Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в цикле статей «Французы на Востоке».
Перед капитуляцией Германии французский авиационный полк «Нормандия-Неман» активно способствовал разгрому гитлеровцев в Восточной Пруссии, имея в своем составе три полнокровные эскадрильи. И вот тогда Сталин решил: французы вернутся домой на своих самолетах.
20 июня 1945-го увенчанный лаврами 273 побед авиаполк прибыл в Бурже на 38 подаренных Як-3, большинство из которых, если не все, были новыми. Они взлетели один за другим, собрались в строй и, ведомые бомбардировщиками Пе-2, полетели на запад. Очень скоро «Яки» потеряли из виду своих ведущих и благополучно прибыли к месту назначения. После промежуточной посадки в Штутгарте они пересекли Рейн и французскую границу. Нетрудно догадаться, какой горячий прием ждал летчиков. Впрочем, именно это стало причиной аварии, когда два Як-3 столкнулись при рулении.
Самолет-истребитель Як-3 полка Нормандия-Неман перед перелетом во Францию. Американский техник осматривает кабину самолета. Аэродром в пригороде Штутгарта, июнь 1945
Самолет-истребитель Як-3 полка Нормандия-Неман на аэродроме Штутгарта проходит техобслуживание советскими техниками перед перегоном во Францию.
28 июня 1945 г. начальник главного штаба ВВС Франции генерал Вален, учитывая обстановку, предложил план реорганизации полка. В одном из документов он писал: «Полк «Нормандия-Неман» не вписывается в обстановку, поскольку он некомплектный и нет возможности пополнения его материальной части». Короче говоря, Вален объяснил , что самолеты Як-3 будут находиться на вооружении только в том случае, если СССР согласится поставлять самолеты и необходимые запасные части, чтобы довести численность полка до двух авиационных групп — 50 машин — и обеспечивать их техническое обслуживание и ремонт. Это предполагало особое франко-советское соглашение, которое так и не было подписано.
Из-за недостаточного числа самолетов «Нормандия-Неман» осталась смешанной частью без точного предназначения. «Яки» использовались, главным образом, для пропаганды, участвуя во многих авиационных праздниках во Франции.
Истребители Як-3 полка Нормандия-Неман уже во Франции (на самолете закрашены советские опознавательные знаки)
В конце 1945-го парк боевых самолетов «Нормандии-Неман» пополнился собранными во Франции истребителями С 900, которые были ничем иным, как немецкими «Фокке-Вульф-190» А-4 и А-8. Поступали и другие самолеты: «Моран-Солнье-502» (он же Физелер-156 «Шторх»), «Штампе» SV 4-С, «Нор-1001» (он же Ме-108), Кодрон «Голан» и Супермарин «Спитфайр» Мк. IX.
В ноябре 1946-го командир группы полковник Дельфино в служебной записке пожаловался на наличие 52 самолетов семи различных типов! Судьба «Нормандии-Неман» в первый послевоенный период отражает почти в карикатурном виде те трудности, с которыми ВВС Франции боролись в то время.
В феврале 1946-го авиационная часть начала готовиться к своей передислокации в Туссю де Нобль, на разрушенную в ходе войны авиабазу с минимальным комфортом. Впрочем, после русских землянок пилотов «Нормандии» уже нельзя было удивить спартанскими условиями жизни.
1 апреля туда перелетели самолеты Як-3, из которых два потерпели аварии при посадке.
В то время парк «Нормандии-Неман» насчитывал 37 самолетов Як-3, из которых 31 был пригоден к полетам. Но вскоре число боеготовых «Яков» стало быстро снижаться, главным образом, из-за отказов бензонасосов и шасси. В конце 1946-го уже только 14 «Яков» находились в строю. А в феврале 1947-го полный парк Як-3 в «Нормандии-Неман» насчитывал не более 26 машин.
Неизвестно, что тогда стало с 12 исключенными из списка самолетами. Возможно, «Яки» находились в летно-испытательном центре. Некоторые, несомненно, были разобраны на запасные части для поддержки других самолетов в полетопригодном состоянии, так как СССР отказался осуществлять техническую поддержку «сталинского подарка».
В феврале 1946-го было решено преобразовать «Нормандию-Неман» в 6-ю истребительную авиационную бригаду, состоящую из трех эскадрилий под командованием капитанов Пуапа, Риссо и лейтенанта Веррье, но в апреле эту авиационную бригаду расформировали, а «Нормандию-Неман» приписали к 4-й авиационной бригаде. Год спустя, когда решили передислоцировать эту авиачасть в Марокко, некоторые командиры попытались направить 15 самолетов «Як» в Рабат.
Капитан Жозеф Риссо у своего Як-3 №1 из полка «Нормандия-Неман». Интересная деталь: отсутствие белой полосы на руле. Обычно руль французских самолетов раскрашивался в цвета национального флага (красный, белый, синий), и в здесь по неизвестной причине отсутствует белая полоса.В 1940 году Жозеф Риссо вместе со своим другом Никлоссом попытались сбежать из вишистской Франции на захваченном самолете Кодрон «Самун». Заблудившись, беглецы приземлились в Испании, где были взяты под стражу. После Риссо все же удалось добраться до Англии, откуда с первой группой французских летчиков — добровольцев отправился в СССР для формирования группы GC 3 «Нормандия». Первую официальную личную победу одержал 14 сентября 1943 года, всего одержал 11 официальных побед (5 из них — в составе группы) и 4 неподтвержденные
В сущности, переход «Нормандии-Неман» на английские двухмоторные самолеты «Москито» уже был запланирован, и в марте 1947-го началась переподготовка экипажей. Но с передислокацией произошла задержка. И только в июле 1947 г. «Нормандия-Неман» стала 2-й авиационной группой 6-й авиационной бригады в Рабате.
Таким образом, Як-3 не попали в Марокко, но тем не менее, их полеты не прекратились сразу после отбытия их летчиков.
Сохранившиеся в историко-архивном управлении ВВС Франции отчеты и некоторые другие факты свидетельствуют о переводе оставшихся Як-3 (до ноября 1947-го) в штаб 4-й авиационной бригады, в летно-испытательный центр и в авиационную группу связи. По-видимому, самолеты Як-3 окончательно исчезли из ВВС Франции в конце 1947-го. В отчетах о летных происшествиях отмечалось, что один из первых потерпевших аварию самолетов Як-3 (это было в 1945-м) насчитывал менее 20 часов налета, а один из последних (в 1947-м) имел целую сотню часов. Но дальше о них ничего неизвестно.
Для пилотов «Нормандии-Неман» пришло время новых испытаний. Сначала на «Москито», а затем на Белл Р-63 «Кингкобра» они вступили в бои в Индокитае…
Из 40 самолетов, подаренных Сталиным, сегодня во Франции остался единственный Як-3, сохранившийся в Музее авиации и космоса. В свое время его спас один из летчиков «Нормандии-Неман» Константин Фельдзер, который обнаружил этот самолет, брошенный на аэродроме Этамп. Прежде чем доставить его в Медон, где хранились тогда коллекции музея, Фельдзер стер номер, чтобы машина осталась безымянным символом. По неизвестным причинам самолет весь покрасили в зеленый цвет.
Як-3 в музее в Бурже и Ролан Польз д’Ивуа де ла Пуап (Roland Paulze d’Ivoy de la Poype), (28 июля 1920, Пюи-де-Дом — 23 октября 2012, Сен-Тропе, Вар)
Когда музей стал переезжать в Бурже, общественники ветеранов авиации в Иль-де-Франс, производя чистку самолета, обнаружили под толстым слоем краски его подлинный камуфляж и опознавательные знаки. Реставрация позволила с большой точностью воссоздать первоначальный облик самолета. Именно этот Як-3 сегодня — доподлинный представитель боевого полка «Нормандия-Неман».
Совместный полет двух истребителей Dassault Rafale, ныне состоящих на вооружении полка ВВС Франции RC 2/30 Normandie-Niemen, и реплики исторического истребителя Як-3 в цветах полка. 14.09.2012 (с) R. Nicolas-Nelson / ВВС Франции
(По материалам журнала «Ле Фана дель’Авиасьон»).
источник: Юрий ЗАСЫПКИН, Андрей КОЛОСОВ "Сталинский подарок или судьба Як-3 во Франции" Крылья Родины 06-1997