Сторожевые корабли АИ СССР 30-х гг.
Уважаемые коллеги. Во избежание путаницы с часто меняющимися названиями заводов, я использовал их первоначальные (дореволюционные) названия.
Для незнакомых с их историей, привожу список переименований:
Путиловская верфь – Северная верфь – Завод №190 — Завод имени Жданова – Северная верфь.
Наваль – Завод имени Марти — Завод №198 – Черноморский завод.
Руссуд – Завод №200 – Завод имени 61 коммунара.
Сторожевые корабли АИ СССР 30-х гг.
23 октября 1944 года, сторожевыми кораблями Балтийского флота «Полезный» и «Пронзительный», патрулировавшие границу территориальных вод Швеции, были обнаружены два шведских эскадренных миноносца производящих бомбометание по подводной лодке (как выяснилось впоследствии – Щ-306, только что потопившей германский сухогруз «Цвикау»). Не раздумывая, советские эскаэры, находящиеся в двух милях от шведской границы, начали демонстративную атаку, развернув в сторону нарушителей нейтралитета свои орудия и торпедные аппараты. Намерения советских сторожевиков выглядели очень убедительно и шведские корабли, не выдержав, прекратили преследование подлодки и, развив полный ход, ушли.
Пр. 2
Исходя из вышеизложенного, перед конструкторами была поставлена задача спроектировать достаточно простой небольшой корабль, способный решать задачи обороны водного района во взаимодействии со старыми эсминцами типа «Новик» , нехватку которых он и должен был восполнить.
Главным конструктором проекта был назначен молодой инженер В.А. Никитин, всего лишь за год до этого окончивший Ленинградский политехнический институт, что было явной организационной ошибкой, объясняющей выявленные впоследствии огрехи в проектировании.
Заложенные в конце 1926 на Путиловской верфи и начале 1927 года на Николаевском заводе «Наваль» шесть сторожевых кораблей имели проектное нормальное водоизмещение 400 т и скорость 29 узлов, при мощности ТЗА 7500 л.с. Увы, начатые в конце 1928 года испытания выявили недобор мощности (менее 7000 л.с.) и значительный перегруз, усугубленный принятым в проекте минимальным запасом топлива для нормального водоизмещения – всего 10 т., при полном его запасе в 150 т. Недобор мощности был объяснен большим отбором пара на вспомогательные механизмы. В проекте так же не был учтен вес ряда необходимых для корабля грузов, что в основном и вызвало сверхпроектную перегрузку.
По итогам произведенного расследования В.А. Никитин был арестован и провел около года в тюрьме НКВД, после же освобождения назначен заместителем к новому руководителю проекта В. Л. Бжезинскому.
Несмотря на все это, явно неудачные корабли, находящиеся в высокой степени готовности, пришлось достраивать и в 1930-1931 года все они были приняты в состав Военно-Морских сил СССР.
По итогам испытаний их нормальное водоизмещение было определено в 470 т, а скорость в 26 узлов. Вооружение состояло из 2 102-мм орудий длиной в 60 калибров и трехтрубного 450-мм торпедного аппарата. Впоследствии оно было усилено 3-4 45-мм орудиями и двумя 12,7-мм пулеметами.
1. Смерч 1926-1928-1930 Пут. в. БФ
2. Ураган 1926-1928-1930 Пут. в. БФ
3. Вихрь 1926-1929-1931 Пут. в. БФ
4. Гроза 1926-1929-1931 Пут. в. БФ
5. Шторм 1927-1929-1931 Наваль ЧФ
6. Шквал 1927-1929-1931 Наваль ЧФ
Пр. 4
Конфликт на КВЖД 1929 года, потребовал срочного усиления Морских сил Дальнего Востока. Так как проект нового сторожевого корабля (проект №18) еще не был закончен, было принято решение построить 4 корабля по проекту 2, заказав их Путиловской верфи и заводу «Наваль» разборными, с доставкой секций корпуса и комплектующих во Владивосток для сборки. Выполненный в течении нескольких месяцев проект, которому был присвоен номер 4, практически не отличался от предыдущего, за исключением того, что его проектная скорость была снижена до 26 узлов.
Однако в 1931 году было принято решение отправить на Тихий океан в разобранном виде только корабли построенные Путиловской верфью, а навалевские достроить в Николаеве и отправить на Дальний Восток своим ходом. Несмотря на то, что корабли перед походом пришлось разгрузить, сняв вооружение, решение впоследствии было признано оправданным. «Гром» и «Молния» пришли во Владивосток уже в начале осени 1933 года, а собранные там «Тайфун» и «Циклон» были переданы флоту лишь в декабре 1935 и летом 1936 года.
1. Тайфун 1930-1933-1935 Пут. в./Влад. ТОФ
2. Циклон 1930-1933-1936 Пут. в./Влад. ТОФ
3. Гром 1930-1931-1933 Наваль ТОФ
4. Молния 1930-1932-1933 Наваль ТОФ
Пр. 18
Назначенному новым начальником ЦКБС при Путиловской верфи В. Л. Бжезинскому в короткий срок удалось улучшить организацию разработки проектов новых кораблей. Хотя разработанный под его руководством сторожевой корабль проекта №18 являлся глубокой модернизацией проекта 2, на нем удалось ликвидировать большинство недостатков предшествующего проекта. Размерения новых СКР были увеличены на два метра по длине и на 0,7 метра по ширине, что благоприятно сказалось на улучшении остойчивости. Нормальное водоизмещение теперь составляло 625 т (515 стандартное и 730 – полное). Вооружение осталось прежним, но мощность ТЗА увеличилась до 12000 л.с., что позволило СКР превысить проектную скорость, показав на испытаниях скорость 31-31,5 узел.
Первые четыре СКР, отправленные с Черного моря на Дальний Восток, совершали переход со снятым вооружением, но продемонстрированные ими улучшенные мореходные качества позволили отправить два следующих в полной боевой готовности, что как утверждал командир одного из них «благоприятно воздействовало на настроение команды и улучшило отношение местных властей во время заходов в иностранные порты». Три сторожевых корабля Ленинградской постройки были в 1935 году через Беломоро-Балтийский канал переведены на север, где вошли в состав Североморской флотилии.
1. Метель 1932-1933-1934 Пут. в. БФ
2. Вьюга 1933-1933-1934 Пут. в. БФ
3. Бурун 1933-1933-1934 Наваль ТОФ
4. Зарница 1933-1934-1934 Наваль ТОФ
5. Буря 1933-1933-1934 Пут. в. СФ
6. Пурга 1933-1934-1934 Пут. в. СФ
7. Снег 1933-1934-1935 Пут. в. БФ
8. Туча 1933-1934-1934 Пут. в. СФ
9. Деятельный 1933-1934-1935 Наваль ТОФ
10. Дельный 1934-1935-1935 Наваль ТОФ
Пр. 30
Торпедное вооружение СКР проекта 18 уже не удовлетворяло военных, и после начала их постройки ЦКБС начало проектирование нового сторожевого корабля проекта вооруженного двумя трехтрубными 533-мм торпедными аппаратами. Осуществить это в пределах заданного нормального водоизмещения (не больше 900 т) можно было лишь с переходом на линейную схему расположения МКО, на что руководство флота в конце концов согласилось.
Так как стапеля крупных судостроительных заводов были заняты постройкой лидеров, большую часть СКР нового проекта предстояло построить сравнительно небольшим заводам: Средне-Невскому и Севастопольскому морскому заводу. Из них лишь первый имел опыт некоторый постройки кораблей такого класса, построив (а точнее собрав) в годы Первой Мировой войны восемь эсминцев типа «Новик». Севморзавод, однако, не имел и такого опыта, что в итоге привело к затягиванию сроков постройки и передачи части заказов другим заводам.
СКР нового проекта имели проектное стандартное водоизмещение 839 т (полное – 992 т), скорость 33 узла, при мощности ТЗА 20000 л.с. Артиллерийское вооружение состояло из двух 102-мм орудий длинной в 60 калибров в щитовых установках, четырех 45-мм орудий и двух 12,7-мм пулеметов. Во второй половине 30-х гг. такое вооружение уже выглядело недостаточным, что вызывало критические замечания в адрес проекта.
Начиная со сторожевого корабля «Подвижный» на СКР строящиеся для Балтийского флота начали устанавливать третье 102-мм орудие, размещенное в кормовой части взамен снятого трального оборудования. Рассматривался вариант модернизации «тридцаток» с установкой на них двухорудийных артустановок, но внезапно грянула беда.
Ушедшие в апреле 1937 года из Севастополя на Дальний Восток СКР «Доблестный», «Дерзкий» и «Достойный» выйдя в Средиземное море направились не к Суэцкому каналу, а на запад и прибыли в Картахену, где были официально переданы Испанскому правительству. Сменив названия на «Valoroso», «Descarado» и «Digno», они приняли участие в боевых действиях в составе Республиканского флота.
В мае 1937 года миноносец «Valoroso» был торпедирован неизвестной подводной лодкой (предположительно итальянской) и, после затопления обоих турбинных отделений, затонул. Это событие, равно как и подрыв на мине английского эсминца «Хантер», вызвало гнев Сталина. На происходящем в начале августа 1937 года заседании вновь организованного Комитета Обороны, один из специалистов неосторожно высказался, что эшелонированное расположение МКО необходимо только для тяжелых кораблей, на малых же достаточно иметь только линейное, так как при решении боевых задач они представляют собой расходный материал. Это вызвало резкую отповедь Сталина: «Как, наши лидеры и сторожевики – расходный материал?». В итоге проекты кораблей с линейным расположением МКО были объявлены вредительскими, а Бжезинский и ряд сотрудников ЦКБС были арестованы и расстреляны.
К счастью руководству флота и Наркомата Судостроительной промышленности удалось отстоять достройку уже заложенных СКР и лидеров, на прекращении которой настаивал Сталин.
СКР «Дерзкий» и «Достойный» в начале 1939 года вновь подняли советские флаги и вернулись в Севастополь, где прошли ремонт, по завершению которого вновь отправились на Дальний Восток.
До начала Второй Мировой войны на Тихий океан перешли 11 СКР этого типа, построенных в Севастополе и Николаеве. Двенадцатым стал ленинградский «Приветливый», в 1940 году проведенный на ТОФ Северным Морским путем.
1. Прыткий 1934-1935-1936 Ср. Нев. БФ
2. Прозорливый 1934-1936-1936 Ср. Нев. БФ
3. Пронзительный 1934-1936-1937 Ср. Нев. БФ
4. Доблестный 1934-1936-1937 Сев. з. ТОФ.
5. Дерзкий 1934-3619-1937 Сев. з. ТОФ
6. Отважный 1934-1935-1936 Пут. в. СФ
7. Отличный 1934-1935-1936 Пут. в. СФ
8. Образцовый 1934-1935-1936 Пут. в. СФ
9. Даровитый 1934-1935-1936 Наваль ТОФ
10. Достойный 1934-1935-1937 Наваль ТОФ
11. Передовой 1935-1936-1936 Ср. Нев. БФ
12. Полезный 1935-1936-1937 Ср. Нев. БФ
13. Опасный 3196-1936-1937 Пут. в. СФ
14. Оживленный 1936-1936-1938 Пут. в. СФ
15. Дальновидный 1936-1937-1938 Сев. з. ТОФ
16. Дивный 1936-1937-1938 Сев. з. ТОФ
17. Подвижный 1936-1937-1938 Ср. Нев. БФ
18. Плодотворный 1936-1937-1938 Ср. Нев. БФ
19. Пламенный 1936-1937-1939 Ср. Нев. БФ
20. Повелительный 1936-1937-1939 Ср. Нев. БФ
21. Ожесточенный 1936-1937-1938 Пут. в. СФ
22. Дееспособный 1937-1938-1938 Сев. з. ТОФ
23. Действенный 1937-1938-1939 Сев. з. ТОФ
24. Действующий 1937-1938-1938 Руссуд ТОФ
25. Подтянутый 1937-1938-1938 Пут. в. БФ
26. Деловитый 1937-1938-1939 Сев. з. ТОФ
27. Дерзновенный 1937-1938-1939 Сев. з. ТОФ
28. Приветливый 1937-1938-1939 Пут. в. ТОФ
До начала Великой Отечественной войны Балтийский флот потерял сторожевые корабли «Метель» и «Прозорливый», героически погибшие во время атаки на финский броненосец «Вяйнемяйнен» в 1939 году.