15

Средние бомбардировщики Piaggio P.32. Италия

Середина 1930-х годов ознаменовалась определенным качественным скачком в авиационной технике – появились цельнометаллические монопланы с убирающимся стойками шасси, развитой механизацией крыла, закрытыми кабинами экипажа и достаточно мощными двигателями силовых установок. К этому времени бомбардировщики массово оснащались оборонительным вооружением, размещавшимся в подвижных закрытых оборонительных позициях. В то время военно-воздушные силы всего мира (включая Германию, отвергнувшую ограничения Версальского договора и начавшую вооружаться) поручили авиастроительным компаниям своих стран разработку новых современных типов самолетов, особенно бомбардировщиков, которые должны были заменить и без того неудовлетворительные «матерчатые» бипланы.

Сначала это были двухмоторные машины среднего класса; тяжелые четырехмоторные (в Италии эти машины были трехмоторными) должны были появиться половину десятилетия спустя. Большая часть бомбардировщиков, созданных в эти годы, приняла участие во Второй Мировой войне; в Великобритании это был Armstrong Whitworth Whitley, в Германии – Dornier Do 17 и Junkers Ju 88, в США чаше смотрели в сторону четырехмоторных машин (появившиеся позднее Boeing B-17 и Consolidated B-24), во Франции появились первые Amiot 341 (в серию пошли как Amiot 350) и ряд прототипов, в СССР – туполевские СБ и т.д..

Италия не сильно отставала от других стран. Глава фашистского режима Муссолини полагал, что крупная европейская война произойдет примерно в 1936-1937 годах, и итальянские власти прилагали максимальные усилия для переоснащения армии к этому сроку. Начало работ по большинству итальянских проектов бомбардировщиков датируется 1934 годом, когда Министерство авиации и штаб итальянских ВВС (Regia Aeronautica) заказали и финансово поддержали разработку новых бомбардировщиков у отечественных авиастроительных компаний.

Среди итальянских авиастроительных компаний, принявших участие в создании среднего бомбардировщика нового поколения, была расположенная в Сестри Поненте (Sestri Ponente), Генуя, компания Societa Anonima Piaggio & Co (Piaggio), которая в этой отрасли работала с 1915 года. В Генуе проектная группа под руководством конструктора Джованни Пенья (пришедшего в компанию Piaggio в 1923 году после того, как последняя поглотила его небольшую экспериментальную компанию) взялась за задачу создать

«средний двухмоторный бомбардировщик».

Создаваемая Джованни Пенья машина, которой было присвоено обозначение P.32, должна была достигать высокой скорости за счет короткого крыла с высокой удельной нагрузкой. Хорошие взлетно-посадочные характеристики, управляемость на малых скоростях и в режиме сваливания должны были обеспечивать развитые средства механизации крыла. Большую часть задней кромки крыла занимали двухщелевые закрылки (со средствами увеличения подъемной силы Джованни Пенья экспериментировал еще в своей компании). Остальную часть задней кромки занимали двухщелевые зависающие элероны, отклонявшиеся на взлете одновременно с закрылками. На передней кромке крыла перед элеронами были размещены автоматические выдвижные предкрылки.

схема среднего бомбардировщика Piaggio P.32-I

схема среднего бомбардировщика Piaggio P.32-I

С другой стороны Джованни Пенья сохранил цельнодеревянную конструкцию, в создании которой у компании Piaggio были значительный опыт и материальная база (первоначально компания Piaggio была деревообрабатывающим предприятием и получила известность благодаря строительству моторных лодок).

Основу фюзеляжа составляла деревянная полумонококовая конструкция, которая в наиболее напряженных местах была усилена трубчатыми элементами. Деревянным также было хвостовое оперение с полотняной обшивкой отклоняющихся поверхностей. В остальном P.32 был довольно традиционным: довольно громоздкий фюзеляж, предназначенный для размещения экипажа из пяти человек (два пилота, штурман-бомбардир и две стрелка), имел застекленную кабину пилотов, застекленную кабину штурмана-бомбардира, двухкилевое хвостовое оперение и убирающиеся основные стойки шасси (хвостовая стойка осталась неубирающейся, но получила обтекатель).

Силовая установка P.32 состояла из двух 12-цилиндровых рядных двигатель жидкостного охлаждения Isotta-Fraschini Asso XI R.C.40, развивавших мощность по 825 л.с. (606 кВт) и вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага. Выбор командования ВВС таких двигателей был обусловлен их большими запасами.

Оборонительное вооружение состояло из пяти 7,7-мм пулеметов Breda-SAFAT. По два пулемета размещались в убирающихся турелях Breda, размещенных за крылом на верхней и нижней поверхностях фюзеляжа. Еще один подвижный пулемет находился в оборонительной позиции в носовой оконечности фюзеляжа. Боезапас каждого из пулеметов состоял из 500 патронов. Расположенный под крылом внутрифюзеляжный отсек позволял вмещать до 1600 кг бомб в различных комбинациях.

варианты бомбовой нагрузки среднего бомбардировщика Piaggio P.32

варианты бомбовой нагрузки среднего бомбардировщика Piaggio P.32

Изготовленный первый прототип P.32-I (номер военного регистра MM.20529) совершил свой первый полет в феврале 1936 года под управлением знаменитого Марио де Бернарди. Полет был выполнен с аэродрома экспериментального центра ВВС Гуидония, где прототип также прошел официальные испытания. Хотя самолет не показал характеристик своего конкурента FIAT B.R.20, запущенного в массовое производство, компания Piaggio получила заказ на изготовление небольшой серии. Заказанным самолетам были присвоены номера военного регистра с MM.20530 по MM.20540 (первая серия) и с MM.20705 по MM.20709 (вторая серия).

первый прототип среднего бомбардировщика Piaggio P.32 с двигателями Asso и без пулеметной турели в носовой оконечности фюзеляжа

первый прототип среднего бомбардировщика Piaggio P.32 с двигателями Asso и без пулеметной турели в носовой оконечности фюзеляжа

Поставки начались в начале 1937 года, и к середине того же года итальянские ВВС получили все заказанные самолеты. Серийные P.32-I имели измененное носовое остекление, в которое была добавлена турель с подвижным пулеметом. Серийными бомбардировщиками P.32-I были перевооружены 47-я и 49-я эскадрильи (37-я группа 18-го полка), базировавшиеся на авиабазе Авиано. В составе этих подразделений бомбардировщики P.32-I ограниченно использовались до 1939 года.

совершающий посадку серийный средний бомбардировщик Piaggio P.32-I из состава 47-й эскадрильи

совершающий посадку серийный средний бомбардировщик Piaggio P.32-I из состава 47-й эскадрильи

Поскольку двигатели Asso уже технически устарели, и оснащенный ими P.32-I не мог обеспечить требуемых характеристик, то новый главный конструктор компании Piaggio Джованни Казираги принялся модернизировать самолет. Результатом этих работ стал P.32-II, оснащенный 14-цилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения Piaggio P.XI R.C.40 мощностью по 1020 л.с. (750 кВт) каждый. Двигатели приводили во вращение трехлопастные металлические винты.

схема среднего бомбардировщика Piaggio P.32-II

схема среднего бомбардировщика Piaggio P.32-II

компоновочная схема среднего бомбардировщика Piaggio P.32-II

компоновочная схема среднего бомбардировщика Piaggio P.32-II

Прототип P.32-II (MM.21213) был изготовлен компанией Piaggio и впервые поднялся в воздух 23 февраля 1937 года. Другие бомбардировщики P.32bis, которым были присвоены номера военного регистра MM.21214-MM.21224, изготавливались не материнской компанией, которая к этому времени была полностью загружена разработкой четырехмоторного цельнометаллического бомбардировщика P.108, а компанией Caproni-Reggiane.

серийный средний бомбардировщик Piaggio P.32-II с радиальными двигателями

серийный средний бомбардировщик Piaggio P.32-II с радиальными двигателями

компания Piaggio поставляла самолеты с нанесенным на верхние и боковые поверхности камуфляжем из охристого, темно-коричневого и зеленого цветов, нижние поверхности были сине-серыми. Опознавательные знаки были «негативными» с белыми фасциями. В передней части фюзеляжа нанесена стандартная фасция в синем круге

компания Piaggio поставляла самолеты с нанесенным на верхние и боковые поверхности камуфляжем из охристого, темно-коричневого и зеленого цветов, нижние поверхности были сине-серыми. Опознавательные знаки были «негативными» с белыми фасциями. В передней части фюзеляжа нанесена стандартная фасция в синем круге

Конструкторы компании Caproni-Reggiane продолжили дальнейшее развитие конструкции и на базе бомбардировщика был создан рекордный самолет Ca.305 Procellaria. Также продолжалась доводка бомбардировщика, в результате которой был создан P.32bis. Эта машина получила новую удлиненную носовую часть фюзеляжа с измененным остеклением.

схема опытного среднего бомбардировщика Piaggio P.32bis

схема опытного среднего бомбардировщика Piaggio P.32bis

Следует сказать, что новые радиальные двигатели не улучшили характеристики; скорее наоборот. Более мощные двигатели давали P.32-II лучшую чем у P.32-I начальную скороподъемность, но увеличение массы «съело» потенциальное увеличение скорости, а дальность полета из-за более высокого расхода топлива упала с 1950 до 1700 километров.

опытный средний бомбардировщик Piaggio P.32bis

опытный средний бомбардировщик Piaggio P.32bis

опытный средний бомбардировщик Piaggio P.32bis

опытный средний бомбардировщик Piaggio P.32bis

опытный средний бомбардировщик Piaggio P.32bis

опытный средний бомбардировщик Piaggio P.32bis

В феврале 1938 года прототип P.32bis разбился с гибелью летчика-испытателя, что привело к закрытию программы. Дальнейшее производство было прекращено. Некоторые из изготовленных P.32 до 1940 года использовались для обучения бомбометанию и в качестве буксировщиков воздушных мишеней. Затем оставшиеся самолеты были списаны.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Piaggio P.32-I Piaggio P.32II
Назначение: средний бомбардировщик средний бомбардировщик
Статус: малосерийное производство малосерийное производство
Компания-производитель: Societa Anonima Piaggio & Co., Сестри-Поненте Officine Meccaniche Reggiane, S.A. (Caproni), Редджио-Эмилия
Силовая установка:
тип Isotta-Fraschini Asso XI R.C.40 Piaggio P.XI R.C.40
количество цилиндров 12 14
охлаждение жидкостное воздушное
мощность 2×825 л.с. (2×606 кВт) 2×1020 л.с. (2×750 кВт)
общая мощность 1650 л.с. (1212 кВт) 2040 л.с. (1500 кВт)
Размеры:
размах крыла 18,10 м 18,10 м
длина 16,30 м 16,30 м
высота 5,10 м 5,10 м
площадь крыла 60,00 м² 60,00 м²
Масса:
пустого самолета 6355 кг 6604 кг
взлетная 9355 кг 9610 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 386 км/ч 376 км/ч
крейсерская скорость 345 км/ч 340 км/ч
минимальная скорость 125 км/ч 130 км/ч
время набора высоты 4000 метров 15 мин 17 мин
практический потолок 7650 м 6600 м
Дальность полета с 500 кг бомб 1950 км 1700 км
Количество изготовленных: 16 экземпляров 12 экземпляров

источники:

  • текст – Text: Miroslav Balous Výkres: Petr Kolmann «Letadla 39-45. Piaggio P.32» «Letectví + kosmonautika» 2014-10, стр.58-59
  • часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/bww2/p32.html

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-srednie-bombardirovschiki-piaggio-p32-italiya

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account