Т-44 образца … 1942 года – первый ОБТ

0

Первый прототип А-32 (№ 0365-3) был готов летом 1939 г. Его заводские испытания начались в середине июня и продолжались до 16 июля того же года. По скоростным показателям, вопреки ожиданиям военных, этот танк оказался на хуже А-20. Его максимальная скорость составила 70 км\ч, в то время как колесно-гусеничный вариант развивал на гусеницах 66 км\ч и на колесах 83 км\ч. Запаса хода у А-32 хватало на 440 км, но на испытаниях он прошел только 350. Попутно выяснили, что с учетом показанных характеристик толщину брони можно будет увеличить ещё на 10-15 мм.

Т-44 образца … 1942 года – первый ОБТ

Не дожидаясь соответствующего распоряжения силами “отдела 520” был срочно разработан новый проект и построен опытный образец (заводской №0367-7), который планировалось догрузить до максимальной массы 22000 кг. От исходного варианта он отличался только 45-мм пушкой 20К. Испытания второго А-32 проходили в июле-августе 1939 г., за время которых танк прошел 1534 км со средней скоростью 28,2 км\ч. Запас хода А-32 несколько сократился и в зависимости от дорожных условий составлял 235-333 км.

В это время первый прототип А-32 и А-20 были представлены на полигонные испытания. Военная комиссия отметила чуть более высокую подвижность колесно-гусеничного варианта, но вместе с тем у А-32 имелся намного больший запас в плане усиления бронирования. КБ рекомендовали довести толщину лобовой бронеплиты корпуса и башни до 35 мм, что позволило бы танку выдерживать попадания 20-мм бронебойных снарядов 37-мм на удалении свыше 300 метров.

Не выявив явного лидера оба танка отправили на доработку, но уже тогда и наркомат, и военные отдавали предпочтение гусеничной модификации. При повторной демонстрации, состоявшейся 23 сентября 1939 г., танк А-32 выступил очень эффектно, с легкостью пройдя на полигоне несколько препятствий и снеся подвернувшееся к концу пути дерево. Хотя очередное постановление госкомиссии предусматривало постройку к 1 января 1940 г. 10 танков А-20 и к 1 декабря 1939 г. 10 танков А-32 на деле работы начались только по второму из них. В отчете № 086 по испытаниям танка, утвержденном 18 декабря 1939 г. директором завода Ю.Е.Максаревым, было отмечено: "Испытания догруженного танка А-32 прошли удовлетворительно".

Окончательный итог был оформлен 19 декабря 1939 г., когда состоялось заседание Комитета обороны, на котором было принято поистине историческое постановление № 443 "О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г". В соответствии с этим планом на вооружение принимался танк А-32 (тогда его именовали уже Т-32), но в модифицированных вариантах Т-32Л с 45-мм орудием 20К и Т-32А с 76-мм Ф-32. В это же время были прекращены все работы по танку Т-126 (СП), поскольку при всех его успехах, военные сочли его неперспективным из-за проблем с дизелем В-3 и отсутствием резервов по модернизации.

Наряду с решением по запуску в массовое производство танка Т-32, в вариантах линейного и артиллерийского, был поставлен вопрос о разработке основного боевого танка РККА (ОБТ) с мощным противоснарядным бронированием и высокой маневренностью, способного решать большинство задач, поставленных перед формируемыми механизированными корпусами. При этом снимались с производства танки Т-26, Т-28 и БТ, которые должны были быть заменены танками Т-32Л и Т-32А.

Решение задачи по созданию ОБТ были поручены конструкторскому коллективу ОКБ-2 Л.Троянова под общим руководством и С.Гинзбурга, имевшего опыт создания экспериментальных танков Т-111 и Т-126. Собственно это Семён Гинзбург выступил с инициативой, что существующий танк КВ «недостаточно технологичен и в существующем виде непригоден для массового выпуска в условиях военного времени». По его мнению, в условиях возможной войны танки КВ и Т-32 должны быть заменены неким единым танком, обладающим массой не свыше 32 т, с броней не ниже 60-75-мм в лобовых проекциях и имеющим вооружение из 76-мм пушки и двух пулеметов. При этом скорость машины на местности должна была составлять около 20-25 км/ч, а максимальная — не ниже 45 км/ч. По мнению Гинзбурга, наличие такого единого танка позволило бы не только снизить трудоемкость его изготовления, но и значительно упростить вопросы ремонта, а также снабжения и комплектования танковых частей.  Неожиданно для всех, его предложение поддержал Климент Ворошилов, что и решило судьбу проекта ОБТ Т-34, под реализацию которого был выделен СТЗ.

Основной конструкторской находкой при реализации Т-34 было размещение двигателя поперек корпуса. На некоторых легких танках подобная компоновка применялась, но при небольших, маломощных моторах она не давала ощутимых преимуществ. Гинзбург рассматривал ее еще при создании Т-126. Другое дело длинный и сравнительно узкий, мощный 12-цилиндровый дизель. Развернув его на 90°, удавалось не только уменьшить длину машины, но и увеличить боекомплект. Так и родился первый в мире ОБТ, очень похожий на известный нам Т-44, только пошел он в серию еще в 1942 году, а запуск Т-32Л и Т-32А позволил остановить немецкие полчища на Днепре, не допустив блокады Ленинграда …

Т-44 образца … 1942 года – первый ОБТ

Идея создания ОБТ родилась не сразу. Тот же Гинзбург шел к ней достаточно долго:

" … В то время, как полным ходом велись работы над легким танком сопровождения пехоты Т-46, который прочили в приемники устаревающего Т-26, как в начале 1936 года известный советский конструктор С.А.Гинзбург выступил с инициативой создания более мощной боевой машины такого типа. В направленном им на имя начальника АБТУ донесении указывалось, что танки Т-26 и БТ-7, прототипы которых были созданы в конце 1920-х гг., уже не отвечают требованиям современной войны. Особо подчеркивалось, что в плане бронирования эти машины не способны выдержать обстрел даже мелкокалиберной артиллерии, в виду их крайне слабой защищенности. Более того, аналогичные танки зарубежных образцов имеют литые, либо сварные корпуса с наклонной броней и противоснарядным бронированием, что даёт им преимущества в бою. Гинзбург считал, что РККА нет необходимости иметь на вооружении два практически одинаковых танка, а создание танка Т-46 с противопульной броней является “полумерой”. В этом же донесении он предлагал создать единый “универсальный танк сопровождения” со следующими характеристиками:

— вес – 14-18 тонн

— вооружение – 45-мм пушка и 2-3 пулемета

— максимальная скорость – 40-45 км\ч

— скорость движения по проселку – до 30 км\ч

— запас хода – 250-300 км."

Как видите, фактически речь идет о машине, в которой угадываются черты А-32 и Т-126. Дальнейшие размышления и расчеты привели к работе над новым проектом, известным как Т-111, о нем можно прочитать в хорошем изложении коллеги Ансара Т-111. Карьера крутой русской "трёшки" https://alternathistory.ru/t-111-karera-krutoi-russkoi-treshki

Уже в ходе начавшейся войны, Семён Алекса́ндрович изложил свое видение танка, который можно называть прототипом настоящего ОБТ:

" … существующий танк КВ недостаточно технологичен и в существующем виде непригоден для массового выпуска в условиях военного времени, а потому должны быть заменены неким единым танком, обладающим массой не свыше 32 т, с броней не ниже 60-75-мм в лобовых проекциях и имеющим вооружение из 76-мм пушки и двух пулеметов. При этом скорость машины на местности должна была составлять около 20-25 км/ч, а максимальная — не ниже 45 км/ч."

 По мнению Гинзбурга, наличие такого единого танка позволило бы не только снизить трудоемкость его изготовления, но и значительно упростить вопросы ремонта, а также снабжения и комплектования танковых частей. К сожалению шла войны и создать новый танк было практически невозможно, если не использовать в качестве исходника уже существующий. Понятно, что любые попытки из 47-тонной машины сделать танк боевой массой 32 тонны, заранее обречены на провал. Агрегаты явно переразмерены и получение хороших характеристик затруднено.

Тем не менее такая попытка была предпринята и ниже вы можете сравнить сечения двух близких по замыслу танков, сделанных конструкторами, принимавшими участие в проекте Т-111. Так что не удивительно такое сходство. Вверху КВ-13 Гинзбурга, ниже — Т-34М Кошкина и Морозова. Думаю это достаточно неплохая иллюстрация того, что если бы не отвлечение на Т-50, сделать ОБТ Гинзбург вполне мог бы.

Т-44 образца … 1942 года – первый ОБТ

В процессе обсуждения выяснилось, что некоторые коллеги смешивают события "которые были в реальности", с теми событями,которые "могли быть" и из которых я исходил при моделировании тех давних событий. Поэтому привожу краткую информацию по реальным событиям, которая дает некоторое представление о реальных проблемах и о надуманных.

В середине 1940 г. в конструкторском бюро завода № 183 под руководством А.А.Морозова приступили к созданию танка Т-34М большой модернизации, который на этапе про­ектирования имел несколько обозначений и разрабатывался в нескольких вариантах.

 В последующем танк  Т-34М планировался к постановке на серийное производство вместо Т-34. К 1 апреля 1941 г. предусматривалось выпустить два опытных образца мо­дернизированной машины с торсионной подвеской и усилен­ной броневой защитой. Создание танка Т-34М по новым схемам велось интенсивно. Численность экипажа машины была увеличена до пяти человек, что позволило освободить коман­дира от обязанностей наводчика и сосредоточить его основное внимание на управление экипажем в бою. Это был модернизи­рованный танк Т-34М (заводское обозначение А-43). Ведущим инженером проекта был И.С.Бер. Проект и деревянный макет машины были рассмотрены макетной комиссией в апреле 1941 г. После чего цеха завода приступили к изготовлению опытного образца машины. К 1 июля на завод № 183 должны были поступить два комплекта броневых деталей машины, с тем чтобы к 10 августа изготовить два опытных образца Т-34М, серийное производство которого должно было быть начато не ожидая результатов испытаний на гарантийный километраж. Серийное производство Т-34М планировалось развернуть на Сталинградском тракторном заводе с 1 января 1942 г.

Т-44 образца … 1942 года – первый ОБТ

Компоновка создания танка Т-34М была выполнена по классической схе­ме. В носовой части корпуса в отделении управления размеща­лись механик-водитель (справа) и стрелок-радист (слева). В центральной части корпуса и в башне располагалось боевоеотделение, в котором размещались: слева от пушки наводчик, справа — заряжающий, по оси машины за казенником — ко­мандир танка. Для наблюдения за полем боя на крыше башни была установлена командирская башенка, обеспечивавшая круговой обзор. Посадка и высадка экипажа осуществлялись через люк механика-водителя и два люка в крыше башни. Ко­мандирская башенка входного люка не имела. В крыше башен­ки располагался только лючок для сигнализации.

Т-44 образца … 1942 года – первый ОБТ

Основным оружием являлась 76,2-мм танковая пушка Ф-34 со спаренным пулеметом ДТ. Второй пулемет ДТ был установ­лен в шаровой опоре в лобовом листе корпуса у стрелка-ради­ста. Третий пулемет ДТ был запасным. Вместо пулемета ДТ в лобовом листе корпуса мог устанавливаться огнемет. Бое­комплект машины состоял из 103 выстрелов к пушке и 4536 па­тронов, снаряженных в 72 пулеметных дисках. Для ведения огня использовались прицелы ТОД и ПТ-7.

Броневая защита была противоснарядной. Сварные корпус и башня были выполнены из катаных броневых листов толщиной 16, 20, 40, 45 мм, имевших рациональные углы наклона. Предусматривалось выпустить опытные образцы машины с усиленной до 60 мм броневой защитой (так называемый вариант «Б»), Масса машины при этом достигала 29 т, боекомплект к пушке был увеличен и составлял 110 выстрелов.

Моторно-трансмиссионное отделение и кормовая часть танка Т-34М были выполнены по типу тяжелого танка КВ. В кормовой части машины вдоль ее продольной оси предполагалось установить дизель В-5 мощностью 600 л.с. (441 кВт). В си­стеме охлаждения двигателя использовались два осевых вентилятора, установленные в трансмиссионном отделении и имевшие поперечное расположение. Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, четырех­ступенчатой механической коробки передач с демультиплика­тором, обеспечивавшим 8 передач переднего и 2 передачи зад­него хода, двух многодисковых бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами с накладками из феродо и двух одноступенчатых бортовых редукторов.

Подвеска танка  Т-34М — индивидуальная, торсионная, с установ­кой амортизаторов на передних и задних опорных катках. В ходовой части использовались 8 поддерживающих и 12 опор­ных катков малого диаметра с внутренней амортизацией, ве­дущие колеса гребневого зацепления с гусеницами и направ­ляющие колеса с механизмами натяжения.

В качестве средств связи на машине была установлена ра­диостанция КРСТБ и переговорное устройство ТПУ-3.

Согласно расчетам танк боевой массой 25,5 т должен был развивать максимальную скорость 60,5 км/ч (для варианта «Б» — 55 км/ч) и иметь запас хода 330 км.

Кроме того, еще в марте 1941 г. заводу № 183 были выданы уточненные ТТТ на создание танка Т-34Т, в которых кроме описанных выше изменений, выдвигалось требование уста­новки планетарной трансмиссии для увеличения маневренно­сти и тяговых качеств танка. Проект планетарной трансмис­сии для танка был разработан в ВАММ им.Сталина по заданию ГАБТУ Красной Армии. Планетарная трансмиссия должна бы­ла размещаться в существующих размерах машины без изме­нения установки двигателя и бортовых редукторов.

В ходе работ над проектом апреле 1941 г. с целью повышения броневой защиты танка в ТТТ были внесены изменения, пред­писывающие произвести помимо увеличения лобовой брони корпуса и башни до 60 мм, еще и увеличение до 30 мм толщины брони крыши и днища. Масса машины при этом возростала до 27,5 т. Этот вариант танка получил наименование Т-60.

ПИСЬМО ПОДПОЛКОВНИКА ПАНОВА

Подполковник Панов курировал от ГАБТУ работы по Т-34. Именно он направил начальнику ГАБТУ генерал-лейтенанту Федоренко письмо, в котором обратил его внимание на то, что увеличение размеров башни без расширения погона нецелесообразно, и предлагал отказаться от этого варианта: «Расширение башни и погона на 200 мм даст возможность удобного размещения орудийного расчета и обеспечит требование правительства — дать шесть прицельных выстрелов на ходу танка. Позволит разместить 5-го члена экипажа (командира танка — части), разгруженного для ведения наблюдения за полем боя и руководства танком — соединением, что значительно повысит боевые качества танка…». Настаивал Панов и на внедрении в конструкцию ходовой части танка торсионной подвески.

 Федоренко поддержал подполковника и направил соответствующие предложения в Наркомат среднего машиностроения, на завод № 183 и в Комитет Обороны. 29 декабря 1940 года состоялось первое обсуждение возможных вариантов улучшения конструкции танка Т-34, которые в дальнейшем фигурировали в документах как танки Т-34 «малой модернизации» и «большой модерзации». Как следует из названий, первый вариант предусматривал повышение боевых качеств серийных танков, а второй — создание новой боевой машины.

МАЛАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

В чем заключались работы по малой модернизации, можно судить по заводскому документу, датированному началом 1941 года.

   «В настоящее время спущены в производство чертежи по малой модернизации маш.Т-34. На машине будут установлены:

а) новые смотровые приборы (призматические), как у водителя, так и в башне;

б) новый гл. фрикцион и вентилятор;

в) новая гусеница;

г) новая боеукладка с увеличенным количеством боекомплекта;

д) новая масляная система;

е) новый погон, обеспечивающий люфт в пределах 3-мм, и др.

Машина Т-34 малой модернизации может быть готова к 10-12 апреля 1941 г.».

Однако к указанной дате большинство из этих изменений так и не были внедрены на серийных танках. Некоторые из них появились на «тридцатьчетверках» существенно позже — люк механика-водителя с призматическими приборами наблюдения, например, только в 1942 году. В мае 1941 года работы по малой модернизации прекратились — все силы конструкторов были брошены на разработку танка «большой модернизации».

БОЛЬШАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Старт полномасштабным работам по большой модернизации был дан в январе 1941 года, когда ГАБТУ утвердило тактико-технические требования для танка Т-34 с торсионной подвеской. В соответствии с этими требованиями предполагалось спроектировать боевую машину массой не более 25,5 т, с экипажем из пяти человек, броней толщиной 35-45 мм (борта предполагались вертикальные), с 76-мм пушкой Ф-34 и двумя пулеметами ДТ. Подвеска планировалась торсионная, двигатель — дизель В-5 мощностью 600 л. с. и 6-скоростная КП. Курсовой пулемет в случае надобности должен был заменяться огнеметом.

По этим тактико-техническим требованиям начались проектные работы, в результате которых появился проект танка А-43. Его первые эскизные варианты ГАБТУ получило в феврале 1941 года. К середине марта был готов деревянный макет нового танка и завершены чертежи отдельных агрегатов. 5 марта генерал-лейтенант Федоренко утвердил уточненные ТТТ к танку Т-34 с торсионной подвеской. Любопытно отметить, что в этом документе машина сначала именовалась Т-60 (по-видимому, как следующая после уже принятых на вооружение танков Т-40 и Т-50), а затем название изменили на Т-34Т, или Т-34-Т (Т-торсионный).

Т-44 образца … 1942 года – первый ОБТ

1 апреля 1941 года макетная комиссия Главспецмаша Наркомата среднего машиностроения и ГАБТУ рассмотрела проект танка А-43, а также представленный заводом № 183 проект «вариант Б» с более толстой броней.

А-43 был длиннее, уже и выше, чем Т-34. Клиренс увеличили на 50 мм. Для А-43 спроектировали новый двигатель В-5 мощностью 600 л. с. Новую коробку передач разрабатывать не стали, а в паре со старой, 4-скоростной, установили демультипликатор. В результате у А-43 появилась возможность двигаться на восьми скоростях вперед и на двух назад. Свечная подвеска типа Кристи, перекочевавшая на Т-34 с БТ, уступила место торсионной.

А-43 получил башню, спроектированную ранее для А-41, с командирской башенкой и двумя круглыми посадочными люками. По сравнению с Т-34 механик-водитель и стрелок-радист поменялись местами: первый теперь размещался справа, а второй слева. Радиостанцию перенесли в корпус, что позволило увеличить боекомплект пушки с 77 до 100 выстрелов, а боекомплект пулеметов — с 46 до 72 дисков. В итоге новая машина оказалась на 987 кг легче Т-34, но удельное давление на грунт несколько возросло, так как ширина гусениц была уменьшена на 100 мм.

Т-44 образца … 1942 года – первый ОБТ

Т-34М

Отметив ряд недостатков, комиссия признала проект А-43 вполне соответствующим ТТТ и… все! А вот инициативный «вариант Б» с лобовой броней корпуса и башни толщиной 60 мм, делавшей танк практически неуязвимым со всех дистанций для противотанковых пушек калибром до 47 мм, вызвал у комиссии гораздо больший интерес. В заключении по этому проекту говорится буквально следующее: «…комиссия считает целесообразным опытные образцы изготавливать по предъявленному заводом № 183 второму варианту проекта в тех же габаритах, но с весом не более 28 т».

Внешне Т-34М заметно отличался от А-43. Прежде всего, его носовая часть была выполнена по типу Т-34, с размещением механика-водителя слева, а стрелка-радиста — справа. Корму тоже оставили практически такой же, как у Т-34, а вот борта корпуса сделали вертикальными с полукруглыми уширениями под башенный погон. Башню тоже переделали — она стала цельноштампованной. Командирскую башенку сместили ближе клевому борту. Предполагалось запустить модернизированный танк в серию с июля 1941 года, при этом с сентября того же года выпуск обычных Т-34 на заводе № 183 прекратить. Харьковчанам разрешалось начать серийное производство до испытаний танка на гарантийный километраж.

Т-44 образца … 1942 года – первый ОБТ

В первой половине июня на полигоне Мариупольского металлургического завода испытывались обстрелом 60-мм бронеплиты для Т-34М, изготовленные из брони высокой твердости 8с. Испытания прошли успешно, что и было отмечено в отчете. На заводе началось изготовление первых 50 комплектов бронедеталей для Т-34М. На завод № 183 с Харьковского тракторного завода начали поступать торсионы, катки и другие элементы ходовой части. Однако двигатель В-5, предназначавшийся для этого танка, не был готов ни к 1 мая, ни в июне.

22 июня 1941 года началась война. Спустя три дня вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об увеличении выпуска танков KB, Т-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 года». В соответствии с этим постановлением нарком среднего машиностроения В. Малышев дал заводу № 183 распоряжение прекратить работы по модернизации танка Т-34 и приступить к выполнению мобилизационного плана.

Источники:

1. http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/a-43.htm

2. http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-50.htm

3. Павлов М., Павлов И., Желтов И. Советские средние танки довоенного периода (1924-1941)

4. http://t-34-85.ru/t-34-ili-t-34m/

5. Отечественные бронированные машины. ХХ век. Том 1. 1905-1941

Вадим Петров
Подписаться
Уведомить о
guest

107 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account