Сказ о том, как американцы Абрамс модернизировали
Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги youROKer-а.
В начале хотелось бы отметить, что статья не претендует на 100% достоверность — информации не слишком много и очень часто разные источники противоречат друг другу (по срокам, целям, планируемым и достигнутым задачам).
Иллюстрация к статье "Thoughts on future tank designs" в журнале ARMOR, July-August, 1968. До появления TTB оставалось ещё 10 лет.
Работы над модернизацией танков обычно начинаются даже раньше, чем сама машина закончит испытания и встанет на вооружение. Так было и с Абрамсом. Американская разведка ожидала появления в середине 80ых в советской армии танков FST-1 (Future Soviet Tank), которые должны были сравниться с характеристикам как с М1 так и с предполагаемым М1, оснащённым 120-мм гладкоствольной пушкой. Поэтому к тому времени должен быть готов к производству вариант с более мощными характеристиками. Программа получило название TTB (Tank Test Bed), важно заметить, что название Block III появится куда позже.
Предполагаемый внешний вид модернизированного танка Абрамс с частичным размещением боекомплекта в необитаемой башней.
А так модернизацию видели непрофильные журналисты.
Исходя из основных недостатков, была разработана концепция глубокой модернизации Абрамса. Она включала в себя установку на танк автомата заряжания, а так же перенос экипажа в корпус, усиление бронирования. Первоначально предполагалось два варианта модернизации – частичным размещением боекомплекта в башне и с полным выносом автомата заряжания в корпус.
Один из вариантов с автоматом заряжания в корпусе. Заряжание производится посредством подачи снаряда в орудия из боеукладки за башней.
Иной вариант с автоматом заряжания карусельного типа.
Первый вариант был признан бесперспективным, из-за невозможности поместить большой боекомплект в башне. В рамках второго же варианта было разработано несколько вариантов компоновки. Окончательный выбор был быть сделан после дополнительных исследований, победило карусельное размещение АЗ, напоминавшее советские автоматы заряжания.
Первый вариант ТТВ с автоматом заряжания карусельного типа.
Параллельно должна была проводиться программа SRV (Surrogate Research Vehicle) проводились исследования новой компоновки агрегатов внутри танкового корпуса. Испытания начались в 1980 году и продолжались до 1984 года. Испытания экспериментальной машины SRV позволили изучить плюсы и минусы размещения экипажа в едином объеме. Главным преимуществом такой компоновки корпуса являлась возможность обеспечения более высокого уровня защиты экипажа. Кроме того, упрощалось размещение иных агрегатов. Одновременно с этим оригинальное расположение танкистов сказывалось на сложности бортового оборудования: наводчик и командир нуждались в сравнительно сложных системах для наблюдения за обстановкой и управления вооружением. Тем не менее, эти сложности не привели к остановке проекта.
SRV (Surrogate Research Vehicle).
SRV (Surrogate Research Vehicle). Видно размещение 4 из 5 членов экипажа (пятый размещёно слева от орудия).
По окончании испытаний экспериментальной машины SRV началась постройка нового образца, с полноценной необитаемой башней. Основой для экспериментального прототипа TTB (Tank Test Bed) стало шасси танка M1 Abrams, с учётом недостатков выявленных на SRV. Экипаж в TTB так же размещался в едином отсеке в передней части корпуса, но уже полноценную необитаемую башню. Новый прототип оснастили боевым модулем с необитаемым боевым отделением и гладкоствольной пушкой M256 калибра 120 мм, установленной на оригинальных креплениях. По итогом испытаний было решено, что размещение экипажа в едином боевом отсеке не выгодно, ибо ведёт к потери всего экипажа при попадании, так же это серьёзно ухудшало условия работы и не давало усилить бронирование бортов.
Один из ранних вариантов ТТВ — с размещением экипажа в башне малого профиля с вынесенным орудием.
TTB (Tank Test Bed).
TTB (Tank Test Bed) — текущее состояние.
Ещё один вариант серийного Абрамса следующего поколения.
Так же примерно в это время в официальной документации проявляется термин Блок 3 – обозначающий не столько как модернизацию Абрамса, сколько разработку нового танка (как вариант глубокой переработки М1).
Блок 3 должен был стать единым шасси для многих тяжёлых машин.
В середине 80ых стало ясно, что торопиться пока некуда. FST-1 так и не появился. Советские танкостроители же взялись за ещё более мощный FST-2 – так же с необитаемой башней и 152-мм пушкой. Его появление ожидалось к середине 90ых, и к этому времени необходимо было иметь танк превосходящий FST-2. Было разработано несколько проектов с упором на увеличение брони или на установку мощных 135-145 орудий. Но все эти проекты требовали большое время для доработки, и вскоре стало ясно, что необходимо вернутся к идее модернизации Абрамса.
Вариант нового танка с усиленным лобовым бронированием и орудием в необитаемой башне.
Иной вариант с установкой дополнительных пусковых ПТУР.
Вариант танка с усиленным бронированием и обитаемой башней с АЗ.
Проект нового танка со 145-мм пушкой, автоматом заряжания и низкопрофильной башней.
Танк с экипажем из 2 человек с необитаемой башней и 145-мм пушкой.
Проект танка с экипажем из 3 человек, 145-мм пушкой и необитаемой башней.
К концу третей четверти 80ых годов стало ясно – времени у американских танкостроителей не много. Советский проект FST-2 оценивался как почти готовый к производству, а голоса разумных аналитиков, отмечавших плохое состояние советской экономики, тонули в возгласах паникёров о более чем 2000 новейших советских танков к 95 году. Было понятно – времени на создание совершенно нового танка нет, придётся работать с тем, что есть. Так начались две программы – бикалиберного орудия Advanced Tank Cannon (ATAC) и танка Component Advanced Technology Test-Bed (CATT-B).
Система ATAC предполагала разработку бикалиберного 120-140мм орудия XM291. Основным калибром был 140, 120-мм длиной 55 пушки бы устанавливались на модернизируемые Абрамсы предыдущего поколения. В случае необходимости ствол орудия заменялся не более чем за 6 часов в полевой мастерской. Орудие было разработано как для автоматического заряжания, так и для ручного. Кроме самого орудия разрабатывалась линейка 140-мм боеприпасов с возможностью использования на немецких и шведских 140-мм орудиях. Для 120-мм варианта использовались любые боеприпасы от M256.
140-мм орудие ХМ291 по программе АТАС.
Боеприпасы к 140-мм пушке.
М1А1 с установкой 120-мм варианта ХМ291.
М1А1 с установкой 120-мм варианта ХМ291.
В программу Component Advanced Technology Test-Bed (CATT-B) входило создание танка на базе узлов Абрамс и использования орудия ATAC. Основными улучшениями стали установка нового объединённого силового блока AIPS, новой системе гидропневматической подвески. Было установлено новое СУО по программе SGTS — прицел с круговым обзором (360 граду¬сов), состоящий из приемника тепловой энергии второго поколения, ТВ камеры на приборе с зарядовой связью, безопасного для зрения лазерного дальномера и стабилизированного с высокой точностью головного зеркала. Углы вертикального наведения поля зрения составляют от -10 до +22 градусов. Прицел имеет два поля зрения (широкое и узкое) и два увеличения 8,55х 2,9х. Прицел обеспечивает возможность обработки изображения с обеспечением автоматического сопровождения и опознавания цели. Бронирование танка выполнено по модульной системе. Толщина бронирования корпуса не изменена, лобовая броня башни 1270 мм, бортовая броня башня (под курсовым углом 30) 1056 мм. В дальнейшем предполагалась установка КАЗ собственной разработки. Автомат заряжания разработанный Lockheed Martin был выполнен по конвейерной схеме и мог использовать как 120-мм так и 140-мм боеприпасы – 17 штук. Ещё 33 120-мм снаряда или 22 140-мм находились в дополнительных боеукладках. По компьютерному оснащению танк не уступал знаменитому Леклерку. Так танк уже имел установленную систему обучения экипажа, помогавшую неопытным танкистам окончательно освоить машину.
Component Advanced Technology Test-Bed (CATT-B).
Башня САТТ-В.
Внутреннее устройство башни САТТ-В.
В 90 году CATT-B вышел на испытания и очень впечатлил военных. Казалось что, пройдя испытания именно после устранения некоторых претензий (более мощный двигатель и проработка установки дистанционных управляемых пулемётных турелей и КАЗ) пойдёт в серию. Но тут случилось то, что никто не ожидал – в 1991 году рухнул Советский Союз…
1991 год стал одним из поворотных годов для американской оборонной промышленности. Как когда то и в 1945 году Сенат решил, что наличие большого количества дорогих оборонных программ уже не нужно для «победившей» нации. И как в 1945 году главный удар пришёлся на наземные войска. Можно долго перечислять, сколько программ для армии были закрыты, или их финансирование было критически урезано. Одной из таких программ стала и модернизация Абрамса (а так же создание нового танка). В 1992 году было решено, что вариант М1А2 без серьёзных модернизаций способен оставаться основным боевым танком США до середины 21 века, так как потенциальных противников его уже не осталось.
К сожалению 90ые пока являются и рубежом открытости американских архивов – и сложно сказать – имели ли проекты CATT-B и TTB развитие в проектах, не сошедших с бумаги. Но всё же развитие окончательно не прекратилось, и о некоторых тупиковых ветках 90 и 00 годов мы поговорим ниже.
В самом начале 90ых годов специалистами Lockheed Martin в инициативном порядке был создан танк Abrams Thumper, по сути являвшимся урезанным CATT-B. От своего прародителя ему достался автомат заряжания, под который была разработана новая башня, без значительного увеличения брони относительно М1А2. На танк 120-мм орудие XM291, потерявшее свою бикалиберность. Танк был испытан совместно с М8 Thunderbolt и отложен на дальнюю полку.
Что интересно – довелось этой машине ещё раз мелькнуть перед нами – в 2010 году на одном из железнодорожных составов был замечен «новый» необычный танк. Многие решили – вот он, новый М1А3, но вскоре пришло осознание – это Abrams Thumper. Не ясно, решили ли его ещё раз испытать и просто перевозили. Скорее второе, учитывая, что не было предпринято никаких действий к маскировке внешнего вида машины.
2010 год. Abrams Thumper на перевозке. Если вы сравните с предыдущей картинкой — станет ясно, что изменился только камуфляж и добавились навесные панели на лбу башни.
Abrams Thumper на транспортировке. Лучше видно навесные панели на башне.
В 1991 году был разработан проект установки системы барабанного заряжания Fastdraw на танки М1А1 и М1А2 с минимальными изменениями. Неизвестно – вышел ли этот проект на испытания или нет, но в бюджете на 92 год указывалась сумма на создания прототипа для испытаний.
Abrams с установкой системы барабанного заряжания Fastdraw (RALS).
Но тем не менее похоже мы скоро увидим М1А3 который являлся предметом разговоров с середины 80 годов. Вот только это не будет супер танк, поражающий своими ТТХ и внешним видом. Предполагается к 2018 году начать испытания облегченной версии танка Абрамс. Благодаря использованию новой брони вес будет уменьшен при той же бронезащите, будет установлено новое 120-мм облегчённое орудие ХМ360 превосходящее по огневой мощи текущую пушку M256. На танке будет установлен КАЗ Quick Kill (который я так же описывал ранее). Устаревшую турбину заменит более мощный и дешёвый дизель. Сам танк будет полностью интегрирован в систему электронного поля боя, и сможет становиться высокозащищённым сервером для солдат вокруг или командным пунктом.
Предполагаемый внешний вид будущего М1А3.
Только время покажет – увидим ли этот М1А3 в серии, или проект окажется похороненным в пользу создания ответа «Армате»? Сложно сказать – будущее покажет)