Сказ о русской артиллерии. Часть 25. После войны (1945-1953 гг.)

20

Предыдущие части цикла

Сказ о русской артиллерии. Часть 25. После войны (1945-1953 гг.)

Статья Алексея Борзенкова с его сообщества «Триста! Тридцать! Три!»

Так вышло, что Холодная война на всём её протяжении ассоциируется с авиацией, зерг-рашами танков до Ла-Манша, разнообразными ракетами, ядерным оружием, космической гонкой. Старый бог, артиллерия, забыт, заброшен. В чём-то тут есть доля истины: ни у нас, ни в США и новорождённом НАТО в 40-х не выделяли должных средств для развития орудий. Но, пока Союз после войны напрягал все силы, дабы нагнать США в оружии массового поражения и средств его доставки, в КБ помаленьку создавали новые пушки, неуправляемые ракеты, ставили это на самоходные шасси. Этот период малоизвестен, но из него родом много воюющего и сейчас оружия — Т-54, АК, ПМ и, конечно же, артиллерия.

Артиллерия в те годы не была любимой женой военных в большинстве крупных армий — применённая США атомная бомба казалась вундерваффе, глядя на которое те же американцы с лёгким сердцем развалили армию, ослабили ВВС и чуть не пустили на металл флот. У наших стояли сложные задачи, из-за которых пушкарям зажимали средства — во-первых, это восстановление разрушенной страны, во-вторых, создание своей атомной бомбы, в-третьих, создание носителя этой бомбы, в-четвёртых, защита своей территории от возможных орд американских бомбардировщиков, в-пятых, необходимость догнать США в разных отраслях, от производства автомобилей до сельского хозяйства. В условиях послевоенной разрухи в этот список дел, без которых стране будет туго, артиллерию явно пускать не собирались. Но, тем не менее, на основе опыта ВОВ пушкарям шло много нового и огневая мощь армии выросла очень и очень серьёзно.

Разрушения небезызвестного ныне завода «Азовсталь», работавшего, в т.ч., и на производство металла для военной техники

Разрушения небезызвестного ныне завода «Азовсталь», работавшего, в т.ч., и на производство металла для военной техники

Производство старых и сделанных на коленке в годы войны систем останавливалось. В самоходной артиллерии СУ-76 прекратили выпускать в октябре 1945, СУ-100 — в марте 1946, ИСУ-152 — в 1947. Среди РСЗО М-8 прекратили делать первыми (полностью от них отказались после начавшихся в Корее боёв), чуть дольше держали М-31, даже выпустили БМ-31 на базе ЗИС-151 в 1949, а вот самые первые М-13, только уже под всем известным наименованием БМ-13Н, мучали аж до 1970-х. Конкретно по времена Сталина «Катюшу» ставили на шасси ЗИС-150 и ЗИС-151. Были, конечно, наполеоновские планы на её модернизацию, да как-то всё и затихло. Среди буксируемой артиллерии 1945 г. не пережили ЗИС-3 и малосерийная авиадесантная противотанковая ЧК-М1 — уж очень слабыми они была для дивизионного звена. В следующем году вымерли М-42, А-19, МЛ-20, ОБ-25. В 1949 наступил конец производства ЗИС-2 и Д-1, в 1951 — БС-3, а вот М-30 засиделась аж до 1955 года. Не отказались разве что 120-мм миномётов, которые, постоянно модернизируясь, находятся в серии до сих пор.

37-мм авиадесантная пушка ЧК-1М могла ставиться в т.ч. и на джипы

37-мм авиадесантная пушка ЧК-1М могла ставиться в т.ч. и на джипы

В батальонной и полковой артиллерии классические пушки на что-то более лёгкое хотели заменить давно, собственно, стоит вспомнить историю с динамореактивными пушками Курчевского. Ранее идею подобного оружия выдвинул ещё в 1916 Д.П. Рябушинский. О безоткатках вспомнили в годы ВОВ, ими стало заниматься грабинское ЦАКБ, но, во-первых, в тот период они были больше заняты выживанием в городке с почти отсутствующей инфраструктурой, во-вторых, завалены другими проектами, в-третьих, изначально была выбрана неверная концепция, повторяющая работы Курчевского, в которых использовались привычные в артиллерии патроны, разгоняющие снаряд до высоких скоростей. Такая схема требовала очень мощный заряд пороха (КПД ДРП было в 4-5 раз ниже КПД классической пушки) и при выстреле расчёту желательно было спрятаться. Толчок к развитию дали трофейные немецкие и подаренные американцами гранатомёты. Они использовали привычные нам гранаты, разгоняющиеся до небольшой скорости пороховым зарядом, улетающим вместе с боеприпасом, а стабилизировались в полёте оперением. Так в 1942 началась разработка станкового СПГ-82, в 1944 — ручного ЛПГ-44, позже ставшего РПГ-1.

Схема работы ДРП с нагруженным стволом. 1 — ствол, 2 — снаряд, 3 — гильза, 4 — пороховой заряд, 5 — газоотводный раструб

Схема работы ДРП с нагруженным стволом. 1 — ствол, 2 — снаряд, 3 — гильза, 4 — пороховой заряд, 5 — газоотводный раструб

Но тут возникли проблемы: во-первых, тогда плохо понимали принцип работы кумулятивного боеприпаса и сперва для СПГ-82 разрабатывали турбореактивную гранату, которая стабилизировалась бешеным вращением. Из-за этого бронепробиваемость была крайне слабая. Изучив в 1944 трофейные гранатомёты, решили делать невращающийся боеприпас, пока суть да дело — война кончилась. Во-вторых, были проблемы с детонаторами, в частности, для РПГ-1, и получения порохов, обеспечивающих стабильное горение во всех условиях. Разработчикам СПГ-82 удалось это обойти, применив двигатель с коротким временем работы, но это требовало длинного и прочного ствола, что не подходило для ручного гранатомёта. Опять же, взяв за основу Panzerfaust, в ГСКБ-30 Министерства сельскохозяйственного машиностроения (а вы думали советский мирный трактор шутки?) под руководством А.В. Смолякова начали делать ДРГ-40, ставший после первых испытаний РПГ-2. После доработок СПГ-82, его вариант под осколочные гранаты СГ-82 и РПГ-2 были приняты на вооружение в 1950 и 1949 годах соответственно. Станковые гранатомёты находились в состав артбатарей мотострелковых батальонов, а ручные — на уровне отделений.

СПГ-82 со сложенным щитом

СПГ-82 со сложенным щитом

РПГ-1

РПГ-1

РПГ-2 — его можно до сих пор найти в странах третьего мира

РПГ-2 — его можно до сих пор найти в странах третьего мира

Не смотря на свои плюсы в виде малой массы и высокого бронепробития (200 мм у РПГ-2 и 175 мм у СПГ-82), первое поколение гранатомётов не могло вытеснить полковушки из стрелковых частей. Те, при наличие нормальной тяги, могли успешно бороться с огневыми точками, стрелять на недоступные для РПГ дистанции и в целом куда больше подходили для работы по живой силе. Дистанции стрельбы не хватало капитально — противотанковая граната ПГ-82 летела на 300 м, но дальность прямого выстрела была 200 м. Чтобы поднять огневую мощь станкового гранатомёта, стали проектировать 122-мм СГ-122, но эксперимент оказался неудачным. Поэтому выдали конструкторам задание на создание новых систем калибра 82 и 107 мм, способных вести огонь на дистанции 4000 м и более. И тут выстрелил главный наш миномётостроитель — Б.И. Шавырин. Он создал безоткатные пушки Б-10 и Б-11 с уширительной камерой на станке-треноге, стрелявшие чем-то средним между миной и гранатой. Этим удалось добиться потрясающей дальности — прицельно Б-10 била на 1000 м, а с закрытой позиции дотягивалась до 4470 м; Б-11 — 1200 м и 6650 м соответственно. Приняты безоткатки были уже в 1954 г.

Безоткатка Б-10

Безоткатка Б-10

И её более редкая сестра Б-11

И её более редкая сестра Б-11

Шавырин не забывал и про свою основную деятельность, про миномёты. Да, численность этого вида вооружения в армии падала, но были востребованы лёгкие и мощные системы калибра от 120 мм и выше. Медленнее всего дело двигалось с модернизацией 107-мм горного и 120-мм полкового миномётов. После войны они оставались в больших количествах, да и бойцы особо не жаловались, так что работы над новыми М-107 и М-120 велись очень медленно и к 1953 на вооружение приняли только горный, но он был настолько малочисленен, что особых данных о нём найти не удалось. Куда активнее разрабатывались тяжёлые миномёты. МТ-13 приятно поражал своей мощью противника, но имел ряд недостатков, из-за чего хотелось его обновить. Это с успехом провернул Шавырин. В 1949 приняли на вооружение М-160, который стал надёжней и дальнобойней предшественника. До сих пор его можно найти на Ближнем Востоке. Ну а на следующий 1950 год приняли на вооружение М-240 — самый мощный миномёт тех лет, да и сегодня у него конкурентов нет. Мина Ф-864 тащит в себе 31,9 кг взрывчатки на дистанцию до 9700 м. За это М-240 расплачивается массой (4230 кг в походном положении), долгим временем подготовки позиции (до 25 мин) и низкой скорострельностью (1 в/мин). Но по ряду причин оба миномёта не стали особо распространёнными.

М-160 обр. 1949 г.

М-160 обр. 1949 г.

Бахнем, и не раз, весь аул в труху. И прям сейчас

Бахнем, и не раз, весь аул в труху. И прям сейчас

Создание таких мощных миномётов, чтобы они ещё и служили верой и правдой вот уже почти 75 лет, является хорошим показателем развития возможностей инженеров и производителей. Вообще, тогда артиллерийская наука переживали подъём. Как писал ранее, в 1946 появилась Академия артиллерийских наук, КБ начали оснащаться специальным оборудованием, упрощающим разработку и испытания систем. Так, в ЦНИИАВ (переименованное в 1946 ЦАКБ) сперва получили платформу для испытаний лафетов без отстрела сотен снарядов, а с началом работ по стабилизаторам — устройство, позволяющее имитировать движение танка по неровной местности. Накапливались и обучались кадры, создавались династии заводских работников.

Не последнюю роль в развитии технологий сыграли трофеи. Кроме вышеупомянутых РПГ, сильное развитие получило ракетостроение. Повторюсь, в своё время немцы вложили туда колоссальные ресурсы, которые никто из других великих держав на ракеты не тратил. В частности, были созданы разные виды топлива, в т.ч. шашки для твердотопливных двигателей (РДТТ), обеспечивающие равномерное горение. Этого наши химики и инженеры пытались добиться ещё с XVIII века. Кроме проектов дальнобойных баллистических и крылатых ракет, ещё в годы ВОВ нашим военным понравились немецкие РСЗО, где как раз использовались такие шашки. Сами боеприпасы к Nebelwerfer’у и аналогичным системам были турбореактивными — в полёте стабилизировались бешеным вращением, которое создавали повёрнутые под углом к продольной оси сопла. Это дало ракетам высокую точность. Посему было приказано конструкторам запилить для тогда уже Советской Армии такие же. Хотя у нас была более прогрессивная схема — стабилизация оперением с небольшим вращением, но она не была отработанной да и без складывающегося оперения занимала много места. Турбореактивные НУРСы были проще, но имели худший КПД, малое отношение длины к калибру, потому и летели меньше.

Устройство боеприпасов к Nebelwerfer

Устройство боеприпасов к Nebelwerfer

В те годы был дан заказ конструкторам на три системы: лёгкую, повышенного могущества и дальнобойную. Итогом работ стало появление в 1951-1952 гг. 140,3-мм полевой реактивной системы М-14 (изначально М-13А) с боевой машиной БМ-14 и турбореактивным снарядом М-14-ОФ, 240,6-мм реактивной системы М-24 (изначально М-31А) в составе машины БМ-24 и турбореактивного снаряда М-24Ф, 200-мм дальнобойной реактивной системы МД-20 (изначально ДРСП-1) в составе машины БМД-20 и реактивного снаряда МД-20-Ф. Последний как раз стабилизировался оперением и небольшим вращением за счёт спиральных направляющих. Тут наглядно предстали плюсы и минусы двух подходов — БМ-14 и БМ-24 были удачны, точны, несли много ракет (16 и 12), зато и били изначально на 9,8 и 6,75 км соответственно. БМД-20 же тащила всего 4 ракеты, зато каких — они летели аж на 18,75 км, что для таких систем было просто великолепно. Эта РСЗО спокойно крыла по дальности бОльшую часть полевой артиллерии. Все системы сделаны в СКБ МОП под руководством В.П. Бармина, который позже отличился созданием стратовых столов для ракет-носителей. К слову, все эти РСЗО так или иначе можно встретить в разных армиях и поныне.

Боевая машина БМ-14

Боевая машина БМ-14

Бойцы бегут заряжать БМ-24

Бойцы бегут заряжать БМ-24

Сказ о русской артиллерии. Часть 25. После войны (1945-1953 гг.)

БМД-20 на параде

БМД-20 на параде

Всё это великолепие было бы невозможно, если бы у нас не озаботились в своё время развитием тягачей и полноприводных грузовиков. Прежде всего это большой шаг в логистике и возможности проводить масштабные операции, как показал опыт применения ленд-лизовских машин на завершающем этапе ВОВ. Ну а теперь СССР становился независимым от поставок машин высокой проходимости из-за рубежа. Это были самые разные машины: среднетоннажные двухосный ГАЗ-63 и трёхосный ЗИС-151, крупнотоннажный ЯАЗ-214 (правда, в крупную серию из-за сложности выпуска он до 1953 не попал, впоследствии станет легендарным КрАЗ-214), «наш джип» ГАЗ-69. Хватало и неполноприводных автомобилей, которые, тем не менее, повышали механизированность армии, служить базой для специализированных машин: среднетоннажный ГАЗ-51, крупнотоннажный, пусть и двухосный, МАЗ-200 (в девичестве ЯАЗ-200), способный тащить 7 т, трёхосный ЯАЗ-210 (этот поднимал вёз уже 12 т и, к слову, оснащался двухтактным дизелем). Эти машины стали удачными носителями РСЗО, а ЯАЗ-214 — даже ракетного комплекса Коршун, который можно считать чем-то идеологически близким к HIMARS.

Неполноприводный ГАЗ-51

Неполноприводный ГАЗ-51

…и его полноприводный брат ГАЗ-63

…и его полноприводный брат ГАЗ-63

МАЗ-200 с прицепом МАЗ-5207

МАЗ-200 с прицепом МАЗ-5207

Ракетный комплекс 2К5 Коршун. О нём пойдёт речь в следующих статьях

Ракетный комплекс 2К5 Коршун. О нём пойдёт речь в следующих статьях

Много работ шло и по специализированным гусеничным тягачам и вездеходам. Так, в 1948 г. приняли на вооружение АТ-Л (артиллерийский тягач лёгкий) с двухтактным дизелем на 135 кобыл (да, очередные сказки про то, что двигатель Т-64 уникальный и скопирован с немецкого разрушаются), который мог тащить на прицепе до 6 т. В 1950 г. — АТ-С, который волок уже до 14 т на скорости более 30 км/ч по шоссе, т.е. перекрывал потребности почти любого артиллерийского подразделения. А чтобы хватило всем, в 1947-ом приняли на вооружение АТ-Т, созданный с использованием базы 54-ки. Он уже буксировал грузы до 25 т. Для использования на переднем крае, где может прилететь пуля или осколок, спроектировали АТ-П (П — полубронированный). Это был наследник давно почившего Комсомольца и предшественник МТ-ЛБ. Вообще, машинку начали проектировать в 1944, сперва использовали шасси Т-70М, но доделать проект не успели. Для своего времени эти машины были незаменимы в Советской Армии, да и вполне отвечали запросам времени. Как показатель — АТ-Т ещё недавно работал в Антарктиде, а в армии и народном хозяйстве, если поискать, можно найти не один десяток этих машин.

Парадные АТ-П буксируют Д-44

Парадные АТ-П буксируют Д-44

АТ-Л с БС-3. Вообще, тягач довольно компактный

АТ-Л с БС-3. Вообще, тягач довольно компактный

АТ-С где-то в зоне СВО с 25-мм спаркой

АТ-С где-то в зоне СВО с 25-мм спаркой

АТ-Т

АТ-Т

По итогу, из-за отказа от старых и переход на новые системы, изменения штатов, огневая мощь артиллерии общевойсковых соединений и объединений серьёзно выросла, дивизии, корпуса и армии расширили возможности самостоятельных действий без привлечения усилений. Стрелковый корпус на 1945 г. мог за залп отправить 5 т мин, снарядов и РСов, а в 1953 — 37 т! Каждый такой корпус получил артбригаду из пушечного и гаубичного полков, плюс полк РСЗО и дивизион (затем полк) зениток. В стрелковой дивизии существовавший артполк разворачивался в бригаду, дополнительно придавали дивизион зениток и САУ. Перепало и танкистам. Во-первых, сформировали механизированные дивизии, где по штату на 9700 человек и 245 танков приходилось 24 САУ, 2 безоткатки, 12 ЗИС-2, 10 ЗИС-3, 12 Д-44, 36 М-30, по 12 120- и 160-мм миномётов, 8 132- или 300-мм РСЗО и 42 зенитки калибрами 25, 37 и 85 мм. Собственно танковые дивизии стали монстрами с 314 танками, которых поддерживали 24 САУ, по 4 ЗИС-2, ЗИС-3 и Д-44, 36 М-30, 8 БМ-31, 40 зениток, в т.ч. 4 ЗСУ-37. Зато порезали артиллерию РВГК — расформировали корпуса, некоторые бригады и дивизии, много отдельный полков и бригад, зато сформировали на их основе 11 пушечных дивизий.

И было ещё кое-что в те года, что позволило вырваться нашей арте из многовекового замкнутого круга с нехваткой ресурсов — развитие Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока открыло доступ к гигантским запасам ресурсов, поэтому можно было уже расслабиться и не использовать те же гильзы по несколько раз, шире применять легированные стали, увеличить выпуск взрывчатки и порохов. Собственно, все огромные запасы БК, оставшиеся в 90-х на постсоветском пространстве, это продукция 70-х — 80-х годов, когда ВПК находился на пике силы.

Список источников

      1. Худяков А.П., Худяков С.А. Гений артиллерии В. Грабин и мастера пушечных и ракетно-космических дел. 2022.
      2. Кондратенко С.Ю. Совершенствование системы управления и организационно-штатной структуры советских Сухопутных войск в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.). Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012.
      3. Бабаков А.А. Вооружённые силы СССР после войны (1945-1986 гг.). 1987.
      4. Лови А.А., Кореньков В.В., Базилевич В.М., Кораблин В.В. Отечественные противотанковые гранатомётные комплексы. 1996.
      5. Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. Вооруженные силы СССР после Второй мировой войны: от Красной армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. 2013.
      6. Феськов В.И., Калашников К.А., Голиков В.И. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945-1991). 2004.
      7. Павлов И.В., Павлов М.В. О 160-мм миномёте и не только… Техника и вооружение, №1 2018.
      8. Гуров С. Реактивные системы залпового огня. 2016.
      9. Кочнев Е.Д. Автомобили Советской Армии 1946-1991. 2011.
      10. Прочко Е.И. Артиллерийские тягачи Советской Армии. Бронеколлекция, №5 2005.
      11. Маликов В.Г. Признано несвоевременным. Техника молодёжи, №5 1987.

источник: https://vk.com/@-198045694-skaz-o-russkoi-artillerii-chast-25-posle-voiny-1945-1953-gg

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account