Советская и Российская бронетехника которую приняли на вооружение но так и не стали выпускать серийно
Ситуация прямо скажем не типичная. Обычно, какие-то образцы бронетехники показывали себя на испытаниях, но по каким-то причинам, главным образом из-за подковёрной борьбы, не принимались на вооружение. Однако с введением в нашей стране капитализма появились примеры, вынесенные в заголовок, хотя были такие примеры и в СССР по крайней мере в позднем. И некоторые из них будут рассмотрены ниже.
Содержание:
БМД-3
В середине 2010-х годов в Воздушно-десантные войска России начали поступать десантные боевые машины нового поколения — БМД-4М. Они приходят на замену БМД-2, которые, хоть и были разработаны в первой половине 1980-х годов, в основном представляли собой модернизированные БМД-1 с улучшенным вооружением.
На фоне этих моделей напрашивается машина с номером 3 в названии. Такая машина действительно существовала, хотя ей и не удалось стать массовой.
Разработка БМД-3 началась в КБ Волгоградского тракторного завода в 1983 году, параллельно с работой над БМД-2, которая пошла в серийное производство в 1985 году.
В отличие от «двойки», «тройка» получила большую длину и ширину (до 600 с 584 мм, соответственно), а количество членов экипажа увеличилось до трех благодаря двухместной башне от БМП-2. Увеличение длины позволило уменьшить раскачивание при движении. Помимо этого, новая модель повысила уровень защиты: теперь лобовая броня могла выдержать не только пули винтовочного калибра, но и выстрелы из крупнокалиберного пулемета.
БМД-3 оказалась в полтора раза тяжелее своей предшественницы (13,2 тонны против 8,3 тонн), однако благодаря более мощному мотору (450 л.с вместо 240 л.с.) динамические характеристики не ухудшились: максимальная скорость достигла 70 км/ч на шоссе.
Первые опытные модели были изготовлены в 1985 году, а к 1990 году машина успешно прошла государственные испытания и была принята на вооружение. Несмотря на распад Советского Союза и последовавшие экономические трудности, в Волгограде смогли наладить серийное производство, а заказчик нашел финансы для закупки.
В период с 1990 по 1997 год было произведено 137 машин. Максимального уровня производство достигло в 1994 году, когда было выпущено 35 единиц. Однако из-за финансовых трудностей производство прекратилось. Точное количество БМД-3, оставшихся в строю к 2024 году, неизвестно. Скорее всего, остались лишь единицы, что связано с низкой степенью унификации с другой боевой техникой ВДВ. Также при изучении материалов упоминается низкая надежность этой машины. Если у вас был личный опыт использования данного оборудования в период службы, буду признателен, если поделитесь своими впечатлениями в комментариях.
Изначально планировалось, что БМД-3 будет создана в унификации с БМП-3, но из-за разногласий волгоградского и курганского заводов получились совершенно разные модели. В настоящее время военное производство ВгТРЗ принадлежит КМЗ, а поступающие в вооруженные силы БМД-4М унифицированы с БМП-3 на 60%.
2Б16 «Нона-К» и 2С23 Нона-СВК
Буксируемая версия артиллерийского орудия от самоходной установки 2С9 «Нона-С» объединяет в себе функции классической пушки, гаубицы и миномета. Создана для оснащения воздушно-десантных штурмовых сил.
В сравнении с первоначальной версией для самоходной установки, орудие было оснащено многокамерным дульным тормозом, уменьшающим отдачу на треть, а также рядом новых компонентов. Для «Нона-К» специально создали новый легкий лафет на колёсах.
Боеприпасы для 2Б16 полностью совместимы с 2Б9 (артиллерийская система из «Нона-С») и допускают использование различных 120-мм снарядов, включая корректируемые, а также всех видов 120-мм мин.
Орудие было принято на вооружение в 1986 году, с этого момента начался и его серийный выпуск. Точное количество произведённых до 1991 года неизвестно, но оно не превысило 200 единиц.
«Нона-К» во время учений:
За последнее десятилетие «Нона-К» применялась в боевых условиях, хоть и в небольшом количестве.
Теперь немного о САУ 2С23 «Нона-СВК». Эта установка была создана в конце 1980-х годов путем установки модифицированной башни вооружения от 2С9 «Нона» на шасси БТР-80. Она предназначалась для сухопутных войск с целью заменить буксируемые 120-мм минометы для батальонов. Производство началось в 1990 году, ещё до официального принятия на вооружение. Точное количество выпущенных 2С23 неизвестно, но, скорее всего, их было не более 30–40 экземпляров. Из них 18 были проданы в Венесуэлу.
В последнее время машина активно задействована в военных операциях. Согласно отзывам, она демонстрирует довольно хорошие результаты.
БПМ-97 «Выстрел» (КамАЗ-43269)
Автомобиль с непростой судьбой и не самой ясной историей. С виду «Выстрел» сильно напоминает БТР-40, что объясняется единой концепцией создания массовых бронированных транспортных средств на основе шасси распространенных полноприводных грузовиков. Такие машины менее затратны и легче как в производстве, так и в эксплуатации по сравнению с полноценными бронетранспортерами, такими как БТР-80, но в ряде случаев способны их успешно заменить.
БПМ-97 «Выстрел» разработали в 1990-х годах в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» при МГТУ имени Баумана в сотрудничестве с КамАЗом. Изначально бронеавтомобиль предлагался всем силовым структурам, но наибольший интерес проявили пограничники. Это объясняет необычную аббревиатуру БПМ: Бронированная Пограничная Машина.
Интересно, что первыми покупателями новинки стали не государственные учреждения, а частные компании. Например, в Якутии на «Выстрелах» перевозили алмазы. Впоследствии появились и зарубежные заказчики: в 2005 году несколько машин для тестирования заказал Азербайджан, а в 2007-м Казахстан приобрел 18 единиц для своих разведывательных подразделений. Однако из-за постоянных поломок Казахстан отказался от закупки следующей партии.
У нас же в нулевые погранслужба и Министерство обороны провели испытания, собрали все нужные комиссии и рекомендовали «Выстрелы» к принятию на снабжение в своих ведомствах.
Еще одним эксплуатантом стала ФСИН: для спецназа службы исполнения наказания брони и огневой мощи (им в том числе поступала версия с 12,7-мм пулеметом) оказалось вполне достаточно, зато выезжать в город проще, а стоимость эксплуатации заметно ниже, чем у бронетранспортеров.
В Вооруженных силах «Выстрелы» отправились преимущественно в РВСН (для сопровождения колонн). Кроме того, базы Южной Осетии и Абхазии получили разведывательно-патрульные машины «Дозор» на базе БПМ-97.
Сколько именно на данный момент выпущено «Выстрелов», неизвестно. В самом подробном материале об этой бронемашине говорилось о примерно 150 выпущенных единицах для разных заказчиков. Но это данные на 2015 год, поэтому что-то могло и поменяться.
Отмечу, что в 2023 году на параде в Нижнем Новгороде впервые показали модернизированный «Выстрел» с боевым модулем «Спица» с 30-мм пушкой. Так что возможно, что автомобиль все еще производится мелкими сериями.
2C34 «Хоста»
Тот случай, когда пытались сделать «дешево и сердито», но что-то пошло не так. В нулевые годы КБ Мотовилихинского завода в Перми предложило интересный вариант модернизации имевшихся в огромном количестве в частях и на хранении 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика».
Вместо гаубицы 2А31 (модификация Д-30, адаптированная для САУ) на бывшую «Гвоздику» устанавливалось универсальное 120-мм нарезное орудие 2А80-1 — вариант орудия от САУ 2С31 «Вена» с добавлением дульного тормоза. Как и более известное орудие «Ноны», 2А80 может стрелять как 120-мм снарядами с готовыми нарезами, так и любыми 120-мм минами, в том числе иностранными. Кроме того, САУ оснащались более современной системой управления огнем.
«Хоста» могла применять все те же снаряды, что «Вена» за исключением кумулятивного выстрела 3ВБК14. Максимальная дальность стрельбы обычными снарядами составляла до 13 км, минами — примерно до 7 км.
Таким образом планировалось по сравнительно небольшой цене получить универсальные САУ для поддержки мотострелковых подразделений.
Разработка завершилась в 2008 году, после чего начались испытания. В ходе них выяснилось, что база от «Гвоздики» не подходит для ведения огня из нового орудия при больших углах возвышения. В основном, это касалось стрельбы минами.
Вид сзади. Орудие, скорее всего, поднято на максимальный угол возвышения (80 градусов). Источник фото: https://war-book.ru/samohodnaya-artillerijskaya-ustanovka-2s34-hosta/
Машину сильно раскачивало, что усложняло наведение и заряжание. В результате реальная скорострельность падала где-то до четырех выстрелов в минуту, что никуда не годилось.
В итоге в 2012 году «Хосту» убрали из гособоронзаказа и больше не закупали. При этом производство было запущено еще до конца испытаний, что вылилось примерно в 50 выпущенных САУ, которые распределили по двум мотострелковым бригадам.
Некоторое число из тех пяти десятков машин служит до сих пор.
При этом от идеи оснастить сухопутные войска САУ с универсальным 120-мм орудием, совмещающим функции гаубицы и миномета, не отказались. В 2023 году промышленность передала армии первую партию САУ 2С40 «Флокс» на колесном шасси.
УАЗ «Гусар»
Не могу найти внятного объяснения закупки этого чуда техники под официальным названием «Транспортное средство «Гусар» 3132». Тем не менее, где-то во второй половине нулевых для спецподразделений ВС РФ приобрели некоторое число таких автомобилей.
Снаружи может показаться, что это просто удлиненный УАЗ с цельнометаллической крышей, приспособленный под установку пулеметов или АГС, но нет.
По крайней мере часть автомобилей получила тойотовский двигатель 5VZ-FE объемом 3,4 литра и мощностью в 190 л.с. Этот же мотор ставился на Land Cruiser Prado 90 и 120, 4Runner, Tundra, ряд других внедорожников и, внезапно, на очень редкую «Волгу» ГАЗ-3111.
Также в разных источниках утверждается, что помимо японского двигателя, «Гусар» получил еще и коробку от Land Rover. Этому таких железобетонных доказательств нет, но все возможно.
Понятно, что мощный мотор серьезно улучшил динамические характеристики «УАЗика», вот только остальные узлы и агрегаты трансмиссии и подвески остались стандартными. В 2010 году журнал о спецназе «Братишка» писал, что машины не выдерживали нагрузок и уже после 10-12 тысяч км пробега рассыпались. Поэтому к моменту написания заметки «Гусар» фактически сняли с вооружения спецподразделений. При этом как минимум еще несколько лет их можно было увидеть на различных парадах.
Ах, да, чуть не забыл. У этих прокачанных «УАЗиков» не было брони. Только локальное бронирование двигателя.
В общем, если какое-то число «Гусар» еще где-то сохранилось, то наверняка лишь для парадов и смотров. Произвели их не так много и общее число выпущенных экземпляров доподлинно неизвестно.