю жизнь попали? Уж больно платформа неустойчивая. Остальная артиллерия – 120-миллиметровки, против русских шестидюймовок. Нет, без шансов. Что еще? Три богини, как их называли в Порт-Артуре: Даша, Палаша, ну и ни разу не легендарная в то время Аврора (Агаша?). Лягнуть эти «шедевры» отечественного кораблестроения считается хорошим тоном, и есть за что. Но даже в том виде, в котором они встретили войну, довести до обморока отряд Уриу им вполне по силам. Что? Вы говорите, что у японцев было обыкновение придавать своим легким крейсерам что-нибудь большое и броненосное? Скажем того же Асаму? Ну что же, вполне возможный вариант. Вот только не всегда есть возможность расстреливать своего противника в узком фарватере. А в открытом море со свободой маневра Аскольд как-то надавал плюх и Асаме и Якумо. Потом, элегантно развернувшись (пока не надавали в ответ), дал полный ход и ушел. К тому же у нас еще есть Баян, которого можно придать для большей устойчивости любому отряду крейсеров. Он и богиням весу придаст и от быстроходных шеститысячников не слишком отстанет.

А что вы все про броненосцы и крейсера? Спросите вы. По миноносцам вот у японцев большое преимущество. Это да, это точно. По миноносцам мы с японцами вряд ли сравнимся, поскольку они их сами на месте делают. А мы либо с европейского театра гоним, убив попутно машины и котлы, либо собираем в Артуре доставленные по железной дороге «Невки» с известным качеством. Но не все так плохо. Во-первых, какое-то количество миноносцев у нас все-таки на Дальнем Востоке есть, а во-вторых, у нас есть Новик и его клоны невского завода Жемчуг и Изумруд. Как противники японских эльсвиков они ни очень. Новик вот даже Тсусима запинал до потери боеспособности. А вот миноносцы погонять – это они запросто! Ну сами посудите, скорость у них немногим меньше, а вот артиллерия как раз по миноносцам работать! И маневренность на уровне. Так что в качестве лидеров они весьма и весьма кстати будут. И что остается у японцев в резерве? Устаревший по самое не могу Чин Йен и «бронепалубные броненосцы береговой обороны» Ицукусима, Мацусима и Хасидате. В нашем варианте истории этот отряд довольно интенсивно использовался противником для обстрела берега и просто как гвоздь в одном месте. А русскому флоту все как-то недосуг было заняться этим антиквариатом: то Витгефт на прорыв торопится, то Рожественский к Цусиме спешит. Но поскольку по флоту у нас в этой реальности преимущество, то скорее всего этот отряд не у наших берегов будет окусываться, а свои охранять или транспорты конвоировать.

Что же получается в сухом остатке?

В сухом остатке, на мой взгляд, следующее: Причины нашего поражения в русско-японской войне в самую последнюю очередь в проектах кораблей. Несмотря на вполне очевидные недостатки, в общем и целом корабли нашего флота были вполне на уровне мирового кораблестроения. И, несомненно, отвечали предъявленным требованиям. Более того, при своевременном сосредоточении на театре боевых действий обеспечивали подавляющий перевес над предполагаемым противником. Как количественный, так и качественный. Но простой численный перевес – еще не гарантия победы. За двадцать семь лет до русско-японской войны была другая война, Русско-Турецкая. Подавляющий численный перевес на Черном море был тогда у Турции. Но простые русские лейтенанты и мичмана вроде Макарова, Скрыдлова, Дубасова, Рожественского не боялись выйти против броненосцев на наспех вооруженных коммерческих пароходах и утлых паровых катерах. Им отказали в новейших минах Уайтхеда, и они шли в безумные атаки с шестовыми минами. Они не боялись проявлять инициативу. Они не думали о цензе. Тогда они победили. Что же произошло за эти двадцать семь лет? Я не знаю…

Подписаться
Уведомить о
guest

162 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account