Советские военно-воздушные силы в 1981 году. Взгляд из ФРГ

0

Данный винтажный материал был переведен уважаемым коллегой NF. Перевод был выполнен в июне 2015 года. Комментарии к подписям фотографий не были сделаны сознательно.

Во времена «конфронтации» и «совместного сосуществования» для Запада было жизненно важно иметь полную информацию о Советском Союзе – противоположной стороне этого противостояния – и правильно оценивать его военные, экономические и политико-идеологические цели. Появившаяся недавно книга «Россия/Советский Союз» предлагает читателям анализ, в котором основное внимание уделяется военной политике и военно-политической стратегии СССР и включает прогнозы на будущее. Таким образом, народам Запада даются ответы на жизненно важные для них вопросы, касающиеся СССР. В данной статье мы приведем отрывок из этой книги [1].

Советские военно-воздушные силы (ВВС) состоят из фронтовой авиации, дальней авиации, военно-транспортной авиации, авиации противовоздушной обороны, армейской авиации и морской авиации.

Командование советской военной авиации имеет заметную децентрализиацию.

В Министерстве Обороны имеется несколько независимых друг от друга руководящих структур, управляющих военно-воздушными силами СССР.

Высшее командование ВВС СССР вообще не занимается непосредственным оперативным управлением соединениями ВВС. В его обязанности входят исключительно вопросы, касающиеся обучения, материально-технического обеспечения, логистики и управления.

Непосредственно высшему командованию в Министерстве обороны подчинялась Дальняя авиация (ДА) и Военно-транспортная авиация (ВТА). Соединения фронтовой авиации подчиняются командованию военных округов или групп войск, Морская авиация подчиняется ВМФ, силы Противовоздушной обороны (ПВО) СССР, руководство которой также входит в руководящих органов Министерства обороны СССР, также подчинялись командованию военных округов, на территории которых эти силы располагаются.

Советские военно-воздушные силы в 1981 году. Взгляд из ФРГ


палубный истребитель с вертикальными/укороченными взлётом и посадкой Як-36 (Yakovlev Yak-36 Forger). Базируется на тяжелых авианесущих крейсерах («Киев»/«Минск» и прочие). Заметно сходство с итальяно-немецкой СВВП/СКВП VAK-191B, работы по которому были прекращены. В 1967 прототип Як-34 (Yak-34 (?) Freehand) был впервые представлен публике в аэропорту Домодедово, Москва. В 1976 году эти самолеты впервые несли боевое дежурство на находившемся в Средиземном море тяжелом авианесущем крейсере «Киев». 
Летно-технические характеристики: размах крыла 7,65 м; длина 16,9/18,6 м (двухместный учебно-тренировочный вариант Forger-B); взлётный вес: СВВП – около 11000 кг, СКВП – около 13000 кг; силовая установка: два подъёмных двигателя Колесов-27 (Kolesov-27) с тягой по 3600 кгс, один маршевый двигатель Люлька АИ-21Ф (Lyulka AI-21F) c тягой 8000 кгс; вес боевой нагрузки около 2500 кг, дальность полёта около1100 км, максимальная скорость M = 1,05 

Данные по количеству личного состава и боевой техники:

По состоянию на 1981 год

Личный состав, чел.

Самолеты, шт

Фронтовая авиация

200000

около 5000

Военно-транспортная авиация

125000

1600

Дальняя авиация

50000

900

Материально-техническое обеспечение

100000

Фронтовая авиация

Основной задачей фронтовой авиации является тесное взаимодействие с сухопутными войсками. Это включает в себя завоевание господства в воздухе и поддержку сухопутных войск в тактических рамках, что в свою очередь заключается в нанесении ударов по командным пунктам противника, аэродромам, средствам ПВО, ведении воздушной разведки, защите с воздуха собственной территории совместно со средствами ПВО сухопутных войск и оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам. Фронтовая авиация представлена авиационными армиями с соединениями, состоящими из истребителей, истребителей-бомбардировщиков, разведывательных самолётов, бомбардировщиков, транспортных самолётов и самолётов связи. В целях оптимального взаимодействия между родами войск оперативные соединения фронтовой авиации напрямую подчиняются командованию сухопутных войск соответствующих военных округов.

Советские военно-воздушные силы в 1981 году. Взгляд из ФРГ

современный многоцелевой истребитель-бамбардировщик третьго поколения с крылом изменяемой стреловидности Су-24 (Sukhoy Su-24 Fencer). Сравним с американским F-111/Tornado. Опытный образец получил обозначение Су-19 (Sukhoy Su-19) известен с 1969/1970-х годов, в НАТО известно о серийном производстве Су-24 с 1974 года. В строю находятся примерно 450 самолётов данного типа
Летно-технические характеристики: размах крыла 17,15/9,53 м (стреловидность 16/45/70°), длина 21,29 м, взлётный вес 41500 кг; силовая установка: два двигателя Туманский Р-29В (Tumansky R-29B) с суммарной тягой 25350 кг, боевая нагрузка до 8000 кг, дальность полёта до 4000 км; максимальная скорость M = 2.25. маха; стрелковое вооружение: две 30-мм автоматические пушки НК-30 (Nudelmann Nk-30; схожа с 30-мм Gatling-Gun); радиолокационное оборудование: РЛС для обнаружения наземный целей, самая современная авионика


Советские военно-воздушные силы в 1981 году. Взгляд из ФРГ

многоцелевой самолёт третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности МиГ-23/27 (Mikoyan MiG-23/27Flogger), По своим характеристикам сравним с Mirage F.1. Производится и экспортируется в больших количествах. Прототип впервые показан в Домодедово/Москва в 1967 году. В боевые подразделения ВВС СССР поставлялся с 1971 года. С 1973 поставлялся в Группу советских войск в Германии (ГСВГ)
Летно-технические характеристики: размах крыла 14,0/8,05 м (стреловидность крыла изменяется в пределах 16-72°); длина 17,05 м; взлётный вес 20400 кг; силовая установка: один двигатель Туманский Р-29Б (Tumansky R-29B) с тягой 12000 кг., вес боевой нагрузки 4000 кг; дальность полёта: 2600 км; максимальная скорость М = 2,3; стрелковое вооружение: одна 30-мм автоматическая пушка с вращающимся блоком стволов

В 1973 году после длительного периода пренебрежения со стороны руководящих органов основной упор авиационной промышленности СССР был отдан усилению фронтовой авиации. С 1974 года в состав ВВС СССР стали поступать самолёты так называемого третьего поколения, являющиеся более совершенными и обладающие значительно более высокими летно-техническими характеристиками. По сравнению с их предшественниками дальность полёта новых самолётов возросла примерно на 100 %, а универсальность применения – примерно на 70 %. Помимо боевых самолётов третьего поколения фронтовая авиация получила большее число боевых и транспортно-боевых вертолётов (около 400) и ожидается дальнейшее увеличение численности вертолётного парка.

С середины 1970-х годов за счет улучшения поддержки сухопутных сил со стороны фронтовой авиации мощь сухопутных войск значительно возросла.

Военно-транспортная авиация

Военно-транспортная авиация СССР имеет старую большую историю. Из-за слабо развитой в стране транспортной сети роль военно-транспортной авиации традиционно была очень высокой. Ранние усилия по развитию гражданской авиации в стране во многом способствовали и развитию военно-транспортной авиации.

Военно-транспортная авиация организационно состоит из дивизий и полков и непосредственно подчинена командованию министерства обороны СССР.

Советская военно-транспортная авиация имеет возможность быстро перебросить на большое расстояние до одной-двух воздушно-десантных дивизий. В необходимых случаях военно-транспортную авиацию можно было быстро значительно усилить за счет привлечения большого количества транспортных самолётов аналогичного типа, входивших в состав гражданского авиаперевозчика «Аэрофлот».

Советские военно-воздушные силы в 1981 году. Взгляд из ФРГ
самый тяжелый вертолёт мира Ми-26 (Mil Mi-26 Halo-A). Впервые представлен публике на авиасалоне в Париже. Экипаж: 5 человек. По размерам примерно равен транспортному самолёту С-130. Воздушный винт с 8-ю лопастями диаметром 32 м. Разработка данного вертолёта велась с 1970/1971 годов. Первый полёт состоялся в 1971 году. Взлётный вес: 56 000 кг; силовая установка: два двигателя Лотарёв Д-136 С (Lotarev D-136C) с суммарной мощностью 22600 л.с.; масса полезной нагрузки 20000 кг (35 % взлётного веса); дальность полёта 800 км; максимальная скорость 295 км/ч

Военно-транспортная авиация СССР поддерживает тесные связи с пассажирской авиакомпанией «Аэрофлот» и в ряде случаев действует совместно. Это заключается в систематически проводящейся отработке планов взаимодействия и ежегодной смене военнообязанных в группах войск, дислоцирующихся в ГДР и прочих странах Варшавского договора.

Военно-транспортная авиация СССР принимает активное участие в ежегодно проводящихся больших учениях. В 1968 году во время ввода советских войск в Чехословакию советская военно-транспортная авиация при тесном взаимодействии с Аэрофлотом быстро и внезапно перебросила воздушно-десантные дивизии и силы специального назначения на многочисленные ключевые пункты ЧССР. Во время войн на Ближнем Востоке военно-транспортная авиация и «Аэрофлот» вплоть до 1973 года систематически осуществляли перевозку большого количества оборудования, вооружения, различных материалов и личного состава. В 1976 году «Аэрофлот» под руководством и при помощи военно-транспортной авиации СССР в короткие сроки осуществил переброску в Анголу от 12000 до 18000 кубинских военнослужащих.

В 1979-1981 годах военно-транспортная авиация очень активно осуществляла поддержку операций вошедших на территорию Афганистана советских войск.

Советская военно-транспортная авиация считается средством 

«военно-стратегического руководства страны».

Возможности военно-транспортной авиации, конечно, пропорциональны удаленности театров, на которых её используют. В случае начала войны боеспособность военно-транспортной авиации будет сильно зависеть от мер противодействия, предпринимаемых вооруженными силами противостоящей стороны. Таким образом, военно-транспортная авиация может широко использоваться только в мирное время, период предвоенной напряженности, а также в локальных войнах и конфликтах.

Дальняя авиация

Дальняя авиация непосредственно подчинена командованию министерства обороны СССР и является важным элементом межконтинентальных (стратегических) сил. Дальняя авиация была представлена тремя воздушными армиями, две из которых расположены в европейской части страны и одна в азиатской (на Дальнем Востоке). В задачи дальней авиации входят тесное взаимодействие с ракетными войсками стратегического назначения, носителями баллистических ракет (атомными подводными лодками) и морской авиацией.

Советские военно-воздушные силы в 1981 году. Взгляд из ФРГ
многоцелевой бомбардировщик среднего радиуса действия Ту-22 (Tupolev Tu-22 Blinder), способный нести обычные авиабомбы и ядерные бомбы. Ту-22 пришел на смену Ту-16 (Tupolev Tu-16 Badger). Первый полёт выполнен в 1959 году. Впервые представлен общественности в Тушино, Москва. В боевые подразделения самолёт данного типа поступал с 1965 года.
Летно-технические характеристики: размах крыла 27,75 м; длина 40,53 м; взлётный вес 83000 кг; силовая установка: два двигателя Соловьев Д-15Ф (Soloviev D-15F) с общей тягой 26800 кг; вес боевой нагрузки до 10000 кг (в состав боевой нагрузки входят крылатые ракеты Х-22 [AS-4] с дальностью полёта до 250 км); дальность полёта 2500 км (очень мала для самолётов такого класса); максимальная скорость М = 1,5; стрелковое вооружение: одна 23-мм автоматическая пушка НК-23 (Nudelmann Nk-23). Всего построено примерно 250 единиц

Целями дальней авиации являлось ведение разведки на большом удалении от мест базирования (в том числе и на других континентах) и нанесение ударов по наземным и морским целям. Тяжелые самолёты дальней авиации предназначены для использования на других континентах и против морских целей; средние самолёты – для использования в Европе и в Азии и в прилегающих к территории Советского Союза морях. Эти самолёты могут нести как ядерное, так и обычное оружие. После долгой стагнации в развитии новых самолётов наметился заметный шаг в развитии или в доработке ранее производившихся машин (например, Tu 26 B [Ту-26Б] Backfire [советское обозначение Ту-22М – NF, byakin]). Эти самолёты имеют значительно большую дальность полёта, доходящую до 7000 км, и несут современное вооружение, включавшее в свой состав и крылатые ракеты.

Советские военно-воздушные силы в 1981 году. Взгляд из ФРГ
сверхзвуковой средний стратегический бомбардировщик третьего поколения Ту-22М (Tupolev Tu-26 Backfire). Конструкция в чем то аналогична американскому стратегическому бомбардировщику В-1 с крылом изменяемой стреловидности. О существовании Ту-22М в НАТО стало известно только осенью 1969 года. Испытания Ту-22М проводились в Казани с 1970 года. Впервые в 1978 году самолёт этого типа с бортовым номером «78» был сфотографирован шведским самолётом-разведчиком. Испытания велись до 1973/1974 годов. Серийно выпускается примерно по 36 единиц в год. В данный момент на вооружении находится примерно 400 самолётов этого типа.
Летно-технические характеристики: размах крыла 34,45/27,5 м; стреловидность 20-55°; длина 42,5 м; силовая установка – два турбовентиляторных двигателя Кузнецов НК-144 (Kuznetsov Nk-144) с тягой 41000 кг; взлётный вес до 135000 кг; боевая нагрузка до 10000 кг (включала в себя обычные авиабомбы и крылатые ракеты Х-22/КСР-5 [AS-4 Kitchen/AS-6 Kingfisher] с дальностью полёта до 250-750 км, имеется возможность нести ядерное оружие); дальность полёта без дозаправки в воздухе 8000 км; максимальная скорость М = 2,0; стрелковое вооружение: две 23-мм автоматические пушки НК-23 (Nudelmann Nk-23) в кормовой оборонительной точке.
Ту-22М является преемником бомбардировщика среднего радиуса действия последовал более совершенный вариант Ту-22 (Tupolev Tu-22 Blinder), у которого для выполнения стратегических задач у данных самолётов была недостаточная дальность полёта

Противовоздушная оборона

После сухопутных войск ПВО СССР имеет в своём составе больше личного состава, чем другие рода войск.

ПВО состоит из соединений истребителей-перехватчиков – дивизий и полков, частей наземных сил ПВО, на вооружении которых находятся ракеты класса «земля-воздух» и средств раннего предупреждения и обнаружения. ПВО СССР отвечает за защиту территории страны и оказывает поддержку при защите территорий стран Варшавского договора. 

Противовоздушная оборона СССР разделена на 10 зон. В каждой из зон ПВО располагаются свои соединения, отвечающие за защиту данной территории. В последние 20 лет в системе противовоздушной обороны СССР произошли многочисленные изменения.

Советские военно-воздушные силы в 1981 году. Взгляд из ФРГ
самолет ДРЛО Ту-126 (24) (Tupolev Tu-126 [24] Moss). Начало испытаний аналогично американскому E-3A Sentry – 1969 года. Первый полёт выполнен в 1962 году. Представлял собой дальнейшее развитие тяжелого стратегического бомбардировщика Ту-95 (Tupolev Tu-95 Bear) и созданного на его базе пассажирского самолёта Ту-114 Москва (Tupolev Tu-114 Moskwa). Известен с 1968 года. Первое применение вне СССР: в 1971 году во время индо-пакистанской войны
Летно-технические характеристики: размах крыла 51,2 м, длина 57,2 м, взлётный вес 170000 кг, силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя Кузнецов НК-12 МФ (Kusnetsov Nk-12Mv) мощностью по 14795 л.с., дальность полёта 12500 км (примерно 9 часов без дозаправки, 21 час с дозаправкой в воздухе); экипаж 12 человек

Количество самолётов снизилось примерно на половину, в то время как количество пусковых установок класса «земля-воздух» наоборот значительно увеличилось. Качественные изменения сил и средств ПВО так же претерпели значительные изменения.

Поводом для изменений в структуре противовоздушной обороны мог быть отказ США от дальнейшего развития флота стратегических бомбардировщиков и в связи с ростом возможностей самих ракет класса «земля-воздух».

Количество пусковых установок увеличилось до 10000 на 1000 позициях, 2600 истребителей-перехватчиков в основном принадлежавших к третьему поколению, 7000 радиолокационных станций и прочих систем раннего предупреждения. Наиболее защищенными наземными системами ПВО являются территории вокруг Москвы, Ленинграда, Минска и Баку.

Советские военно-воздушные силы в 1981 году. Взгляд из ФРГ

многоцелевой боевой самолет второго поколения семейства Як-25/Як-27/Як-28 (Yakovlev Yak-25 Flashlight/Yak-27 Mandrake Yak-28 Brewer/Firebare). Например, Як-27 являлся аналогом американского U-2. Разработка Як-27 была начата в 1951 году. В 1955 году этот самолёт впервые был показан в аэропорту Тушино, Москва
Летно-технические характеристики: размах крыла 12,4 м, длина 17,2 м (учебно-тренировочный вариант Як-28У [Maestro Yak-28U]); взлётный вес 22600 кг; силовая установка: два двигателя Туманский Р-11 (Tumansky R-11) с суммарной тягой примерно 9000 кг; вес боевой нагрузки 4000-5000 кг; дальность полёта 2400 км, максимальная скорость 1210 км/ч (М = 1,1); стрелковое вооружение: 37 мм автоматические пушки НК-37 (Nudelmann Nk-37) в подвесном контейнере

Так же наиболее защищенными истребителями-перехватчиками регионами являются регионы. расположенные западнее Москвы.

В противовоздушной обороне СССР применяются объектовая и территориальные системы защиты.

Наибольшее внимание в части защиты уделяется важнейшим городам и индустриальным районам. Территориальная ПВО западной части страны проходит примерно по линии «Астрахань-Минск-Архангельск». Договора по ограничению вооружений между США и СССР привели к тому, что дальнейшее развитие ПВО ограничивается указанными выше регионами. Еще одной причиной данных ограничений является высокая стоимость и ограниченная эффективность систем ПВО. Опасность со стороны крылатых ракет во второй половине 1980-х годов может послужить причиной дальнейшего качественного усиления средств и сил ПВО Советского Союза.

Качество средств воздушного нападения и защиты от ударов с воздуха в СССР только с 1975 года стали сокращать разрыв с западными странами и в 1980-е годы по эффективности приблизились к западным. Предположительно количество самолётов в ПВО продолжит снижаться и далее, но эти самолёты будут в основном новейших типов.

В период с 1970 года до 1980 года количество выпущенных тактических боевых самолётов было не менее 5000 единиц! В эксплуатацию были введены машины множества новейших типов, таких как тактические самолеты Су-15, Су-19, МиГ-23 и средние стратегические бомбардировщики Ту-26Б.

Советские военно-воздушные силы в 1981 году. Взгляд из ФРГ
многоцелевой истребитель Су-15 (Sukhoy Su-15 Flagon). Самолет был впервые представлен публике в 1967 году в Домодедово, Москва. В боевые подразделения поступает с 1973 года. Построено примерно 600 единиц
Летно-технические характеристики: размах крыла 9,15 м; длина: 20,5 м; взлётный вес: 19500 кг; силовая установка: два двигателя Туманский Р-13 Ф (Tumansky R-13F) с суммарной тягой 14400 кг, дальность полёта 1500 км; максимальная скорость М = 2,65; стрелковое вооружение: одна 23-мм автоматическая пушка ГШ-23 (GSch-23)

Новые советские боевые самолёты поступают на вооружение и в 1980-е годы.

Пробелы в системе Противовоздушной обороны СССР тяжело установить как из-за скрытности и прочих мер предосторожности, так и из-за дальнейшего развития техники.

Фотографии и текст: Альфред В. Крюгер (Alfred W. Krüger)


  1. автор: генерал-майор (в отставке) Ганс-Христиан Пилстер (Generalmajor a. D. Hans Christian Pilster) был руководителем аналитического информационного отдела федеральной службы разведки и контрразведки (Bundesnachrichtendienst): его книга «Россия/СССР» (»Rußland/Sowjetunion«) отпечатана в издательстве Verlag E. S. Mittler & Sohn, 4900 Herford и стоит DM 54.

Источник: Hans Christian Pilster «Die sowjetischen Fliegerkräfte» Luftfahrt international 03/82

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account