Советская бронетанковая эпопея. Часть 1. Первый блин не совсем комом

13

Другие части цикла

Данный цикл статей я разобью на несколько частей, чтобы подробно рассказать о каждой машине. Многие элементы я взял от своих старых проектов, так что прошу не судить строго.

Сразу хочу заметить, что данный АИ мир избежал настолько масштабной Гражданской войны в России, что позволило начать индустриализацию на 2-3 года раньше. Это позволило гармонично развивать большее число отраслей, таких, как радиосвязь и оптика, не сбавляя темпов развития тяжёлой промышленности по отношению к реальной истории.

Советская бронетанковая эпопея. Часть 1. Первый блин не совсем комом

Содержание:

История создания

Итак, СССР на 1930 год имел вполне неплохой, но стремительно устаревающий лёгкий танк Т-18, или МС-1. Параллельно создавался средний Т-24. Однако, он не был способен в полной мере заменить дешёвую «единичку».

Важно понимать, что танк создавался ещё в условиях полуаграрной экономики со слабо развитой тяжёлой промышленностью, но и это не было главной проблемой. Хуже дело обстояло с кадрами, и, как следствие, с культурой конструирования.

Отчасти положение спасло привлечение ряда иностранных инженеров, в том числе, Уолтера Кристи. Именно его «свечная» подвеска и применялась на танке, но об этом позже.

Новая машина должна была стать неким «промежуточным вариантом» между Т-18, Т-24 и танком Кристи.

Советская бронетанковая эпопея. Часть 1. Первый блин не совсем комом

С сентября 1931 года по декабрь 1932 года шла разработка, ещё 3 месяца — испытания и устранение неполадок. Так, к маю 1933 года машина была запущена в производство.

Однако же, сразу выяснилась её слабая приспособленность к ведению боя. Новый 4-цилиндровый форсированный двигатель ГАЗ показал не самую высокую надёжность, а плохой обзор и тесная башня сковывали действия и без того не самой подвижной машины.

Характеристики

Масса машины составила 11 тонн. При 85 — сильном моторе подвижность была признана недостаточной. Запас хода составил 240 км. Максимальная скорость — 28 км/ч по шоссе и 19 — по пересечённой местности.

Экипаж состоял из 4 человек, что, несомненно, стало прогрессивным решением для малого танка.     В башне располагаются командир — наводчик и заряжающий, в корпуса — стрелок-радист и мехвод.

37-мм пушка 5-К обеспечивала поражение большинства танков противника и имела неплохой осколочный снаряд, однако, теснота боевого отделения и малое количество приборов наблюдения не позволяли поражать цели с заявленной скорострельностью и точностью.

Кроме орудия танк оснащается 2 пулемётами ДТ-29.

Ещё одним недостатком стало отсутствие вентилятора и неудобная амбразура для стрелка — радиста.

Весомым плюсом стала броня. Лоб выдерживал попадание 12.7 — мм пули и 37 — мм пушки Гочкисса с 300 м, имея толщину 22 мм под небольшим наклоном. Борта толщиной 10 мм и коническая 15-мм башня также обеспечивали адекватный уровень бронирования.

В 1933 году машина начала поступать в войска под обозначением МС-33.

В августе танк получил коротковолновую радиостанцию и переговорное устройство.

Производство и боевое применение

Всего до июня 1934 года Ленинградским заводом было произведено 690 машин. Другие предприятия в сумме произвели 128 танков. Параллельно начинались работы по модернизации танка, которые вылились в его «старшего брата», о котором сбудет рассказано в следующей статье.

Советская бронетанковая эпопея. Часть 1. Первый блин не совсем комом

МС-33 применялся в Испании, где проявил свои достоинства и недостатки. Также имеется несколько свидетельство применения танка в Советско-Финскую войну, где отмечалась его хорошая проходимость.

Важно понимать, что танк стал «продуктом времени», способом закрыть нишу лёгкого танка, с чем он неплохо справился.

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account