Статья Алексея Борзенкова с его сообщества «Триста! Тридцать! Три!»
Так вышло, что Холодная война на всём её протяжении ассоциируется с авиацией, зерг-рашами танков до Ла-Манша, разнообразными ракетами, ядерным оружием, космической гонкой. Старый бог, артиллерия, забыт, заброшен. В чём-то тут есть доля истины: ни у нас, ни в США и новорождённом НАТО в 40-х не выделяли должных средств для развития орудий. Но, пока Союз после войны напрягал все силы, дабы нагнать США в оружии массового поражения и средств его доставки, в КБ помаленьку создавали новые пушки, неуправляемые ракеты, ставили это на самоходные шасси. Этот период малоизвестен, но из него родом много воюющего и сейчас оружия — Т-54, АК, ПМ и, конечно же, артиллерия.
Артиллерия в те годы не была любимой женой военных в большинстве крупных армий — применённая США атомная бомба казалась вундерваффе, глядя на которое те же американцы с лёгким сердцем развалили армию, ослабили ВВС и чуть не пустили на металл флот. У наших стояли сложные задачи, из-за которых пушкарям зажимали средства — во-первых, это восстановление разрушенной страны, во-вторых, создание своей атомной бомбы, в-третьих, создание носителя этой бомбы, в-четвёртых, защита своей территории от возможных орд американских бомбардировщиков, в-пятых, необходимость догнать США в разных отраслях, от производства автомобилей до сельского хозяйства. В условиях послевоенной разрухи в этот список дел, без которых стране будет туго, артиллерию явно пускать не собирались. Но, тем не менее, на основе опыта ВОВ пушкарям шло много нового и огневая мощь армии выросла очень и очень серьёзно.
Производство старых и сделанных на коленке в годы войны систем останавливалось. В самоходной артиллерии СУ-76 прекратили выпускать в октябре 1945, СУ-100 — в марте 1946, ИСУ-152 — в 1947. Среди РСЗО М-8 прекратили делать первыми (полностью от них отказались после начавшихся в Корее боёв), чуть дольше держали М-31, даже выпустили БМ-31 на базе ЗИС-151 в 1949, а вот самые первые М-13, только уже под всем известным наименованием БМ-13Н, мучали аж до 1970-х. Конкретно по времена Сталина «Катюшу» ставили на шасси ЗИС-150 и ЗИС-151. Были, конечно, наполеоновские планы на её модернизацию, да как-то всё и затихло. Среди буксируемой артиллерии 1945 г. не пережили ЗИС-3 и малосерийная авиадесантная противотанковая ЧК-М1 — уж очень слабыми они была для дивизионного звена. В следующем году вымерли М-42, А-19, МЛ-20, ОБ-25. В 1949 наступил конец производства ЗИС-2 и Д-1, в 1951 — БС-3, а вот М-30 засиделась аж до 1955 года. Не отказались разве что 120-мм миномётов, которые, постоянно модернизируясь, находятся в серии до сих пор.
В батальонной и полковой артиллерии классические пушки на что-то более лёгкое хотели заменить давно, собственно, стоит вспомнить историю с динамореактивными пушками Курчевского. Ранее идею подобного оружия выдвинул ещё в 1916 Д.П. Рябушинский. О безоткатках вспомнили в годы ВОВ, ими стало заниматься грабинское ЦАКБ, но, во-первых, в тот период они были больше заняты выживанием в городке с почти отсутствующей инфраструктурой, во-вторых, завалены другими проектами, в-третьих, изначально была выбрана неверная концепция, повторяющая работы Курчевского, в которых использовались привычные в артиллерии патроны, разгоняющие снаряд до высоких скоростей. Такая схема требовала очень мощный заряд пороха (КПД ДРП было в 4-5 раз ниже КПД классической пушки) и при выстреле расчёту желательно было спрятаться. Толчок к развитию дали трофейные немецкие и подаренные американцами гранатомёты. Они использовали привычные нам гранаты, разгоняющиеся до небольшой скорости пороховым зарядом, улетающим вместе с боеприпасом, а стабилизировались в полёте оперением. Так в 1942 началась разработка станкового СПГ-82, в 1944 — ручного ЛПГ-44, позже ставшего РПГ-1.
Но тут возникли проблемы: во-первых, тогда плохо понимали принцип работы кумулятивного боеприпаса и сперва для СПГ-82 разрабатывали турбореактивную гранату, которая стабилизировалась бешеным вращением. Из-за этого бронепробиваемость была крайне слабая. Изучив в 1944 трофейные гранатомёты, решили делать невращающийся боеприпас, пока суть да дело — война кончилась. Во-вторых, были проблемы с детонаторами, в частности, для РПГ-1, и получения порохов, обеспечивающих стабильное горение во всех условиях. Разработчикам СПГ-82 удалось это обойти, применив двигатель с коротким временем работы, но это требовало длинного и прочного ствола, что не подходило для ручного гранатомёта. Опять же, взяв за основу Panzerfaust, в ГСКБ-30 Министерства сельскохозяйственного машиностроения (а вы думали советский мирный трактор шутки?) под руководством А.В. Смолякова начали делать ДРГ-40, ставший после первых испытаний РПГ-2. После доработок СПГ-82, его вариант под осколочные гранаты СГ-82 и РПГ-2 были приняты на вооружение в 1950 и 1949 годах соответственно. Станковые гранатомёты находились в состав артбатарей мотострелковых батальонов, а ручные — на уровне отделений.
Не смотря на свои плюсы в виде малой массы и высокого бронепробития (200 мм у РПГ-2 и 175 мм у СПГ-82), первое поколение гранатомётов не могло вытеснить полковушки из стрелковых частей. Те, при наличие нормальной тяги, могли успешно бороться с огневыми точками, стрелять на недоступные для РПГ дистанции и в целом куда больше подходили для работы по живой силе. Дистанции стрельбы не хватало капитально — противотанковая граната ПГ-82 летела на 300 м, но дальность прямого выстрела была 200 м. Чтобы поднять огневую мощь станкового гранатомёта, стали проектировать 122-мм СГ-122, но эксперимент оказался неудачным. Поэтому выдали конструкторам задание на создание новых систем калибра 82 и 107 мм, способных вести огонь на дистанции 4000 м и более. И тут выстрелил главный наш миномётостроитель — Б.И. Шавырин. Он создал безоткатные пушки Б-10 и Б-11 с уширительной камерой на станке-треноге, стрелявшие чем-то средним между миной и гранатой. Этим удалось добиться потрясающей дальности — прицельно Б-10 била на 1000 м, а с закрытой позиции дотягивалась до 4470 м; Б-11 — 1200 м и 6650 м соответственно. Приняты безоткатки были уже в 1954 г.
Шавырин не забывал и про свою основную деятельность, про миномёты. Да, численность этого вида вооружения в армии падала, но были востребованы лёгкие и мощные системы калибра от 120 мм и выше. Медленнее всего дело двигалось с модернизацией 107-мм горного и 120-мм полкового миномётов. После войны они оставались в больших количествах, да и бойцы особо не жаловались, так что работы над новыми М-107 и М-120 велись очень медленно и к 1953 на вооружение приняли только горный, но он был настолько малочисленен, что особых данных о нём найти не удалось. Куда активнее разрабатывались тяжёлые миномёты. МТ-13 приятно поражал своей мощью противника, но имел ряд недостатков, из-за чего хотелось его обновить. Это с успехом провернул Шавырин. В 1949 приняли на вооружение М-160, который стал надёжней и дальнобойней предшественника. До сих пор его можно найти на Ближнем Востоке. Ну а на следующий 1950 год приняли на вооружение М-240 — самый мощный миномёт тех лет, да и сегодня у него конкурентов нет. Мина Ф-864 тащит в себе 31,9 кг взрывчатки на дистанцию до 9700 м. За это М-240 расплачивается массой (4230 кг в походном положении), долгим временем подготовки позиции (до 25 мин) и низкой скорострельностью (1 в/мин). Но по ряду причин оба миномёта не стали особо распространёнными.
Создание таких мощных миномётов, чтобы они ещё и служили верой и правдой вот уже почти 75 лет, является хорошим показателем развития возможностей инженеров и производителей. Вообще, тогда артиллерийская наука переживали подъём. Как писал ранее, в 1946 появилась Академия артиллерийских наук, КБ начали оснащаться специальным оборудованием, упрощающим разработку и испытания систем. Так, в ЦНИИАВ (переименованное в 1946 ЦАКБ) сперва получили платформу для испытаний лафетов без отстрела сотен снарядов, а с началом работ по стабилизаторам — устройство, позволяющее имитировать движение танка по неровной местности. Накапливались и обучались кадры, создавались династии заводских работников.
Не последнюю роль в развитии технологий сыграли трофеи. Кроме вышеупомянутых РПГ, сильное развитие получило ракетостроение. Повторюсь, в своё время немцы вложили туда колоссальные ресурсы, которые никто из других великих держав на ракеты не тратил. В частности, были созданы разные виды топлива, в т.ч. шашки для твердотопливных двигателей (РДТТ), обеспечивающие равномерное горение. Этого наши химики и инженеры пытались добиться ещё с XVIII века. Кроме проектов дальнобойных баллистических и крылатых ракет, ещё в годы ВОВ нашим военным понравились немецкие РСЗО, где как раз использовались такие шашки. Сами боеприпасы к Nebelwerfer’у и аналогичным системам были турбореактивными — в полёте стабилизировались бешеным вращением, которое создавали повёрнутые под углом к продольной оси сопла. Это дало ракетам высокую точность. Посему было приказано конструкторам запилить для тогда уже Советской Армии такие же. Хотя у нас была более прогрессивная схема — стабилизация оперением с небольшим вращением, но она не была отработанной да и без складывающегося оперения занимала много места. Турбореактивные НУРСы были проще, но имели худший КПД, малое отношение длины к калибру, потому и летели меньше.
В те годы был дан заказ конструкторам на три системы: лёгкую, повышенного могущества и дальнобойную. Итогом работ стало появление в 1951-1952 гг. 140,3-мм полевой реактивной системы М-14 (изначально М-13А) с боевой машиной БМ-14 и турбореактивным снарядом М-14-ОФ, 240,6-мм реактивной системы М-24 (изначально М-31А) в составе машины БМ-24 и турбореактивного снаряда М-24Ф, 200-мм дальнобойной реактивной системы МД-20 (изначально ДРСП-1) в составе машины БМД-20 и реактивного снаряда МД-20-Ф. Последний как раз стабилизировался оперением и небольшим вращением за счёт спиральных направляющих. Тут наглядно предстали плюсы и минусы двух подходов — БМ-14 и БМ-24 были удачны, точны, несли много ракет (16 и 12), зато и били изначально на 9,8 и 6,75 км соответственно. БМД-20 же тащила всего 4 ракеты, зато каких — они летели аж на 18,75 км, что для таких систем было просто великолепно. Эта РСЗО спокойно крыла по дальности бОльшую часть полевой артиллерии. Все системы сделаны в СКБ МОП под руководством В.П. Бармина, который позже отличился созданием стратовых столов для ракет-носителей. К слову, все эти РСЗО так или иначе можно встретить в разных армиях и поныне.
Всё это великолепие было бы невозможно, если бы у нас не озаботились в своё время развитием тягачей и полноприводных грузовиков. Прежде всего это большой шаг в логистике и возможности проводить масштабные операции, как показал опыт применения ленд-лизовских машин на завершающем этапе ВОВ. Ну а теперь СССР становился независимым от поставок машин высокой проходимости из-за рубежа. Это были самые разные машины: среднетоннажные двухосный ГАЗ-63 и трёхосный ЗИС-151, крупнотоннажный ЯАЗ-214 (правда, в крупную серию из-за сложности выпуска он до 1953 не попал, впоследствии станет легендарным КрАЗ-214), «наш джип» ГАЗ-69. Хватало и неполноприводных автомобилей, которые, тем не менее, повышали механизированность армии, служить базой для специализированных машин: среднетоннажный ГАЗ-51, крупнотоннажный, пусть и двухосный, МАЗ-200 (в девичестве ЯАЗ-200), способный тащить 7 т, трёхосный ЯАЗ-210 (этот поднимал вёз уже 12 т и, к слову, оснащался двухтактным дизелем). Эти машины стали удачными носителями РСЗО, а ЯАЗ-214 — даже ракетного комплекса Коршун, который можно считать чем-то идеологически близким к HIMARS.
Много работ шло и по специализированным гусеничным тягачам и вездеходам. Так, в 1948 г. приняли на вооружение АТ-Л (артиллерийский тягач лёгкий) с двухтактным дизелем на 135 кобыл (да, очередные сказки про то, что двигатель Т-64 уникальный и скопирован с немецкого разрушаются), который мог тащить на прицепе до 6 т. В 1950 г. — АТ-С, который волок уже до 14 т на скорости более 30 км/ч по шоссе, т.е. перекрывал потребности почти любого артиллерийского подразделения. А чтобы хватило всем, в 1947-ом приняли на вооружение АТ-Т, созданный с использованием базы 54-ки. Он уже буксировал грузы до 25 т. Для использования на переднем крае, где может прилететь пуля или осколок, спроектировали АТ-П (П — полубронированный). Это был наследник давно почившего Комсомольца и предшественник МТ-ЛБ. Вообще, машинку начали проектировать в 1944, сперва использовали шасси Т-70М, но доделать проект не успели. Для своего времени эти машины были незаменимы в Советской Армии, да и вполне отвечали запросам времени. Как показатель — АТ-Т ещё недавно работал в Антарктиде, а в армии и народном хозяйстве, если поискать, можно найти не один десяток этих машин.
По итогу, из-за отказа от старых и переход на новые системы, изменения штатов, огневая мощь артиллерии общевойсковых соединений и объединений серьёзно выросла, дивизии, корпуса и армии расширили возможности самостоятельных действий без привлечения усилений. Стрелковый корпус на 1945 г. мог за залп отправить 5 т мин, снарядов и РСов, а в 1953 — 37 т! Каждый такой корпус получил артбригаду из пушечного и гаубичного полков, плюс полк РСЗО и дивизион (затем полк) зениток. В стрелковой дивизии существовавший артполк разворачивался в бригаду, дополнительно придавали дивизион зениток и САУ. Перепало и танкистам. Во-первых, сформировали механизированные дивизии, где по штату на 9700 человек и 245 танков приходилось 24 САУ, 2 безоткатки, 12 ЗИС-2, 10 ЗИС-3, 12 Д-44, 36 М-30, по 12 120- и 160-мм миномётов, 8 132- или 300-мм РСЗО и 42 зенитки калибрами 25, 37 и 85 мм. Собственно танковые дивизии стали монстрами с 314 танками, которых поддерживали 24 САУ, по 4 ЗИС-2, ЗИС-3 и Д-44, 36 М-30, 8 БМ-31, 40 зениток, в т.ч. 4 ЗСУ-37. Зато порезали артиллерию РВГК — расформировали корпуса, некоторые бригады и дивизии, много отдельный полков и бригад, зато сформировали на их основе 11 пушечных дивизий.
И было ещё кое-что в те года, что позволило вырваться нашей арте из многовекового замкнутого круга с нехваткой ресурсов — развитие Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока открыло доступ к гигантским запасам ресурсов, поэтому можно было уже расслабиться и не использовать те же гильзы по несколько раз, шире применять легированные стали, увеличить выпуск взрывчатки и порохов. Собственно, все огромные запасы БК, оставшиеся в 90-х на постсоветском пространстве, это продукция 70-х — 80-х годов, когда ВПК находился на пике силы.
Список источников
-
-
- Худяков А.П., Худяков С.А. Гений артиллерии В. Грабин и мастера пушечных и ракетно-космических дел. 2022.
- Кондратенко С.Ю. Совершенствование системы управления и организационно-штатной структуры советских Сухопутных войск в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.). Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012.
- Бабаков А.А. Вооружённые силы СССР после войны (1945-1986 гг.). 1987.
- Лови А.А., Кореньков В.В., Базилевич В.М., Кораблин В.В. Отечественные противотанковые гранатомётные комплексы. 1996.
- Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. Вооруженные силы СССР после Второй мировой войны: от Красной армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска. 2013.
- Феськов В.И., Калашников К.А., Голиков В.И. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945-1991). 2004.
- Павлов И.В., Павлов М.В. О 160-мм миномёте и не только… Техника и вооружение, №1 2018.
- Гуров С. Реактивные системы залпового огня. 2016.
- Кочнев Е.Д. Автомобили Советской Армии 1946-1991. 2011.
- Прочко Е.И. Артиллерийские тягачи Советской Армии. Бронеколлекция, №5 2005.
- Маликов В.Г. Признано несвоевременным. Техника молодёжи, №5 1987.
-
источник: https://vk.com/@-198045694-skaz-o-russkoi-artillerii-chast-25-posle-voiny-1945-1953-gg