Смерть браконьерам. Или из небытия в бытие
… Немец словно сбрендил. С пяти утра остатки батальона перемололи три атаки горных егерей и почти удачно пережили четыре бомбежки. Из громадного числа раненых смогли наскрести пару неполных взводов «полуходячих». Хорошо хоть патроны и гранаты доставили удачно. Против подносчиков немцы свирепствовали, но сегодня ветерок сдул весь дым в ложбинку и затянул её густой мглой. Класть наугад мины фашистом надоело. С последней партией подносчиков прибежал и связной. Как всегда приказывали держаться и обещали помочь.
Последняя атака фашистам едва не удалась. Под прикрытием сначала бомбежки, а потом и артподготовки, подобравшись близко к окопам, егеря дружно полезли в атаку. И когда немцы стали забрасывать гранатами стрелковые ячейки, в глубоком немецком тылу что-то рвануло. Да так, что нападавшие и обороняющиеся даже прекратили перестрелку, и смотрели на огромный столб черного дыма поднимавшийся за немецкими позициями. Серия новых попаданий накрыла уже окопы захватчиков, а затем высокие кусты разрывов взметнулись на нейтральной полосе. На помощь своим пришел «Мурманск». Егеря как-то сразу «сдулись» и стали, словно тараканы, расползаться по воронкам, густо покрывающим поле боя. Затем в наступившей тишине громко хлопнул выстрел из СВТ и сначала неуверенно, а затем все громче прорезалось хриплое «Ура». …
Норвежские браконьеры, словно саранча, обдирающие советские территориальные воды и даже берега давно нервировали советское правительство. Да так, что когда для прикрытия своего браконьерского флота, норвежские ВМФ «выделили» целый броненосец, «агенты Кремля» стали заводить разговоры в Англии, США, Франции о покупке боевого корабля. Американцы предложили купить хоть все из резервных эсминцев (типов Brooks, Alden, Aulick, Babbit и др.), французы пытались продать еще непостроенные Шакалы, англичане долго торговались, постоянно консультировались, а потом, после более чем года переговоров, решительно их оборвали, категорически отказываясь не только продавать, но и сотрудничать в постройке.
Прервать норвежское "хозяйствование" удалось просылкой на север трех эсминцев типа "Орфей". Северный флот представлял собой, в это время, причудливую мешанину кораблей разных типов. Кроме «Орфеев» здесь находились два трофейных английских тральщика, куски линкора "Чесма", шесть «Цветов» купленных как малые торговые корабли и переделанные как суда охраны рыболовства с двумя стодвадцатками, различные траулеры переоборудованные из "гражданских" тральщиков и катера погранстражи. Поступление новых судов планировалось не ранее 41 года.
Тот самый "Цветок". Пока без орудий. Ледокольный нос, слегка переделанный корпус и два вала.
Но "норвежский вопрос" оставался самым больным. И тогда …" 15 апреля 1932 года В.М.Орлов утвердил подписанное начальником УСУ(УСУ — учебно-строевое управление в те годы выполняло функции штаба наморен) ВМС Э.С.Панцержанским следующее оперативно-тактическое задание на разработку проекта легкого крейсера. Назначение: обеспечение боевых действий подводных лодок у своих баз и в море, разведка и поддержка разведки и атак эсминцев, атака (отражение) десанта противника и обеспечение своих тактических десантов, участие в комбинированном ударе сил флота по противнику в море, бой с крейсерами и броненосцами противника. Корабль должен был иметь 4 180-мм орудия (в двух башнях в оконечностях), 4 100-мм и 4 45-мм зенитных орудия, 4 12,7-мм пулемета, 2 трехтрубных торпедных аппарата, 4 двухместных истребителя Ди-6 на двух катапультах; полную скорость хода — 37—38 узлов, дальность плавания экономическим ходом (14—16 узлов) — 3000— 3600 миль и стандартное водоизмещение— не более 6000 т (имелся вариант и с шестью 180-мм орудиями: 2 башни — в носу, 1 — в корме).
Одновременно прорабатывался проект сторожевого крейсера для Дальнего Востока стандартным водоизмещением не более 10 000 т. 8 июня 1932 года ОТЗ на него утвердил заместитель начальника Морских сил И.М.Лудри. Назначение корабля в нем определялось как участие в сосредоточенном ударе сил флота в море и на позиции, обеспечение операций подводных лодок, атака (отражение) десанта противника, разведка и поддержка дозора, обстрел побережья противника и постановка активных минных заграждений. Он должен был обладать большой скоростью, чтобы действовать совместно с эсминцами и даже торпедными катерами, и крупнокалиберной артиллерией для боя с тяжелыми артиллерийскими кораблями. В жертву приносились бронирование и дальность плавания. Вооружение предполагалось из восьми 180-мм, шести 100-мм, четырех 45-мм орудий, шести 12,7 мм пулеметов, двух трехтрубных торпедных аппаратов, двух гидросамолетов бомбардировщиков-торпедоносцев и одной катапульты; скорость полная — не менее 38 узлов; дальность плавания экономической скоростью — до 3500 миль…"
Тот самый вариант. Здесь главный калибр уже 6х180 мм. Возможны и 9х180, но с "Севастопольскими" заморочками. Или один выстрел из средней пушки или залп из двух крайних. Пока на гроте не монтирован радар 278.
С помощью итальянских специалистов были заложены два крейсера проекта 26 — Мурманск и Архангельск. Правда вскоре Архангельск разобрали на стапеле так как полученную от итальянцев документацию пришлось весьма существенно переработать. В отличие от применяемой в Италии чисто поперечной системы набора, корпус нового крейсера решили изготовить по смешанной системе, классической для отечественного предвоенного кораблестроения; в средней части использовалась продольная система, со шпацией рамных шпангоутов 700 мм, а в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм (против 760 мм, принятых у итальянцев). Особое внимание уделили конструкции сопряжений продольной и поперечной систем во избежание резкого изменения площади сечения и появления концентрации напряжений. Палубная и бортовая броня учитывались в составе основных связей, обеспечивающих общую продольную прочность. Вследствие этих изменений корпуса крейсеров проекта 26 и более поздних были значительно прочнее корпусов итальянских кораблей.
В конструкцию главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) серийных кораблей, которые изготавливались в СССР по лицензии, был внесен ряд усовершенствований. Поэтому мощность энергоустановки головного корабля, поставленная фирмой «Ансальдо», значительно уступала мощности серийных крейсеров с отечественными ГТЗА.
Согласно утвержденному техническому проекту, стандартное водоизмещение крейсеров проекта 26 составляло 6370 т, нормальное — 7100 т и полное — 7600 т, длина — 171 м, ширина без брони — 18,06, осадка при нормальном водоизмещении — 4,87 м. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении трех любых смежных отсеков. Бронирование: борт, нижняя палуба и траверсы — 50, стенки боевой рубки — 120, крыша — 100, лоб и крыша башен — 70, боковые и задняя стенки — 50 мм. Главная энергетическая установка состояла из двух ГТЗА по 39 000 л.с. (при частоте вращения гребного винта 290 об/мин) и четырех водотрубных котлов с параметрами пара 325 °С, 23 атм. По предварительным расчетам ожидалось, что крейсер при водоизмещении около 7100 т разовьет на испытаниях не менее 35 узлов при форсировке турбин до 94 500 л.с. Численность экипажа — 571 человек.
Чтобы уложиться в заданное водоизмещение, отказались от кормовой группы артиллерийских постов орудий главного калибра (КДП и ЦАП), катапульты и самолетов, торпедных аппаратов, уменьшили боезапас 100-мм пушек, приняли облегченную конструкцию четырехногой фок-мачты. Для снижения веса в виде эксперимента кормовую ходовую рубку (запасной командный пункт — ЗКП), ряд второстепенных переборок и выгородок, сходных и вентиляционных шахт выполнили из дюралюминия.
Фактически полное водоизмещение крейсера «Киров» превышало проектное, что было вызвано перетяжелением» корпуса, просчетами в определении массы отдельных конструкций, механизмов и систем вооружения и некоторой корректировкой проекта в ходе постройки.
Следующие пять крейсеров строились по существенно переработанному проекту 26 бис.