Супер-Киров или снова 26-й проект
Уважаемые коллеги, прошу немного внимания. Очередная альтернативная модернизация наших легких крейсеров проекта 26.
Все как и в реальной истории. Развилка происходит в момент усиления артиллерии.
Флоренский предложил вместо 2Х3Х180-мм сделать 3Х3Х180-мм… Это резко повышало боевой потенциал крейсера. Ему осторожно оппонировали, что три пушки в единой люльке — это не есть гут.
И тут в чью-то умную голову (позже Флоренский утверждал, что в его умную голову) пришла идея совместить орудия в 2-полубашни по французскому образцу. И таким образом удвоить артиллерию крейсера Киров. Такая идея решала сразу несколько проблем, но возникали новые.
С одной стороны мы могли получить мощнейший крейсер с 12 180-мм орудиями (3Х4) расположенными в 3 башнях, с мощным носовым 8-орудийным залпом. Бортовой залп составлял 12х97,5= 1170 кг, что вполне на уровне лучших тяжелых крейсеров вероятных противников.
Но вместе с тем возникали и сложности — необходимость в разработке новой башни ГК, в пересчете параметров крейсера, подкреплении корпуса под более тяжелые орудия и башни, росте водоизмещения, возможном недоборе и-за этого скорости, размещении дополнительного количества экипажжа, провизии и прочих моментов, идущих вслед за любыми изменениями проекта.
Вопрос был серьёзным — это грозило срывом всей кораблестроительной программы, и принять решение никто на себя ответственность брать не хотел. Вопрос подялся на самый верх.
И.Сталин провел совещание, на котором выслушал мнение кораблестроителей, моряков, артиллеристов… И отложил принятие решения.
Тем временем закипела работа у кульманов… Чертежи кроили и перекраивали. В итоге сошлись на мнении, что 35 узловая скорость для тяжелого крейсера избыточна (а реально наш первенец крейсеростроения ни у кого язык не поворачивался называть легким). Решили ограничиться 33 узлами при сохранении мощности силовой установки. Снижение скорости было обусловлено ростом водоизмещения почти на 1300 тонн. Более 500 тонн "потянули" увеличенные в размерах башни, барбеты, подкрепления корпуса, рост размеров погребов. Еще 300 тонн ушло на устройство булей, в которых хранился теперь дополнительный запас топлива. 200 тонн "ушло" на рост численности и обеспечение приемлемых условий экипажу. И лишь 300 тонн пошли на усиление бронирования, доведя его до 70-мм пояс и 20-мм противоосколочное бронирование оконечностей…
Перекомпоновка корпуса привела к тому, что башни ГК сместились к корме в сравнение с первоначальным проектом почти на 3 метра — иначе не позволяла ширина корпуса разместить башни и погреба с бронированием и элементами усиления корпуса. Это, к удивлению проектантов, сказалось самым лучшим образом на осадке корабля — исчез дифферент на нос и корабль перестал "сидеть свиньей", как это было первоначально из-за усиления вооружения и перегруженности вооружением носовой части корпуса.
Усилить зенитную артиллерию практически не удалось… Робкие попытки отдельных энтузиастов наталкивались на непонимание ответственных товарищей, считающих что существующее согласно проекта зенитное вооружение более чем достаточно для отражения любого воздушного противника.
Стандартное водоизмещение крейсера "Киров" составило 9.200 тонн, полное 10.800 тонн, длина 197 метров, по КВЛ 193 метра. Ширина по КВЛ 19,6 м (за счет булей).
Высота борта в носу составила 13,73 м, борт по миделю 12,5 метра, в корме 10,1 м (более протяженный полубак в сравнение с РИ).
Осадка 5,88 м.
Силовая установка 2 ГТЗА типа "Ансальдо" по 55000 л.с., 6 котлов "Нормана", 2 винта, 1 руль.
Скорость 33,7 узла, дальность проектная 4.500 миль при 18 узлах (реальная 3.900).
Мореходность — без ограничений. (Мореходность крейсера позволяла ему идти в 10-балльный шторм, 24-узловым ходом против волны — как и в РИ).
Элементами конструктивной противоторпедной защиты были бортовые були, разделенные на отсеки и хорошее разделение корпуса на 19 отсеков и эшелонированную схему силовой установки.
Некоторой критике подвергались слабость бронирования, рассчитанного на противодействие артиллерии легких сил флота (до 155-мм включительно) и отсутствие противоминной конструктивной защиты, но в размерах легкого крейсера это вряд ли было возможным осуществить.
Робкая критика зенитного вооружения была сочтена несущественной.
По данному проекту были заложены для Черноморского Флота КР "Ворошилов", для Тихоокеанского "Каганович", для Северного Флота "Молотов".
Проект решено было доработать и в следующей серии крейсеров за счет роста водоизмещения усилить бронирование борта до 100 мм, палубы (скосы) до 70-мм, в районе погребов тоже 70-мм.
Создание и постройка столь мощновооруженного тяжелого крейсера произвела эффект разорвавшейся бомбы в капиталистических странах. Постройки столь мощно вооруженного крейсера от Страны Советов не ожидал никто. Крейсер "Киров" называли и убийцей "вашингтонцев", справедливо считая 180-мм снаряды вполне годными для пробития любой брони всех построенных ТКРов.
Первыми сориентировались англичане, предложив СССР подписать "вашингтонские соглашения" с их редакцией от 1935 года. Но это уже история для отдельной статьи…
Уважаемые коллеги, я "дико извиняюсь" (с) за качество предоставленных рисунков — ни разу не художник, старался как мог… Любая критика принимается, я не обижаюсь, так как реально оцениваю свои скромные возможности. Если кто сможет прорисовать лучше — буду признателен.