Студеное море. Тайная экспедиция.
Студеное море, издавна манило оно русских людей к себе. Вольные ушкуйники Господина Великого Новгорода проложили сюда, когда то дорогу. Потом на эти берега устремились беглые крестьяне, потом раскольники спасались здесь от чуждого им никонианства. Во времена, когда Россия, казалось навсегда, была отрезана от морей, здешние поморы кормились морем, ходили к далеким берегам Груманта и Мангазеи. Сюда приходили иноземные корабли с диковинными товарами. Увы, времена те давно прошли. Морская торговля переместилась сначала на Балтику, потом и вовсе на теплое Черное море. Там строился флот, гремели баталии, там бурлила жизнь. Но в России не забыли о своем суровом севере, и новые поколения исследователей отправились покорять студеные моря.
По проекту адмирала Макарова в Англии был построен мощный ледокол Ермак. Дважды отважный адмирал пытался достичь на нем северного полюса, но, увы. Общество, как в России, так и в Европе сначала дружно восторгавшееся кораблем исполином призванным ломать вековые льды, так же дружно охладели к полярным плаваниям. Одни с горечью говорили о миллионах народных рублей потраченных на новую игрушку самодержавия, другие с нескрываемым злорадством насмехались над «потугами русских медведей плавать во льдах». Среди русских публицистов особенно выделялся один скрывший свое имя под псевдонимом «Вадим Новгородский». Зачем, писал он, государству не имеющего полярного флота строить ледоколы? Для кого будут они ломать лед в бескрайних просторах? Зачем тратить народные деньги на ледоколы, когда нет еще в этих краях железных дорог? Напрасно его оппоненты писали в печати, что без ледоколов торговый флот в тех краях и не появится. Что железные дороги в условиях долгой зимы и вечной мерзлоты дело весьма трудное и едва ли более дешевое. Увы, сей публицист, как и многие его собратья по перу, слышал лишь себя и упивался собственным красноречием.
Больше всего пострадал от неудачи плаваний во льдах сам адмирал Макаров. Напрасно говорил он что все полярные экспедиции имевшие место быть до сегодняшних дней были неудачными. Слишком много завистников и недоброжелателей имел этот талантливый выходец из народа. Речь даже шла об отставке, но положение спас молодой император Михаил. Приняв заслуженного адмирала в Зимнем дворце он, одним этим, заткнул рот многим недругам Макарова. Адмирал получил новое назначение командующего Северо-Беломорской флотилией. Увы, флотилия сия была таковой лишь по названию. Несколько пароходов, гордо именовавшихся вспомогательными крейсерами, старых канонерок и яхта «Заря» ставшая гидрографическим судном. Казалось карьера «беспокойного» адмирала кончена бесповоротно.
Между тем на дальнем востоке все ощутимее пахло порохом. Восстание китайских традиционалистов получившее название «боксерского» поддержанное правительственными войсками поставило русское приморье в сложное положение. Амурская железная дорога была еще и наполовину не закончена, а частная Китайско-Восточная подверглась нападениям китайцев. Население приморья так же в значительной мере состояло из подданных императрицы Цыси и было не надежно. Войск было недостаточно и быстро увеличить их количество не представлялось возможным. Спасли ситуацию лишь энергичные действия русской администрации, под руководством генерал-губернатора генерал-адъютанта адмирала (и прочая и прочая) Алексеева. Китайское население было выслано из пределов Российской империи. Хотя гражданская и военная администрация всячески пыталась не допустить кровопролития, совсем эксцессов избежать не удалось. Однако, при последующем разбирательстве было признано действовали местные власти правильно и бездействие стоило бы куда большей крови. Гражданские суда на Амуре были мобилизованы и вооружены, составив, таким образом, военную флотилию препятствующую проникновению на российские территории всякого рода банд. Среди русского населения Приморья и Приамурья проведена мобилизация и составленное, таким образом, ополчение взяло на себя поддержание порядка. Высвободившиеся войска составили экспедиционный корпус, вошедший в Маньчжурию и сохранивший от разрушения строящуюся железную дорогу и удержавший китайские войска от присоединения к восставшим. Вообще русские войска и флот приняли достаточно малое участие в интервенции в Китай. Несколько канонерок в составе эскадры обстреливавших форты Таку. Да еще десантный батальон принявший участие в походе на Пекин. Согласно всеподданнейшего доклада поданного Алексеевым государю, отказ от занятия Порт-Артура (или другого порта) после Японо-Китайской войны был ошибкой. Имея сильный гарнизон на Квантуне можно было держать под контролем всю Маньчжурию и получить, куда большие преференции после окончания интервенции.
Не успели отгреметь пушки в Китае, осложнились отношения с Японией. Восприняв умеренность русских как проявление слабости, японское правительство попыталось совершенно вытеснить русских из Кореи. Справедливо рассудив, что запертый проливами во Владивостоке русский флот вряд ли сможет оперировать на японских коммуникациях, японцы упрямо шли на конфронтацию. Построив значительный флот, превосходящий силы России на дальнем востоке они могли рассчитывать разгромить или заблокировать их в единственном русском порту. Высадив десант в Китае перерезать растянутые русские коммуникации блокировать Владивосток с суши ранее, чем будут доставлены, сколько-нибудь значимые подкрепления. Наконец заняв Владивосток и вовсе изгнать северных варваров с дальнего востока. Заключенный с Англией союз позволял надеется что балтийский и черноморский флот не смогут прийти на столь удаленный театр военных действий вовремя. Казалось война и поражение неминуемо…
Много лет спустя историки и военные ломали голову, почему не случилось войны? Была закончена скрытая мобилизация, армия и флот были готовы к бою, японское общество было консолидировано вокруг правительства и желало войны. Так почему в тот год Япония не решилась напасть? Неужели все дело в той в той авантюрной полярной экспедиции проведенной русскими?
Северо-Беломорская флотилия в ту компанию была усилена только что закончившим модернизацию броненосцем Император Николай I. Ничего странного в этом не было, каждый год к ней присоединялся один или два перворанговых корабля, обычно из числа только что построенных. Таким образом, империя демонстрировала флаг, а ее моряки получали опыт плавания на не слишком хорошо знакомом театре. Никого особенно не заинтересовало это плавание, гораздо интереснее, куда он отправится, как только закончится краткое северное лето. И уж подавно никто не знал, что бронзовые винты на старом броненосце заменены стальными. Что борта его (и трех пароходов) обошьют деревянно-металлическими щитами, защитив ватерлинию ото льдов. Иностранных корреспондентов на русском севере почти не было и отсутствие Николая и Ермака не замечали пока они в сопровождении вспомогательного крейсера не пришли во Владивосток. (один пароход был все же затерт льдами, другой получивший менее тяжёлые повреждения довели до Петропавловска).
Результаты экспедиции имели эффект разорвавшейся бомбы. Возможность прохода судов на Дальний Восток более коротким путем чем через Суэц. Научное и коммерческое значение открывшихся перспектив казалось, совсем заслонили военный характер экспедиции, но не для всех. Армада русских крейсеров способных пройти северным путем в Тихий океан и перерезать любые коммуникации из несбыточной фантазии превратилась в пугающую реальность для адмиралов многих стран. Эту новую реальность было необходимо осмыслить. Войны в тот год не случилось.