0

 В своих предыдущих статьях я затронул тему боевых унифицированных платформ нового поколения: "Армата", "Курганец-25" и "Бумеранг". Для полного комплекта не хватает статьи о многоцелевых (грузовых и боевых) платформах "Тайфун". Так как эта тема уже затрагивалась (в том числе и на этом ресурсе), я остановлюсь на истории вопроса, общем анализе и некоторых деталях.

"Тайфун" аналогов нет

Кстати, перед тем как прочитать статью, посмотрите на это фото:

"Тайфун" аналогов нет

Это Камаз-4310 «Тайфун-1». Одна очень авторитетная газета в своё время поспешил именно этот автомобиль назвать «новейшим броневиком Тайфун для Минобороны». Ошибочка вышла… Это старинный, ещё 90х, полукустарный вариант бронирования обычного КамАЗа, изготовленный на экспериментальном заводе в Санкт Петербурге.
Конечно к новым «Тайфунам» этот КамАЗ не имеет никакого отношения. «Однофамильцы»…

История

(внимание история и хронология основаны на обрывочных данных и могут быть не совсем точны).

"Тайфуны" не могли появиться на пустом месте. Красивые слова о том, что машины были разработаны всего за год, лишь отчасти правдивы. Как и в случае с боевыми унифицированными платформами, "Тайфун" тоже основан на предыдущих наработках по теме перспективных грузовиков. А эти наработки весьма обширны. Стоит разобраться в них подробнее.

Так, со слов бывшего начальника ГАБТУ Сергея Маева известно что ОКР "Тайфун" является развитием ОКР "Гараж". История этой программы прослеживается ещё со времён развала СССР — по крайней мере в Сети есть упоминание существования этой ОКР ещё в 91 году. Интересно, что военные давно лелеяли идею унифицированных семейств грузовиков, советская тема «Суша» тому пример. Не развались СССР, быть может, вместо современных КамАЗов и Уралов армия была бы оснащена унифицированными грузовиками с кустанайскими движками…

В рамках общей темы «Гараж» в разные годы существовали различные этапы: «Гараж-1», «Гараж-2» и наконец «Гараж-2.1». Последняя разрабатывалась в период 2003-2006 годов и была реализована в металле в качестве семейства опытных образцов.
Есть свидетельства существования в металле и более ранних тем. Например, вот эти бренные останки грузовиков, скорее всего, принадлежат семейству «Гараж-2», разрабатывавшихся с конца 90х. Унифицированная кабина была разработана в НАМИ. Судя по всему, кабина предусматривала установку локальной защиты.

"Тайфун" аналогов нет

Остатки прототипа ОКР "Гараж-2"?

Так что же представляла из себя программа «Гараж»? Из имеющихся крупиц информации остается сделать вывод – программа была «идеей фикс»: задачей создать полностью унифицированную между двумя крупнейшими производителями ВАТ, КамАЗом и УралАЗом, грузовую платформу. Унифицированной предполагалась не только кабина, но и силовая установка, подвеска и прочие узлы. Естественно все эти узлы, как и готовые образцы прототипов, серьёзно отличались от линейки серийных машин Камаз-4310 и Урал-4320.

Кстати вот картинка (взято с сайта журнала "Авто-ревю"), скорее всего она принадлежит поздним итерациям «Гаража»:

"Тайфун" аналогов нет

Серьезных успехов программа «Гараж» не имела, а войска требовали готовую технику. Как раз, кстати оказались и «запасные» темы «Мустанг» и «Мотовоз» по внутривидовым унифицированным семействам грузовиков от УралАЗа и КамАЗа: Урал-43206/4320/5323 «Мотовоз» колёсных формул 4х4/6х6/8х8 и КамАЗ 4350/5350/6350 «Мустанг» формул 4х4/6х6/8х8. Сейчас они составляют большинство новых армейских грузовиков, в среднесрочной перспективе надобность в ВАТ оказалась решена, но главную задачу унификации между заводами не смогли добиться.

«Медведь»

Рассматривая фотографии миасского «Тайфуна» нельзя не избавиться от чувства дежа-вю – в облике грузовика есть нечто чрезвычайно знакомое. ..
Ну конечно – же – конфигурация кузовного модуля, облик кабины: он до боли похож на «Медведей».

"Тайфун" аналогов нет

Именно – на семейство бронированных грузовиков (точнее модификации существующих моделей) ОКР «Медведь», которые разрабатывали в НИИ Стали совместно с головными КБ автозаводов. Известный разработчик бронезащиты должен был разработать унифицированные кабины и функциональные модули для Уралов (Мотовоз) и КамАЗов (Мустанг).
Изготовителем кабин и модулей для КамАЗа была фирма «Астейс», а для Урала, скорее всего, кабины и модули изготавливали на самом заводе.

Кабины и модули были забронированы по 6 классу ГОСТ (7.62х54мм бронебойная винтовочная пуля с 5-10 метров). Бронирование из стального сплава было каркасно-панельным, крепилось к кабине на болтах. Можно было варьировать уровень защиты или даже снять броню вообще.

Не забывали и про противоминную защиту. В архитектуре обоих модулей, кабины и кузова, видно стремление минимизировать влияние взрывной волны при подрыве – присутствует так называемая V-образная форма днища модулей. К тому же пол и кабины и кузовного модуля оснащался дополнительной защитой.… К сожалению, фото интерьера функционального модуля («гайки» как его называют за форму в плане) говорит о том, что меры по противоминной защите были явно недостаточны – деревянные лавки для бойцов явно не предназначены для сохранения их здоровья и жизни. Это как с бронежилетом – важно не только не допустить пробития, но и не допустить смертельно опасной запреградной травмы. То же и с противоминной защитой – бронированная машина может и не получить пролом днища с затеканием ударной волны внутрь, но люди внутри ощутят все прелести запредельных перегрузок (выше чем у космонавтов), что учитывая крепление сидений к полу прямо будут воздействовать на их позвоночник. А не амортизирующий пол переломает им ноги.… Не говоря уже об отсутствии ремней безопасности (а они желательны специальной, многоточечной конструкции) – разбитие головы и/или перелом шеи о потолок гарантированы.

"Тайфун" аналогов нет

Судя по этим фото (крайние слева), испытания «Медведей» на подрыв активно велись.

И всё же – «Тайфуны» можно назвать преемником «Медведей» лишь частично. Потому что ОКР «Медведь» предусматривала унификацию лишь кабин и кузовов – шасси оставалось оригинальным, от «Мотовозов» или «Мустангов», со всеми их недостатками. Всё же первый по сути разработка 50х годов, а второй 60х.

Армии была нужна перспективная техника.

«Волк» и остальные.

Уже упоминавшийся ОКР «Гараж» был закрыт по распоряжению МО в 2008-2009 годах…. Во первых – «экономический кризис», а во вторых – это было такое общее «веянье времени».

Досталось не только военным автомобилистам, но и танкистам, артиллеристам, десантникам… Список всем известен.

"Тайфун" аналогов нет

ВПК-3927. Найдено на просторах Интернета.

Интересно в данном случае обратить взор на достаточно известную машину ВПК-3927 «Волк». Как она относится к «Тайфунам», всё же другой класс? Давайте разберёмся.
Как уже известно, «Тайфуны» произошли от «Гаража». А «Волк»? Неужели сложнейшая высокотехнологичная машина родилась на пустом месте, по голой инициативе?
Конечно нет. Вот фотография (взято с vitalykuzmin.net) официального стенда семейства ВПК-3927 «Волк» на показе техники в Бронницах. Обратите внимание на строчку под заглавием:

"Тайфун" аналогов нет

Именно – «Волк» является даже не развитием, он и есть результат ОКР «Каратель» (не удивляйтесь такому провокационному названию – все имена ОКР даются в МО и абсолютно случайны, никакого смысла и подтекста в них нет), который заключался в создании семейства АМН грузоподъемностью от 1 до 2.5 тонн.

"Тайфун" аналогов нет

ГАЗ-29651 «Каратель». Найдено на просторах Интернета.

Разобравшись с «генезисом», разберёмся и с конструктивными схожестями. Так, и «Волки» и «Тайфуны», кроме однообъемных модификаций, имеют рамную модульную конструкцию, со сменными функциональными модулями. «Волк», впервые показанный в 2010 году, удивил своей сложной подвеской с регулируемым клиренсом – и «Тайфуны» также обладают управляемой подвеской. Броня арзамасской машины разработана и изготовлена в НИИ Стали, и представляет собой каркасно панельную конструкцию с бронекерамикой, плюс наконец-то адекватная противоминная защита (модификация «Волк-М») – «Тайфуны» имеют такую же идеологию защиты. И наконец — и «Волк» и «Тайфун» оснащены двигателями одной унифицированной линейки ЯМЗ-530. Только у Волка это «маленький» ЯМЗ-534, а на «Тайфунах» стоят габаритные ЯМЗ-536. Но и это не всё – если двигатели, броню и броневые стеклоблоки унифицированы постольку-поскольку имеют общих поставщиков (ЯМЗ, НИИ Стали, «Магистраль ЛТД»), то вот по части бортовой электроники имеется явная унификация. Бортовая Информационно-Управляющая Система (БИУС) – обязательный компонент современных машин, осуществляющий контроль и диагностику «умных» узлов (ведь даже двигатели ныне имеют электронное управление). Теперь завести движок без предпускового прогрева не даст автоматика.

"Тайфун" аналогов нет

У «Волка» (справа) и у «Тайфуна» (слева) БИУС один и тот же:

Продолжим поиск «корней Тайфунов». Так были найдены «секретные» фото экспериментальной модели КамАЗа. Сразу надо отметить и новую компоновку с движком за кабиной, и новую подвеску, подозрительно похожую на финальный вариант для «Тайфуна.

"Тайфун" аналогов нет

И ещё вспомним такого забавного «бронешуша» (в миру КамАЗ «Воин»). Он интересен интересной колесной формулой, обеспечивающей равномерное распределение массы при утяжелении «носа» бронированной кабиной с также же бронированным моторным отсеком. И такую же формулу выбрали для трёхосных вариантов «Тайфунов».

"Тайфун" аналогов нет

Ну и наконец, заканчивая тему «откуда появились «Тайфуны», одна небольшая «мысль вслух». Как известно, разработки бронированных машин на КамАЗе были откровенно «так себе», ну может быть за исключением «Выстрела» (его проблемы больше зависели от исполнения). Но вот «Выдра», «Воин»! Это же натуральные «железные капуты", бессмысленные и беспощадные! Появление КамАЗовских «Тайфунов» не на шутку удивило многих, и появились мнения о том что явно без посторонней, иностранной, помощи дело не обошлось. И глядя на фото немецкого Wisent невольно задаешься вопросом – а может действительно?

«Тайфун»

И наконец, собственно «Тайфуны» — начнём с общего.

"Тайфун" аналогов нет

На июльском показе в Бронницах был показан плакат, детально описывающий общие решения семейства «Тайфун». В том числе – поименно указаны унифицированные модульные узлы конструкции, указаны модификации семейства с различием по исполнению, грузоподъемности, назначению. Начнём с различий по исполнению. В этом нам поможет сравнение с западными аналогами.

КамАЗ.

Самый «видный» и популярный из "Тайфунов" – бесспорно, рамный «КамАЗ» с раздельным функциональным модулем. Он просто очень «фактурен».

"Тайфун" аналогов нет

Модульный КамАЗ.

Его предназначение – перевозка различных грузов в сменных кузовных модулях. Перевозка пехоты не является его главной задачей. Он грузовик, хоть и с очень приличной защитой.

"Тайфун" аналогов нет

Wisent.

Также как немецкий Wisent. Он тоже рассматривается в первую очередь как грузовик – не БТР или MRAP.

Колесная формула и характерная бескапотная конструкция делают такой "Тайфун" первым кандидатом на такие габаритные функциональные модули как вариант с ЗРПК «Панцирь-С», вариант с РСЗО, вариант с артиллерийским вооружением (вплоть до 152мм САУ) –тем более что сейчас активизировались дебаты насчет колёсной САУ для ВС РФ (не без споров с участием иностранного образца, типа САУ «Цезарь»).

"Тайфун" аналогов нет

Кабина "Триумфа" — найдено на просторах Интернета.

До недавнего времени секретный, корпусной КамАЗ был представлен совсем недавно. До этого попадались фотографии недоделанной кабины да компьютерные модели, имеющие мало общего с конечным результатом.
В недавнем ролике от ТК «Звезда» этот корпусной вариант назвали «Триумфом». Ошибка? Ведь уже на другом канале название «Триумф» даже не упоминалось, говорили только о «Тайфуне»…

Или же ошибки нет, и маркетологи КамАЗа по старой привычке придумали новой модификации название с той же заглавной буквой, по аналогии с семейством своих «бронешушпанцеров» «Выстрел-Выдра-Воин»?

"Тайфун" аналогов нет

Корпусной КамАЗ. Обратите внимание на опускающиеся бронеставни на ветровое стекло. Фото найдено на просторах Интернета.

Этот вариант «Тайфуна» вызвал много споров о его предназначении. За явную схожесть с бронетранспортерами (в первую очередь за характерную форму носового узла) его прочили в замену классическим БТРам.
Чтобы разобраться, поищем аналоги «Триумфа» среди зарубежных образцов.

"Тайфун" аналогов нет

RG-35

Особо искать не стоит – внешне похожий южноафриканский RG-35 от BAE Systems подойдет идеально. Та же колёсная формула 6х6, конструкция с использованием узлов от грузовиков, повышенная защита (в первую очередь противоминная), однообъемный корпус (хоть движок и посередине, но водитель может перебраться в десантный отсек), достаточно слабое вооружение и отсутствие возможности плавать – конечно же, перед нами MRAP.

Как нетрудно догадаться – корпусной КамАЗ «Триумф/Тайфун» тоже MRAP, только отечественный. MRAP (Mine Resistant Ambush Protected -Защищенные от подрыва и атак из засад) – это такой «уникальный» класс бронемашин, которые балансируют между БТР и бронированными грузовиками, и не имеют в русском языке адекватного перевода. Но по старой памяти (а первый MRAP в мире в виде южноафриканского Buffel, который таки называли бронетранспортером) всё же причислим его к БТРам. Особым, можно сказать «полицейско-миротворческим» (ну или "оккупационным", это как посмотреть) БТР, которые не предназначены для активных боевых действий во фронтовой полосе в «классической» большой войне. Можно найти много причин для этого, начиная с недостаточного вооружения, отсутствия возможности преодолевать водные преграды вплавь, слишком большие габариты (а вот тут можно поспорить), недостаточная проходимость (и тут) итд.
Свидетельством того что МО не зациклилось на «полицейско-миротворческих» операциях, является разработка семейства БКМ «Бумеранг», логичных потомков БТРов.
Правда вызывает удивление защита лобовой проекции от 30мм снарядов….

"Тайфун" аналогов нет

Кредо-1С. Фото найдено на просторах Интернета.

И да – небольшой комментарий насчет возможности использовать корпусной «Тайфун» в «разведывательной роли». С одной стороны абсурд – машины больно габаритная. С другой… Есть такой образец – «Кредо-1С». Очень удачно использовано шасси БАЗ со списываемых ОТРК «Точка». Массивная разведывательная РЛС и оптика с телескопической штангой, масса необходимого оборудования, помещения для операторов – и как видно, дополнительная защита – всё это КамАЗ «Триумф» может обеспечить в полном объеме – и даже значительно больше.

УралАЗ.

"Тайфун" аналогов нет

Урал-65095 и Урал-63099. Фото с сайта powertrain.ru

Капотные Уралы не зря указаны как «многоцелевые» машины. Потому что кроме рамного защищенного автомобиля с раздельным функциональным модулем Урал-63095 – самого «простого» образца из «Тайфунов», больше всего предназначенного для утилитарных перевозок различных грузов в сменных модулях и кузовах, есть и Урал-63099 – корпусной защищенный автомобиль с однообъемным корпусом.

"Тайфун" аналогов нет

MRAP Caiman

Одного взгляда на зарубежный аналог MRAP Caiman понятно – Урал-63099 «классический MRAP» в его западном представлении. Давно известно что капотная компоновка оптимальнее всего при подрывах. «Два метра жизни» капота не раз спасали жизни наших водителей на «Уралах». Нажимные противотанковые мины срабатывали под передними колёсами, отрывали мост и ломали двигатель – но кабина оставалась цела. Актуальна такая компоновка и сейчас.

"Тайфун" аналогов нет

Урал-63099. Фото найдено на просторах Интернета.

Ну а кабина, без помех соединённая с функциональным модулем в один однообъемный бронекорпус это несомненный плюс в боевой обстановке.

Кстати, то что Урал-63099 и КамАЗ "Триумф" относятся к классу MRAP, выражается не только в их конструктивном, однообъемном, исполнении, но и в защите. И если лобовая броня КамАЗа не вызывает нареканий (особенно со ставнями на окнах), то как насчет Урала? Неужели его лобовая защита ниже? Но позвольте — у него такая шикарная защита в виде мотора (вспомним пример израильской "Меркавы), прикрытого бронированными жалюзами радиатора, самим радиатором, бронекапотом и наконец самое главное — предкабинной бронепанелью. Всё это вполне может иметь достаточный броневой эквивалент для защиты от 30мм снарядов. Ну и плюс ставни на окна конечно.

Узлы.

Мотор. «Сердцем» машины является мотор, то с него и начнём. В начале была некоторая завеса тайны, какой же движок будет стоять на этих бронированных монстрах. Ларчик открылся просто – на самом показе был стенд Ярославского моторного завода, с демонстрационными образцами двигателей и плакатом с подробным описанием ТТХ и применимостью дизельных движков серии ЯМЗ-530. Так вот, 450-сильные 6-цилиндровые турбодизели ЯМЗ-5367 являются «сердцем Тайфуна» (предусмотрена и менее мощная модель для короткобазных модификаций).

"Тайфун" аналогов нет

ЯМЗ-536. Фото взято с vitalykuzmin.net.

Определённо – этот новейший мотор является этапной, новаторской конструкцией, недаром он получил премию «Инновация – технологический прорыв» в 2010 году. А самое главное – он полностью отечественный.

Подвеска: независимая, с пневмогидравлическими упругим элементами, с гидравлической системой изменения клиренсом – про неё известно гораздо меньше чем о двигателе. Так, в блоге Дениса Мокрушина указывается, что подвеска изготовлена на КамАЗе – хотя на миасских моделях подвеска весьма схожая, так что не стоит отбрасывать мысль и о полностью унифицированной подвеске.

Защита. Для «Тайфунов» заявлен невиданный для отечественных лёгких машин уровень противопульной защиты. STANAG 4569 Level 4 – именно ему соответствует требование защиты от бронебойных пуль Б-32 (причём нескольких) калибра 14.5х114мм на дистанции 200 метров. Этот НАТОвский стандарт защиты (появившийся как ответ на многочисленные БТР ОВД с соответствующим вооружением) ранее никогда не рассматривался для наших машин, максимум, что требовали ещё при СССР, а затем по инерции и в РФ – калибр 12.7мм, от пулемётов типа ДШК и НСВ. Да и сыграли свою роль некоторая косность и заказывающих структур, и разработчиков/производителей. Сделать такой уровень защиты можно и с помощью бронестали, но весить такая броня будет слишком много. А бронекерамика у нас в стране традиционно отвергалась как слишком дорогая…

Вот тут возникает достаточно спорный момент. В том же блоге Дениса Мокрушина, представители КамАЗа настойчиво намекают на то что бронекерамика КамАЗовских моделей не отечественного («не отвечает требованиям по стойкости») а вовсе даже израильского производства. Косвенно на это указал сам министр обороны, сказав, что при разработке и производстве «Тайфунов» использовался иностранный опыт.

Но это бронекерамика, и только набережно-челнинских моделей. КамАЗы Тайфуны всё равно используют отечественную бронесталь (бронекерамика навесная, на стальную основу), а на корпусной модификации весь сварной носовой узел с защитой от 30мм малокалиберных снарядов сделан из стального сплава – всё разработки НИИ Стали.

"Тайфун" аналогов нет

Урал-63095 с установленной дополнительной защитой боковой проекции. Найдено на просторах Интернета

А вот Уралы «Тайфуны» оснащены полностью отечественной броней, как стальной, так и бронекерамической. Разнесённая конструкция брони, каркасно-панельная архитектура с креплением панелей на болтах, позволяет варьировать уровень защиты. Демонстрировался и наглядный пример модульности защиты, – при которой на пассажирскую дверь навешивается дополнительная бронепанель, а небольшая решеточка закрывает почти всё бронестекло (очевидно, в таком случае полагаться приходиться больше на видеокамеры), борт бронированного функционального модуля также оснащался навесными бронепанелями.
Бронированные стеклопакеты тоже отечественные – фирмы «Магистраль ЛТД», с вызывающими уважение массогабаритами – толщиной 13 см, и весом квадратного метра стекла в 300кг. Такое бронестекло адекватно для защиты от КВПТ, но какое же стекло защитит от малокалиберного снаряда? Разгадка проста – на корпусном Тайфуне предусмотрены бронированные опускающие ставни на ветровое стекло. Обзор с опущенными ставнями – только через видеокамеры.

Ну и наконец – противоминная защита. Для отечественной техники она также «не имеет аналогов». Шутка ли – машина должна выдерживать, без повреждений и гибели личного состава, взрыв 8кг взрывчатки под колесом и под днищем. Это выше чем все отечественные предложения с противоминной защитой. Конечно, эта защита ещё не прошла проверку реальным подрывом, пока только в компьютерных программах симулирующих такие подрывы.
И всё же – все атрибуты соблюдены. И кабины и функциональные модули (ну как тут не вспомнить кузов «гайку» у «Медведей»?) имеют V-образные форму днища, которые дополняют защита элементов подвески. Естественно усилена защита днища. И наконец – кардинально решен вопрос с размещением экипажа и десанта. Теперь каждый боец сидит в индивидуальном противоминном кресле, подвешенном или к потолку или прикрепленном к стене – а значит, не будет катастрофического влияния вертикальных ускорений и перегрузок на позвоночник. Ноги защищены двойным амортизированным полом, а многоточечные ремни не дадут бойцу «размазаться» по потолку.

Коробка передач. Такой же спорный момент вызывает и АКПП. Традиционные для отечественных автомобилей МКПП являются константой по многим причинам, от неготовности/желания автопроизводителя выпускать сложные АКПП, сложности ремонта АКПП, влияния КП на проходимость итд до неготовности химической промышленности выпускать соответствующие ГСМ. А вершиной всему – косность мышления.
И вот на «Тайфуны» решили поставить АКПП – но вот вопрос, а чьего производства будут эти коробки передач? Судя по отсутствию отечественных предложений, это должна быть иностранная модель. Например – от «Занрад Фабрик»/ZF – тем более что КамАЗ давно сотрудничает с ZF… А может быть, наконец-то отечественная АКПП? Этот пункт пока остается под вопросом…

Шины. Один из больных вопросов отечественных комплектующих – шины. На КамАЗах и корпусном Урале стояли шины фирмы Michelin, модели XRZ с боестойкой вставкой фирмы Hutchinson. Эта вставка позволяет проехать минимум 50 километров со спущенной шиной, и даже выдерживает взрыв противопехотной мины. На модульном Урале стояли шины попроще – Бел-95 белорусской «Белшины», конечно без противоминной вставки. Всё упирается в технологии – быть может и наши специализированные КБ и заводы решат этот вопрос, ознакомившись с иностранными образцами?

Из отдельных узлов и деталей «Тайфунов» хотелось бы отметить ДУМВ – дистанционно-управляемый модуль вооружения. Большая и судя по всему тяжелая «башенка» имеет вывод видеоизображения на экран + управление ДУМВ в кузове. Сначала этот ДУМВ стоял на Урале-63099 (на показе в Кубинке и в Нижнем Тагиле), а на недавних фото можно заметить этот ДУМВ, уже с пулемётом, на КамАЗе «Триумф». Кстати министр обороны Сердюков заметил что ДУ установка слишком тяжелая — "и надо бы её облегчить".

Так-же стоит отметить баки на Уралах — они покрыты специальной тканью и поверх защищены жестким бронелистом. Такой протектированный бак исключает истечение и возгорание топлива в случае поражения пулей или взрывной волной.

Ну и немаловажная деталь – судя по всему светотехника «Тайфунов» сделана на основе модных светодиодных технологий. Характерные фары на это намекают.

Заключение.

Пускай в опытных образцах ещё видна «конкурентная ревность», пускай заявленная взаимозаменяемость и полная унификация ещё недостаточна – но высочайший потенциал виден уже сейчас. Именно по «Тайфунам», по первым образцам "унифицированных платформ" мы можем сказать какой армия будет через пять лет. Определённо – она будет высокотехнологичной и мощной.

Статья целиком взята с сайта:

"Оружейная коллекция"

http://weaponscollection.com/transport/1560-tayfun-analogov-net.html

 на который рекомендую зайти — фото там кликабельны и есть видео.

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account