Совсем не те мавры и «последний крестовый поход»

17
Совсем не те мавры и «последний крестовый поход»

Совсем не те мавры и «последний крестовый поход»

Интересная статья Максима Ферапонтова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Даже в наше время из Юго-Восточной Азии всё ещё приходят сообщения о нападениях пиратов. Одновременно на Филиппинах правительственные силы ведут непримиримую и кровопролитную борьбу против сторонников создания на юге страны независимого исламского государства. У этого конфликта длинная история, и связана она с противостоянием католического севера и мусульманского юга ещё в колониальную эпоху. Одним из периодов обострения этой борьбы стала очередная военная операция по искоренению пиратства на Филиппинах, предпринятая испанцами в 1887 году.

Филиппины — архипелаг, состоящий из более чем 7000 островов и островков общей площадью 114 830 кв. км и протянувшийся почти на 1000 км с севера на юг. Страна имеет изрезанную и нерегулярную береговую линию общей протяжённостью 10 850 км, что примерно вдвое больше, чем у Соединённых Штатов Америки. Все большие и маленькие острова архипелага имеют естественные гавани, в которых могут разместиться даже крупные корабли. Такая география хороша для того, кто хочет спрятаться или устроить засаду, и серьёзная проблема для желающего взять под контроль всё побережье и внутренние воды архипелага.

«Мавры» и христиане

При описании действий так называемых мавров или моро на испанских Филиппинах в глаза бросается, прежде всего, терминология. Термин «моро» — испанское слово, образованное от латинского слова «маурос» (имени, данного жителям древней римской провинции Мавритания на северо-западе Африки, которые впоследствии стали мусульманами). Таким образом, термин «моро» использовался испанцами для обозначения всех мусульман. Из-за пиратских набегов филиппинских мусульман (в том числе на христианские общины) старый термин «моро» стал синонимом слов «пират» и «рейдер».

В 1521 году, когда испанцы укрепились на острове Лусон, ислам уже прочно закрепился среди правителей местных государств Сулу и Магинданао. Кроме того, исламские купцы из Брунея доминировали в торговле между островами архипелага. Понятно, почему мусульмане с недовольством восприняли приход испанцев на Филиппины — это было не только вторжение в их коммерческую деятельность, но и угроза их расширявшемуся политическому влиянию.

Важной причиной процветания пиратства в регионе являлся большой спрос на рабский труд со стороны голландской Ост-Индии. Иногда рабов не продавали за деньги, а обменивали на оружие и боеприпасы. Очевидно, что пиратские рейды были источником силы для местных мусульманских лидеров. Кроме того, рабы играли важную роль в социально-политической и экономической жизни мавров. В мусульманском обществе Филиппин рабовладение фактически являлось основной формой инвестиций, а рабы использовались как средство производства и обмена. В 1850 году рабы и их потомки составляли 50% населения султаната Сулу.

Испанские экспедиции против пиратства

Испанцы были убеждены, что только путём фактического завоевания архипелага Сулу и его эффективной оккупации они могут эффективно пресечь пиратство. Так, в 1848 году испанский губернатор лично возглавил экспедицию по искоренению пиратов города Балингвинги. Форт Сепак был взят солдатами после ожесточённого сопротивления защитников. Штурм изобиловал сценами ужаса с горами трупов и пламенем, пожиравшим дома Балингвинги. Многие из мусульман убили своих жён и дочерей, чтобы спасти их от попадания в руки врагов. После боя, чтобы предотвратить эпидемию, испанцы сожгли 340 тел только мужчин.

В 1851 году столица султаната Сулу город Джоло также подвергся массированному нападению испанских колониальных войск. В результате ожесточённого сражения Джоло был захвачен. Царствующий султан Мухаммед Пулалон и его семья сбежали. В конце экспедиции был подписан договор между испанцами и султаном Сулу, который предусматривал ежегодную выплату 1500 песо султану и 600 песо каждому из местных полунезависимых вождей при условии, что они будут подавлять пиратство и содействовать взаимной торговле.

Поскольку вторжения пиратов вновь приобрели значительные масштабы, в 1876 году была организована экспедиция во главе с вице-адмиралом Малкампо с целью принудительного подчинения султаната Сулу. Хотя экспедиция в Сулу не увенчалась успехом, испанские флаги были подняты в нескольких местах, включая Джоло, до конца испанского правления в 1898 году.

Непокорный остров Минданао

В целом, мусульмане южного острова Минданао пиратами себя не считали. Веками после прихода испанцев они жили на своей земле по старым обычаям и не видели ничего плохого в набегах на изнеженных северян. Формально Минданао находился под властью испанской колониальной администрации из Манилы, однако лишь в 1849 году колонизаторы основали город Давао, а в 1851 году заняли Поллок.

Современный вид на реку Минданао wikimedia.org

Современный вид на реку Минданао wikimedia.org

В 1861 году в дельте реки Пулангуи испанцы захватили укреплённый военный лагерь Батто, в северной части острова были установлены временные форты Либунган, а в южной части — Тавиран и Тамонтака. В 1872 году главным оплотом испанцев стал город Замбоанга. За пределами окрестностей этих колониальных форпостов сохранили свою власть небольшие местные султанаты Бакат, Кударанга, Бваян и Талаян.

Наиболее заметной фигурой сопротивления стал принц княжества Бваян по имени Утту или Утто. Ещё в 1864 году он разбил один из испанских отрядов, заманив его в засаду. В 1872 году умер султан Бваян — отец Утто, но трон занял его дядя. В 1874 году тогдашний губернатор Минданао полковник Каррага организовал поход на Утто. В итоге сам губернатор был тяжело ранен, а испанцы отступили.

В 1878 году единственными военными действиями Испании на юге архипелага была защита своих фортов. В свою очередь, воины Утто устраивали засады и набеги. К 1885 году флотилия воинственного принца насчитывала 80-100 больших лодок.

Подготовка к экспедиции

Затяжная партизанская война измотала испанцев, но по финансовым причинам только в 1887 году Манильская администрация при материальной поддержке католической церкви смогла запланировать сокрушающий удар по «маврам». Вскоре началась подготовка экспедиции на Минданао. Её инициатором стал генерал-капитан Филиппин генерал Эмилио Терреро и Перинат. Испанцы стремились ликвидировать укреплённое поселение Кабало, являвшееся центром пиратов речной области Рио-Гранде-де-Минданао.

 Генерал Эмилио Терреро и Перинат bibliotecavirtualmadrid.org

Генерал Эмилио Терреро и Перинат bibliotecavirtualmadrid.org

В первые дни января 1887 года началась погрузка войск и продовольствия для экспедиционных сил. В Замбоангу отправились армейские винтовые транспорты San Quintín (1300 т) и Manila (1057 т) с 1-м и 7-м туземными полками. Перестроенный из старой винтовой канонерки транспорт Cebú (704 т) вёз военные материалы и припасы, а транспорт Visayas использовался для доставки эскадрона кавалерии.

10 января на борту крейсера Aragon генерал-капитан и его войска прибыли из Замбоанги в окрестности испанского укреплённого военного лагеря Рейна-Регенте. Лагерь находился на берегу реки Минданао (в устье реки Бакат). В общей сложности экспедиционные силы состояли из трёх колониальных туземных пехотных полков, трёх европейских артиллерийских рот, 300 солдат дисциплинарного батальона, восьми полевых пушек и шести осадных гаубиц, а также некоторых частей национальной гвардии и двух кавалерийских эскадронов, которые находились на Филиппинах (всего 3400 человек).

Пристань испанского военного лагеря Рейна-Регенте. Фото 1887 года bibliotecavirtualmadrid.org

Пристань испанского военного лагеря Рейна-Регенте. Фото 1887 года bibliotecavirtualmadrid.org

Флот помогает армии

Кроме вооружённых транспортов испанской Армады, постоянный подвоз продовольствия и амуниции возлагался на зафрахтованные гражданские пароходы Seranfes, Bacolod и Ordóñez. Непосредственно для операции против пиратов планировалось задействовать целую флотилию из девяти винтовых канонерских лодок водоизмещением от 40 до 150 т (Sirena, Mariveles, Lezo, Pampanga, Mindoro, Arayat, Basco, Urdaneta, Gardoqui). Малая осадка позволяла этим корабликам действовать почти на всей огромной площади бассейна реки Минданао.

19 января генерал Терреро разделил свои силы на два отряда: один под непосредственным командованием бригадного генерала Серинья, другой — под командованием полковника Сан-Фелиу. Колониальные канонерские лодки Basco, Urdaneta, Gardoqui были поставлены на якорь в районе расквартирования.

Три канонерки типа Basco (Basco, Urdaneta, Gardoqui) были построены на филиппинском арсенале военно-морской базы Кавите и вступили в строй в 1883 году. Лодки были заложены в январе 1882 года, а уже в апреле 1883 года были спущены на воду — хорошие показатели для тогдашнего испанского долгостроя. Корпус лодок был склёпан из железа, водоизмещение составило 42 т, длина — 20,6 м, ширина — 3,61 м, осадка — 1,6 м. Изготовленная в британском Гонконге паровая машина двойного расширения выдавала мощность 44 л.с. (15 номинальных) и разгоняла пароходик до 9 узлов. Запас угля составлял 5 т. Вооружение состояло из 70-мм казнозарядной нарезной пушки системы Онторио 1883 года и 25-мм картечницы Норденфельта. Экипаж насчитывал 20 человек.

Канонерки Basco и Arayat на реке Минданао. Фото 1887 года bibliotecavirtualmadrid.org

Канонерки Basco и Arayat на реке Минданао. Фото 1887 года bibliotecavirtualmadrid.org

Осада Кабало

«Мавры» укрепили своё убежище достаточно сильно, чтобы испанцы не пытались захватить его сходу. Испанские канонерские лодки поочерёдно стерегли свой лагерь и блокировали пиратов с воды.

26 января генерал Терреро приказал прорубиться сквозь джунгли из Рейна-Регенте к вражеским «фортам» под названием Салининг и Кабало и установить там осадные орудия. В тот же день отряды Сериньи и Сан-Фелиу вышли из лагеря, чтобы расчистить для перемещения пушек близлежащие дороги. 27 и 28 января вооружённый картечницей паровой катер с крейсера Aragon сопроводил по реке до испанского лагеря два паровых баркаса с припасами.

29 января оба испанских отряда добрались до цели и начали осадные работы вокруг Кабало. 30 и 31 января четыре 140-мм пушек Уитворта и две 90-мм пушки Круппа открыли огонь по пристани и укреплениям «мавров». 2 февраля пушки Круппа уже крушили поселок Салининг. 9 и 13 февраля филиппинцы попытались разгромить патрульный отряд в джунглях — погибло 6 испанских солдат, а ещё 17 было ранено.

После шестидневной бомбардировки, 19 февраля защитники Кабало запросили условия сдачи. Пока шли переговоры, 22 и 23 февраля произошли вооружённые столкновения, в которых обе стороны понесли потери. Позже, утром 24 февраля, огнём испанских полевых орудий и канонерских лодок был сожжён находившийся невдалеке посёлок Тинункупа.

Туземные солдаты испанской колониальной армии. Фото 1887 года bibliotecavirtualmadrid.org

Туземные солдаты испанской колониальной армии. Фото 1887 года bibliotecavirtualmadrid.org

Завершение операции

27 февраля послы султана встретились с генералом Терреро и сообщили, что султан Кударанга желает мира и приложит все усилия, чтобы принц Утто и его люди поскорее сдали Кабало. Генерал предоставил им пятидневный срок. 7 марта в испанский штаб прибыл старший сын султана Кударанги по имени Тамбилахуанг. Он подтвердил, что его отец начал снос всех укреплённых посёлков на своей земле, чтобы достичь мира. 10 марта испанцы получили подписанные и заверенные именными печатями документы о капитуляции Кабало и прекращении принцем Утту и его союзниками борьбы против испанской короны.

 Парламентарии султана Кударанги прибывают на переговоры. Фото 1887 года bibliotecavirtualmadrid.org

Парламентарии султана Кударанги прибывают на переговоры. Фото 1887 года bibliotecavirtualmadrid.org

21 марта генерал Терреро вернулся в Манилу на борту крейсера Aragon. Совместная акция испанских армии и флота на юге Филиппинского архипелага завершилась успешно. Впрочем, на этом антипиратская операция не закончилась.

В апреле 1887 года испанский губернатор Сулу полковник Хуан Ариола, действуя под свою ответственность, запросил у флота паровые канонерские лодки из главной морской базы в Кавите. 14 апреля канонерки Basco, Urdaneta и Gardoqui прибыли в подконтрольный колонизаторам город Джоло, где получили приказ 15 апреля быть на рейде столицы султаната Сулу города Майбун. Испанские капитаны получили приказ на рассвете внезапно открыть огонь по городу.

В ту же ночь Ариола вместе со своими войсками скрытно совершил марш к Майбуну. На следующее утро, когда батареи «мавров» и канонерские лодки вели перестрелку, Ариола атаковал со стороны суши. Воины султана отчаянно сражались, но потерпели сокрушительное поражение. Политический центр султаната был полностью стёрт с лица земли огнём 70-мм корабельных пушек. Всего по берегу с трёх кораблей было выпущено 217 снарядов. Султанат Сулу потерпел самое сокрушительное поражение в своей истории.

На протяжении всей экспедиции корабли Армады перевозили солдат, провизию и боеприпасы, тем самым обеспечивая логистический мост между Манилой и местом боевых действий против мусульманских султанатов острова Минданао. Говоря современным языком, в 1887-1888 годах испанцы провели образцовую антитеррористическую и антипиратскую операцию.

К 1890 году новый вид военно-морской мощи из 18 активных паровых канонерских лодок положил конец морскому превосходству пиратов. Таким образом, благодаря морскому превосходству колониального правительства, быстрые лодки пиратов, ранее доминировавшие в морях архипелага, были легко захвачены. Кроме того, пиратские крепости и деревни стали уязвимыми для морских бомбардировок и десантов. Именно технологическое превосходство европейских колонизаторов, наглядно выраженное в виде небольших, но весьма эффективных стальных паровых канонерских лодок, позволило испанцам переломить ход векового противостояния между мусульманскими владыками юга и подвластными Маниле христианскими и мусульманскими общинами земледельцев.

Источники и литература

  1. Juan Escrigas Rodríguez: Las operaciones conjuntas en Mindanao en 1887
  2. Montero y Vidal, José: Historia de la piratería malayo-mahometana en Mindanao, Joló y Borneo. Dos tomos. Madrid, Imprenta y fundición de Manuel Trillo, 1888
  3. Bordejé y Morencos, Fernando de.: Crónica de la Marina española en el siglo XIX, 1868-1898. Tomo II. Ministerio de Defensa. Madrid, 1995
  4. José María Gutiérrez de la Cámara Señán: Marina española contra la piratería, NAVANTIA, S.A., 2005
  5. Manuel Ramírez Gabarrús: Construcción Naval Militar Española 1730-1980, Empresa Nacional Bazán de Construcciones Navales Militares, S. A., 1980
    todoavante.es
  6. revistanaval.com
  7. vidamaritima.com

источник: https://warspot.ru/16880-sovsem-ne-te-mavry-i-posledniy-krestovyy-pohod

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account